Почти 40 лет играл в театре, будучи глухим
Наш земляк выдающийся актёр Александр Остужев потерял слух в 36 лет, но, несмотря на это, долгие годы продолжал блистать на сцене Малого театра. А ещё великий трагик... ремонтировал соседям самовары и кастрюли.
Почти 40 лет играл в театре, будучи глухим
Наш земляк выдающийся актёр Александр Остужев потерял слух в 36 лет, но, несмотря на это, долгие годы продолжал блистать на сцене Малого театра. А ещё великий трагик... ремонтировал соседям самовары и кастрюли.
Трудно представить, как можно играть на сцене, не слыша собственного голоса, собственных интонаций. И играть так, что дух захватывало не только у зрителей, но и у коллег по актёрскому цеху. Кажется, что такое невозможно. А он смог. Он — это уроженец Воронежа, великий русский трагик Александр Остужев.
Сокровище из Воронежа
Александр Пожаров родился в Воронеже 28 апреля 1874 года. Его отец работал на железной дороге машинистом. Александр с детства много читал, увлекался театральным искусством, но пошёл по стопам отца — поступил в железнодорожное техническое училище. Правда, оттуда на третьем году обучения был отчислен из-за конфликта с наставником.
После этого сменил несколько специальностей, в том числе трудился чертёжником на железной дороге. Параллельно играл в любительских спектаклях и лет с двадцати исполнял эпизодические роли в воронежском театре (ныне Воронежский Академический театр драмы имени А.В. Кольцова).
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/4/0/4/5ccabe2ff772ce7307b5c899da8ae5f1/lf3tZVxqfakG087gBa1HcvHuM5NwT3YOCNHaBZT3-thumb_1280.jpg)
В 1895 году во время гастролей Малого театра в Воронеже столичный актёр Александр Южин обратил внимание на молодого воронежца, игравшего небольшую роль. И пригласил Александра Пожарова в Малый театр.
«Я нашёл в Воронеже сокровище, в которое я верю как в крупную будущую силу, — писал в те годы Александр Южин драматургу Петру Гнедичу. — И смело в первый раз беру на себя ответственность за всю его жизнь, извлекая его из службы при юго-восточных дорогах на сцену».
С помощью Южина Александр поступил на драматические курсы Московского театрального училища (сегодня это Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина). А в 1898 году воронежца Александра Пожарова приняли в труппу Малого театра.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/3/9/2/6278f6452196116998397912b9a79b8b/6FDmY7JjbYgdrAFz5IFmGbANlk5YWuE7J6qmcjnc-thumb_1280.jpg)
Как Пожаров стал Остужевым
Александр был хорош собой, обладал невероятно красивым голосом, имел пылкий темперамент — всё это способствовало его успеху на сцене. Неудивительно, что одной из первых значительных его ролей была роль Ромео в постановке 1900 года — театральные критики называли его «совершенным Ромео». Также наш земляк служил в молодёжном филиале Малого театра — Новом театре. Говорят, именно там он взял псевдоним Остужев. По одной из самых распространённых версий, которую рассказывал сам актёр, дело было так: во время одного из спектаклей публике настолько понравилась игра Александра, что зрители с галёрки начали бурно приветствовать его: «Браво, Пожаров!» Другие же зрители испугались, что люди кричат: «Пожар!», и бросились в панике к выходу.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/3/5/4/a8e5fddfff507053c9a870e032fab29b/y5rGCoMcHZKXHUtyBQv1OiOelQHce6OErW9LdElp-thumb_1280.jpg)
Чтобы впредь подобных ситуаций избежать, руководство театра решило, что молодому актёру надо сменить фамилию. Коллеги предлагали Пожарову разные схожие с его фамилией варианты: Огнев, Пламенев, Костров. Но он решил выбрать псевдоним Остужев, позаимствовав фамилию у одного из действующих лиц пьесы Южина «Джентльмен».
Есть и другая версия, которую озвучил историк и театральный критик Юрий Эйхенвальд: якобы актёр и режиссёр Малого театра Александр Ленский дал Пожарову псевдоним Остужев, чтобы остудить его горячий нрав.
А нрав у Александра и впрямь был горячим: однажды он подрался с одним из артистов и вынужден был уйти из Малого театра, в 1901 — 1902 годах выступал на сцене Русского драматического театра Корша. А затем вернулся в Малый театр, где играл до конца 1940-х годов — практически всю свою жизнь.
Глухота в 36 лет
Молодому актёру Александру Остужеву довелось играть с такими великими артистами, как Мария Ермолова, Гликерия Федотова, Пров Садовский и другими, и он стал их достойным партнёром по сцене. По воспоминаниям актрисы Евдокии Турчаниновой, Остужев буквально горел на сцене и порой не мог себя контролировать. «Его партнёрам приходилось зорко следить, чтобы не пострадать от цепких, сильных рук Остужева, способных сжать ваши, подобно клещам, до боли, — писала Евдокия Турчанинова. — В «Бое бабочек» Зудермана, будучи партнёршей Остужева, я после каждого спектакля была «пострадавшей стороной»: муслиновые рукава платья, которое я надевала по пьесе на костюмированный бал, оказывались порванными, а мои руки в синяках».
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/3/6/2/0ac6bd293ff8a5317a2a5191f848ded7/igP60UnZOnFazthG2kvAsD9ozepLJy8JKebPabkR-thumb_1280.jpg)
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/3/6/3/b87d1fe940a70334fac9f34ea20fb328/wgbyizmf0Aq2hjDqw9gWMKQn02y0IIdWrUbw4E8v-thumb_1280.jpg)
(конец 1920-х годов)
В 1908 году случилась беда: у актёра диагностировали болезнь Меньера, из-за которой он начал терять слух, и к 1910 году в возрасте 36 лет практически полностью оглох.
Поначалу он был в отчаянии, но не опустил рук и не ушёл со сцены. Как же удавалось глухому артисту играть в спектаклях? Остужев запоминал слова всех ролей, чтобы на сцене иметь возможность читать реплики коллег по губам. А если же он был на помосте один, он произносил свой текст по сигналу загорающейся лампочки суфлёра или взмаху его руки. Практически полностью потеряв слух, с 1910-го по 1920-е годы Остужев сыграл в более чем 30 спектаклях.
Творческий кризис и ошеломительный успех
В начале 1920-х у актёра начался творческий кризис, он не соглашался играть свои прежние роли, считая себя слишком старым для романтических героев, а ему в то время было всего около 40 лет.
К тому же в 20-е годы прошлого столетия в моду вошло новаторское искусство, в театр пришли новые люди. По воспоминаниям современников, новое руководство относилось к Остужеву с прохладцей, о нём «забывали» при выборе ролей. А он ничего и не требовал. Одной из самых значительных ролей была роль Квазимодо в спектакле по роману «Собор Парижской Богоматери» в 1925 году. А потом наступило затишье на долгие годы.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/3/6/0/0988b18ff2a0669a0277f97238b9aea4/vrkI56oxyIsnDbBogWboNwRfQzIQ02nJza3mrFW6-thumb_1280.jpg)
«Я была свидетельницей неизменной, упорной недооценки Остужева, непонимания его неисчерпаемых творческих возможностей, — писала актриса Наталья Луначарская-Розенель. — Переворот в отношении к Остужеву произошёл вовремя, ему ещё были дарованы пятнадцать лет творческой жизни».
Переворот этот случился в январе 1935 года, когда 61-летний Александр Остужев получил роль Отелло. Успех был ошеломляющим. По воспоминаниям современников, вся Москва с рассвета стояла у дверей Малого театра, чтоб купить билеты. К концу 1937 года спектакль был сыгран сто раз! Современники Александра Алексеевича рассказывали, что на гастролях Малого театра в Ленинграде после спектакля «Отелло» занавес давали 42 раза! А Остужев стоял в центре сцены, плакал и шептал: «Спасибо, спасибо»... Постановка «Отелло» с участием Александра Остужева шла до самого его ухода на пенсию.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/3/6/5/70793b898d5f8a8da62b7a93ab5ccfd1/kXcmmtxvb2ERvfFGmdkIqisCOwwTbDACUsAaajVX-thumb_1280.jpg)
Зрители несли Остужева на руках
После Отелло Остужев вновь стал нужен театру. Вот что писал известный актёр Евгений Весник об игре Остужева в спектакле «Уриэль Акоста»: «У нас, артистов, мурашки бегали по спине. Некоторые, в том числе и я, не могли скрыть слёз, зал взрывался долгой-долгой овацией… Незабываемые минуты!»
После начала Великой Отечественной войны актёр, которому было уже под 70, выступал вместе с театральными бригадами перед фронтовиками, отдал все свои личные сбережения в Фонд обороны.
В 1941 — 1942 годы последней премьерой Остужева стала роль Рассказчика (от автора) в спектакле «Отечественная война 1812 года» по роману Льва Толстого «Война и мир».
В 1942-м, после разгрома немцев под Москвой, Малый театр был с гастролями в Челябинске. Евгений Весник так писал об этом событии: «Спектакль Малого театра «1812 год». Зрительный зал полон — аншлаг. На спектаклях с участием Александра Остужева не могло не быть аншлага нигде и никогда. В роли есть текст о том, что Москва освобождена от врагов и снова русская! И хотя речь шла о войне 1812 года, Остужев произносил его с таким вдохновением, вкладывая в него своё гражданское отношение к тогдашней военной ситуации, с такой физической и голосовой отдачей, что нам, стоявшим за кулисами, было страшно за него, пожилого человека. А зрители в едином порыве вскочили со своих мест и устроили длительную овацию, сломавшую и ход, и темп, и ритм спектакля… Я в этом спектакле исполнял безмолвную роль камер-лакея Наполеона и оказался счастливым свидетелем происходившего. Помню раненого молодого солдата-фронтовика с костылём, пытавшегося влезть на сцену. Помню крики «Ура!» из зрительного зала, скандированное «Ос-ту-жев!». Вспомнил тогда рассказы о том, что бывало, когда скандировали в своё время его настоящую фамилию Пожаров. Александр Алексеевич должен был по ходу спектакля продолжать текст, однако сделать это никак не мог. Он уходил со сцены, снова выходил и снова уходил: овация не стихала».
По воспоминаниям Весника, помощнику режиссёра пришлось даже опустить занавес, но аплодисменты продолжались. Когда овация наконец стихла, артисты вышли на сцену, спектакль завершился. «Но! Когда артисты разгримировались и вышли через служебный ход на улицу, ожидавшая их толпа окружила Остужева, подняла на руки и понесла! — писал Евгений Весник. — Понесла в гостиницу, где он жил. Я понял, что только в эту минуту закончился этот поистине уникальный спектакль, в котором финальную точку поставили не артисты, не режиссёр, а зрители! Уникальный спектакль! Уникальный зритель! Уникальнейший артист — Александр Алексеевич Пожаров-Остужев!»
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/3/7/1/07d6e81e1338740e253f2e1af6e97120/jPGEADqdUhZice1vtOhUXPijGK8SE4GsUwDiY0M6-thumb_1280.jpg)
Уникальный артист и талантливый слесарь
В Малом театре Остужев прослужил до конца 40-х годов. Несмотря на популярность и огромное количество поклонниц, Александр Алексеевич так и не создал семью и жил один в коммунальной квартире в Большом Козихинском переулке. Дверной звонок заменяла лампа у входа — только так потерявший слух актёр мог понять, что к нему кто-то пришёл. У Остужева было весьма необычное для звезды театральной сцены хобби — он увлекался слесарным делом. Одна из его комнат была спальней, другая — мастерской с верстаком.
Друг Остужева актёр Михаил Садовский рассказывал: «О том, что Остужев увлекался слесарным делом, знали все, и, конечно, все его знакомые и даже знакомые знакомых обращались к нему с просьбой починить ту или иную вещь. Но особой известностью он пользовался в том районе, где жил. Многие жители Большого Козихинского переулка знали, что по соседству с ними живёт артист, который прекрасно чинит самовары, замки, кастрюли, и при этом — задаром».
Александр Алексеевич Остужев ушёл из жизни 1 марта 1953 года в Москве в возрасте 78 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Повествование об этом талантливом человеке, на протяжении долгих лет совершающем сценический подвиг, хочется закончить словами актрисы Евдокии Турчаниновой: «Никто на сцене не умел так страстно и нежно любить, как Остужев. Сила, глубина и искренность остужевских переживаний и его обжигающий, подобно огню, темперамент заставляли самого Остужева сгорать в огне страстей воплощаемых им сценических образов. Он жил на сцене, растрачивая себя без остатка».
Наверное, именно потому, что всю свою любовь он отдал сцене, Александр Остужев так и остался одиноким до конца дней своих.
КСТАТИ
- В июне 1941-го Александр Остужев прочитал на радио стихотворение «Священная война». Вскоре оно было положено на музыку и стало одной из самых известных песен Великой Отечественной.
- В постановке «Без вины виноватые» Остужев в роли Незнамова играл сына героини Марии Ермоловой. И до революции, и после партнёром Ермоловой в этом спектакле всегда был Александр. «Он настоящий мой сын в этой роли», — говорила великая актриса.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/6/7/4/0/2/a1eb7a307c28b25856d5b58dace5ced7/gBd8AhmkIto8cRgOxIVPKgrIC1l5ekuxDIaUStdX-thumb_1280.jpg)
- Александр Остужев — народный артист СССР (1937 год), лауреат Сталинской премии (1943), кавалер двух орденов Ленина, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»
- Имя Остужева с 1962 года носит улица в Воронеже в Железнодорожном районе, известная, пожалуй, каждому горожанину
946
0
8