Выпуск
от 8 ноября 2022 г.

«Здесь у меня стояк был, при пожаре расплавился и утёк»

«Какие вкусные пирожки! Как мамины...»

«Ну что, когда детки? Чего не рожаешь?» Пронзительные истори...

Град голов и чудесное спасение! «Факел» ярко попрощался с бо...

«Просим убрать с передовой наших мужей и сыновей!»

Цены на жильё в Воронеже достигли потолка

«Видя этот нескончаемый поток людей и машин, каждый чувствов...

«Враг коварен, но наш народ непобедим!»

«На днях на этом кладбище хоронили погибшего бойца, проехать...

Переходим на зимнюю резину: шипы или липучка, Китай или Евро...

«Всё это очень надоело, осточертело, и тем более когда видиш...

Народные новости за неделю

На деньги за изобретение винтовки Сергей Мосин выкупил жену

Главный врач футбольного клуба «Факел»: «Я счастливый челове...

Политический триллер, исторический детектив и любовный роман

Солистка группы «Мельница» Хелависа: «Я отношусь к хейтерам ...

Зимний огород на подоконнике

Обратная связь. Белгород

В Белгороде стартовал осенний призыв

Белгородцам помогут сберечь деньги

Аферисты действовали под видом кредитных брокеров

Как белгородцы могут помочь волонтёрам

Конкурс «Народный участковый» и другие новости Белгорода

Семейное путешествие из Воронежа на родину подсолнечного мас...

Бюджет Липецкой области остаётся дефицитным

Где в Липецке оборудовали укрытия

Липчане отдали мошеннику 1,5 миллиона рублей

День народного единства и другие новости Липецка

«Всё это очень надоело, осточертело, и тем более когда видишь, что наблюдающие —...

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

«Всё это очень надоело, осточертело, и тем более когда видишь, что наблюдающие — такая мразь…»

Почему наш земляк, священник Измаил Базилевский, был причислен к лику святых и какие места в Воронеже связаны с именем этого человека

4880 0 9
«Всё это очень надоело, осточертело, и тем более когда видишь, что наблюдающие —...
Памятное

«Всё это очень надоело, осточертело, и тем более когда видишь, что наблюдающие — такая мразь…»

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Почему наш земляк, священник Измаил Базилевский, был причислен к лику святых и какие места в Воронеже связаны с именем этого человека

A+

A-

Воронежская полиция завела административное дело по факту разрушения объекта культурного наследия — дома № 10 по улице Первомайской. Ветхое здание, вот уже лет пять как покинутое жильцами, известно тем, что почти 100 лет назад в нём проживал со своей семьёй человек, которого в XXI веке церковь причислила к лику святых. Его звали Измаил Николаевич Базилевский. А 17 ноября (4 ноября по старому стилю) исполняется 81 год с момента его мученической кончины.Вряд ли многие воронежцы, не заглянув в карту, смогут сориентироваться, где в нашем городе находится улица Первомайская. А между тем эта улица — одна из старейших в нашем городе, и находится она почти в центре, между 25 Октября и Орджоникидзе.Улица проходит в тех местах, где в XVII веке располагалась Пушкарская слобода. Как пишет в книге «Воронеж в названиях улиц» краевед Павел , здесь селились с семьями пушкари, нёсшие военную службу в воронежской крепости и обслуживавшие артиллерийские орудия. В селении пушкарей существовала деревянная Богоявленская церковь. Эта постройка не сохранилась — на её месте в период с 1733 по 1763 год воронежцы воздвигли новую церковь из кирпича. Её можно видеть в конце улицы и сейчас.Современная улица была спланирована в XVIII веке и названа Малой Богоявленской, по наименованию церкви. А 1928 году её переименовали в Первомайскую — в честь Дня международной солидарности трудящихся (1 Мая). На этой улице и жил человек, о котором пойдёт речь.История рода Базилевских историками изучена примерно с середины XIX века. Отец нашего героя Николай Базилевский был есаулом войска Донского, выслужившимся из простых казаков. Чтобы вырваться из казачьего сословия в более привилегированный класс, он направил детей учиться по церковной линии.Детей в семье было семеро, старший из них — Измаил. Семья жила в селе Ново-Макаровка Полянского уезда (предположительно сегодня это Грибановский район — части Полянского уезда в прошлом веке были разбросаны по разным административным единицам).Измаил Базилевский был чел...

Воронежская полиция завела административное дело по факту разрушения объекта культурного наследия — дома № 10 по улице Первомайской. Ветхое здание, вот уже лет пять как покинутое жильцами, известно тем, что почти 100 лет назад в нём проживал со своей семьёй человек, которого в XXI веке церковь причислила к лику святых. Его звали Измаил Николаевич Базилевский. А 17 ноября (4 ноября по старому стилю) исполняется 81 год с момента его мученической кончины.

Икона Измаила Базилевского

Улица пушкарей

Вряд ли многие воронежцы, не заглянув в карту, смогут сориентироваться, где в нашем городе находится улица Первомайская. А между тем эта улица — одна из старейших в нашем городе, и находится она почти в центре, между 25 Октября и Орджоникидзе.

Улица проходит в тех местах, где в XVII веке располагалась Пушкарская слобода. Как пишет в книге «Воронеж в названиях улиц» краевед Павел Попов, здесь селились с семьями пушкари, нёсшие военную службу в воронежской крепости и обслуживавшие артиллерийские орудия. В селении пушкарей существовала деревянная Богоявленская церковь. Эта постройка не сохранилась — на её месте в период с 1733 по 1763 год воронежцы воздвигли новую церковь из кирпича. Её можно видеть в конце улицы и сейчас.

Современная улица была спланирована в XVIII веке и названа Малой Богоявленской, по наименованию церкви. А 1928 году её переименовали в Первомайскую — в честь Дня международной солидарности трудящихся (1 Мая). На этой улице и жил человек, о котором пойдёт речь.

Церковь Богоявления Господня на улице 25 Октября — одна из старейших в нашем городе

Династия Базилевских

История рода Базилевских историками изучена примерно с середины XIX века. Отец нашего героя Николай Базилевский был есаулом войска Донского, выслужившимся из простых казаков. Чтобы вырваться из казачьего сословия в более привилегированный класс, он направил детей учиться по церковной линии.

Детей в семье было семеро, старший из них — Измаил. Семья жила в селе Ново-Макаровка Полянского уезда (предположительно сегодня это Грибановский район — части Полянского уезда в прошлом веке были разбросаны по разным административным единицам).

Семейное фото: Николай Базилевский с детьми. Старший сын — Измаил, будущий священномученик.

Измаил Базилевский был человеком разносторонним, за всю жизнь он сменил много профессий: учитель сельской школы, управляющий у помещика, священник, счетовод на заводе, маляр, печник и бухгалтер. Изучать профессии, что называется, заставила жизнь. Оставить духовную стезю, которой наш герой отдал 15 лет, заставили богоборческие времена. Церковь в селе Скорняково Воронежской губернии (ныне в Липецкой области) в 1930 году была закрыта, и священнику пришлось осваивать ремёсла.

Когда церковь закрыли, семья Измаила Николаевича — у него уже были жена, сын и дочь — перебралась в Воронеж и поселилась в доме № 10 по улице Первомайской. Здесь они прожили ровно 10 лет — до тех пор, пока отца семейства не арестовали.

Наказание за слова

Измаил Николаевич оказался в застенках незадолго до начала Великой Отечественной войны — его арестовали 5 августа 1940 года. Бывшему священнику предъявили обвинение по ч. 1 ст. 58.10 УК РСФСР («Государственные преступления и контрреволюционная деятельность»): «Шпионаж, т. е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам».

Статья расстрельная. Однако нашему герою «повезло». История не сохранила, что именно говорил знакомым Измаил Базилевский, но его обвинили в антисемитизме, враждебном настроении к советской власти, распространении среди своего окружения контрреволюционной агитации. Приговор — «всего» 10 лет лишения свободы. А после отбытия наказания — ещё 5 лет лишения гражданских прав. Своей вины бывший священник не признал.

Фото, прикреплённое к делу Измаила Базилевского, сделанное перед его отправкой в Карлаг

Отбывать наказание Измаила Николаевича отправили в Карлаг — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР в Карагандинской области (Казахстан). Используя труд заключённых, здесь планировали создать крупную продовольственную базу для бурно развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана.

Спустя год пребывания в лагере, в конце августа 1941 года, когда в стране уже вовсю шла Великая Отечественная война, Измаил Николаевич получил новое обвинение в том, что «в июле — августе 1941 года он систематически высказывал среди заключённых контрреволюционные измышления клеветнического и пораженческого характера, восхвалял капиталистический строй».

Приговорён к расстрелу

Человек за себя боролся. В ноябре 1941-го Измаил Базилевский подал в Верховный суд Казахской ССР кассационную жалобу. Этот документ свидетельствует, в частности, о состоянии дел в лагере: «…мне никогда не приходило на мысль проводить контрреволюционную агитацию, никогда я не был настроен против советской власти. Показания свидетеля з/к Захарова, что будто бы я говорил, что в нашей стране нет порядка, но я этого ему не говорил, а говорил, что многие рабочие недобросовестно относятся к порученному им делу, портят и воруют материалы и что это сказывается на производстве. Высшую администрацию в этом я нисколько не обвинял, а только высказывал желание, чтобы изменить это ненормальное явление. Показания свидетеля з/к Барбинова о том, что я будто бы говорил, что армия немецкая вооружена не хуже нашей, я категорически отрицаю, так как всегда говорил, что если Гитлер пошел по дороге Наполеона, то ему предстоит такой же конец. Эти мои слова он извратил, хотя по своему образованию он имеет смутное представление о войне 1812 года. Со свидетелем Барбиновым у меня были столкновения на почве его недобросовестного отношения к порученному ему делу, где он продал 105 мешков [неразборчиво] осуждал его за это и сказал, что кому-то придется отвечать и страдать за эти мешки. [Но он на] мое замечание только рассмеялся и ничуть не раскаялся. Прошу Верховный суд обратить внимание на мою жалобу и назначить пересмотр дела, так как я себя виновным не считаю. На советской работе я за 10 лет никогда не имел ни одного взыскания, самым честным и добросовестным образом относился к порученной мне работе, поэтому прошу покорнейше удовлетворить мою просьбу. 5.ХІ.41 г. Базилевский».

Объяснение Измаила Николаевича не было учтено судом. Следующая кассационная жалоба тоже. Приговор был суров: расстрел. И уже 17 ноября он был приведён в исполнение. Измаила Базилевского захоронили в безымянной могиле.

Канонизация

В 1998 году Измаил Базилевский, как и многие другие узники лагерей, был посмертно реабилитирован. А в 2000 году бывший священник был причислен Русской православной церковью к лику святых, его признали священномучеником.

Почему канонизировали именно Измаила Базилевского? Ведь его судьба мало чем отличалась от судеб миллионов людей, погибших в лагерях.

Как рассказывал журналистам «МОЁ!» протоиерей Андрей ИзАкар, процесс канонизации не быстрый. Иногда он занимает годы. Сначала собираются материалы о жизни будущего святого, составляется его жизнеописание, деяния. Этот документ передаётся синодальной комиссии по канонизации, которая рассматривает кандидатуру и предлагает её на рассмотрение синоду. Синод — это собрание наиболее влиятельных представителей церкви. Они своим решением утверждают или отклоняют кандидатуру того или иного человека для причисления его к лику святых.

Что касается Измаила Базилевского, то его жизнеописание, скорее всего, было восстановлено благодаря работе казахских историков. В середине 1990-х архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) поставил задачу перед алма-атинскими историками начать сбор информации обо всех православных христианах, репрессированных в годы гонений. Учёные приступили к восстановлению списков людей, находившихся в заключении в Карлаге. Как рассказывал в одном из интервью протоиерей Ахия Рахимжанов, принимавший участие в этой работе, вместе с местными архивистами представители церкви смотрели дела людей, осуждённых по ст. 58 УК СССР «Контрреволюционная деятельность», и основной причиной заключения, по его словам, была религиозная деятельность. Исследователи смотрели, пострадал ли человек за свои убеждения и был ли этот человек православным.

Отец Измаил в молодости

Алма-Атинская епархия и стала инициатором того, чтобы имя нашего земляка попало на рассмотрение комиссии, принимавшей решение о канонизации новых святых. Обоснованием для причисления Измаила Базилевского к лику священномучеников стало то, что отец Измаил опровергал выдвинутые против него обвинения, а стало быть, своим примером показывал, что с ложью, даже если это кажется безнадёжным делом, нужно бороться до конца.

О том, что священник закрытого в 1930 году храма продолжал заниматься духовной деятельностью, может свидетельствовать отрывок из его письма, опубликованного правнучкой отца Измаила Елизаветой Замысловой. В письме к брату Николаю в 1937 году он писал: «Мы живём, как жили, я служу, но смотрят на меня косо люди, поставленные смотреть за нашим братом, так что немудрено, если меня в одно прекрасное время и вышибут. Всё это очень надоело, осточертело, и тем более когда видишь, что наблюдающие — такая мразь пьяная, вороватая, ничего не делающая…»

Кстати, как установили казахские историки, в Карлаге духовная жизнь была весьма активной. Попавшие туда священники продолжали тайком проводить службы, крестить заключённых и даже проводить обряды освящения воды на Богоявление. За это многие из них были приговорены к расстрелу.

Память

Воронеж был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны, но многоквартирный дом на улице Первомайской, 10, где в квартире № 6 жил отец Измаил со своей семьёй, не пострадал. Этот дом, построенный в конце XIX — начале XX веков, в 2017-м был признан объектом культурного наследия Воронежской области. Сегодня он пустует и представляет собой печальное зрелище. Потомки Измаила Базилевского в 2016-м обращались с ходатайством в епархию, чтобы та приняла дом на баланс и использовала его как приют для паломников (вблизи дома расположено много храмов), но ветхое здание оказалось не самым ценным активом. Дом продолжает пустовать и ветшать.

 

В 2016-м силами потомков отца Измаила на этом здании появилась памятная табличка, на которой значилось, что в этом доме жил священномученик. Но долго она не провисела. Табличка таинственно исчезла с фасада заброшенного дома пару лет назад. Кто её снял и куда дел, никто не знает.

В селе Скорняково Липецкой области восстановлен Михайло-Архангельский храм, в котором служил отец Измаил. Туда родственники передали икону святого, а также некоторые его личные вещи.

комментарий специалистов

Возбуждено дело об административном правонарушении

Вот что сообщили «МОЁ!» в управлении по охране объектов культурного наследия:

— На основании письма физического лица управление с учётом действующего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий обратилось в правоохранительные органы по факту неудовлетворительного состояния объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором с 1930 по 1940 г. жил И.Н. Базилевский (священномученик Измаил Карагандинский)» (г. Воронеж, ул. Первомайская, 10). По итогам рассмотрения материалов органами полиции возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

От себя добавим, что по ч. 1 ст. 7.13 КоАП «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено наказание в виде штрафа на граждан — от 15 до 200 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 400 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 5 миллионов рублей.

КСТАТИ

  • Заключённые, приговорённые по ст. 58, назывались «политическими». После освобождения эти заключённые не имели права поселиться ближе чем в 100 км от городов.
  • Отличие священномученика от мученика состоит в наличии у первого священного сана. Священномученики на литургии поминаются вместе с другими мучениками.
  • Организация туристических маршрутов по местам бывших лагерей носит неофициальное название ГУЛАГ-туризм. Такие Маршруты созданы, в частности, на месте Соловецкого  лагеря и Карлага.

В ТЕМУ

Самые почитаемые святые, имеющие отношение к Воронежской области

Как рассказал протоиерей Андрей Изакар, в соборе святых, имеющих отношение к нашему региону, насчитывается более 90 имён. Кого-то православные христиане почитают больше, кого-то меньше. Расскажем о некоторых самых почитаемых святых Воронежской области.

  • Святитель Митрофан Воронежский. Небесный покровитель Воронежской земли. Епископ поддерживал строительство флота в Воронеже, начатое Петром I, жертвовал средства на кораблестроение. Мощи святителя Митрофана пребывают в Воронежском Благовещенском соборе.
  • Святитель Тихон, архиепископ Воронежский. Чудотворец, обладающий даром прозрения. После него осталось множество богословских трудов. За дар искусного проповедника его называли русским Иоанном Златоустом. В 1763 году святитель Тихон возглавил Воронежскую епархию, но по причине слабого здоровья удалился в Богородицкий монастырь Задонска.
  • Святитель Антоний Смирницкий. Отслужив 30 лет в Киево-Печерской лавре, святитель Антоний в 1825 году принял пост епископа Воронежского. На его счету ремонт всех приходских храмов и восстановление Дивногорского монастыря.
  • Святитель Пётр Зверев. Архиепископ Воронежский, возглавивший епархию в 1926 году. Он погиб на Соловках, став одной из многочисленных жертв сталинских репрессий. В Алексеево-Акатовом монастыре можно увидеть фреску, на которой изображён святитель.
  • Святитель Тихон Никаноров. Архиепископ Воронежский и Задонский. По воспоминаниям современников, это был добрый и скромный человек. Тихон Никаноров помогал солдатам, раненным на фронтах Первой мировой войны, устраивал беженцев, перебравшихся в Воронеж. Во время Гражданской войны он не покинул город вместе с отступающей белой армией, приняв решение остаться со своей паствой. По одной из версий, владыка погиб в 1919 году от рук красноармейцев, которые повесили его на царских вратах Благовещенского собора. По другой версии, владыка умер собственной смертью в начале 1920 года.
  • Святитель Серафим (Соболев). Последний дореволюционный ректор Воронежской духовной семинарии. После революции, в 1920 году, Серафим эмигрировал в Константинополь, а оттуда в Софию. К лику святых святителя причислили не так давно — в 2016 году.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ. pp.userapi.com, ru.wikipedia.org.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат