Выпуск
от 8 июля 2025 г.

Как на реконструкции Петровской набережной похитили 37 млн

«Не карать водителей, а помогать им»

«Это полный крах!»

65 беспилотников сбили над Воронежской областью за неделю

Как планируют избавить от пробок ВоГРЭСовский мост

Что за лабубА?

«Офис во дворе нашего дома нам не нужен»

Экс-министр транспорта покончил с собой

С 2026 года пенсии будут повышаться дважды

Наши любимые советские фильмы-юбиляры

Военный самолёт ехал по трассе под Воронежем

«Факел» стартует в первой лиге матчем против дебютанта турни...

Кто из знаменитостей жил в старинных домах на проспекте Рево...

Самый короткий век самого необычного мэра Воронежа

Ещё раз про любовь. Как корреспондент «МОЁ!» исполнил послед...

Отдохнуть — разрешается!

Отдых без суеты

Как современные технологии берегут нервы, воду и урожай

Ленька Пантелеев

Чуть помедленнее!

Православная неделя 8 — 14 июля

Наши любимые советские фильмы-юбиляры

Наши любимые советские фильмы-юбиляры

Многие картины спас от запрета лично дорогой Леонид Ильич Брежнев

30 0
Наши любимые советские фильмы-юбиляры
Свободное время Кино

Наши любимые советские фильмы-юбиляры

Многие картины спас от запрета лично дорогой Леонид Ильич Брежнев

A+

A-

Человеку, рождённому в СССР, о том или ином отрезке его жизни лучше всего напомнят не столько даже дни рождения, сколько грандиозные киновехи, фильмы советских режиссёров, на премьерах которых страна плакала, смеялась, аплодировала и… бежала покупать билеты ещё на один сеанс.Вспомним сегодня вместе с «Ё!» легендарные картины-юбиляры, радовавшие тогда, радующие спустя полвека зрителей нескольких поколений.Итак, представим, что билеты куплены, корешки «контроль» оторваны. В зале гаснет свет, луч кинопроектора прорезает тьму, экран оживает…Этот «красный вестерн», снятый Владимиром Мотылём в 1970-м, можно смотреть с любого места — обязательно досмотришь до финальных титров, обязательно подпоёшь, как сам пел в юности под гитару, «Ваше благородие, госпожа удача». По количеству крылатых фраз, ушедших в народ, фильм — чемпион: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно», «Восток — дело тонкое», «Таможня даёт добро», «Гюльчатай, открой личико!», «Опять икра! Не могу я её, проклятую, каждый день есть!», «Вопросы есть?.. Вопросов нет», «Махмуд, зажигай!» и т. д.Уникальный сценарий, где переплелись парадоксальная комедия и трагедия Гражданской войны, где сложился прекрасный актёрский ансамбль, мгновенно сделали «Белое солнце…» любимым фильмом советского народа. В 1970-м его только в кинотеатрах посмотрели 50 миллионов зрителей! Он — фильм-традиция для целых поколений советских космонавтов, которые непременно смотрят его перед стартом. Считается, что «Белое солнце…» не только приносит удачу и снимает стресс, но ещё и учит, по словам одного из космонавтов, «как строить план, как работать с камерой. «Белое солнце...» — эталон операторской работы». Замечательно и то, что на открытии фестиваля исламского кинематографа в Казани «Белое солнце…» было представлено организаторами как «лучший мусульманский фильм всех времён и народов».Интересно, что Павел Луспекаев сыграл таможенника, георгиевского кавалера Верещагина, будучи тяжело больным, сразу после того, как ему ампутировали пальцы на но...

Человеку, рождённому в СССР, о том или ином отрезке его жизни лучше всего напомнят не столько даже дни рождения, сколько грандиозные киновехи, фильмы советских режиссёров, на премьерах которых страна плакала, смеялась, аплодировала и… бежала покупать билеты ещё на один сеанс.

Фото:

Вспомним сегодня вместе с «Ё!» легендарные картины-юбиляры, радовавшие тогда, радующие спустя полвека зрителей нескольких поколений.

Итак, представим, что билеты куплены, корешки «контроль» оторваны. В зале гаснет свет, луч кинопроектора прорезает тьму, экран оживает…

1970-й

«Белое солнце пустыни» (18+) — 55!

Оригинальная афиша 1970 года
Фото:

Этот «красный вестерн», снятый Владимиром Мотылём в 1970-м, можно смотреть с любого места — обязательно досмотришь до финальных титров, обязательно подпоёшь, как сам пел в юности под гитару, «Ваше благородие, госпожа удача». 

По количеству крылатых фраз, ушедших в народ, фильм — чемпион: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно», «Восток — дело тонкое», «Таможня даёт добро», «Гюльчатай, открой личико!», «Опять икра! Не могу я её, проклятую, каждый день есть!», «Вопросы есть?.. Вопросов нет», «Махмуд, зажигай!» и т. д.

Фото:

Уникальный сценарий, где переплелись парадоксальная комедия и трагедия Гражданской войны, где сложился прекрасный актёрский ансамбль, мгновенно сделали «Белое солнце…» любимым фильмом советского народа. В 1970-м его только в кинотеатрах посмотрели 50 миллионов зрителей! Он — фильм-традиция для целых поколений советских космонавтов, которые непременно смотрят его перед стартом. Считается, что «Белое солнце…» не только приносит удачу и снимает стресс, но ещё и учит, по словам одного из космонавтов, «как строить план, как работать с камерой. «Белое солнце...» — эталон операторской работы». Замечательно и то, что на открытии фестиваля исламского кинематографа в Казани «Белое солнце…» было представлено организаторами как «лучший мусульманский фильм всех времён и народов».

Товарищ Сухов и освобожденные женщины Востока
Фото: кадр из фильма

Интересно, что Павел Луспекаев сыграл таможенника, георгиевского кавалера Верещагина, будучи тяжело больным, сразу после того, как ему ампутировали пальцы на ногах. Но снимался актёр без каскадёров, что было его особым условием. Видя такую самоотверженность, сценаристы увеличили первоначально эпизодическую роль Луспекаева до практически главной.

Фото: кадр из фильма

И залёг бы этот лихой боевик на полку, если бы не Брежнев, большой поклонник западных вестернов. Посмотрев ленту Мотыля на своей даче, генсек пришёл в такой восторг, что никакие препятствия уже были немыслимы. Картина со временем стала поистине культовой. Засветилась она и в космосе: несколько кратеров на Венере получили имена жён Абдуллы: Зарины, Джамили, Гюзели, Саиды, Хафизы, Зухры, Лейлы, Зульфии, Гюльчатай, а также супруги Фёдора Сухова Кати.

1975-й

«Здравствуйте, я ваша тётя!» (6+) — 50!

Фото:

Искромётная комедия, потрясающий актёрский ансамбль и целая россыпь цитат, которые слышишь сплошь и рядом: «…тётушка Чарли из Бразилии, где в лесах много-много диких обезьян», «Я старый солдат и не знаю слов любви», «Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь», «— Джин, бренди, ром? / — Я на службе, сэр. / — Значит, виски».

Фото: кадр из фильма

Яркий бенефис Александра Калягина, впервые в советском кинематографе сыгравшего женщину. «Моя тётка Чарлея, — вспоминал актёр, — родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах — матери, тётках. В неё вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблён, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссёром Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала на-гора то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… Мы только отбрасывали, что не нужно».

Собрать на съёмочной площадке крайне востребованных театральных актёров — Михаила Козакова, Армена Джигарханяна, Валентина Гафта, Татьяну Васильеву — было сложно. К тому же бюджет телефильма был скудным: не хватало плёнки, снимали двумя камерами, костюмы были пошиты в одном экземпляре. Поэтому снимали по ночам, в скромном павильоне Нескучного сада. Вот и фильм нескучным получился.

1980-й

«Пираты ХХ века» (18+), «Экипаж» (18+), «Москва слезам не верит» (18+) — 45!

Сразу три фильма-чемпиона празднуют в этом году своё 45-летие!

Оригинальная афиша 1980-го года
Фото:

Вторая половина 70-х. Советских мужчин и подростков накрывают страсти по экзотическому и полузапрещённому в Союзе каратэ. В восторженных рассказах каратист побеждает боксёров и самбистов, крошит одним ударом ладони стопку кирпичей. Советские школьники на переменах начинают набивать ладони о твердые углы, время от времени проверяя, насколько затвердело и не пора ли ломать доски?

Иногда занятия подпольных секций каратэ проходили в лесу
Фото:

В разгар этой каратэ-мании, летом 1979-го Борис Дуров приступает к съёмкам первого советского кинобоевика «Пираты ХХ века»

Фото: кадр из фильма

В основе сценария, написанного Станиславом Говорухиным, небольшая заметка в «Известиях»: пираты захватили итальянское судно с 200 тоннами урановой руды. Команда перебита, груз бесследно исчез.

Советским киношникам «загрузить» угнанное судно ураном не разрешили. Сошлись на медицинском опиуме, которым с разрешения ООН Советский Союз имел право торговать.

Сам Говорухин снять «Пиратов» — как далее оказалось, самый посещаемый в истории советского кинематографа фильм, — не смог, т. к. приступил к съёмкам другого, как вскоре выяснится, самого популярного детективного сериала «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.) (12+). Вот матёрый человечище, этот Говорухин! Два таких кинособытия в один год замутил!

Режиссёр Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий, Станислав Садальский на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя». 1979 год
Фото: кадр из фильма

В общем, в «Пиратах» стараниями Дурова сошлись и новомодное каратэ, и зрелищные драки и трюки в постановке мастера восточных единоборств Тадеуша Касьянова (сам он сыграл боцмана, а его ученики-каратисты махали руками и ногами в эпизодах). Блеснул своими ударами ногой в прыжке и пират Салех в исполнении Талгата Нигматулина.

Знаменитый мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов. 1970-е годы
Фото:
Талгат Нигматулин
Фото:

Ради голого прокаченного торса Николая Ерёменко, его умения красиво драться и нырять, смотрели и пересматривали «Пиратов» миллионы советских девушек. А ведь создатели фильма даже не собирались приглашать в картину этого красавчика-актёра. Но когда Ерёменко на пробах оголил торс, напряг бицепс и крутанул сальто, тут же утвердили на роль старшего механика. 

Фото: кадр из фильма

Аппетит мужской части зрителей авторы подогрели легендарным оружием, по которому в то время советские мальчишки просто сходили с ума: немецкими пулемётом MG-34 и штурмовой винтовкой, английским автоматом «Стен» с торчащим вбок рожком.

Оружие пиратов: ручной пулемёт MG-34, английский пистолет-пулемёт «Стен» и штурмовая винтовка StG-44
Фото:

Картину после закрытого показа в ЦК ВЛКСМ запретили. Но вновь выручил Брежнев, обожавший смотреть на даче свежие боевички. Фильм его захватил. Генсек так переживал за «наших», что о запрете «Пиратов» не могло быть и речи. 

Леонид Ильич Брежнев
Фото:

В год выхода картины (1980-й) её посмотрели в кинотеатрах около 100 миллионов зрителей. Пока верстался этот материал, наш дизайнер, человек уже немолодой и серьёзный, сильно воодушевился и вспомнил, как в детстве, посмотрев «Пиратов», тут же купил билет на следующий сеанс. А потом ещё один! Всего же он посмотрел этот боевик раз 10 — 12.

Фото:

«Экипаж» (1980). Первый в истории советского кино фильм-катастрофа. 

Ошеломила, заставила затаить дыхание и первая в истории родного кинематографа эротическая сцена с участием Филатова и Яковлевой, чуть затуманенная толщей аквариума. Зрители увидели, что герои на земле тоже могут запутаться в женщинах и бытовых неурядицах, но в воздухе они вновь становятся героями, стартующими на неисправной машине с рассыпающейся взлётки, выходящими сквозь пробоины обшивки наружу, сажающими умирающий лайнер в грозу, но в родном Шереметьево.

Бортинженер Скворцов (Леонид Филатов) и стюардесса Тамара (Александра Яковлева). «Экипаж»,
Фото: кадр из фильма

Вы будете смеяться, но к судьбе и этого фильма-легенды приложил руку дорогой Леонид Ильич! Всё ему понравилось, в том числе и голая правда Филатова — Яковлевой, но вот финал… В авторском варианте Митты командир экипажа во сне уходит в небо. Звучат слова его дочери: «Папа умер». Это не понравилось тяжелобольному Брежневу: «Что вы мне покойника показываете?». Финал пересняли, превратив его в хеппи-энд по-советски: заявление в ЗАГС, подрастающие внуки, возвращение в большую авиацию.

«Экипаж» в год выхода посмотрели более 71 миллиона зрителей.

Этот рекорд и в тот же год был побит третьим советским блокбастером — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. 

Оригинальная афиша фильма. 1980-й год
Фото:

Тося, Людка и Катя приезжают в столицу. Та испытывает их на прочность, дразнит счастьем, а слезам не верит. «Александра, Александра» — звучит за кадром музыкальная визитка фильма. Гоша и Катя — самые главные роли в карьерах Алексея Баталова и Веры Алентовой, супруги режиссёра. 

Гоша и Катя. Любовь нашла их уже немолодыми
Фото: кадр из фильма

В год выхода — 90 миллионов просмотров, Государственная премия и «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке».

Вот такие премьеры потрясали страну 45 — 55 лет назад. А ведь это далеко не весь список выдающихся советских кинокартин! Но в одном номере обо всех не расскажешь. Продолжение следует. Читайте «МОЁ!».

Лев Комов.

Фото: кадры из фильмов

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат