Как посадить 100 лип своими руками в 85 лет. Анатолий Малахов
85‑летний житель Рамонского района высадил на своём участке 100 лип
Как посадить 100 лип своими руками в 85 лет. Анатолий Малахов
85‑летний житель Рамонского района высадил на своём участке 100 лип
Первые 10 лип Анатолий Малахов, в прошлом главный инженер НИИ «Электромеханики», посадил лет 15 назад. Сейчас у него на участке в селе Богданово 100 лип. Большая часть ещё совсем маленькие — им нет трёх лет, но есть и взрослые деревья, которые уже дают нектар. Корреспонденты «МОЁ!» побывали в гостях у Анатолия Михайловича, попробовали мёд, послушали песни на суржике и полюбовались зацветающими деревьями.
От соснового леса остались акация и берёза
— Первые 10 лип подарили мне друзья. Две практически сразу съели козы, а остальные восемь прижились и выросли, — Анатолий Михайлович показывает уже высокие деревья около забора. — Односельчане обрывают липу, чтобы заваривать чай. Я разрешаю. Даже стремянку из дома могу вынести, чтобы можно было добраться до высоких веток. Главное, чтобы ветки не ломали, а остальное пусть собирают. Человек пять-шесть в сезон обязательно приходят, уже знают, что здесь липы.
15 соток достались Анатолию Михайловичу бесплатно, как почётному ветерану труда. Институт, в котором он работал, занимался разработкой электронных изделий для ракетно-космической техники и систем вооружения. Ещё один большой участок достался его маме — вдове инвалида Великой Отечественной войны. Отец Анатолия Михайловича в первом же бою был ранен в правую руку, потом попал в плен. Сбежать оттуда помогло знание суржика (разговорный язык, включающий черты украинского и русского, распространён на Украине и в соседствующих с ней областях России и Молдовы). Немцы к украинцам относились мягко, хотели получить поддержку и отпускали. Вот мужчина понял это и решил говорить на суржике. Немцы отпустили, а когда спохватились, поздно было.
15 лет назад территория, где сейчас находится молодая липовая роща, была полностью засажена соснами. Лес и сейчас стоит полукругом возле дома Анатолия Михайловича, а из-под ног, как в сказке Бажова, то и дело выскакивают серые и зелёные ящерки.
— Они жили здесь под сосновыми корнями. Когда лес попилили, пни выкорчевали, а землю распахали, ящерки остались. Пусть живут, мы друг другу не мешаем, — улыбается мужчина и показывает в противоположный конец участка. — Вон там берёзка стоит, осталась от прежнего леса, а чтобы ей скучно не было, я с ней рядом подружку посадил. Ещё белая акация у дома осталась от прежнего участка, а остальное сажал сам.
У Анатолия Михайловича два вида лип. Одни начинают зацветать на две недели раньше других:
— Так у меня целый месяц будет цвести липа. Представляете, какой аромат!
На липовую рощу потратил 200 тысяч
Липы мало посадить, за ними ещё надо ухаживать. Каждое дерево в роще Анатолия Михайловича подвязано, чтобы ветер не поломал его. Поливает их мужчина раз в три дня: на одну липу уходит полведра воды с подкормкой. Воду хозяин носит сам из двух бочек, стоящих на огороде.
— Сразу из шланга поливать неудобно, — делится Анатолий Михайлович. — Поэтому с его помощью наполняю бочки, а дальше уже самостоятельно. Вёдрами. Зимой легче — поливать не надо, укрывать тоже. Так они и стоят в снегу, как положено в природе.
Приживаются, к сожалению, не все липы. Анатолию Михайловичу уже пришлось заменить 25 деревьев:
— Не знаю, что им не нравится, может, земля неподходящая, может, ещё что-нибудь. Пятнадцать лип погибло в позапрошлом году, ещё десять в этом. Сейчас решил, что не буду мучиться и, если дерево не приживается, буду сажать на его месте что-то другое, плодово-фруктовое. К тому же деревья сейчас сильно подорожали. Если первые липы я покупал за 300 рублей, то сейчас одно дерево стоит уже 900. Всего в липовую рощу вложил около 200 тысяч. Но ни о чём не жалею. У меня два сына, внуки — есть кому продолжить дело.
Пчёлы меня пробовали на зуб ещё до войны
А дело у Анатолия Михайловича по-настоящему семейное: он пчеловод в третьем поколении. Поэтому и решил сажать именно липы, ведь липовый мёд считается самым лучшим.
— Пчёлы меня пробовали на зуб ещё в 1939 году, мне три года было. Я подошёл к улью, когда они вылетали, взял хворостиночку и решил подогнать. Они меня облепили — живого места не осталось. Я домой побежал, тётя увидела и ведро холодной воды на меня выплеснула, чтобы разогнать. Так что я дней пять был такой по-о-о-олный, распухший. Так вот, как ужалили меня пчёлы в первый раз, с тех пор и пою. Я наполовину украинец, поэтому хорошо могу и на суржике. А сейчас пою в местном молодёжном ансамбле «Буравляночка» — для тех, кому за 60, — шутит пчеловод.
А пока деревья подрастают, Анатолий Михайлович посеял в огороде фацелию. Она как раз сейчас зацветает:
— Пахнет лучше, чем французские духи! И мёд получается прекрасный. Он сильно не кристаллизуется и очень вкусный, даже когда не совсем свежий. А когда свежий, он прозрачный: положишь на блюдечко — дно видно.
Анатолий Михайлович мечтает, чтобы к нему приезжали за липовым мёдом.
— За соснами через 300 метров находится трасса М4, так что тут совсем рядом. Знающие люди найдут. Парадный вход уже есть, — мужчина останавливается около стенда, на котором нарисовано три пчелы. — В центре сидит матка с короной на голове, а рядом её пажи. Для них и липы. А для себя я посадил дуб. Жду, когда подрастёт. Хотел, чтобы меня под этим дубом похоронили, но говорят, что нельзя — теперь хоронят только на кладбище. А вообще, собираюсь пожить ещё, дорастить свои липы до медоносного возраста и собрать с них липового мёда.
Медоносить липа обычно начинает, когда ей исполняется примерно двадцать лет, но маленькое трёхлетнее деревце в этом году уже собралось цвести.
193
0
1