На деньги за изобретение винтовки Сергей Мосин выкупил жену
Удивительная история жизни и любви нашего земляка, оружейника с мировым именем, создателя знаменитой трёхлинейки
На деньги за изобретение винтовки Сергей Мосин выкупил жену
Удивительная история жизни и любви нашего земляка, оружейника с мировым именем, создателя знаменитой трёхлинейки
Выдающийся русский конструктор Сергей Мосин, оружием которого пользовались армии разных стран, был человеком сентиментальным и в то же время способным на отчаянные поступки. Полюбив замужнюю женщину, он долгие 12 лет не мог повести её под венец, так как муж требовал в качестве отступных за свою жену огромную сумму. Как Сергею Мосину удалось добиться развода? Какую обиду на военных чиновников он пронёс в сердце до конца жизни? И почему отказался от миллиона франков? Об этом и многом другом — в нашем сегодняшнем материале.
Солдатский сын стал дворянином
Дед будущего конструктора был крепостным крестьянином, которого призвали в солдаты. Он погиб на фронтах Отечественной войны 1812 года. Его сын Иван, отец Сергей Мосина, воспитывался в школе кантонистов — в таких школах обучались сыновья солдат. Эти мальчишки с детства принадлежали военному ведомству. С 18 лет Иван Мосин поступил на службу, участвовал в войне с Турцией, имел награды. За долголетнюю беспорочную службу был произведён в подпоручики (младший офицерский чин). Казалось бы, вот оно, начало военной карьеры сына простого солдата. Но по непонятным причинам через год он подал прошение об отставке. Иван Мосин начал искать работу и в итоге нашёл место управляющего имением и сахарным заводом вдовы - помещицы Анны Петровны Шелле в селе Рамонь.
Прослужив в имении десять лет, Иван женился на местной крестьянке Феоктисте. 14 апреля (2-го по старому стилю) 1849 года родился их первый сын Сергей. Когда ему было три года, умерла его мать — она скончалась во время вторых родов. Младенец Митрофан выжил, так на попечении отца остались двое детей. Несмотря на то что росли без матери, мальчики смогли получить неплохое домашнее образование — знали математику, грамматику, французский язык. В этом была немалая заслуга помещицы. Однако отсутствие материнской заботы сказалось на характере Сергея: он был замкнутым, молчаливым, правда, в некоторые моменты мог сильно вспылить.
Отец мечтал дать старшему сыну хорошее военное образование, но средств не было. А за счёт казны в кадетских корпусах могли учиться только дворянские дети. Иван Мосин решился на смелый шаг — в начале 1860 года подал прошение о принятии его в воронежское дворянство.
Удивительно, но уже через пару недель дворянские депутаты постановили выдать отставному подпоручику Ивану Мосину, сыну простого солдата, грамоту на дворянское достоинство. Таким образом и он, и его сыновья стали дворянами.
12-летний Сергей в 1861 году поступил в Тамбовский кадетский корпус, через год мальчика перевели в Воронежский Михайловский кадетский корпус, который через три года был реорганизован в военную гимназию. Сергей успевал по всем предметам, много времени проводил в читальном зале и уже в те годы проявлял интерес к военной технике. В 1867 году Сергей с отличием окончил военную гимназию, затем — три года обучения в Михайловском артиллерийском училище в Санкт-Петербурге.
По окончании училища был произведён в чин подпоручика и отбыл на службу в Царское Село. В 1872 году Сергея Ивановича произвели в чин поручика, он поступил в Михайловскую артиллерийскую академию на технический факультет, набрав при поступлении высший балл.
Первая и единственная любовь
Окончив в 1875 году академию с золотой медалью, штабс-капитан Мосин попросил направить его на Тульский оружейный завод. Почему именно в Тулу? Его отец уже несколько лет, как перебрался в Тульскую губернию, работал у местных помещиков Арсеньевых. Сергей захотел быть поближе к отцу, которому к тому времени исполнилось 65 лет.
Именно в поместье Арсеньевых 26-летний Сергей Мосин, который среди товарищей слыл затворником, впервые испытал глубокое чувство — он пылко полюбил замужнюю женщину Варвару Арсеньеву, жену сына хозяина поместья Николая Владимировича. Варвара Николаевна была скромной женщиной, матерью двоих сыновей. Муж был вдвое старше неё и отчего-то не уделял ей должного внимания, надолго уезжал из имения, проводил очень много времени в Москве и Петербурге, был человеком недобрым и надменным. Варвара Николаевна часто оставалась одна, занимаясь детьми, смирившись со своим положением и не пытаясь что-либо изменить в привычном течении однообразных будней.
Размеренную жизнь поместья нарушил Сергей Мосин. Будучи человеком сентиментальным, он тщательно прятал эти свои черты под маской внешней суровости — он же офицер, человек военный. Но в этот раз не смог сдержать своих чувств. Понимая, что Варвара находится в подчинении мужа, Сергей оказывал ей знаки внимания, говорил слова участия, всячески демонстрируя нежные чувства. Похоже, её супруг что-то заподозрил, из-за чего Сергею пришлось уехать из имения, не дожидаясь конца отпуска.
Спустя четыре года, летом 1879-го, Сергей в очередной раз вновь отправился в имение Арсеньевых. Отец рассказал ему, что отношения между Варварой и её мужем зашли в тупик, супруг её почти не появлялся в поместье, жил в Петербурге. И это при том, что Варвара Николаевна к тому времени родила третьего сына, а её муж его даже не видел! По словам отца Сергея, женщина превратилась в затворницу, никуда не ездит и никого не принимает.
Расстроенный Сергей Мосин отправился на прогулку в парк и вдруг встретил ту, которую любил все эти четыре года. Она сидела на скамейке, рядом с ней — няня с ребёнком. Оба — и Варвара, и Сергей — были рады встрече. Поговорили, справились о здоровье друг друга. И вдруг на вопрос Варвары Николаевны, почему Сергей до сих пор не женат, он выпалил: «Потому что я вас люблю!» Лицо её вспыхнуло, она поспешила вместе с няней и сыном уйти в дом.
Но оказалось, что чувства взаимны. Когда утром следующего дня Мосин уезжал из имения, Варвара во время прощания сунула ему в руку записку, в которой написала, что зимой собирается ехать в Тулу и обязательно известит о приезде. И подписалась: «Ваша В. Н.». Так они начали встречаться. Сергей был на седьмом небе от счастья.
Ради любимой готов на дуэль и под арест
Об их тайных встречах в Туле узнали «доброжелатели» и сообщили об этом мужу Варвары Николаю Арсеньеву. Это было в начале 1883 года. По пути из Петербурга в имение он встретился в Туле с Мосиным. Был серьёзный разговор, в ходе которого Арсеньев очень грубо отозвался о собственной жене.
В итоге влюблённый Мосин вызвал супруга Варвары на дуэль. Муж вызова не принял, а написал на соперника жалобу, и Мосину дали трое суток домашнего ареста. Однако офицер не успокоился и снова вызвал Николая Арсеньева на дуэль — это произошло в Дворянском собрании в присутствии множества свидетелей. Сергей Мосин был уверен, что теперь-то Арсеньев уж точно примет вызов. Ан нет — супруг Варвары снова пожаловался на соперника, и того опять наказали, на сей раз дали две недели домашнего ареста.
Но чувства влюблённых не остывали. Сергей Мосин предъявил Николаю Арсеньеву просьбу о расторжении брака. Тот испугался встречаться лично, а через своего поверенного потребовал 50 тысяч отступных в обмен на согласие о разводе. Таких денег у Сергея Мосина не было...
Лишь спустя восемь лет, когда Сергей Мосин изобрёл легендарную трёхлинейку (о ней читайте ниже), ему присудили за винтовку престижную Михаловскую премию. Появились средства, которые Мосин передал Арсеньеву. Варвара Николаевна наконец получила развод от мужа. Сердца влюблённых соединились спустя 16 лет с момента их первой встречи.
Как французы хотели подкупить Мосина
Свои первые магазинные винтовки Мосин разработал в Туле ещё в 1883 — 1884 годы. Усовершенствовав однозарядную винтовку Бердана, он приспособил к ней магазин на восемь патронов. Потом, следуя рекомендациям военной комиссии по устранению некоторых недостатков, конструктор создал ещё пять модификаций, в том числе на 12 патронов. Секретные сведения об этом каким-то образом просочились за рубеж. В некоторых источниках имеются сведения, что французская оружейная фирма «Рихтер» предложила Мосину продать права на новый магазин за бешеные деньги — сначала 600 тысяч франков, потом миллион. Эти средства позволили бы гораздо раньше выкупить Варвару Николаевну, заплатив её мужу отступные за развод. И оставшихся денег хватило бы, наверное, на всю жизнь. Но Сергей Иванович наотрез отказался от сомнительного предложения, напоминающего, по сути, промышленный шпионаж. Престиж Родины был для него превыше всего.
Здесь же, в Туле, родилась знаменитая мосинская трёхлинейка, вышедшая победительницей в состязаниях с винтовкой бельгийца Леона Нагана. На стрельбах винтовки Мосина дали 217 задержек при подаче патронов из магазина, а Нагана — 557. Это говорило о преимуществе системы Мосина с точки зрения надёжности. К тому же винтовка Мосина была существенно проще и дешевле в изготовлении.
16 апреля 1891 года был утверждён образец четырёхтактной винтовки с серединным магазином калибра 3 линии (7,62 мм), она получила название «Трёхлинейная винтовка образца 1891 года».
С названием винтовки произошёл не очень приятный момент. Дело в том, что приёмная комиссия отказалась включать в название нового образца оружия имя Сергея Мосина. Чиновники посчитали, что винтовка — изобретение коллективное и здесь заслуга не только Мосина. Поэтому было принято решение назвать оружие «русская трехлинейная винтовка образца 1891 года». Но царь Александр III почему-то вычеркнул из названия слово «русская». Так получилось совсем безликое — «трехлинейная винтовка образца 1891 года».
Обида на всю жизнь
В августе 1891 года Сергей Иванович подал винтовку на соискание Большой Михайловской премии. Эта премия, денежная часть которой составляла 30 тысяч рублей, была самой престижной в области оружейного дела и присуждалась раз в пять лет. В ноябре Мосину пришло извещение, что Главное артиллерийское управление присудило ему высшую премию русской армии.
Это было признание его заслуг и авторства на русскую магазинную винтовку. Однако при этом формального права носить имя создателя трёхлинейная винтовка была лишена. Мосина очень огорчало, что изобретённое им оружие не было названо его именем. В своих записках он писал, что все главные части и механизмы винтовки разработаны именно им. Эта обиду оружейник пронёс до конца жизни.
И ещё одна несправедливость: бельгийцу Нагану Россия выплатила намного больше денег — 200 тысяч рублей. За то, что некоторые изменения были позаимствованы из конструкции его винтовки. Однако, по мнению многих специалистов, элементы эти хоть и повысили удобство обращения с винтовкой, но не были очень важными и даже при их удалении не особо повлияли бы на её функциональность. То есть считается, что роль этих изменений была вторичной. Есть даже мнение, что сыграли роль не только мировая известность Нагана, но и нечестность военных чиновников, связанных с финансами.
Лишь в 1924 году, спустя 22 года после смерти Сергея Мосина, в названии винтовки появилась фамилия знаменитого оружейного конструктора. Так её и называют до сих пор — винтовка Мосина.
После создания трёхлинейки оружейная промышленность России получила массовый заказ на производство винтовок отечественной конструкции. Мосин лично руководил технологическим процессом. После завершения подготовительных работ к ноябрю 1892-го Тульский оружейный завод начал сдачу винтовок.
Триумф винтовки Мосина
Сергей Мосин проработал на тульском заводе почти 20 лет. В 1894 году полковник Мосин, к тому времени уже ставший всемирно известным оружейником, был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода, где он и проработал до последних дней жизни. Тульские мастера на перроне вокзала перед отправкой в Сестрорецк устроили конструктору трогательные проводы и вручили ему бесценный подарок — футляр из чёрной хромовой кожи, в котором лежала миниатюрная винтовка образца 1891 года.
21 апреля 1894 года Сергей Мосин вместе с женой Варварой Николаевной и тремя пасынками (общих детей у четы не было) переехал в расположенный под Петербургом Сестрорецк. Задачей было организовать на местном оружейной заводе производство сконструированной им винтовки-трёхлинейки. Благодаря Сергею Мосину на заводе состоялась модернизация, было установлено самое современное по тем временам оборудование. По его инициативе открыли начальное и ремесленное училища для детей рабочих, библиотеку.
В декабре 1894 года Мосина назначили ещё и начальником Сестрорецкого гарнизона. Ему вручают почётные награды — орден святого Владимира 3-й степени, Серебряную медаль в память Александра II, бухарский орден Золотой Звезды 3-й степени.
Сергей Мосин посещал Воронеж в 1895-м — приезжал на торжества в честь 50-летия кадетского корпуса, который сам когда-то окончил. В дар кадетам конструктор преподнёс изобретённую им винтовку.
В 1900 году Мосина производят в генерал-майоры. И в этом же году на Всемирной оружейной выставке в Париже винтовка-трёхлинейка получила высшую награду — Гран-при. Это был триумф!
Болезнь и смерть в 52 года
Годы в Сестрорецке были самыми счастливыми в жизни выдающегося конструктора-оружейника. Сергей Мосин искренне любил жену, к пасынкам относился как к родным детям, всю жизнь поддерживал тёплые отношения с младшим братом Митрофаном (он тоже был офицером).
В начале 1902 года Сергей Мосин тяжело заболел. Врач диагностировал крупозное воспаление легких. Диагноз серьёзный, а в те времена для лечения этого заболевания не было эффективных препаратов. 8 февраля великий русский конструктор-оружейник Сергей Мосин скончался в возрасте 52 лет. Похоронили его на городском кладбище в Сестрорецке. На крышку гроба помимо обязательной генеральской сабли положили изобретённую им винтовку.
Вдова генерала Варвара Николаевна вплоть до революции 1917 года жила в Сестрорецке. А затем её следы и следы её сыновей затерялись...
КСТАТИ
- Название винтовки Мосина «трёхлинейка» происходит от калибра ствола, который равен трём линиям. Русская «линия» — дореволюционная техническая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм. Три «линии» — это калибр 7,62 мм.
- В разные годы винтовки Мосина и её модификации состояли на вооружении около 30 стран. Всего было выпущено более 37 миллионов стволов.
- Кольт, наган, браунинг, винчестер — это общие названия револьверов, пистолетов, винтовок, которые образовались от фамилий их изобретателей: Сэмюэля Кольта, Леона Нагана, Джо Браунинга и Оливера Винчестера.
- Преподавателем русской словесности и истории у Сергея Мосина во время учёбы в Воронежском кадетском корпусе был обрусевший француз Михаил де Пуле, большой поклонник русской литературы и друг известного воронежского поэта Ивана Никитина.
1315
0
2