История цветущего тюльпанового дерева Алексеево-Акатова монастыря
Расскажем о достопримечательностях и истории удивительного места в Воронеже, настоящего музея под открытым небом — об Алексеево-Акатовом монастыре и его 400-летней колокольне.
История цветущего тюльпанового дерева Алексеево-Акатова монастыря
Расскажем о достопримечательностях и истории удивительного места в Воронеже, настоящего музея под открытым небом — об Алексеево-Акатовом монастыре и его 400-летней колокольне.
- Почти ботанический сад
- Как обитель восстанавливали 12 монахинь
- Как всё начиналось
- Древняя колокольня
- О захоронениях на территории монастыря
- Вместо послесловия
Приехать в Алексеево-Акатов монастырь мы решили, чтобы увидеть редкое для наших широт растение — цветущее тюльпановое дерево. Встретить подобные деревья можно в южных ботанических садах, например в Сочи или Ялте. К ним специально подводят туристов, заплативших немалые деньги за вход, путешественники с удовольствием фотографируются на фоне экзотики. Но мы, как и многие воронежцы, и не подозревали, что такая красота есть в Воронеже, пока не встретили на просторах интернета фотографию из Алексеево-Акатова монастыря.
Поездка, в которой к нам присоединился историк Владимир Размустов, оказалась очень удачной. Нам не только показали цветущее тюльпановое дерево, но и провели экскурсию по территории обители и даже позволили подняться туда, куда есть доступ только у сестёр, — на колокольню. Это старейшее в Воронеже каменное сооружение с 400-летней историей. Расскажем об этом уникальном месте, расположенном в центре города — на ул. Освобождение Труда, 1в.
Почти ботанический сад
Алексеево-Акатов монастырь — сам по себе почти ботанический сад. Одних роз здесь, наверное, больше десятка видов — белые, красные, розовые и даже лиловые. Возле некоторых растений установлены таблички с их названиями, чтобы прихожанам было легче ориентироваться. Многих растений мы раньше не видели. Горец сахалинский, например, напоминает бамбук — его толстые стебли тоже состоят из суставов. Правда, листья отличаются — они плоские и каждое с две ладони величиной. Растёт горец так же стремительно, как бамбук.
Лиственница Пендула напоминает мохнатое одеяло. Это растение садоводы любят обрезать так, чтобы оно обретало какую-то форму — медведя, слона, собаки и т. д. Но в монастыре решили оставить лиственницу как есть.
Тюльпановое дерево (лириодендрон) — то, ради чего мы и приехали, — можно найти по гудению пчёл. Это растение считается одним из самых медоносных. Его цветки напоминают по форме бутон тюльпана около 6 см в длину, цвет бледно-зелёный с жёлтым. Цветы источают слабый огуречный аромат. В дикой природе тюльпановое дерево произрастает в условиях тёплого и влажного климата в Северной Америке, в ЮАР, Чили, Перу, на юге России.
— Садом у нас занимается одна сестра, — рассказала инокиня София, проводившая для нас экскурсию по монастырю. — Она решает, где какие растения посадить, покупает саженцы. У нас на территории есть работники, они помогают ей работать в саду. Несколько лет назад сестра у кого-то купила саженец тюльпанового дерева и посадила в землю.
Дерево прижилось и теперь уже достигает порядка 6 — 7 метров в высоту. Кстати, в природе такие деревья могут вырастать и до 50 метров. Оно цветёт в мае — июне, так что скоро цветы, к сожалению, уже начнут увядать.
Гуляя по тропинкам, можно дойти до искусственных прудов. В одном из них плавает пара лебедей — Рада и Шипка. Чуть подальше — прудик с цветными карпами кои. Ещё один пруд — без жителей. Там скоро зацветут нимфеи — большие бело-жёлтые кувшинки.
Как обитель восстанавливали 12 монахинь
Удивительно, но ещё 30 лет назад на этом месте была разруха. Воронежцы старше 40 лет наверняка вспомнят что-то, что может быть связано с этим местом. Кто-то втайне от родителей гулял среди полуразрушенных зданий, кто-то постигал азы альпинизма на стенах древней колокольни, а кто-то и вовсе занимался кладоискательством. Октябрьская революция, борьба с религией, Великая Отечественная война, да и просто время не оставили тут практически камня на камне. Восстанавливали монастырь, можно сказать, из руин.
— В 1990-х годах было принято решение о восстановлении монастыря, — рассказывает инокиня София. — До революции он был мужским, а в 90-е было решено сделать его женским. И приехали первые сестры, 12 человек. На их плечи и легло восстановление обители.
То, что мы видим сейчас, — Алексеево-Владимирский храм, многочисленные административные, хозяйственные и жилые помещения — всё это восстановлено или построено заново. Но к настоящей старине прикоснуться здесь тоже можно. Фундамент и стены храма исторические. Звонница помнит события 400-летней давности.
Как всё начиналось
В 1620 году жители воронежской крепости пережили очередное нападение врагов. Прорваться внутрь стены, окружавшей тогда Воронеж, попытались полчища литовцев и черкасов (так называли в ту пору казачьи отряды, состоявшие на службе у Польско-Литовского государства), но воронежцам удалось остановить их.
— В честь этой победы и был основан монастырь, — говорит Владимир Размустов. — Уникальность монастыря в том, что он маленький, но сохранился до наших дней. Крупные обители, такие как Покровский или Митрофановский монастыри, утеряны. А маленький Алексеево-Акатов восстановили. Здесь вся воронежская история на протяжении более 400 лет.
В XVII веке Воронеж был полностью деревянным. Так что из-за случавшихся пожаров многие здания выгорали полностью. Однажды это несчастье коснулось и храма — огонь сильно повредил строение. Его было решено восстанавливать, но сделать не из брёвен, а из камня.
— Каменных зданий тогда ещё не было в Воронеже, — рассказывает инокиня София. — Построенная в 1674 году церковь стала первым зданием Воронежа из этого материала. Храм в то время располагался поближе к реке, а звонница предваряла строение.
Через 130 лет храм был разобран, а вот звонница сохранилась. Ей оказались нипочём ни годы богоборчества, ни бомбёжка Воронежа в Великую Отечественную войну. В советский период колокола сорвали, а в помещении устроили склад. Возможно, в какой-то степени благодаря этому строение и дожило до наших дней. Сегодня колокольня считается самым старым каменным зданием Воронежа. Ежедневно сёстры-звонари поднимаются на самый верх, колокольным звоном созывают народ на богослужение и провожают со службы.
— В 1930 году, когда монастырь закрыли, братию вывезли за город и расстреляли, — продолжает инокиня София. — В 2007 году на территории монастыря построили часовню в честь воронежских новомучеников — людей, которые положили жизни за сохранение православия на Воронежской земле.
Часовня — строение в форме амфитеатра на территории Алексеево-Акатова монастыря. Внутри мозаичное полотно с изображением трёх человек.
— В центре изображён священномученик Пётр Зверев, — рассказывает инокиня София. — Это известный святой, мощи которого покоятся в Благовещенском соборе. В годы богоборчества, когда все храмы были закрыты, он часто проводил службы в Алексеево-Акатовом монастыре. Когда он служил, набивался полный храм народу. То есть люди даже под угрозой собственного благополучия приходили в храм.
Пётр Зверев принял мученическую кончину в ссылке на Соловках. Воронежская земля стала последним местом его служения. Если присмотреться, на мозаичном полотне справа и слева от фигуры Петра Зверева изображены два строения.
— Я только недавно заметила, что иконописец изобразил на этом полотне Алексеево-Акатов монастырь: вот наша башенка, храм, часовня, — показывает инокиня София. — А по другую сторону от него — Соловецкая башня. Получилось, что владыка Пётр объединил два святых места.
По обе стороны от фигуры Петра Зверева изображены митрополит Сергий и отец Иннокентий. Они все прославлены в лике святых.
Сердце монастыря — это Алексеево-Владимирский храм. Здание было полностью достроено в 1819 году. В Великую Отечественную войну весь верхний ярус храма был разрушен. Но стены и фундамент остались. После снятия оккупации Воронежа, когда половина города была разрушена, люди освоили монастырский двор и все строения на нём под жильё. А в 60-х годах в стенах храма были мастерские художников.
— При восстановлении храма в 90-х годах мы постарались как можно более точно сохранить историческую архитектуру, — продолжает инокиня София. — Фундамент и стены тут исторические, 200-летней давности. Верхний храм сейчас освящён в честь Алексея, митрополита Московского. А нижний храм — в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Древняя колокольня
На звонницу экскурсий не водят и прихожан не пускают. Но мы заранее взяли разрешение в епархии, и инокиня София проводила нас туда.
Колокольня суть 43-метровая башня. На входе массивная деревянная дверь с металлической ковкой. За ней небольшое помещение и деревянная лестница, ведущая наверх. Войдя со света в помещение, мы не сразу заметили длинную верёвку, свисающую из-под купола почти до пола.
— Это верёвка, чтобы бить в колокол, не поднимаясь на самый верх, — говорит инокиня София. — Если нужно, например, сестёр на трапезу созвать.
По пути наверх встречаются окна. Если выглянуть, можно увидеть, что у звонницы почти метровая толщина стен. Как говорит наш экскурсовод, когда монастырь восстанавливали, заново отливали колокола, делали ступени, ставили двери. Но вот конструкция здания никогда не менялась. Это те стены, которые клали мастера 400 лет назад.
Из окон, закрытых мелкой решёткой, открывается вид на водохранилище и монастырский двор. Возле колоколов мы нашли одну пару наушников, которые надевает звонарь во время колокольного звона, — защищать уши рекомендуется тем, кто регулярно звонит в колокола, потому что звук, который долетает до отдалённых районов города, действительно достаточно громкий. Колокольному звону монахини учатся сами или передают этот навык друг другу.
О захоронениях на территории монастыря
Захоронения можно встретить в разных уголках двора. Справа от входа в храм 12 крестов. Там похоронены монахини, жившие в монастыре в первые годы после его восстановления. Похоронить на территории обители удалось только их. Позже город запретил создавать кладбище в своей черте, рядом с жилыми домами, и для скончавшихся священнослужителей выделили участок на Лесном кладбище.
С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище, на котором в XVIII — XIX веках хоронили горожан. Там в начале ХХ века был похоронен и ботаник-физиолог и биохимик растений Михаил Цвет. В советское время погост уничтожили. А в 90-х здесь создали символический некрополь. Там сохранилась могила Цвета с надгробным памятником и надписью: «Ему было дано открыть хроматографию, разделяющую молекулы, объединяющую людей». Есть легенда о том, что на эту могилу перед сессией приходят посидеть студенты-медики. Вроде как на удачу.
Ещё одна могила в некрополе легендарная. Там похоронена блаженная Феоктиста Шульгина. На могиле живые цветы — их приносят верующие. Рядом урна, куда люди бросают записки с просьбами.
— В годы богоборчества на улицах Воронежа можно было увидеть старицу — маленького роста, в расстёгнутом плаще, — рассказывает инокиня София. — Правый ботинок на левой ноге, левый — на правой. Задники неизменно были разрезаны и спадали с ног. Это была блаженная Феоктиста Шульгина. Она родилась в Новочеркасске в семье офицера, получила хорошее образование, знала несколько языков. Замуж она вышла тоже за офицера. Овдовев, Феоктиста принялась странствовать по России, по святым местам. И остановилась в Воронеже, в Покровском женском монастыре. Вскоре сёстры почувствовали, что это не простая старица, у неё есть дар предвидения, исцеления недугов. В то время монастырь закрыли, сёстрам пришлось разойтись, и блаженная приняла на себя подвиг юродства. Она стала ходить по городу. Люди, знавшие о её дарованиях, протягивали ей записочки, где было написано, за кого её просят помолиться, и деньги. Их блаженная раздавала неимущим. Но прикрывала благодеяния грубостью. Например, могла прийти в неимущую семью, швырнуть деньги на стол и сказать: «Я кушать хочу, пойди что-нибудь купи». Хозяйка шла на рынок, готовила, но через некоторое время Феоктиста исчезала. А семья имела средства на пропитание.
По легенде, блаженная Феоктиста обладала даром молитвы. За кого помолится — тот получит исцеление от недугов. Потому и после её смерти люди приходят на её могилу и просят исцеления, как у живой.
Вместо послесловия
На территорию Алексеево-Акатова монастыря можно заходить совершенно свободно, посещать храм, могилы в некрополе или любоваться садом. Правда, гуляя по территории обители, вы заметите то там, то тут расставленные таблички с надписью «Прохода нет». В обычные дни действительно можно ходить только по очень ограниченной территории. Но по воскресеньям и праздничным дням эти таблички убирают и открывают доступ практически ко всей территории.
КСТАТИ
- Монастырь построен на месте, которое называлось Акатовой (или Окатовой) поляной. Его посвятили первому святому Русской православной церкви — Алексию, митрополиту Московскому.
- Монастырь был возвращён епархии перед самым падением СССР — в 1989 году.
- Алексеево-Акатов монастырь окутан легендами. Из уст в уста передаются истории о найденных на его территории кладах и заваленных камнями подземных ходах.
1366
1
13