Том № 16 (1274)
от 16 апреля 2019 г.

«Славик рос хорошим мальчиком»

Кто на Новикову?

Воронежцы продолжают беднеть

«Хочу в загс, но одна боюсь!»

Максим ВИТОРГАН поставил спектакль по пьесе МОЁшника

«Я так хотел остаться в Воронеже, что не пожалел 360 000 руб...

Секрет Кройчика — в его любви и доверии Человеку

В Воронеже эвакуировали тысячи школьников

В подвешенном состоянии

Родительское собрание

Вернут ли штраф за превышение скорости на 10 км/ч?

В Воронеже вход на стадион «Факел» сделали платным

В уснувшем за рулём автомобилисте узнали подполковника полиц...

В Воронеже волонтёры спасли более 200 лесных птиц, выпущенны...

Как облагородить участок на кладбище

Мост в вечность

Чем и когда опрыснуть сад от болезней и вредителей

Курьёзные новости со всего света

Участницы фитнес-конкурса раскрыли секреты женской красоты

Ольга ФИЛАРЕТОВА

«Свою русалку поймал в Азовском море!»

«ФотоОхота»: «День космонавтики»

Пять главных отличий русских сказок от европейских

Вице-мэр Воронежа приняла участие в парламентских слушаниях ...

Первые инвесторы в особую экономическую зону могут прийти уж...

В Воронежской области начинается новый этап программы рассел...

Воронежская область поставит рекорд по количеству сданных со...

Владимир Нетёсов: «В рамках нацпроектов у Облдумы задачи шир...

Приземлились!

Ваши вопросы юристам и адвокатам. Часть 23

Максим ВИТОРГАН поставил спектакль по пьесе МОЁшника

Бывший редактор «МОЁ!» Ярослав СВИРИДОВ написал пьесу «В городе Лжедмитрове», которую поставил в Москве режиссёр Максим ВИТОРГАН, а главные роли сыграли известные актёры и музыканты группы «Несчастный случай»

447 0
Культура

Максим ВИТОРГАН поставил спектакль по пьесе МОЁшника

Бывший редактор «МОЁ!» Ярослав СВИРИДОВ написал пьесу «В городе Лжедмитрове», которую поставил в Москве режиссёр Максим ВИТОРГАН, а главные роли сыграли известные актёры и музыканты группы «Несчастный случай»

A+

A-

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

Репетиции вызывали разные чувства у автора пьесы Ярослава Свиридова (слева) и у режиссёра Максима Виторгана

Ярослав Свиридов несколько лет работал одним из редакторов газеты «МОЁ!», параллельно сотрудничая с разными телешоу и журналами, где был нужен его особенный талант — писать смешно. Ведь Слава даже обычный гороскоп всегда мог превратить в юмористический рассказ. Что он, кстати, в «МОЁ!» и делал. Но к нашему несчастью, талант Славы заметили не только мы. И лет 15 назад Ярослава пригласили на должность редактора в журнал MAXIM. Это было большим ударом для редакции «МОЁ!», но в столице для Ярослава открывались новые творческие горизонты, поэтому скрепя сердце в Москву мы его всё-таки отпустили. Там Яро­слав продолжал писать статьи для журналов и пробовал себя в роли сценариста. Вскоре он познакомился с одним из основателей популярного в своё время ТВ-шоу «ОСП-студия» Сергеем Белоголовцевым. Именно к нашему Ярославу обратился Белоголовцев, когда нужен был сценарист для воплощения идеи Алексея Кортнева (лидера группы «Несчастный случай». «Ё!») создать на сцене «музыкальный стендап».

— Началось всё ещё лет пять назад, когда Сергей Белоголовцев ни с того ни с сего рассказал мне, что Алексей Кортнев, с которым они старинные друзья, придумал смешное название для города — Лжедмитров. Я хмыкнул, забавный каламбур. Ну и всё, забыл, естественно, об этом. Но прошло года три, и я снова услышал это название, — вспоминает Ярослав.

К этому моменту у Алексея Кортнева из каламбура вызрела уже целая история про город Лжедмитров и то, как её можно показать. Будущему действу музыкант дал жанровое определение — «стендап-мюзикл»: все роли в нём, по задумке Алексея, должны были играть музыканты «Несчастного случая». Предполагалось, что они прямо перед микрофонами будут менять образы, используя элементы костюмов: например, просто надевая на голову фуражку и тут же перевоплощаясь в гаишника.

— Сперва мы втроём, Кортнев, Белоголовцев и я, покумекали вечера три, намечая, что будет за чем происходить. После чего я начал помаленьку кропать. Первый вариант пьесы, довольно, надо признать, незатейливый, был готов к марту 2018-го. Потом был второй, третий и четвёртый. К этому времени стало понятно, что мы уже ничего не улучшаем, а просто добавляем какие-то завитушки, — вспоминает Ярослав.

Когда окончательный текст был готов, Алексей Кортнев буквально уговорил Максима Виторгана взяться за постановку.

— Если первоначально представление должно было быть легко переносимым с места на место и играть его можно было в любом месте, где есть сцена, то после того, как к постановке подключился Виторган, она превратилась в большое и яркое представление, которое уже ни в один клуб не влезет! Махина! Звукооператоры, художники света, машинисты сцены! Тридцать пять тысяч одних осветителей! — шутит Ярослав.

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

Даже в такой звёздной компании наш Ярослав Свиридов (второй слева) сумел за себя постоять! (Соавторами спектакля стали Максим Виторган, Сергей Белоголовцев и Алексей Кортнев)

«Я думал, чтобы стать режиссёром, надо всего лишь надеть шарф»

— Ярослав, пишут, что твой сценарий доработал Максим Виторган. Так ли это?

— Без Максима это был бы совсем другой спектакль и во многом другая история. Текст посерьёзнел. Максим избавил его от излишней весёлости, но не в ущерб общей абсурдности. Многое сократил, что-то вынес на первый план, что-то убрал на третий, перемешал сцены, где-то сместил акценты, добавил новые диалоги. В результате всё стало намного драматичнее, а в старых репликах появились такие смыслы, о которых я даже не подозревал, когда их писал.

— Сложно было работать с Максимом Виторганом?

— Нет, учитывая к тому же, что мы с ним в основном общались в мессенджерах и по электронной почте. Допустим, он просил прислать дополнительные реплики для персонажа, и я присылал несколько вариантов на выбор. Максим чётко знал, чего он хочет. Он внимательнейшим образом прочитал все существовавшие черновики. К примеру, в первых двух вариантах у меня была фраза «Жить — значит забывать», которую я впоследствии выкинул — посчитал, что это звучит слишком выспренно. Однако Максим её не только вернул, но и сделал практически лейтмотивом пьесы. Причём я уже дважды слышал от смотревших спектакль, мол, как это точно: «Жить — значит забывать». А, скажем, лозунг «Как я рад, как я рад — Е равно Эм Цэ квадрат» я написал для программки (она у нас довольно затейлива), но он каким-то образом попал в пьесу.

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

— Известно, что, когда Максим работал над спектаклем, в это время он переживал развод с Ксенией Собчак. Как сказывалось это на его работе?

— Кто ж знает! Это как-то не обсуждалось. Есть личная жизнь, а есть работа. Виторган прежде всего большущий профессионал. К слову, лет десять назад я смотрел отличный спектакль «Кто» в постановке Виторгана и, честно говоря, понятия не имел, что в миру Максим известен скорее как актёр. Я всегда считал его в первую очередь режиссёром. И только совсем недавно узнал, что «В городе Лжедмитрове» — всего лишь его второй спектакль.

У меня был опыт сотрудничества с театром, после которого я думал, что легко могу и сам быть режиссёром. Случилось это, когда меня попросили «усмешнить» одну французскую пьесу — добавить шуток, которых там недоставало, и я побывал на нескольких репетициях. Не буду называть имени режиссёра. Тот режиссёр сидел в шарфе и изредка подгонял актёров. Тогда я подумал, что для того, чтобы быть режиссёром, мне нужен только артистический шарф. Но Виторган спустил меня с небес на землю. После того как я посмотрел, как он работает с актёрами (причём он делал это без шарфа!!!), я понял, что всё не так просто. Нужно видеть происходящее на сцене на нескольких уровнях, уметь мотивировать каждый жест и шаг, объяснить актёру, почему в этот момент должна быть именно эта интонация, и главное — добиться-таки от актёра этой интонации.

— «В городе Лжедмитрове» звучат десять песен группы Кортнева, которые он писал специально для спектакля. Это мюзикл или музыкальный спектакль? Насколько песни важны в нём?

— Виторган отказывается называть то, что получилось, мюзиклом. И как режиссёру, ему виднее. И в общем я согласен, что это драматический спектакль с песнями. В целом песни в «Лжедмитрове» — это скорее комментарий к происходящему на сцене. Когда Кортнев поёт: «...президенты хотят превратить эту Землю в потешный тир, где у них будут ружья, а вместо мишеней пригодятся мои сыновья. У меня их четыре штуки, президентам есть из кого выбирать», — это всё-таки скорее поёт Кортнев от лица Кортнева, а не его персонаж Антон Мячиков.

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

Алексей Кортнев играет роль самого выдающегося уроженца Лжедмитрова — музыканта Антона Мячикова, единственного из жителей, которому удалось вырваться за границы города, накрытого силовым полем ядерного коллайдера...

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

Одна голова на сцене — хорошо, решили авторы спектакля, а четыре — лучше

 — Как прошла премьера спектакля? Как реагировала публика?

— Честно говоря, не знаю, как они должны проходить. По мне так в пределах нормы. За отзывами слежу по соцсетям. Недовольных реплик, кажется, было пока всего две-три. В целом большинству зрителей нравится. Кто-то даже в своём дифирамбе употребил слово «конгруэнтный». Я, правда, так и не посмотрел в словаре, что оно значит. Но звучит вполне убедительно!

— Ты читал отзывы о спектакле?

— Рецензий, кажись, ещё не было. Видимо, те два с половиной российских театральных критика, которые теоретически где-то ещё существуют, пока не смотрели наш спектакль.

— Собираетесь ли с этим спектаклем на гастроли? И когда его покажут в Воронеже?

— Гастроли, скорее всего, будут, но спектакль довольно тяжёл для перевозки, так что пока это только планы. Также в планах некая облегчённая версия, но и она пока лишь прожект.

— Слав, ты хотел бы продолжить работу с театром как сценарист?

— Да, кто же откажется! У меня даже есть одна готовая комедия, которую я написал до «Лжедмитрова». Правда, пока я её никому не предлагал. Там у меня аж шесть персонажей. Это не очень выгодно экономически. Вот будь их три, а лучше два, причём обоих мог бы играть один актёр, тогда бы я с большим оптимизмом смотрел на её будущность.

— Можно ли в наше время заработать на написании сценариев?

— В принципе конечно. Другое дело, что это довольно шаткий бизнес, когда ты не знаешь, что будет с твоей работой даже через неделю. Я, впрочем, больше знаком с ситуацией со сценариями для кино и ТВ. Есть у меня приятель, у которого работа (для кино) расписана, думаю, года на два вперёд. А есть знакомый, который после трёх месяцев работы сидит девятый месяц без неё. Что касается театра, то тут, видимо, и вовсе единицы могут сделать его средством стабильного существования. К слову, Кортнев вспоминая свои театральные работы (и переводы мюзиклов, и просто игру на сцене), говорил, что за несколько месяцев серьёзной пахоты зарабатываешь столько же денег, сколько за ведение двух свадеб. Отдача и усилия несоизмеримы. Так что это только для души. Ну и как способ удовлетворения своих творческий амбиций очень даже ничего.

Фото Евгении СВИРИДОВОЙ.

Смешная история от Ярослава СВИРИДОВА

О том, как Кортнев пел по телефону, чтобы помочь другу охмурить девушку

Ярослав СВИРИДОВ

Когда мы только приступили к работе над сценарием, Кортнев, Белоголовцев и я собирались для обсуждений у Белоголовцева дома. И вот осенним вечером подхожу я к дому Сергея, а во дворе (обычнейший дворик в обычном районе с обычными жителями, ничего такого) стоит Кортнев. Белоголовцева ещё нет, задерживается, и мы, значит, его ждём. Тут Кортневу звонит его пьяный приятель, который, видимо, в эту самую минуту охмуряет какую-то девушку рассказами о знакомстве с самим Кортневым. Он просит Кортнева спеть этой самой девушке по телефону «Если б не было тебя». И Лёша начинает петь а капелла. Довольно странная была картина. Сюрреалистическая даже, учитывая, что мы только познакомились и до этого Кортнева вблизи я видел, лишь когда подходил близко к телевизору. И вот: пустынный двор, качели, тусклые фонари, мы стоим с Кортневым посреди всего этого, и он поёт, а голос у него очень и очень сильный: «Если б не было тебя, скажи, зачем…» И так все куплеты от первого до последнего.

СПРАВКА «Ё!»

Премьерные показы спектакля «В городе Лже­дмитрове» состоялись 20 и 21 марта в Москве. Сам Ярослав Свиридов так описывает это произведение: «Научно-фантастический музыкальный спектакль. Место действия: закрытый наукоград Лжедмитров, город на семи мусорных кучах, порт нуля морей, колыбель русской науки, которая так и осталась в колыбели. Сюда-то и приезжает, чтобы выступить на концерте по случаю Дня города, самый выдающийся уроженец города — музыкант Антон Мячиков. 25 лет назад Антону, единственному из жителей, удалось вырваться за границы Лжедмитрова, накрытого силовым полем, которое создаёт ядерный коллайдер, построенный под городом».

На премьеру спектакля пришли телеведущий Валдис Пельш, актёры «Квартета И», поэт Вера Полозкова, актрисы Нонна Гришаева, Светлана Бондарчук, Виктория Исакова, Светлана Устинова, музыкант Лёва Би-2, бывшая жена Максима Виторгана Ксения Собчак со своей мамой сенатором Людмилой Нарусовой (кстати, Ксения посещала и репетиции спектакля). Был на премьере и отец режиссёра 79-летний Эммануил Виторган.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат