№ 36 (1294)
от 3 сентября 2019 г.

+22 первых класса в этом году

Вадим АЛФЁРОВ: «Каждый альпинист понимает, что может погибну...

Площадки для мусорных контейнеров: мэрия атакует!

Как читатели «МОЁ!» спасли две судьбы

Как и куда поедут автобусы и троллейбусы после транспортной ...

Дадут ли Гагарину упасть?

Петровская набережная: вместо многоэтажек — пляж?

«Я что, сумасшедшая, сама лезть за люстрой?»

«Уехал от беременной жены на Кубу»

Как автоюристы наживаются на автомобилистах и страховщиках

Юные газетчики всё лето помогали больным детям

5 лучших песен о школе

Наркодельцы вербуют в свои ряды подростков

Нововоронежская АЭС: все уроки Чернобыля были учтены

Воронежскую лютеранскую общину могут лишить здания церкви

Покажите детям паровоз!

Писатель Александр ЛАПИН: колесница глобализации споткнулась...

Как обеспечить наилучший обзор в вашем автомобиле

Спасаем черешню и смородину, боремся с портулаком

Предпенсионный возраст: примеры для подражания

Чудо-школа в Боброве: «Такой нет и в Москве!»

Новая школа в Отрадном: есть всё для того, чтобы стать отлич...

Ученикам и учителям вручили ключ от будущего

Сразу четыре новые школы открылись в Воронеже

Воронежские школы стали опорными для Российской академии нау...

Театру оперы и балета построят сразу два здания

На воронежских сценах — Кафка, Пелевин и малиновый попкорн

Олимпийский бульвар и улицу Тимирязева соединит новая дорога

«ФотоОхота»: «Котят по осени считают»

Елена БЕРДНИКОВА:люблю Абхазию, балет и Короля Пика!

«В любви без хитрости никак!»

Дадут ли Гагарину упасть?

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Дадут ли Гагарину упасть?

В Воронеже разрушается уникальная мозаика на тему космоса, созданная почти полвека назад

1037 4
Дадут ли Гагарину упасть?
Культура

Дадут ли Гагарину упасть?

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

В Воронеже разрушается уникальная мозаика на тему космоса, созданная почти полвека назад

A+

A-

Одна из самых больших мозаик в Воронеже, а точнее, два мозаичных панно на тему космоса пока ещё украшают фасад центра развития творчества детей «Радуга» на улице Полины Осипенко, 6. Но совсем скоро произведение монументального искусства может просто рухнуть на землю. Тревогу по поводу плачевного состояния мозаики советских времён забили наши читатели, и мы отправились своими глазами оценить масштабы катастрофы.

10 лет назад сбивать мозаику не разрешили

Юрий Утенков

К сожалению, в Воронеже остаётся всё меньше мозаик, которыми в советское время было принято украшать фасады жилых домов, Дома культуры и даже магазины. Что-то разрушилось со временем, но часть мозаик просто уничтожили во время ремонтов и переделок. Космическая мозаика на фасадах «Радуги» была создана в начале 70-х. Найти авторов этих работ пытался воронежский художник Юрий Утенков, но их имена затерялись в исторических лабиринтах. Художник предполагает, что специалистов для создания этой мозаики могли пригласить из Москвы, потому что их изобразительная техника отличается от той, в которой работали воронежские монументалисты.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Если в ближайшее время средств на реставрацию панно не найдут, его придётся демонтировать   

Свою версию появления мозаики на здании нынешнего воспитательного центра «Радуга» высказала замдиректора по воспитательной работе центра Ольга ШЕЙКО.

— Это здание до 1958 года было столовой авиационного завода, — рассказала она. — Затем её передали под левобережный Дом пионеров и школьников. Если мозаику сделали в начале 70-х, можно предположить, что тогда был ремонт и в то время богатый авиазавод, который поддерживал Дом пионеров и школьников, вполне мог заказать мозаичное панно.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Если срочно не принять меры, скоро от этой мозаики на центре «Радуга» камня на камне не останется

Ольга Шейко рассказала, что около десяти лет назад проводился капитальный ремонт здания центра «Радуга». Ещё тогда возникал вопрос — сбить мозаику и полностью «осовременить» фасад или оставить всё как есть, потому что средств на её реконструкцию не было.

— Тогдашний наш директор Павел Васильевич Конопкин сказал: «Ни в коем случае нельзя её сбивать. Это такая редкость, произведение искусства!», — вспоминает Ольга. — Ну и, конечно, тогда она была в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас. Не так давно мы были вынуждены одну мозаику огородить из-за угрозы обрушения. Всё-таки у нас занимаются дети,  их безопасность превыше всего. Если мозаика станет аварийной, к сожалению, мы будем вынуждены её убрать. Но нам этого не хотелось бы. Это история, история нашего центра в том числе. А ещё эта мозаика просто очень красивая.

Восстановлению подлежит

По словам Ольги Шейко, у муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования, каким является «Радуга», нет финансовых возможностей для реставрации мозаики. Она отметила: если на городском уровне примут решение сохранить мозаику как произведение искусства или найдётся меценат, готовый проспонсировать её восстановление, сотрудники «Радуги» готовы всячески поддерживать реставрацию.

В городской администрации уже обратили внимание на разрушающуюся мозаику. Как рассказали «МОЁ!» в пресс-службе мэрии, будет проведена экспертиза, которая поможет оценить состояние панно, объём восстановительных работ и их финансирование. Однако в горадминистрации отметили, что реконструкция будет проведена, только если выяснится, что мозаика ещё подлежит восстановлению. Сроки проведения экспертизы пока не называют.

Для предварительной оценки мозаики специалисты управления финансово-бюджетной политики мэрии обратились к художнику Юрию Утенкову. Он изучил состояние мозаики и считает, что восстановить панно можно. Однако уточнил, что окончательные выводы действительно можно будет сделать только после полноценной экспертизы.

— Чтобы восстановить мозаику, нужно понять, каким способом её делали и что с ней произошло сейчас, — рассказал Юрий Васильевич. — Пока потери мозаики незначительные. Но без анализа даже примерную стоимость и объём работ по реставрации назвать нельзя.

Редакция «МОЁ!» будет следить за судьбой мозаики на здании центра «Радуга». Когда будут известны результаты экспертизы, мы обязательно их опубликуем.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

В деле сохранения мозаик наблюдаются явные пробелы

ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

Почему мозаика стала так популярна в СССР

Искусство мозаики — одно из самых древних. Первые мозаики появились во второй половине IV тысячелетия до нашей эры — мозаичными изображениями украшали дворцы и храмы в древнем государстве Шумер. Мозаикой принято называть произведения, в которых рисунок выкладывается из разноцветных камней, смальты (цветное непрозрачное стекло), керамических плиток и других материалов.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Советские мозаики имели не только эстетическое значение, но и решали проблему ремонта фасадов 

На Руси первые мозаики стали делать с принятием христианства в 988 году. Так, в Киеве в Софийском соборе сохранился один из крупнейших ансамблей из мозаик первой половины XI века. Но в то время импорт смальты из Константинополя был очень дорогим, и мозаики не получили широкого распространения. Позже интерес к этому виду искусства продвигал Михаил Ломоносов. Появились орнаментальные мозаики в храме Христа Спасителя в Москве, часть фресок в Исаакиевском соборе в Петербурге заменили мозаиками. В 1851 году была открыта мозаичная мастерская Императорской Академии художеств, а итальянцы помогли наладить выпуск смальты. В основном мозаика использовалась в оформлении храмов.

Настоящий бум мозаики произошёл в СССР. В 1954 году Никита Хрущёв начал борьбу с архитектурными излишествами, то есть элементами вроде колонн, портиков и других. Однако типовые застройки украшать тоже как-то надо было. И тут вспомнили про мозаику.

Особенно популярны мозаики были в 60 — 80-е годы. В стране было налажено производство смальты. Чиновники не жалели средств на мозаику. Но, как и всё в Советском Союзе, этот вид искусства выполнял ещё и практическую функцию. Так как смальта — прочный материал, который не выцветает, то фасады, украшенные мозаикой, не требовали частого ремонта.

С распадом Советского Союза художникам перестали заказывать мозаики. А в наше время этот вид изобразительного искусства снова переходит из разряда массового в элитарный. Сейчас цена за квадратный метр мозаики из смальты начинается в среднем от 5 500 рублей и может доходить до 300 тысяч рублей в зависимости от материала (мрамор, гранит, золотая смальта) и сложности работы. Впрочем, мозаику делают и из кусочков керамической плитки и битой посуды, это обходится дешевле, хотя процесс получается более трудоёмким, так как сначала нужно наколоть подходящие кусочки с помощью специальных кусачек.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Почему мозаики важно сберечь

Во время подготовки этого материала нам не удалось найти ни одного исследования, посвящённого советской мозаике. В России пока не существует ни одного единого каталога, где были бы собраны хотя бы знаковые мозаичные панно в стране. Однако специалисты в области искусства уверены: мозаики важно сохранять и изучать.

«Мозаики интересны с исторической точки зрения»

Директор по развитию Московского музея дизайна, искусствовед Ольга ДРУЖИНИНА:

— В советское время заказы на мозаики для художников были дополнительным заработком. Среди тех, кто выполнял панно, было много хороших художников. Так что некоторые мозаики, оставшиеся с советских времён, вполне могут быть творениями очень известных людей. К сожалению, авторство многих мозаик не сохранилось, документы утеряны. Тогда об этом никто не задумывался. В Москве сейчас мозаики не уничтожают, но и особенно не пекутся об их сохранности. А в плане бережного отношения к мозаике показателен пример московского Музея современного искусства «Гараж». Для реконструкции здания пригласили бюро голландского архитектора Рема Колхаса. Когда иностранные специалисты увидели мозаичное панно «Осень», которое осталось от ресторана «Времена года», они были в восторге. Мозаику не только оставили, но и сделали одним из знаковых мест музея.

«Массовость сыграла с мозаикой злую шутку»

Художник, график Денис БУЛАВИНЦЕВ:

— На протяжении нескольких лет я фотографирую сохранившиеся в Воронеже объекты монументального искусства — витражи, мозаики, памятники. К сожалению, некоторые мозаики, которые я снимал, уже исчезли. Мозаичные панно всегда были предметами роскоши, так как это дорогая и трудоёмкая техника. Но массовость её использования в СССР сыграла с мозаикой злую шутку. Само это явление стало казаться повседневным и не заслуживающим внимания. А это совершенно не так. Мозаики — это чёткие, собранные, хорошо продуманные и выстроенные работы. Плод труда профессионалов. Лично я, когда вижу мозаики, наслаждаюсь ими. Это вам не баннер. Обидно и грустно, что мозаики сейчас не ценятся и пропадают.

«Раньше при строительстве зданий закладывали расходы на их художественное оформление»

Учёный секретарь музея им. И.Н. Крамского, искусствовед Наталья БАКИНА:

— В 70 — 80-е годы современное монументальное искусство изучалось, периодически издавались сборники статей «Советское монументальное искусство», альбомы, монографии. Художественное оформление общественных зданий представлялось совершенно необходимым. В смете на строительство какого-либо здания, как правило, закладывалось порядка 2% от суммы на художественное оформление. Позже, действительно, был некоторый спад интереса к монументальному искусству. Но в последнее время этот интерес снова растёт, причём со стороны молодых исследователей. Сохранившиеся в нашем городе примеры художественного оформления зданий чаще всего имеют культурологическую ценность. По сути, они — артефакты иных культур. Непонятные и необязательные для современного общества, они обрастают другими смыслами — как свидетели ушедшей эпохи.

В ТЕМУ

Три самые знаменитые мозаики в мире

Мозаика может стать визитной карточкой не только города, но и страны

1. Карта СССР из драгоценных камней. Одна из самых известных мозаик в Советском Союзе была создана в 1937 году к 20-летней годовщине революции. Это «Карта индустриализации СССР» из драгоценных камней. Её длина 26,6 метра, и состоит карта из 50 тысяч фрагментов. На карте отмечены заводы, фабрики, месторождения и прочее — и всё из яшмы, лазурита, золота, серебра, изумрудов, рубинов, алмазов… В 1937 году мозаику выставляли в Париже на Всемирной выставке, где она произвела фурор и завоевала Гран-при. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали её на 137 миллионов долларов. Сейчас «Индустриальную карту СССР» можно увидеть в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. Ф.Н. Чернышёва в Петербурге.

2. Парк Гуэля в Барселоне. Одна из самых главных достопримечательностей испанского города Барселоны — парк Гуэля, созданный знаменитым архитектором Антонио Гауди. Миллионы туристов приезжают посмотреть на лестницу, скамейки и другие объекты, выложенные разноцветной мозаикой. Гауди просил рабочих со строек приносить ему осколки плиток и битую посуду, из которых архитектор и делал мозаики. Объекты парка, например мозаичная саламандра, стали визитной карточкой Барселоны.

3. Самая большая керамическая мозаика в мире. Находится она в городе Ханой во Вьетнаме. Мозаика площадью около 1 570 квадратных метров попала в Книгу рекордов Гиннесса. Мозаикой выложены сюжеты из истории Вьетнама.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат