Выпуск
от 9 января 2025 г.

С праздником Рождества Христова!

БПЛА атаковали Воронеж на новогодних праздниках

«Сумасшедшинка Воронежа — в запредельной любви к «Факелу»

Где льготникам получать лекарства после ухода «Воронежфармац...

Православный календарь на 2025 год

Балет «Щелкунчик»: с каким трудом Чайковский создавал своё ч...

Громкие дела и взрывы: главные происшествия 2024-го

О спорте и не только

Цены, пенсии и пособия. Что принесёт 2025-й

«Лучше бы ты оказалась ведьмой!»: таксистка о необычных случ...

Заглянем в будущее

Тельцов ждёт любовь, а Овнов — личностный кризис

Как молодой маме избежать выгорания

«Вдруг, как в сказке...»

Воронежский электромеханик покорил зарубежных фанатов «Битлз...

Само пройдёт

Случай

Спиртное подорожало, пенсии проиндексировали

Будут ли власти экономить на нас в наступившем году

«Забег обещаний» и другие новости Белгорода

7-летняя девочка сломала ногу в детской зоне кафе

Рождение богатыря и другие новости Липецка

Балет «Щелкунчик»: с каким трудом Чайковский создавал своё чудо

Балет «Щелкунчик»: с каким трудом Чайковский создавал своё чудо

Самое время для рождественских историй и дивной музыки

42 0 1
Балет «Щелкунчик»: с каким трудом Чайковский создавал своё чудо
Свободное время

Балет «Щелкунчик»: с каким трудом Чайковский создавал своё чудо

Самое время для рождественских историй и дивной музыки

A+

A-

Много на свете чистых, добрых и прекрасных рождественских историй. Но эта — особенная! А может быть, и лучшая. Балет «Щелкунчик» Петра нашего Ильича Чайковского. Шедевр! В основе, и в центре, и на вершине которого — гениальная музыка! Музыка, украсившая и опередившая свое время, пережившая несколько войн и революций, разбудившая, оживившая, окрылившая миллионы сердец.Послушайте еще раз знаменитое адажио! Посмотрите на танцующих Екатерину МАКСИМОВУ (Мари) и Владимира ВАСИЛЬЕВА (Принц)!А ведь эта бессмертная музыка была сочинена… на заказ! Правда, это был заказ Дирекции императорских театров, но все-таки… Были и договор, и аванс, и срок сдачи, и мягкий диктат, как теперь принято говорить, продюсера.Более того, Чайковский, страстно любивший балет, в этот раз работал над сочинением, преодолевая и антипатию к сюжету, и неуверенность в своих творческих возможностях, и даже семейную трагедию. Работал медленно. Срывая графики. Разочаровывая современников.С другой стороны, не будь заказчика, вряд ли мы с вами сегодня восхищались бы этим бессмертным произведением. Хватило бы, конечно, и «Лебединого озера» со «Спящей красавицей», но… без «Щелкунчика» мир музыки был бы неполон! Вот и спорьте после этого о роли продюсера и его «творческого пенделя» в жизни отдельно взятого художника, да и в истории искусства в целом.Впрочем, причин, по которым «Щелкунчик» мог не появиться на свет, как минимум на одну больше. Кто знает, не откажи страстная любительница музыки и меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк своему доброму, искренне почитаемому другу Петру Ильичу в своей многолетней материальной поддержке, может быть, тот и не взялся бы за тягостную для себя работу. «Теперь, — писал Чайковский в сентябре 1890 года музыкальному издателю П.И. Юргенсону, — сообщу тебе весьма для меня неприятную вещь. У меня отныне шестью тысячами в год будет меньше. На днях получил от Н.Ф. фон Мекк письмо, в коем она сообщает, что к крайнему своему прискорбию, вследствие запутанности дел и разорения почти по...

Много на свете чистых, добрых и прекрасных рождественских историй. Но эта — особенная! А может быть, и лучшая. Балет «Щелкунчик» Петра нашего Ильича Чайковского. Шедевр! В основе, и в центре, и на вершине которого — гениальная музыка! Музыка, украсившая и опередившая свое время, пережившая несколько войн и революций, разбудившая, оживившая, окрылившая миллионы сердец.

Послушайте еще раз знаменитое адажио! Посмотрите на танцующих Екатерину МАКСИМОВУ (Мари) и Владимира ВАСИЛЬЕВА (Принц)!

А ведь эта бессмертная музыка была сочинена… на заказ! Правда, это был заказ Дирекции императорских театров, но все-таки… Были и договор, и аванс, и срок сдачи, и мягкий диктат, как теперь принято говорить, продюсера.

Более того, Чайковский, страстно любивший балет, в этот раз работал над сочинением, преодолевая и антипатию к сюжету, и неуверенность в своих творческих возможностях, и даже семейную трагедию. Работал медленно. Срывая графики. Разочаровывая современников.

С другой стороны, не будь заказчика, вряд ли мы с вами сегодня восхищались бы этим бессмертным произведением. Хватило бы, конечно, и «Лебединого озера» со «Спящей красавицей», но… без «Щелкунчика» мир музыки был бы неполон! Вот и спорьте после этого о роли продюсера и его «творческого пенделя» в жизни отдельно взятого художника, да и в истории искусства в целом.

Впрочем, причин, по которым «Щелкунчик» мог не появиться на свет, как минимум на одну больше. Кто знает, не откажи страстная любительница музыки и меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк своему доброму, искренне почитаемому другу Петру Ильичу в своей многолетней материальной поддержке, может быть, тот и не взялся бы за тягостную для себя работу. «Теперь, — писал Чайковский в сентябре 1890 года музыкальному издателю П.И. Юргенсону, — сообщу тебе весьма для меня неприятную вещь. У меня отныне шестью тысячами в год будет меньше. На днях получил от Н.Ф. фон Мекк письмо, в коем она сообщает, что к крайнему своему прискорбию, вследствие запутанности дел и разорения почти полного, принуждена прекратить выдачу ежегодной субсидии. Я перенес этот удар философски, но тем не менее был неприятно поражен и удивлен». На этом материально-платонические отношения Чайковского со своей покровительницей навсегда прекратились. В благосостоянии привыкшего жить на широкую ногу Петра Ильича потянуло неприятным сквознячком.

Фон Мекк и Чайковского, по свидетельству брата композитора Модеста, связывали только письма и финансовые отношения: «...они не виделись иначе как в толпе и, встречаясь случайно в концертной зале, на улице, не обменивались ни единым взглядом присутствия, сохраняя вид людей совершенно чуждых. Они сообщались только письменно и оба умерли, никогда не слыхав голоса друг друга».

Однако вернемся к нашему балету. В основу его сюжета улеглась рождественская сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», написанная им в 1816 году для детей своего друга и позже основательно перелицованная автором «Трех мушкетеров» Александром ДЮМА (отцом).

Как сейчас сказали бы, автор идеи — Эрнст Теодор Амадей Гофман. Уже в зрелом возрасте в знак преклонения перед гением Моцарта он добавил к своему имени Амадей.
Свой изрядно «улучшенный» вариант гофмановского «Щелкунчика» Дюма-отец представил в 1844 году.
Третья версия «Щелкунчика» вышла из-под пера Петра Ильича Чайковского в виде двухактного балета и впервые была показана публике в 1892 году.

Заказчик, директор императорских театров обер-гофмейстер И.А. Всеволожский выбора Чайковскому не предложил. Зато предложил деньги, премьеру в императорском театре и внимание высочайших особ. Что ж, для европейского придворного композитора условия в общем-то стандартные. К тому же эти злосчастные «минус шесть тысяч»... И договор был подписан. Но об истинном отношении композитора к сюжету мы узнаем позже, из письма того же Всеволожского к самому Чайковскому: «Я испытываю мучительные угрызения совести в том, что просил Вас об этом балете. Знаю, что он Вам не симпатичен. Исключительно по доброте душевной Вы не отказали мне».

Директор императорских театров, «продюсер» знаменитого балета И.А. Всеволожский.

Вызывал нарекания и балетмейстерский план (сцены, такты, движения), заранее разработанный постановщиком Большого и Мариинского театров Мариусом Ивановичем Петипа. А ведь Чайковский должен был сочинять музыку, отталкиваясь именно от этого плана! Понимая это, заказчик умело интригует за спиной императорского хореографа. Вот что пишет Всеволожский, сам сценарист и театральный художник, композитору: «Он (Петипа) то, что французы называют vieujeu («устарел»). Все соло и вариации, которые им придуманы для первого акта, лишены интереса для публики».

Движением музыку Чайковского наполнил балетмейстер, театральный педагог Мариус Иванович Петипа.

Чайковский продолжает придерживаться схем Петипа, точнейшим образом и с изысканным вкусом облачает его наброски в музыкальную ткань, но, реагируя на «пожелания заказчика», все же убирает свои великолепные «танцы»… из первого акта во второй.

Чайковский заказывает «…детские инструменты (из симфоний Гайдна и Ромберга), ибо я хочу, — пишет Петр Ильич, — употребить их для своего будущего балета». И вскоре получает их, а также ноты, «по коим играют на этих инструментах», в большом ящике, доставленном по железной дороге из Москвы.

Из Парижа специально для сочинения музыки к «Щелкунчику» композитору привозят челесту — новый инструмент «с божественно чудным звуком», как определил его сам Петр Ильич.

К тому времени Чайковский так увлекается сочинением и новациями, что сообщает в письме своему брату Модесту Ильичу: «…начинаю примиряться с сюжетом балета». Вот как! «Примиряться»! Гений съеживается до размеров высочайшей прихоти? Или это прихоть вынуждена привстать на пуанты в присутствии Гения? Точно ответить на этот вопрос затруднительно. Потому что музыка звучит пока только в голове композитора.

Чайковский работает над балетом урывками: в дороге, за границей. И в конце концов просит отложить срок сдачи заказа: «…вернусь домой покойный и отдохнувший от всевозможных эмоций, испытанных в Париже и Америке, — пишет он Всеволожскому, — и начну понемножку с любовью работать, уверенный, что напишу два шедевра (простите за самоуверенность)».

Композитор говорит о «двух шедеврах» потому, что вместе со «Щелкунчиком» он принял заказ еще и на оперу. Правда, истории его взаимоотношений с балетом и с оперой сильно отличались друг от друга.

Сюжет драмы Генриха Герца «Дочь короля Рене», который позже и воплотился в оперу «Иоланта», очаровал Чайковского «своей поэтичностью, оригинальностью и обилием лирических моментов». Петр Ильич дал себе слово «когда-нибудь положить его на музыку». Удобный случай представился во время переговоров с Дирекцией императорских театров.

Но, вынужденный работать одновременно над сочинением двух столь крупных произведений, композитор, по его же признанию, «пришел в отчаяние, почувствовав полную невозможность исполнить как следует взятое на себя дело».

Будучи в Берлине, он пишет брату: «Главное — отделаться от балета, а опера меня так занимает, и так нравится сюжет, что только дай мне две недели спокойствия — и я ее, наверное, напишу к сроку». Но «отделаться» все не удается. И Петр Ильич из двух зол решает выбрать любимое. Работа над «Щелкунчиком» прекращается, благодаря чему великолепная «Иоланта» появляется на свет годом раньше своего единоутробного брата.

Предчувствие шедевра. Уверенность в себе. Наконец-то!

В это время умирает горячо любимая, «безупречная, чудная» сестра Чайковского Александра Ильинична. И «…ранее начала июня за работу приняться не могу, — пишет Чайковский из Нью-Йорка, где его застает горестное известие. — Если бы я что-нибудь и написал, то написал бы скверно».

Скорбь композитора все-таки нашла отражение — в потрясающем адажио из «Щелкунчика». Давайте попытаемся почувствовать это, «окунувшись» в оркестровую яму, растворившись среди скрипок и виолончелей, гобоев и флейт, убрав из поля зрения балерин и декорации.

П.И. Чайковский «Щелкунчик», адажио

Вернувшись на родину, Чайковский с головой погружается в работу. Однако запала надолго не хватает. В письмах мелькает: «Работа идет не так скоро, как в начале… Балет бесконечно хуже «Спящей красавицы» — это для меня несомненно». И вот наконец, наконец! «…С лихорадочной поспешностью и с постоянными сомнениями в годности своих творческих сил окончил начерно балет».

Клин дореволюционный. Городок, в котором восемь лет жил и творил великий композитор.
Клин. Дом-музей композитора. В этом кабинете Чайковский работал над «Иолантой» и «Щелкунчиком», «Спящей красавицей» и двумя симфониями.
Может быть, история Мари и Принца приснилась Петру Ильичу в этой скромной спальне?

Долгожданная премьера «Щелкунчика» состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре и вызвала шквал критики. Любители классического балета ругали «излишне симфонизированную» музыку, неслыханно сложную для балетных спектаклей того времени. Поклонники гения Чайковского, восторгаясь собственно музыкой, называли балетную постановку «невообразимо безвкусной».

Премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре. 1892 г.
Отдыхающие «снежинки» . 1892 г.

Что на самом деле произошло тогда на сцене Мариинского, мы с вами уже не узнаем. Однако можно с уверенностью сказать, что время славно поработало над «Щелкунчиком»! За более чем сто двадцать лет существования этого музыкального спектакля в нем успели принять участие лучшие из лучших: Галина Уланова, Надежда Павлова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Николай Цискаридзе с Ниной Капцовой! Ставили этот балет и Герой Социалистического Труда Юрий Григорович, и те же Нуриев с Барышниковым, и Серж Баланчин! Декорации рисовали один из лучших русских импрессионистов Константин Коровин и скульптор Михаил Шемякин! Так что многое менялось в «Щелкунчике». Многое, кроме Музыки! Прекрасной и действительно сказочной!

Обязательно посмотрите классическую версию «Щелкунчика» в постановке Большого театра Союза ССР 1977 года.

«Щелкунчик». Танец Феи драже. Исп. Нина Капцова.

Ну а если слово «балет» вас почему-то до сих пор пугает, попробуйте вместе с детьми начать с отличного советского мультфильма 1973 года.

«Щелкунчик». Мультфильм. СССР. 1973 г.

«Щелкунчик» на виниловых пластинках

Мои любимые фрагменты балета и сюита «Щелкунчик» в исполнении оркестров под управлением Эрнеста Ансермэ, Невилла Марринера, Юджина Орманди, Леопольда Стоковского (из коллекции автора).

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Искренне ваш Лев Комов.
Декабрь, 2021 г.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат