№ 03 (1366)
от 19 января 2021 г.

«Когда я увидела квитанцию за декабрь на 26 тысяч рублей, мн...

На что городской бюджет потратит наши деньги в 2021 году

«После родов дочку мне даже не показали»

Когда нас защитят от ковида?

Как депутат купил землю с бомбоубежищем за 2,5 % от стоимост...

Воронежцы смогут зарегистрировать гаражи в упрощённом порядк...

Почему в Воронеже дорожная разметка противоречит знакам?

Бизнесмену, застрелившему своего экс-водителя, вынесли приго...

Под Воронежем школьница стала жертвой нападения группы подро...

Вернут ли товарища Сталина на барельеф с «парящей девочкой»?

Почему Мандельштам сам выбрал для своей ссылки Воронеж

Крупное рогатое село

«Карамель капризнее, чем любая девушка!»

Нужен «Факелу» берег турецкий

График «Бурана»: поражение — победа

Новогоднюю красавицу пустили под нож

Лучшие народные новости за неделю!

Травы против гипертонии

Секреты грамотной уборки

Вместо капремонта сделают…недоремонт

Дарёный «крузак» до добра не довезёт

Кто последний на прививку?

Белгородец получил срок за перевозку человека на капоте

Белгородцам покажут спектакль по скандальной пьесе Шекспира

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

До конца февраля область получит 50 тысяч доз вакцин

Липчанин проплыл в ледяной воде 200 метров

Пасечника с 15‑летним стажем подозревают в кражах пчелосемей

Липецк прославился минеральной водой, лётчиками и металлурги...

Улицу Баумана и проспект Победы закроют на ремонт?

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

На что городской бюджет потратит наши деньги в 2021 году

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

На что городской бюджет потратит наши деньги в 2021 году

Где средств станет больше, а где меньше и почему

2764 0 4
На что городской бюджет потратит наши деньги в 2021 году
Городское

На что городской бюджет потратит наши деньги в 2021 году

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Где средств станет больше, а где меньше и почему

A+

A-

Дорогие читатели! В прошлом номере «МОЁ!» мы рассказали, каким будет в 2021 году областной бюджет. Сегодня разбираем бюджет города на 2021 год. Это важно потому, что областной и городской бюджеты, по сути, рассказывают о том, как будут выполняться обязательства государства перед гражданами — в образовании, здравоохранении, социальной сфере. Заодно можно узнать, сколько денег органы власти выделили на собственные нужды.

Сколько заработает и потратит город

Бюджет Воронежа-2021 (миллиардов рублей)

Здесь и далее мы будем сравнивать бюджет наступившего года с бюджетом прошлого года. Бюджет на следующий год принимается в конце года уходящего. Далее в течение года в казну из разных источников поступают и средства, которые не были запланированы заранее. Поэтому фактический бюджет всегда больше, чем прогнозный. А значит, корректно будет сопоставлять бюджет на 2021 год с изначальным бюджетом на 2020 год, а не с итоговым, пополненным.

Доходы бюджета на 2020 год прогнозировались в размере 20,2 млрд рублей, расходы — в 20,9 млрд рублей, дефицит — в 0,61 млрд рублей. То есть бюджет Воронежа в этом году будет больше, чем в прошлом. Это не может не радовать. Ведь весной минувшего года экономисты облправительства, мэрии и налоговики всерьёз опасались, что из-за паузы в работе предприятий и сферы услуг доходы бюджетов могут «посыпаться». И что дальше ситуацию придётся долго выправлять.

Кстати, многие представители малого бизнеса отдали в виде налогов последнее. Поэтому тем интереснее, на что эти средства будут израсходованы.

Из чего состоят доходы бюджета

Так что же, мы нищие?

После сопоставления сумм налоговых доходов городской казны и безвозмездных поступлений из областного и федерального бюджетов может создаться впечатление, что добрый федеральный центр щедро подкармливает нищающий город. Это не так.

На территории города собирается в разы больше налогов, чем попадает в городской бюджет. Просто по нынешнему законодательству эти средства направляются в областной и федеральный бюджеты, которые, в свою очередь, «возвращают» городу часть средств.

Вот уже двадцать лет в России проводится политика лишения муниципалитетов самостоятельности. Хорошо это или плохо — однозначно сказать нельзя. С одной стороны, плохо. Что за местное самоуправление, которое не распоряжается собственными деньгами? С другой стороны, неплохо.

20 лет назад, когда многие налоги направлялись в бюджеты городов, в каждом мегаполисе мэр и городские депутаты были едва ли не полноправными хозяевами. И нельзя сказать, что бюджетные средства они всегда тратили эффективно. Сейчас федеральный центр пытается упорядочить расходование денег, выделяя их в виде безвозмездных поступлений на различные проекты и программы,  например благоустройство дворов и общественных пространств, закупку новых автобусов. Городские власти в этом случае обязаны потратить средства именно на то, на что они выделены.

Какие доходы городского бюджета увеличатся, а какие уменьшатся (в млрд рублей)

2020 год 2021 год разница
Налог на доходы физических лиц 5,502 5,884 6,90%
Земельный налог 1,388 1,385 -0,20%
Единый налог на вменённый доход 0,735 0,197 в 3,7 раза меньше
Другие налоговые поступления (в том числе налог на имущество) 0,66 0,716 8,50%
Неналоговые доходы 1,226 1,183 -3,50%

Заметнее всего, как вы видите, уменьшится поступление единого налога на вменённый доход. Городские власти здесь ни при чём — сам налог с 1 января 2021 года в России отменён. Так что, по сути, предприниматели в 2021 году доплатят этот налог за прошлый год.

Предприниматели, которые уплачивали ЕНВД, обязаны перейти на другие режимы налогообложения, и эти налоги будут направляться уже не в городской бюджет. Поэтому вышестоящие бюджеты компенсировали городу потерю ЕНВД безвозмездными поступлениями.

Заметно, что в 2021 году городские власти ждут существенного роста зарплат воронежцев. Точнее, общих фондов оплаты труда на предприятиях и в организациях. Мэрия довольно смело спрогнозировала увеличение поступления налога на доходы физических лиц на 6,2%. Экономисты облправительства считают, что в целом в регионе фонды оплаты труда в 2021 году увеличатся всего на 1%.

На что будут тратить больше, а на что меньше

Начнём с хороших новостей. В этом году заметно увеличатся расходы города на благоустройство. Благодарить за это во многом нужно национальный проект «Жильё и городская среда». Он предусматривает выделение федеральных средств на благоустройство общественных пространств и дворов. Поэтому есть шанс, что в нынешнем году в Воронеже продолжат, к примеру, реконструкцию проспекта Революции, благоустроят больше тротуаров, чем в минувшем году.

Впервые за долгие годы в городском бюджете появилась статья «Транспорт». Эти средства будут направлены на лизинговые платежи за покупку 120 автобусов большой вместимости для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» (половину из купленных автобусов воронежцы уже могут видеть на линиях). До этого город не выделял денег на транспорт, считая, что это полностью самоокупаемая сфера.

Заметную прибавку получит дорожный фонд. Это значит, что нас вновь ждёт довольно масштабный ремонт дорог и, возможно, городские власти купят новую технику для комбинатов благоустройства (уборка дорог финансируется из этой статьи бюджета).

Заметно уменьшились, как вы видите, расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Здесь стоит напомнить, что 15 лет назад расходы на ЖКХ съедали до четверти городского бюджета. Это было в те годы, когда жилые дома обслуживали не управляющие компании, а муниципалитет. И когда почти все крупные коммунальные предприятия были муниципальными — «Воронежтеплосеть», «Водоканал», «Воронежгорэлектросеть». Все убытки в этом случае гасились из бюджета. Сейчас эти предприятия вместе с сетями либо проданы, либо переданы в концессию. Так что городские власти теперь на них не тратятся.

Сегодня траты на ЖКХ — это в первую очередь расходы на переселение граждан из аварийных домов (эту программу софинансируют областной и городской бюджеты). А также расходы на прокладку новых коммунальных сетей и капитальный ремонт. Не все знают, что город был обязан передать муниципальное жильё в собственность жильцов капитально отремонтированным. А те, кто знает, добиваются у мэрии капремонта через суд.

Так вот, расходы на переселение граждан из аварийных домов вырастут — с 50,5 млн рублей в 2020 году до 61,7 млн рублей в 2021-м. Однако в то же время в нынешнем году заметно уменьшены расходы на прокладку новых коммунальных сетей и проведение капремонта. И в итоге общая сумма, выделенная на жилищно-коммунальное хозяйство, уменьшается.

Среди расходных статей бюджета нет здравоохранения, потому что сейчас оно полностью подчиняется области и финансируется из областного бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования.

Сколько стоят бюджету органы власти (в млрд рублей)

Расходы на зарплату главы города Вадима Кстенина:

2020 год — 5 млн 248 тысяч рублей
2021 год — 5 млн 586 тысяч рублей (+6,4%)

 

Расходы на зарплату председателя Гордумы Владимира Ходырева:

2020 год — 5 млн 344 тысячи рублей,
2021 год — 5 млн 466 тысяч рублей (+2,2%)

 

В случае с зарплатой мэра и председателя Гордумы всё же стоит заметить, что в расходы входят и все начисления на зарплату. Так что «чистыми» мэр получает около 300 тысяч рублей в месяц. Это в принципе сопоставимо, а в некоторых случаях и меньше заработков топ-менеджеров крупных компаний. Но безусловно, несопоставимо со средней зарплатой горожан.

У соседей денег больше?

Сколько бюджетных денег тратят в городах-миллионниках Центра России на одного жителя в тысячах рублей*

* Данные на 2021 год, расчёты «МОЁ!»

Сравнивать Воронеж с Москвой и Петербургом не совсем верно. Дело в том, что обе столицы считаются отдельными субъектами Федерации. А значит, в их бюджеты заложены не только «городские» расходы, но и те средства, которые предусматриваются в областных бюджетах (например, средства на здравоохранение). Однако даже если вычесть эти суммы из бюджетов Москвы и Петербурга, расходы бюджета на одного жителя в столицах всё равно будут в разы больше. Достаточно сказать, что только на содержание и ремонт дорог Москва в нынешнем году потратит около 100 миллиардов рублей. Это, как вы видите, сопоставимо с бюджетными расходами Воронежа в течение пяти лет.

кому на Руси жить хорошо

На доплаты к пенсиям чиновников из бюджета потратят 353 миллиона рублей

При этом с каждым годом количество персональных пенсионеров будет расти

Если у кого-то из вас, дорогие читатели, будет желание внимательно изучить расходные статьи областного и городского бюджетов, то вы обязательно найдёте в них строчки с названием «Пенсионное обеспечение». Речь там идёт вовсе не про обычные пенсии (их выплачивает Пенсионный фонд), а про персональные доплаты из бюджета к пенсиям вышедших на заслуженный отдых сотрудников областного правительства и мэрии Воронежа.

Представьте: работник с условной зарплатой в 35 тысяч рублей достигает пенсионного возраста и начинает получать пенсию примерно в 15 — 17 тысяч рублей. Много это или мало? Если послушать федеральных министров, пенсия неплохая.

Такую же страховую пенсию получит и работник правительства области с зарплатой в 35 тысяч. Но здесь государство даёт понять, что для уважаемого человека такая пенсия будет маловата и бывший чиновник нуждается в социальной поддержке.

Что же это за соцподдержка? Ещё в 2006 году были приняты региональный закон «О пенсиях за выслугу лет» (для областных чиновников) и решение городской Думы «О пенсиях за выслугу лет в органах местного самоуправления городского округа город Воронеж» (для городских чиновников).

Пенсиями за выслугу лет в случае с работниками облправительства называются ежемесячные денежные выплаты, которые «предоставляются лицам, замещавшим должности гражданской службы Воронежской области, в целях компенсации им заработка при выходе на пенсию». А для тех, кто занимал так называемые государственные должности (губернатора, заместителя губернатора и другие), вместо пенсии за выслугу лет установлена доплата к пенсии. Сути это не меняет — и там, и там идёт речь о доплате к страховой пенсии.

Рассчитываются эти доплаты исходя из заработка. По нашим подсчётам, рядовые сотрудники правительства области, к примеру, после выхода на пенсию получают доплаты в сумме от 5 до 10 тысяч рублей. Начальники отделов —  от 15 до 30 тысяч рублей. Руководители управлений и департаментов — от 25 до 40 тысяч рублей. Соответственно, с учётом доплат общая сумма пенсий рядовых сотрудников составляет 20 — 25 тысяч рублей, начальников отделов — 40 — 50 тысяч рублей, руководителей управлений и департаментов — порядка 60 тысяч рублей

С каждым годом расходы на доплаты растут. Ведь, во-первых, индексируются сами доплаты (вместе с повышением зарплат чиновников), а во-вторых, растёт количество пенсионеров. В случае с областным бюджетом, к примеру, на доплаты в 2016 году выделялось 115 миллионов рублей, а в бюджете на 2021 год запланировано аж 262 миллиона рублей. Городской бюджет на доплаты в прошлом году израсходовал 77,1 миллиона рублей, а на 2021-й в бюджете на них предусмотрено уже 91,4 миллиона рублей.

Таким образом, всего на доплаты к пенсиям бывших служащих областной и городской бюджеты в 2021 году потратят более 353 миллионов рублей. Это сопоставимо со стоимостью строительства новой школы. Причём это лишь средства бюджета региона и бюджета Воронежа. А ведь в бюджетах районов области также предусмотрены доплаты к пенсии бывшим сотрудникам районных администраций.

Стоит заметить, что такие доплаты к пенсии установили себе чиновники подавляющего большинства регионов России. Разница лишь в размерах доплат и количестве получателей.

Если говорить про наших ближайших соседей, то в Липецкой области в 2021 году на доплаты к пенсиям государственных служащих планируется направить почти столько, сколько в Воронежской, — 229 миллионов рублей. И это при том, что население Липецкой области в два раза меньше населения Воронежской. Соответственно, и чиновников там меньше. 

А вот в Белгородской области, население которой в полтора раза меньше населения Воронежской, на доплаты к пенсиям чиновников потратят куда более скромную сумму — 100,8 миллиона рублей. Хотя результаты работы именно белгородских чиновников таковы, что Белгородская область опережает Воронежскую по большинству показателей. 

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат