«За нарушение комендантского часа можно угодить в «обезьянник»
Как сегодня живёт прифронтовой Луганск
«За нарушение комендантского часа можно угодить в «обезьянник»
Как сегодня живёт прифронтовой Луганск
Корреспондент «МОЁ!» в рамках проекта областного правительства «Содружеский разговор» в минувший четверг, 26 сентября, побывал в Луганске, от которого до линии фронта около 110 км. От Воронежа до Луганска — примерно 350 км, а самый короткий путь туда — через Кантемировский район и погранпереход в Марковке. Машин тут мало, а если ехать ночью или рано утром, то все формальности можно пройти минут за 20 — 30. О том, что и как сегодня связывает Воронеж с Луганском, — в репортаже «МОЁ!».
Охранники зарабатывают до 200 тысяч
...В последний раз я был в этих местах пару лет назад, и тогда сразу после пересечения границы с первых километров территории ЛНР начинались полностью убитые дороги. Сейчас же на всём 130-километровом пути от Марковки до Луганска они идеальные, хотя всего по одной полосе в каждом направлении. В Воронежской области таких протяжённых отрезков, не считая двух федеральных трасс, ещё пойди поищи!
Сам город, насчитывавший пару лет назад 350 тысяч жителей, заметно разросся. Официально в нём проживают 500 тысяч человек, но с учётом беженцев, мигрантов и строителей примерно 700 тысяч.
В плане организации, например, торговли можно сказать, что сегодняшний Луганск — это Воронеж 15 — 20-летней давности, начиная от киосков и заканчивая рынками и мини-рыночками.
— В последние годы в Луганске появилось около 100 новых вышек сотовой связи. Но основная проблема города сегодня не в её качестве (тут она не супер, мягко говоря, и ловит не везде. — «Ё!»), а в нехватке водителей маршруток. У нас около 200 вакансий, но народ не торопится их заполнять, — рассказал наш гид, пресс-секретарь луганского муниципалитета Сергей Краснощёков. — До 2014 года тут работало порядка 500 маршруток, но хозяева большинства из них перебрались на Украину. Новые машины нам поставила Москва, но водителей пока не хватает. Проезд стоит 20 рублей, но с конца октября он подорожает до 30. А больше всего у нас зарабатывают охранники школ и вузов — до 200 тысяч в месяц. Совсем недавно в городе появилась первая велодорожка, которую строили москвичи, подарившие Луганску 100 прокатных велосипедов, а электросамокаты до нас пока не добрались...
В городе нет трамваев, хотя рельсы, оставшиеся от них, видны на улицах. А в позапрошлом году не стало и троллейбусов по причине изношенности подвижного состава и перебоев с работой подстанций в связи с регулярными обстрелами города. Теперь Москва вроде как обещает организовать в Луганске работу электробусов — и, как тут говорят, дело это не слишком далёкое...
Гостиниц в городе немного, хостелов тоже, и все они заполнены на 95 — 97%. В Луганске много приезжих. Это беженцы из тех районов, где продолжаются боевые действия; строители; чиновники из разных регионов, курирующих те или иные сферы. И если в гостинице можно остановиться за 3 — 4 тысячи в сутки, то в квартирах, которые сдают приезжим многие горожане, цены повыше на 10 — 15%.
«Мусор — отдельно, осколки мин — отдельно»
До 2022 года вода в разных районах Луганска подавалась по 3 — 4 часа в сутки. Сейчас строится много новых водозаборов, и эта проблема, кажется, постепенно снимается. А вот цены тут теперь вполне воронежские, если не выше, хотя заработки в среднем всё-таки заметно ниже, чем в наших краях. Например, в столовой, где обедали журналисты из Воронежа, вполне скромный обед обойдётся в 600 — 800 рублей.
Как подтвердила одна из местных жительниц Елена, «город становится краше, но и цены в последнее время сильно выросли».
А ещё в Луганске очень специфические чиновники, которые по существу не отвечают ни на один вопрос и льют много воды во время общения с журналистами. Выработанная годами привычка секретить в прифронтовой полосе всё, что можно и нельзя?
Вот, например, во время 20-минутного общения с мэром города Яной Пащенко журналист «МОЁ!» тщетно пытался получить хоть какой-нибудь ответ, привязывающий Луганск к Воронежу. Чиновница не смогла назвать даже примерное число луганчан, купивших жильё по сертификатам в нашем городе, а когда я спросил её о зарплатах в сфере здравоохранения и образования, чтобы сравнить их с воронежскими, мэр ответила весьма обтекаемо: «Растут».
Зато Яна Валерьевна едва не расплакалась, когда рассказывала журналистам про свои эмоции от одной газетной публикации:
— Там было написано про обращение местного муниципалитета к жителям одного из районов с просьбой во время субботника «сортировать отдельно мусор, а отдельно — осколки от снарядов и мин, чтобы те не поцарапали кузов грузовика»...
А затем добавила, что главный контакт местной мэрии с Воронежем состоит в том, что некоторые воронежские строительные фирмы вместе с московскими и красноярскими массово застраивают город. А ещё воронежские специалисты в области торговли и архитектуры разрабатывают для Луганска документацию для установки нестационарных торговых объектов...
Заместитель председателя правительства ЛНР Павел Ковалёв — бывший воронежский бизнес-омбудсмен, принявший в марте 2024-го новую должность в Луганске, рассказал, что здесь решения принимаются быстрее, чем в Воронеже, а люди более чутко реагируют на позитивные изменения, которые происходят каждый день.
— Тут довольно высокий темп жизни и принятия управленческих решений, — отметил чиновник. — Сейчас в Луганскую область хотят зайти несколько мощных воронежских фермеров, ведутся переговоры и с известной сетью магазинов, и с воронежским производителем металлопрофиля (его точно в Луганске надо очень много. — «Ё!»). Есть и другие наработки, связанные с Воронежской областью. Вообще в Луганскую область буквально рвётся бизнес из разных уголков России, тут предложений очень много...
Молодой Луганск
Очевидно, что больше всего сил для реконструкции Луганска (слово «восстановление» тут не подойдёт, город практически не разрушен) прикладывает именно Москва. Но не сказать, чтобы Луганск массово строился или ремонтировался — в Воронеже визуально строят и ремонтируют в разы больше.
Близости фронта мы не почувствовали, людей в камуфляже не больше, чем в столице Черноземья, но с 23:00 до 4:00 в Луганске комендантский час. Говорят, что до 2022 года можно было «договориться», теперь же взяток никто не берёт, а нарушителей штрафуют на 500 рублей и оставляют на ночь в «обезьяннике». А дальше, скорее всего, исправительные работы.
Молодёжи в городе очень много, но она спокойнее и тише, чем в Воронеже. Кстати, говорят, конкурс на поступление в луганские вузы в этом году был колоссальным.
И ещё на улицах прифронтового Луганска гораздо больше, чем в Воронеже, беременных женщин. Наверное, сейчас, когда ЛНР официально стала Россией, рожать не так опасно, как это было до 2022 года...
146
0
3