Журналист из Воронежа 11 лет снимал фильм о Шевчуке
Более 20 городов объездил выпускник журфака ВГУ Павел СЕЛИН вместе с лидером группы «ДДТ» Юрием Шевчуком
Журналист из Воронежа 11 лет снимал фильм о Шевчуке
Более 20 городов объездил выпускник журфака ВГУ Павел СЕЛИН вместе с лидером группы «ДДТ» Юрием Шевчуком
— Cамое интересное, что фанатом «ДДТ» я никогда не был, — рассказывает Павел Селин журналистам «МОЁ!» после премьеры фильма «Юра музыкант», которая состоялась в конце декабря на телеканале «Дождь». — В юности некоторые песни Шевчука мне, правда, нравились, я их даже на гитаре играл. Но из российских музыкантов мне тогда были больше по душе «Секрет» и «Аквариум». А с Шевчуком, его творчеством и гражданской позицией я познакомился уже в 90-е годы, когда он — один из немногих артистов — начал открыто и остро говорить о том, что происходит в стране, иронизировать над попсой. И когда он отправился в Чечню и с камерой ползал по окопам и траншеям, а потом пел свои песни солдатам в казармах...
Почему именно Шевчук?
Непосредственное знакомство Павла с Юрием Шевчуком произошло в 2001 году в белорусском Бресте, где Павел работал собственным корреспондентом НТВ, а Шевчук давал там большой концерт.
— В Бресте я был потрясён той отдачей, с которой работали музыканты на концерте, — говорит Павел. — Меня сложно удивить — я был на многих концертах. Но такое шоу, такой драйв я увидел впервые в жизни. После концерта мы познакомились и просидели, общаясь с Юрой, всю ночь. Я уже точно не помню, о чём конкретно мы говорили, но ощущения от того вечера остались на всю жизнь. Уже тогда я был потрясён Шевчуком как многогранным человеком, философом, который смог сформулировать всё, что я чувствовал. Мне были близки и понятны и его переживания за страну, и его оценка событий.
Так появился сюжет Павла Селина о Юрии Шевчуке в программе «Главный герой» на канале НТВ в 2007 году.
— Помню, когда сюжет вышел, звонит мне Юра и говорит, что сам материал не видел, но его друзья и знакомые, мол, звонили ему и сказали, что всё получилось нормально, — вспоминает Павел. — А потом Юра говорит: «Всё, больше не могу с тобой говорить, а то меня ветром снесёт!» Оказывается, чтобы позвонить мне и поблагодарить, Шевчук забрался на крышу своего дома в деревне Лебедевка в Ленинградской области — в других местах телефон там просто не ловил сеть!
После выхода телесюжета Павел понял, что о Шевчуке можно снять большой фильм. И Юрий согласился работать с воронежским журналистом Селиным над документальным фильмом — о нём самом и о стране. Павел признался, что для него это большая творческая удача. Во-первых, это был бы абсолютный эксклюзив. Ведь Шевчук известен тем, что человек он закрытый, а тут он был готов сниматься и давать для фильма многочисленные интервью. Во-вторых, Павлу и самому стал очень интересен этот музыкант: и его гражданская позиция, и творчество, и будни артиста.
Как съёмки затянулись на 11 лет
Изначально Селин и Шевчук договаривались, что съёмки будут идти пять лет: через гастрольные туры «ДДТ» им хотелось показать не только жизнь и творчество группы, но и то, как будет меняться страна. Фильм должен был выйти в 2012 году, как раз к 55-летию Юрия Шевчука. Но в 2011 — 2012 годах жизнь в стране так забурлила (начались многотысячные выступления за честные выборы), что стало очевидным — точку в фильме ставить нельзя.
Однако вскоре изменилась политика на телевидении: Павел Селин был вынужден уйти с канала НТВ, для которого снимал свой фильм и который финансировал съёмки. Это было ещё одной причиной, которая застопорила окончание съёмок.
— Хотя я теперь уже не жалею, что фильм завершился не в 2012 году, а только к концу 2018-го, — говорит Павел. — С таким материалом не надо спешить.
Фильм как чудо
Журналист и музыкант договорились продолжать съёмки фильма при любой возможности и уже не ориентироваться на даты — как будет, так будет. Павел перешёл на канал РБК, работал на канале онлайн-вещания RTVI, снимал передачи для Russia Today, но свой фильм не бросал и уже самостоятельно, на собственную технику продолжал снимать Шевчука и его команду.
— Мы не знали, для какого канала снимаем, но это было уже не так важно. И признаюсь, время от времени я уже внутренне соглашался с тем, что пора эту затею сворачивать, — говорит Павел. — Но тут в моей жизни неожиданно появлялись люди, которые, узнав, что я снимаю фильм про Шевчука, готовы были включиться в работу и помочь мне. Например, операторы, которые снимают большое кино, вдруг сами предлагали помощь и за незначительный гонорар снимали со мной этот фильм просто потому, что «это же Шевчук!». Кстати, за время съёмок я понял, что фамилия Шевчук — некий пароль, который открывает многие двери и на который готовы откликаться многие люди.
Деньги — это был, пожалуй, главный стопор съёмок. Именно их отсутствие порой заставляло Павла впадать в отчаяние. Но, по словам журналиста, как только приходили мысли всё бросить, тут же рядом появлялись нужные люди, в том числе профессиональные продюсеры, которые помогали с финансированием. А случалось, что деньги для съёмок вдруг сами неожиданно появлялись как будто из ниоткуда.
— Помню, мне надо было три тысячи долларов, чтобы отправиться с Юрой в очередной тур, но у меня таких денег не было. И вдруг звонок: один человек даёт мне именно ту сумму, которая была нужна,— ни рубля больше или меньше! И при этом я не просил его о деньгах, тем более не озвучивал конкретную сумму. Как хотите это назовите: чудо, проведение. Но после этого я понял, что фильм я должен закончить, — говорит Павел.
Часть съёмок Павел провёл в буквальном смысле на народные деньги — через краудфандинговую платформу, на которой журналист разместил информацию о съёмках, незнакомые люди перечисляли на продолжение работы свои средства — кто 50 рублей, а кто и 50 тысяч.
— Всего скинулись 250 человек, — говорит Павел. — И фамилии всех этих людей я поставил в титры
Эх, дороги!
Павел снимал своё кино 11 лет. Большая часть съёмок проходила в поездках — в поездах, автобусах. Съёмочная группа проехала с музыкантами порядка 25 городов и населённых пунктов.
— Мой герой — он неспокойный человек. Неравнодушный, всегда стремящийся что-то делать, менять, — говорит Павел. — Вот эту его неуспокоенность мне и хотелось показать, и дорога в этом смысле имеет концептуальное значение. Но снимать артиста в пути в промежутках между концертами — это очень тяжело.
Съёмки, по словам Павла, были изнурительными и с физической, и с эмоциональной точек зрения. Расспрашивать музыканта, выводить его на откровенные разговоры, заставить его раскрыться во время гастролей, когда ему часто бывает нужно восстановиться после концерта, отдохнуть, — задача трудная. Человек может быть не в духе или плохо себя чувствовать, а журналисту надо хоть что-то у него выведать — не зря же поехали! Но за годы работы с Шевчуком Селин изучил, когда к Шевчуку с камерой можно подходить, а когда лучше ограничиться беседой с его музыкантами.
— Лучше всего с Юрой беседовать после концерта, а ещё лучше — после удачного концерта, — смеётся Павел. — Но я всегда с пониманием относился, если Юра был не в настроении общаться. У него такая отдача на концертах — 1 000%, и понятно, что иной раз после такого напряжения нужно побыть одному и выспаться.
Так и снимали — с многомесячными перерывами, по 15 — 20 минут за раз, долгие беседы получались нечасто. Нередко Павел сталкивался уже и с усмешками.
— «А, это ты? Не бросил ещё снимать?» — подсмеивались музыканты, встречаясь со мной после очередного вынужденного простоя, — вспоминает Павел. — Но на самом деле все относились ко мне тепло и с готовностью со мной общались.
По словам Павла, он понимал, что за 11 лет терпение любого человека может лопнуть, если за ним периодически ходят с камерой и задают вопросы. Но Шевчук терпел, шёл на разговоры, шутил и читал стихи.
— «Потому что он добрый!» — так мне ответил один из участников группы, когда я спросил, как Шевчук терпит меня 11 лет, — рассказывает Павел. — А для себя я отметил, что Юра может выйти из себя, но он никогда ни на кого не кричит. И уж тем более я никогда не слышал от него матерных слов. Он никогда не впадает в истерику и всегда может приглушить свой нерв.
Почему «Юра музыкант»?
Задавать автору вопрос о смысле названия его произведения, будь то пьеса, книга или фильм, считается дурным тоном. Но журналисты «МОЁ!», конечно, не могли не поинтересоваться у Павла, почему он назвал фильм несколько фамильярно — «Юра музыкант» (всё-таки человек он немолодой, Шевчуку сейчас 61 год).
Сначала, по словам Павла, была задумка дать фильму такое название, чтобы в нём обязательно присутствовали слова «рок» и «музыкант». Но после встречи президента Владимира Путина с представителями творческой интеллигенции в 2010 году, на которой присутствовал и Юрий Шевчук, название «Юра музыкант» родилось само собой. Напомним, что, когда Шевчук стал задавать Путину неудобные вопросы, президент начал заметно нервничать и уточнил у Шевчука, как его зовут (то ли президент действительно не знал, кого пригласили к нему на встречу и усадили с ним за стол, то ли хотел таким образом уязвить музыканта, — это осталось загадкой). «Юра Шевчук, музыкант», — нимало не смутившись и по-простецки ответил лидер «ДДТ».
— Словосочетание «Юра музыкант» стало нарицательным и воспринимается как своего рода синоним смелости, дерзости в хорошем смысле, когда художник не боится смотреть в глаза руководителю страны и задавать ему острые вопросы, — говорит Павел Селин. — К тому же название не уводит от главной темы фильма — о человеке-музыканте. В-третьих, Шевчук предпочитает, чтобы к нему обращались по имени — Юра. Ну а если человек совсем юный — дядя Юра. Честно говоря, самому герою фильма это название поначалу не очень понравилось. Но всё же он согласился.
В процессе всего монтажа Павел показывал фильм Шевчуку — так они договорились. Шевчук не ленился, приезжал в Москву, участвовал в монтаже. По словам журналиста, по просьбе Юры-музыканта пришлось изменить некоторые моменты, что-то выбросить из фильма. В связи с этим Павел абсолютно искренне считает своего героя полноценным соавтором фильма.
Когда съёмки уже подходили к концу, бывшие коллеги Павла по НТВ, которые сейчас работают на телеканале «Дождь», предложили показать фильм на этом канале. Так и случилось — фильм вышел в эфир прямо в канун Нового года, 31 декабря. Павел считает, что фильм «Юра музыкант» адресован не только почитателям «ДДТ» — они-то как раз будут не очень довольны, поскольку в фильме звучит не так много музыки. Зато там много размышлений о России, о её настоящем и прошлом, тревога за будущее страны, которая может быть в любой момент втянута в войну.
— Шевчук может появиться на центральных каналах как музыкант, но его появление там как человека со своей гражданской позицией, с непримиримостью к разжиганию войны, к любым проявлениям культа личности — это сейчас невозможно, — говорит Павел Селин. — Но как же хорошо, что у нас есть такой Юра-музыкант — альтернатива той глупости и пошлости, которые мы наблюдаем сегодня повсюду. И не только в музыке.