«Меня сдали в детдом спустя год в приёмной семье»
Рассказываем истории детей-сирот, которые надеются обрести дом
«Меня сдали в детдом спустя год в приёмной семье»
Рассказываем истории детей-сирот, которые надеются обрести дом
«Мама, папа, я здесь!»
Дети должны жить в семье. Но к сожалению, не у всех есть любящие родители или родственники, готовые их воспитывать, дарить любовь и заботу. Тогда на помощь приходят социальные учреждения — дом малютки, детский дом, где роль мамы и папы берут на себя социальные педагоги и руководство.
Газета «МОЁ!» совместно с воронежской областной благотворительной общественной организацией «Общие дети» продолжает проект «Мама, папа, я здесь!». В рамках проекта при поддержке правительства и министерства соцзащиты Воронежской области будут опубликованы истории детей, которые очень хотят в семью. Если вы хотите стать родителями для кого-то из детей, можете обращаться: КУ ВО «Детский дом г. Воронежа» (ул. Острогожская, д. 57. телефоны: +7 (473) 236-42-15, 236-27-63).
Телефон школы приемных родителей некоммерческой благотворительной организации «Общие дети» — 8 800 101 82 03.
Кирилл, 16 лет
«Хочу, чтобы у меня была жена и две дочки»
Улыбчивый и скромный Кирилл уже почти выпускник. Через два года он хочет поступить в кулинарный техникум, чтобы стать поваром. Готовить мальчик очень любит, правда, делает это не так часто, как хотелось бы. В детском доме ребята творят на кулинарных мастер-классах почти каждую субботу, а по праздникам самостоятельно выписывают необходимые продукты и накрывают столы. В ответ на мой вопрос о любимом новогоднем блюде он, улыбаясь, называет салат «Оливье». А ещё мальчик занимается спортом.
До восьми лет Кирилл жил с бабушкой, потому что «родители не могли за ним ухаживать» — злоупотребляли алкоголем. Пожилая бабушка, как это часто бывает, с воспитанием не справилась и отдала мальчика в приют, откуда его в 8 лет забрали в приёмную семью, где он прожил всего год. «Как зовут приёмную маму?» — «Не помню». Не помнит и как звали сестру, и папу… Психолог объясняет такую забывчивость не хитростью, а защитными функциями психики, которая вытеснила травматические воспоминания. «Семья была хорошей, но они меня сдали обратно, потому что я получал плохие оценки», — говорит Кирилл.
«Примерно с 8 лет возникает ранний подростковый негативизм, при котором приходится справляться с эмоциональными всплесками ребёнка, — поясняет психолог детского дома Екатерина. — Многие приёмные родители хотят «переделать» ребёнка, воспитать его с чистого листа. А когда сталкиваются с реальностью, разочаровываются и понимают, что ничего не получается. Беспомощность сказывается на настроении и отношении к чаду. Важно не вставать в позицию, что ребёнок «не такой», а действовать сообща, работать над проблемой с сопровождающим психологом».
Прожив год с ребёнком, приёмные родители Кирилла сдали его в детский дом, даже не объяснившись с ним. Госпитализировали в больницу на обследование, а оттуда органы опеки отвезли мальчика в другие казённые стены — его новый дом, где он находится уже шесть лет. Приёмные родители потом ни разу не позвонили и не объявились. Но мальчик всё равно тепло о них отзывается и не держит зла. Сейчас у Кирилла есть наставник, с которым он любит гулять по городу и просто болтать по душам. «У меня будет хорошая семья: жена и двое детей. Две девочки». А пока он очень хочет найти семью, где его примут и будут любить, как родного.
Саша, 15 лет
«Не осуждаю приёмную маму, которая сдала меня обратно в детский дом»
Саша жил в Архангельской области. В 4 года его и сестру забрали в детский дом, потому что родители злоупотребляли алкоголем: «Мои родители были, как все, просто выпивали». У его мамы забрали уже четверых детей: двоих она родила после того, как забрали старших. Саша прожил в приёмной семье 8 лет. «У меня были мама и бабушка, с которыми лет в 13 начались разногласия. Я не особо себя хорошо вёл. Попал, как мама говорила, в плохую компанию. Она боялась, что не справится со мной, что я пойду по наклонной. Я не думаю, что она неправильно поступила, отдав меня сюда. В детском доме я очень изменился», — вспоминает Саша. Из больницы, куда он попал на обследование, приёмная мама его не забрала. Объяснилась с ним потом по телефону. «Я считал её мамой, я с ней всё детство провёл», — по-доброму говорит парень.
«То, что ребёнок вырастает и заявляет о своих правах, когда входит в подростковый возраст, — абсолютная норма, но у нас считают, что это «ребёнок сломался». Что с этим делать, как вести себя, никто не знает, особенно когда это касается приёмных детей. Заблуждение про то, что «гены пальцем не раздавишь», не совсем верно. Если у ребёнка перед глазами есть пример, как правильно жить, как нужно поступать в той или иной ситуации, он будет брать за основу своего поведения именно его, а не опыт своих биологических родителей, с которым он мало или совсем незнаком. Подросток испытывает родителей на прочность, иногда сам не осознавая этого, попросту не справляясь со своими эмоциями. Задача взрослого — объяснять, направлять, учиться терпению. И работать в сложных случаях чаще всего нужно не с ребёнком, а именно с его родителем», — говорит психолог детского дома.
Комментарий специалиста
Возможно ли стать приёмному ребёнку родным?
«Приёмный ребёнок может стать своим» — популярная мысль статей про приёмное родительство. А сможем ли мы стать приёмным детям родными? Заменить им биологических родителей, несмотря на нарушенную привязанность? На вопросы ответил психолог «Школы приёмных родителей» ВОБОО «Общие дети» Александр Черепахин.
— Что такое привязанность в жизни ребёнка и как она формируется?
— Привязанность — это эмоциональная связь между ребёнком и родителями, которая формируется в раннем детстве и оказывает влияние на его будущие отношения с окружающими людьми. Она формируется через тело, эмоциональный, визуальный, когнитивный контакт при рождении, когда он видит, ощущает, слышит свою мать, которая его понимает, пытается общаться, даёт еду и тепло. У ребёнка нет понимания, что происходит вокруг него, поэтому мать через определённые механизмы должна дать ему знания не только о нём самом, но и том, как выживать в мире, как себя вести. Привязанностей бывает несколько: здоровая, избегающая, тревожная. Избегающая часто формируется в неблагополучной семье, где мама в трезвом состоянии то приближает ребёнка к себе, то, выпив, отталкивает, начинает бить и кричать.
Тревожная — когда мама с первых лет жизни начинает отдаляться от малыша, ведя асоциальный образ жизни или попросту отдавая его на воспитание другим людям. Мама — это целый мир, который… уходит? Как младенцу понять, вернётся она или нет? Он испытывает отчаяние, страх, тревогу. У него нет чувства времени, поэтому ему кажется, что это навсегда. Приёмный ребёнок, попавший в детский дом, видит перед собой множество разных лиц, слышит десятки голосов, его одевают и раздевают чужие ему люди. Привязанность его путается. Развитие замедляется. Потребности не реализуются. Но есть хорошая новость — нарушенную привязанность можно восстановить.
— Можно ли приёмная мама заменить родную?
— Вспомните няню Александра Пушкина, которая заменила ему родную мать. Он испытывал к ней самые тёплые чувства, которые испытывают к родным матерям. При хорошем отношении, в котором есть место любви, доброте, принятию и заботе, приёмному ребёнку можно стать настоящей мамой. При этом нужно проявлять безусловное терпение и поддерживать контакт с ребёнком. Я уверен в том, что любой травматический опыт лечится и поддаётся коррекции. Ощутить утерянное чувство безопасности можно только в случае, если получаешь безусловное принятие, даже когда ведёшь себя «не так». Каждый ребёнок хочет внимания и любви. Думаете, детям из детского дома нужны материальные подарки? Им нужны две вещи: погулять и поговорить. Приёмные родители могут заменить родных и стать безусловно важными и любимыми взрослыми для ребёнка.
— Можно ли «вылечить» израненную душу ребёнка?
— После ожога руки вы накладываете мазь, делаете перевязки, пьёте обезболивающее. Если совсем беда и руку ампутировали, приобретаете протез. Да, это не здоровая рука, но вы приспосабливаетесь и в конечном счёте самостоятельно выбираете дальнейший путь: страдать по ампутированной конечности или учиться жить по-новому. У вас есть шанс радоваться жизни и в новых обстоятельствах. От степени травматизации ребёнка, его жизни до попадания в семью зависит, наложат ли приёмные родители повязку или станут тем самым «протезом», который даст возможность приёмному ребёнку полноценно жить дальше. Но взрослым очень важно отслеживать своё моральное состояние: постоянно отдавая и не наполняясь, невозможно бежать долгие расстояния.
— Почему нельзя спасать приёмных детей?
— В приёмное родительство нельзя заходить с миссией «спасти». Когда человек заходит туда со спасательством, он начинает общение с нравоучений, ненужных ожиданий, которые в будущем могут стать неоправданными. Осознание того, что я могу дать, а ребёнок может не взять, является очень важным. «Я хочу помочь» и не более — единственная мотивация к этому. Травматизацию детей из детского дома часто сравнивают с трясиной, в которой ребёнок застревает. Взрослому нужно быть «на берегу», протягивая ему руку помощи, но не забывая о своих чувствах, чтобы это болото не поглотило вас с головой. Шаг за шагом проявляя заботу, внимание, тепло вы увидите, что ребёнок вам откроется, потому что абсолютно каждому человеку на земле хочется, чтобы о нём заботились, любили и ценили.
КСТАТИ
- Газета «МОЁ!» совместно с воронежской областной благотворительной общественной организацией «Общие дети» реализует социальный проект «Мама, папа, я здесь!». В рамках проекта при поддержке правительства и министерства соцзащиты Воронежской области публикуются истории детей-сирот.
- Травматизация (психологическая травма) — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это острые, тяжёлые пережитые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессом воздействия на психику человека.
1066
0
8