«Когда смерть ходит рядом, особенно чувствуется присутствие Бога»
Служение людям — такой же долг, как и служение в церкви, — так считает отец Николай Лищенюк. Именно поэтому он каждую неделю садится в микроавтобус, проезжает 10 часов и оказывается там, где его помощь будет нужна.
«Когда смерть ходит рядом, особенно чувствуется присутствие Бога»
Служение людям — такой же долг, как и служение в церкви, — так считает отец Николай Лищенюк. Именно поэтому он каждую неделю садится в микроавтобус, проезжает 10 часов и оказывается там, где его помощь будет нужна.
«Без меня народ неполный» — так говорил один из героев писателя Андрея Платонова. На самом деле народ неполный без каждого из нас, без каждого из вас, наши дорогие читатели. Мы хотим рассказать о людях, которые с любовью делают своё дело, честно живут и тем самым делают лучше этот мир, наш город, нашу жизнь. Если вы хотите рассказать о таком человеке, предложить нам своего народного героя — присылайте заявку на почту elenaivanova.press@mail.ru. Ждём героев!
Священнослужитель, руководитель молодёжного отдела Воронежской епархии Николай Лищенюк, 39 лет, женат, трое детей.
Отец Николай родился в Оричевском районе Кировской области, в селе Спас-Талице. Отец его был священником и служил в разных приходах, поэтому семья часто переезжала с места на место — маленький Коля за 11 лет сменил аж 8 школ! За это время он успел поучиться и на Украине, и в Сибири, а заканчивал школу уже в Воронежской области. На нем, говорит, никак это не отразилось, разве что научило быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам и эффективно коммуницировать с людьми — ему, как старшему брату двух братьев и сестры, было необходимо стать примером стойкости. Он во всем брал пример со своего отца. Увы, его не стало совсем рано, когда Николаю было 26. Батюшка признается, что папа давал мало советов и не мучил детей нравоучениями, но те наставления, которые все-таки были им даны, — на вес золота. Одним из таких стал призыв пойти учиться в духовную семинарию.
Духовная семинария
— У меня были планы пойти на исторический, романо-германский факультет или в школу олимпийского резерва по баскетболу. А отец направил побольше узнать о Боге… Сразу после школы откуда мне было брать хоть какую-то серьёзность намерений? Но отца я все-таки послушал. Первые 2 года семинарии прошли бесцельно, а вот после 3-го курса пришло осознание, что он оказался прав, и поспособствовала этому озарению жизнь на протяжении года в мужском Дивногорском монастыре.
«Целый год?» — я удивлённо округляю глаза и прикидываю, что на тот момент батюшке было от силы лет 20 — самое время наслаждаться беззаботной юностью. А тут осознанный отказ от мирского, строгое послушание и режим: подъем в 5 утра, далее молитвенное правило и служба, завтрак, после которого — труды. Абсолютно разные, порой тяжёлые, начиная от животноводства и заканчивая помощью в трапезной и по хозяйству. В Дивногорье всегда было много туристов и паломников, поэтому без работы сидеть не приходилось. Вечером семинаристам отводилось всего пару часов свободного времени, после чего снова молитвенное правило и отбой. И так каждый день, неделя за неделей. Из развлечений — походы в спортзал и редкие прогулки.
— Это было такое благодатное время… Не скрою, первые полгода было тяжело — хотелось все-таки и погулять, и встретиться с друзьями, а потом мы втянулись. Для мирского человека жизнь в монастыре можно сравнить с учёбой в военном училище, где так же строго студенты соблюдают дисциплину и живут по режиму. После жизни в монастыре я продолжил обучение в семинарии. Не думайте, что у верующей молодёжи везде сплошные запреты: в кино, на концерт, в филармонию, даже на свидание с девушкой иногда ходить не возбранялось — как же по-другому выбрать жену? Хотя свою я не выбирал, она всегда рядом со мной была (батюшка улыбается). Мы знакомы с детства, потому что наши родители жили в одном селе.
Волноваха
Волноваха находится в 60 км от Мариуполя и в 20 км от зоны боевых действий. Здесь шли ожесточённые бои, во время которых пострадало 80% домов. Люди остались без жилья и всего необходимого. Густо покрытые дырами от обстрелов стены ещё недавно целеньких домов теперь сияют пустыми глазницами выбитых окон. Вечерами на горизонте сияет зарево из огней — обстрелы и удары здесь не только хорошо видно, но и слышно. В штабе помощи горожане получают продукты, одежду, постельное белье. Сбор и доставку организует «Волонтёрский корпус 36» при Тихвино-Онуфриевском храме в Воронеже, настоятелем которого является протоиерей Николай Лищенюк. Те, кто хоть раз побывал в гуманитарной миссии, признаются, что только сейчас поняли, как много значат настоящее добро и благотворительность. И что путь к милосердию близок — только душу открой.
— С самого начала специальной военной операции мы создали штаб помощи беженцам и выработали правило — помогать там, где ты можешь, всем, чем ты можешь. 32 000 человек, которые обратились к нам, получили помощь. Финансирование на благие дела идёт не только от епархии и администрации города, нам очень помогают воронежцы, которые душой болеют за людей, оставшихся без крова, одежды. Люди из первых потоков беженцев в феврале — марте 2022 года приезжали сюда с пустыми руками, в состоянии шока, некоторые из них потеряли близких. Как мы могли остаться в стороне и не помочь им? У меня с прошлого года работает завхозом молодой человек, который попал к нам на грани отчаяния — он с женой и маленьким ребёнком начал жизнь с нуля. Сейчас он имеет стабильный заработок, в Воронеже они обустроились и собираются здесь остаться навсегда.
Как бы это цинично ни звучало, но, когда ты помогаешь в таких объёмах, нужно убирать жалость и включать холодный ум, чтобы в сжатые сроки суметь найти, например, 400 тысяч рублей на одеяла, 300 тысяч — на средства гигиены, придумать, чем оплатить жилье и продукты, детское питание. К нам идёт огромный поток абсолютно разных людей — матери-одиночки, старики, молодые семьи, инвалиды, — помочь нужно всем и быстро. Знаете, даже несмотря на состояния апатии и горя у некоторых людей, с их стороны я никогда не сталкивался с негативом… Наоборот, нас благодарят за помощь. Многие даже покрестились здесь.
— В Волновахе мы помогаем с мая, в Мариуполе — с января. На одну раздачу к нам приходит до 200 человек. Мы не можем обеспечить всех желающих едой полностью, но выдаваемый продуктовый набор, состоящий из круп, масла, консервов, является для них существенной помощью. Через квартальных (человек, которого выбирают жители нескольких улиц. Он помогает в учёте выданных продуктов, доставляет помощь лежачим больным, инвалидам, старикам, составляет заявки на лекарства, средства ухода и гигиены, помогает решать бытовые проблемы. — Прим. ред.) мы узнаем об особо нуждающихся людях и извещаем их о гуманитарной помощи. К лежачим больным и инвалидам приезжаем лично, привозим лекарства, памперсы, средства для ухода. Волонтёры работают сменами, каждая смена длится от 8 до 10 дней. Одиноким мамам с детьми бывает непросто и в обычной жизни, а в прифронтовом городе, где нет своего жилья и не хватает самого необходимого, им сложнее втройне. Мы их взяли под особую опеку — памперсы, детское питание, медикаменты они получают по первому требованию. Каждую неделю с волонтёрами мы ездим отстраивать и восстанавливать разрушенные дома. В прифронтовых городах смерть всегда ходит рядом, поэтому здесь особенно чувствуется присутствие Бога. Я не боюсь ездить туда, хоть в городах неспокойно до сих пор, да и вдалеке, в получасе езды от нас, постоянно сверкает.
«Скажите им, чтобы они отошли, я при них не могу исповедоваться»
— Священник для меня не только лучшая в мире профессия, но и состояние души. Когда человека рукополагают в священники, ему читают молитву о нисхождении благодати святого духа, и это действительно ни с чем не сравнимое ощущение. Я был дьяконом 10 лет, который не имел права исповедовать и причащать, поэтому знаю, о чем говорю. «Я только свидетель, ты пришёл ко мне и должен отсюда уйти исцелённым» — в молитве священнослужителя перед исповедью есть такие слова. Как обычный врач не будет стыдить вас за высокое давление или гастрит, так и священник — врач духовный — воспринимает исповедующегося как человека, нуждающегося в лекарстве духовном. Бывает, на исповеди человек кается в таком грехе, о котором и говорить страшно. Священник должен сделать все, чтобы человек повторно этого не совершил. Спешу успокоить: тайна исповеди не открывается никому даже в интересах следствия, священники служат и при тюрьмах — представьте, сколько греховных помыслов они услышали за время своей работы? Знаю, что подростки страшно переживают за грех рукоблудия, например, и думают, что, скажи о нем священнику, весь мир сразу об этом узнает. Но священника, который исповедовал разных людей — от педофилов до убийц, — чужие грехи не страшат и совсем не удивляют. Мы ненавидим грех, но любим человека, который, пока жив, всегда может исправиться. Наша задача не осудить, а исправить его, подобрать духовное лекарство и направить на истинный путь — к Богу.
Мне запомнился один случай, который случился на Украине. Я полгода прослужил священником, и меня пригласили на исповедь к женщине, которая занималась чёрной магией. Попросту к бабке, которая «отчитывала» — наш народ любит к таким ходить. Жила она через дорогу от храма, к нам никогда не приходила. Она никак не могла умереть и настойчиво просила, чтобы я пришёл. Захожу в дом, начинаю читать молитвы, а она останавливает меня и говорит: «Отец Николай, скажите им, чтобы они отошли, я при них не могу исповедоваться» — и рукой показывает в угол, где никого нет, в комнате мы были одни. Из её дома я вышел опустошённый и с тяжёлым сердцем, а эта женщина сразу после исповеди испустила дух. Для светской аудитории не всегда простым языком можно рассказать про вещи, которые видят священники, но это не значит, что их не существует.
Чудеса происходят постоянно. Один мой знакомый, хороший парень, который на тот момент был атеистом, после армии не мог найти работу, и я пригласил его к себе в молодёжный отдел. Мы тогда строили дом для многодетной семьи погорельцев в Семилукском районе. И вот уже на финальной стадии строительства нам нужно было отдать 240 тысяч на крышу. Наступает день, когда мы должны внести оплату, а у нас на руках всего 40 тысяч — больше собрать не удалось. Мы приезжаем домой, а помощник мой начинает метаться по квартире в панике со словами: «Отец Николай, что нам делать? Где мы возьмём такую огромную сумму? Кровельщики ждут деньги сегодня!» А я отвечаю: «Давай сядем и пообедаем для начала». А у самого на душе спокойствие какое-то и уверенность, что все каким-то образом будет хорошо. Только сели за стол, как мне звонит женщина и говорит, что хочет встретиться со мной, чтобы помочь этой семье, и передать нам деньги — ровно двести тысяч рублей… Я говорил с ней по громкой связи — моего товарища тогда как током пробрало. После этого случая он и стал ходить в церковь. Есть в Евангелии такие слова: «Даже если бы мёртвый воскрес, неверующий бы все равно не поверил». Для меня никакого чуда в этих случаях нет — я подтверждения существования Господа вижу каждый день, для меня они стали обыденностью.
Даю свободу молодёжи, чтобы они приходили за советом
— Своих детей я не заставляю читать часовые молитвы. Они должны понимать, что утром нужно поблагодарить Бога за наступление нового дня, а вечером за то, что день прошёл. Дети могут хотеть смотреть мультики и лениться молиться только в том случае, если молиться ленятся взрослые. Если мама водит малыша с грудного возраста в храм, исповедуется и причащается вместе с ним, то и ребёнку такие походы будут в радость. И наоборот, одна бабка или соседка мамочке нашепчет, что «от сглаза», дескать, надо святой водичкой умыть и к батюшке сводить — «сразу станет спать хорошо!» И вот приводят такого ничего не понимающего ребёнка в храм, где все новое — звуки, запахи, люди, тишина стоит или, наоборот, батюшка что-то поёт громким голосом, ребёнок, конечно же, пугается этого всего и начинает истошно вопить. И тут-то — «Ага, я же говорила, что его сглазили!», бабульки рядом крестятся, потому что «ребёнок-то бесноватый какой-то»… А на самом деле надо всего лишь почаще самим приходить в храм и детей к этому приучать. Не вбивать им веру насильно, а на своём примере учить церковным правилам, чтобы их соблюдение было само собой разумеющимся.
Кстати, бабушки нашего храма научились смиренно относиться к крикам детей. На одной из проповедей я взял большое слово и сказал, чтобы они не препятствовали детям приходить и даже замечаний не делали, потому что дети — полноправные члены церковной общины. Мешает тебе в храме больной человек, который кричит? Не смотри на человека, а молись и проси за свои грехи прощения. А захочешь на других посмотреть и себя показать, сходи на рынок или в театр.
— Моя мечта — занять ребёнка от рождения до лет 30 (смеётся), чтобы он оставался при храме. Молился, был ближе к Богу, при этом занимаясь чем-то полезным и интересным. Именно поэтому все наши проекты бесплатны, за исключением спортзала — там люди платят символическую сумму тренерам, проводящим занятия. Больше всего душа моя болит за подростков. Для них мы создали молодёжный клуб при храме, куда они могут приходить, чтобы просто пообщаться, поиграть в настольные игры, нам даже модную «плойку» (игровую приставку) прихожане подарили, только бы детей удержать при храме. Ребята собираются из разных семей, есть дети из очень обеспеченных, но их объединяет одно — протесты против родителей, нравоучений, давления извне — со школы, со стороны родственников… Поэтому я никогда не поучаю их в привычном смысле этого слова, не давлю на них авторитетом и не пытаюсь устрашить — представьте, как им тяжело и без этого? К кому податься, кто их поймёт, если все вокруг только критикуют? Я стараюсь быть понимающим духовным отцом даже для тех, кто курит, сквернословит, вечно ругается со всеми, поэтому они не боятся со мной делиться тем, что беспокоит. У меня есть в помощниках психолог, с которым мы выстраиваем работу и помогаем детям и подросткам справляться и учиться жить в подчас жестоком и равнодушном мире. У меня одна цель: когда кто-то захочет спрыгнуть с крыши, наглотаться таблеток, сбежать из дома или бросить школу — убедить его сначала прийти в храм. Несколько человек нам уже удалось спасти.
БЛИЦопрос
1. Чем вы гордитесь?
Не горжусь, а ценю свой приход, который стал для нас сплочённой семьёй.
2. Какое у вас хобби?
Садоводство. Наверное, я старею, но я так полюбил выращивать растения, заниматься огородом… Очень успокаивает.
3. Мой идеальный день — это…
День в службе с семьёй и подростками.
4. Если бы вы написали книгу, какое название дали бы ей?
«Кому нужны подростки?»
5. Кем восхищались в детстве?
Отцом. Мне не хватает его доброты.
6. Пять слов о себе
Толстый, с чувством юмора, семьянин, верующий, путешественник.
7. Три любимые книги
Священное писание, «Мудрость отца Брауна» Гилберта Честертона, Клайв Стейплз Льюис «Просто христианство».
8. Если бы не священником, кем бы вы стали?
Баскетболистом.
9. Что вас вдохновляет?
Жена и дети — моё вдохновение на все года.
10. Если бы вы встретились с собой маленьким, что бы вы себе сказали?
Впереди будет много приключений, не бойся их!
КСТАТИ
Отец Николай — основатель и идейный вдохновитель множества проектов: «Волонтёрский корпус 36», «ПГ 36» — молодёжный клуб, Молодёжный парк, где устраиваются встречи и фестивали для взрослых и детей, спортзал при храме, большой проект по обучению церковному пению и новый — «Начальная подготовка мужчины» для мальчиков 8 — 13 лет, куда дети также бесплатно по воскресенья могут приходить на занятия. Ведёт её бывший участник СВО, бывший руководитель патриотического клуба на Кубани. Закон Божий и пение для девочек ведёт регент хора — также бесплатно.
Если вы хотите помочь или стать участником проектов отца Николая — звоните по номеру +7 (909) 217-03-62 или приезжайте по адресу: г. Воронеж, переулок Фабричный, дом 8.
1543
0
3