№ 35 (1346)
от 1 сентября 2020 г.

«Идём валить забор!»

Департамент здравоохранения: «Пациентка из ковидного стацион...

Депутат Облдумы заработал в 730 раз больше среднего воронежц...

Какие нововведения ждут россиян в сентябре?

Скончалась пенсионерка, регулярно вызывавшая спасателей

Самолёты на «Балтимор» вернутся в октябре

В области осталось всего 111 свободных коек для больных коро...

Норвежская трагедия на Воронежской земле

Будут ли у учителей и учеников брать тесты на COVID‑19?

«Сила — в совести. Совесть — во мне»

Кирпичному пилону у «Юбилейного» вернут исторический вид

Как будут считать ОСАГО по новым правилам

«Меня называют Ван Даммом на кухне»

В новом сезоне хоккеисты «Бурана» не сыграют с иностранными ...

Город героев: улица Перевёрткина

Чем приходится расплачиваться на пути к власти?

Деньги воронежцев утекут со сточными водами

Как одолеть капустных вредителей?

Жалобы в жилищную инспекцию стали рассматривать быстрее

На улучшение качества жизни в воронежских сёлах направлено 1...

Губернатор Воронежской области: «Нам важно знать о проблемах...

Гордума позаботилась о детях

Поддержка образовательного процесса

Школьников будут кормить бесплатно, а учителям добавят денег

Вор под видом инкассатора обокрал банкомат

Подвиг белгородца Николая Скворцова поразил даже Сталина

В «Изумрудном городе» помогут неизлечимо больным детям

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

Прыжки с парашютом, средневековые войны и «Праздник гуся»

Липчане требуют у властей новые поликлиники

«Живём в Липецке как в джунглях!»

Учёба в одном кабинете, термометрия и дезинфекция

Жителей воронежского села эвакуировали из‑за крупного пожара

10 законов, которые изменят нашу жизнь

Экс-главу липецкого УФСИН подозревают в коррупционных престу...

Николай СЕМАШКО разработал основы системы здравоохранения

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

Норвежская трагедия на Воронежской земле

Вся правда об авиакатастрофе в Воронеже, где 65 лет назад разбилась делегация норвежских женщин-антифашистов

6964 1 11
Историческое

Норвежская трагедия на Воронежской земле

Вся правда об авиакатастрофе в Воронеже, где 65 лет назад разбилась делегация норвежских женщин-антифашистов

A+

A-

Фото с сайта ru.wikipedia.org.

В этом году исполнилось 65 лет с момента одной из самых загадочных авиакатастроф, произошедших на Воронежской земле. 6 августа 1955 года в Воронеже разбился самолёт Ил-14. Погибли все 25 человек, которые были на борту: 5 человек экипажа, 10 норвежских женщин-антифашистов и 10 сопровождавших их из антифашистского Комитета советских женщин.

Норвежки были активистками различных общественных объединений. В годы Второй мировой войны, когда Норвегия была оккупирована гитлеровской Германией, они вели подпольную борьбу с нацистским режимом, помогали советским военнопленным, которых присылали в скандинавскую страну на принудительные работы. Воодушевлённые подвигом защитников Сталинграда, в 1943 году эти женщины тайно сшили советский флаг, а после освобождения Норвегии (8 мая 1945 года) они отдали его советским воинам. Это полотнище разместили в одном из музеев Сталинграда. После войны, в 1955-м, Комитет советских женщин пригласил делегацию норвежских женщин-антифашистов посетить город-герой на Волге. На обратном пути из Сталинграда они летели на том самом злополучном Ил-14, потерпевшем крушение в Воронеже…

Что случилось с самолётом?

Самолёт Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот» (бортовой номер СССР-Л5057) выполнял рейс Москва — Сталинград — Москва. На обратном пути в Москву, когда самолёт пролетал над Воронежем, у него отказал и загорелся правый двигатель, после чего в воздухе отвалилось крыло. Оно упало в Коровьем логу (так назывался большой овраг между стадионом «Динамо» и Берёзовой Рощей).

Сам горящий самолёт рухнул в 15:18 по московскому времени на левом берегу реки Воронеж, в районе нынешнего Северного моста (тогда это место в народе называлось Собачкой). Сейчас место крушения Ил-14 находится на дне Воронежского водохранилища, появившегося в 1972 году.

Схема крушения самолёта на современной карте Воронежа

Причиной отказа двигателя, как показало расследование, стало «разрушение гильзы цилиндра № 2 из-за наличия в нём усталостной трещины вследствие её некачественного изготовления на заводе-производителе». Любопытно, что самолёт был почти новый — Ил-14 начали эксплуатировать лишь с ноября 1954-го.

Очевидцы трагедии вспоминают, что, прежде чем у Ил-14 оторвалось крыло и он рухнул, самолёт сделал несколько кругов над городом. Отчасти это доказывает неофициальную информацию о том, что экипаж, когда начались неполадки с двигателем, несколько раз просил посадку в Воронеже, но её не разрешали. На гражданском аэродроме (который в то время был на ул. Хользунова) лётное поле было грунтовым, а незадолго до трагедии прошёл сильный дождь. Посадить кукурузник на такой полосе ещё можно, но тяжёлый пассажирский Ил-14 — огромный риск. В любой другой ситуации самолёту наверняка разрешили бы посадку на аэродроме авиазавода, где была бетонная взлётно-посадочная полоса. Но диспетчеры почему-то не спешили давать такое разрешение терпящему бедствие Ил-14. Видимо, ждали разрешения «компетентных органов». Ведь на борту была иностранная делегация, а на авиазаводе они могли увидеть, к примеру, секретные бомбардировщики Ту-16, производившиеся тогда в Воронеже…

Советские газеты писали об этой трагедии мало. Лишь несколько строк со ссылкой на ТАСС вышло в «Правде», «Известиях» и воронежской «Коммуне». Причём в сообщениях писали, что самолёт разбился в 12 километрах от Воронежа — якобы не дотянул до аэродрома.

«Увидели самолёт и подумали: «Снова война?»

Такая катастрофа не могла пройти в Воронеже незамеченной. Крушение Ил-14 наблюдали полгорода. Ещё бы — суббота, средь бела дня, да ещё и в черте города.

Вот как описывает эту трагедию в своих воспоминаниях один из очевидцев, житель Воронежа Николай Зубец: «Я видел начало этой беды. Мне было десять лет. Вдруг с сильным рёвом пронёсся большой самолёт. Тогда аэропорт был рядом и самолёт над городом не диво, но только не такой. Обычно прожужжит букашкой в далёком небе, у облаков, и всё. А этот шёл гораздо ниже, казался очень крупным, и аж нутро от гула задрожало. Нас с другом что-то просверлило неясным беспокойством. Вот скрылся в сторону реки, но через несколько минут опять тревожный рокот — и ещё ниже, зловеще сверкая крыльями, несётся этот самолётище. Что это? Явление всё повторялось, будоража сердца мальчишек. Уж не война ли снова? <…> И вдруг, на пятом или седьмом круге, у самолёта отрывается крыло! Рёв мотора переходит в страшный вой, громадина беспомощно заваливается набок и неуклюже падает... А крыло завертелось, как семечко клёна, и стало плавно снижаться, оставляя чёрный дымовой шлейф. Оно упало в Коровий лог. <…> Мы бросились туда. Откуда сразу столько собралось людей? Из лога могучим столбом валил чёрный дым…»

Фото из архива Николая ЗУБЕЦ.

Так выглядел «Коровий лог» 

К месту крушения самолёта ещё до приезда пожарных прибежали толпы любопытных. На левобережных озёрах, у старой Чернавской дамбы, шли соревнования по судомодельному спорту. Именно эти пацаны, побросав свои модели, прибежали к месту крушения первыми. За ними подтянулся народ из Отрожки. Как вспоминают очевидцы, среди зевак были и мародёры, искавшие среди горящих обломков часы и кошельки…

«На месте трагедии нужен памятный знак»

Краевед Владимир Елецких, который собирает информацию об этой трагедии уже больше 20 лет, рассказывает, что в своё время в Воронеж даже приезжал один из высокопоставленных чиновников из посольства Норвегии. Якобы на борту разбившегося Ил-14 была его мать, которая не взяла его с собой в поездку в Советский Союз, потому что сын был ещё слишком мал. Норвежец просил показать ему место крушения и был расстроен, увидев лишь гладь Воронежского водохранилища.

— Я много лет вынашиваю идею установить в Воронеже памятный знак об этой трагедии, — рассказывает Владимир Елецких. — Его можно было бы сделать на месте крушения в воде — стоял же у нас посреди водохранилища кораблик «Меркурий». А это был бы самолёт. Хотя понимаю, что это сложно. Но вот памятную табличку или знак на берегу — вполне реально. Но почему-то эта идея пока не находит поддержки у властей. Причины, я подозреваю, могут быть разные. Не забывайте, что Норвегия входит в НАТО. Но ведь эти норвежские женщины боролись с фашизмом и помогали нашим военнопленным. Плюс ведь там не только норвежки разбились, но и наши, советские люди. Потомки и друзья погибших, гости Воронежа могли бы приезжать к нам, к этому памятному знаку, чтобы почтить память людей, возложить цветы…

Но пока об этой трагедии остались только воспоминания очевидцев да скудные сведения в интернете. Где мы, кстати, нашли вырезку из норвежской газеты с фотографией той самой делегации. Именно из этой вырезки мы можем узнать имена погибших норвежек. Чтобы не ошибиться в транскрипции, приведём их на норвежском: Аlice Olsen, Manghild Hallsjo, Sigrid Noerup Gunder, Eiise Rudvin, Esther Pierre, Ingerid Gjostein Resi, Signe Leikvam, Sulborg Niberg, Grete Lorange Backer og, Solveig Willoch.

Та самая делегация женщин-антифашистов. Снимок из норвежской газеты.

ЦИФРЫ

  • Последний самолёт Ил-14 сняли с эксплуатации в 2005 году.
  • 13 700 советских военнопленных погибли в Норвегии во время Второй мировой войны.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат