На что в Воронеже потратят бюджетные деньги в 2023 году
И на чём городские власти обещают экономить в случае спада в экономике
На что в Воронеже потратят бюджетные деньги в 2023 году
И на чём городские власти обещают экономить в случае спада в экономике
- Мэрия обнародовала фантастический прогноз
- Откуда столь щедрая прибавка?
- На чём будут экономить власти
- Как и на что будут тратить бюджетные средства
Вопрос о том, что нас всех ждёт в 2023 году, в некоторых случаях, увы, уместнее адресовать астрологам и ясновидящим (один из таких прогнозов — на страницах 10 — 11). Но есть и планы, которые обязаны составить, а желательно и исполнить органы власти. В первую очередь это план поступлений доходов в бюджеты и план расходования этих средств.
Про областной бюджет, который был принят в декабре, «МОЁ!» уже рассказывала. В самом конце декабря был принят и бюджет Воронежа. Сегодня мы расскажем о том, что он нам принесёт.
Бюджет — не статичный документ. В течение года в казну из разных источников поступают средства, которые не были запланированы заранее. А запланированные средства порой и не поступают. Поэтому фактический бюджет обычно отличается от прогнозного. А значит, корректно будет сопоставлять бюджет на 2023 год с изначальным бюджетом на 2022 год, а не с итоговым, пополненным.
Мэрия обнародовала фантастический прогноз
Так как бюджет — это те деньги, которых ещё нет, властям очень важно понимать, поступят ли запланированные средства в казну. Помогает это понять прогноз социально-экономического развития. Такие прогнозы готовятся на всех уровнях — федеральном (для страны), региональном (для области) и местном (для города).
На областном уровне прогноз на 2023 год довольно оптимистичный. Департамент экономического развития области считает, что после небольшого спада в экономике в 2022 году в наступившем 2023-м нас ожидает некое подобие стагнации, а с 2024-го — рост экономики.
Облправительство полагает, что инфляция в нашей области по итогам 2022 года составит 14,5% (итоги года обычно подводят в середине января). В 2023 году экономисты прогнозируют инфляцию в 6%, в 2024-м — 4%. Среднемесячная заработная плата в области, по прогнозам областных властей, в 2022 году составит 46 107 рублей, а в 2023-м вырастет сразу на пять с лишним тысяч — до 51 273 рублей.
Мы недаром назвали прогноз от облправительства всего лишь довольно оптимистичным. Дело в том, что по-настоящему фантастическим выглядит прогноз социально-экономического развития от администрации города. Итак, мэрия Воронежа почему-то считает, что уровень инфляции в столице Черноземья по итогам 2022 года составит всего 6%, а в 2023-м цены вырастут лишь на 4%.
Среднемесячная же заработная плата в Воронеже, которая, как считает мэрия, в 2022 году составляла 54 033 рубля, в следующем году бодро перешагнёт за 60 тысяч рублей. Названа и конкретная сумма — 60 547 рублей. А к 2025 году, по мнению городских властей, средняя зарплата в Воронеже вырастет до 71 тысячи рублей.
Конечно же, мы не могли не спросить у сотрудников администрации, на чём зиждется их оптимизм. Пресс-служба мэрии переадресовала этот вопрос управлению финансово-бюджетной политики. Там обтекаемо ответили, что следуют в русле федерального и областного прогнозов.
Один из поводов для оптимизма, возможно, в том, что в ушедшем 2022 году дела в экономике города шли неплохо. Более 60% от собственных доходов городского бюджета составляет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Поступления НДФЛ по итогам ушедшего года увеличились. В 2021 году в бюджет поступил НДФЛ на сумму 6,4 млрд рублей, в 2022-м — 7,4 млрд рублей. Вероятно, анализируя именно эту тенденцию, мэрия Воронежа решила, что в 2023-м удастся собрать НДФЛ уже на 8,3 млрд руб.
Откуда столь щедрая прибавка?
Если вы окинете взглядом основные параметры бюджета, то сразу станет понятно, что в 2023 году он будет заметно больше, чем в 2022-м. Причём далеко не только и не столько за счёт роста НДФЛ, сколько за счёт увеличения поступлений из вышестоящих бюджетов (федерального и областного). Из 38,096 млрд рублей доходов города собственными доходами будут лишь 13,163 млрд руб.
Это вовсе не говорит о том, что Воронеж — нищий город. Причина в политике централизации, которую федеральные власти проводят с начала нулевых. В девяностые годы в бюджеты городов попадала большая часть налогов, которая собиралась на их территориях. Соответственно, и прав, и обязанностей у местного самоуправления было больше (например, до 2009 года именно местные администрации отвечали за здравоохранение). Затем многие из этих прав и полномочий федеральные власти забрали на уровень регионов вместе с налогами. Муниципалитетам же они перечисляют деньги на конкретные работы.
Политику централизации иногда критикуют. Но на самом деле именно она помогла избавиться от явных перекосов на местах и привести всё к единообразию. Теперь в большинстве городов России те же поликлиники и школы получают примерно одинаковое финансирование. И наверное, не осталось городов, где совсем бы не ремонтировали дороги. Мэр любого города в этой ситуации, конечно, перестал быть политиком и уж тем более вершителем судеб и стал выполнять относительно технические функции. Но в то же время и голова у мэров за наполнение бюджета особо не болит. Теперь она должна болеть у областных и федеральных властей.
Бюджет Воронежа говорит о том, что в наступившем году региональные власти областной центр явно не обидели и запланировали в Воронеже масштабные работы (о них мы расскажем ниже).
На чём будут экономить власти
А если вдруг в экономике всё же случится срыв и ручей налоговых поступлений в бюджет начнёт пересыхать?
Мэр Воронежа Вадим Кстенин, к сожалению, уже очень давно не даёт пресс-конференций. В конце ноября он провёл прямую линию в аккаунте правительства области во «ВКонтакте». Пользуясь случаем, мы поинтересовались у Вадима Кстенина, на чём будет экономить город в случае ухудшения ситуации в экономике в 2023 году.
— Безусловно, на себе, — пообещал он. — На административных, управленческих расходах. Логично начинать экономию с себя. Ни в коем случае не с социальной сферы. Если уж совсем станет плохо… с неэффективных расходов. Например, когда покупаем или меняем служебные машины, без чего можно обойтись.
При этом мэр добавил:
— Не вижу существенных возможностей для снижения темпов развития. Но это в краткосрочной перспективе, то есть в 2023 году.
Если говорить про конкретную статью экономии бюджета города, на которую указал Вадим Кстенин, то общие расходы городских властей на служебный транспорт составляют порядка 117 млн рублей в год.
Как и на что будут тратить бюджетные средства
Если говорить про плановые расходы города (например, на работу учреждений и заработные платы), то многие из них предполагается проиндексировать как минимум на уровень инфляции.
Плановая индексация — сколько и кому
В главном финансовом документе года заложено, в частности, увеличение заработной платы работников бюджетной сферы города на 5,5%. Это то повышение, которое состоится в любом случае. Однако, как рассказал председатель комиссии Гордумы по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестициям Андрей Соболев, в резерве предусмотрены средства, которые позволят увеличить фонд оплаты труда на 12 — 14% за год. «В случае положительного решения губернатора», — подчеркнул Соболев. Вероятно, многое зависит от того, как будет разгоняться инфляция.
Расходы на оздоровление детей также проиндексированы больше планово. В бюджете 2022 года на работу оздоровительных лагерей было заложено 73 млн рублей. В нынешнем — 85. То есть действующие муниципальные лагеря не закроются, но и строить новые не планируется.
А расходы на капитальный ремонт муниципальных квартир, например, даже уменьшились. В 2022 году на такой ремонт в бюджете было заложено 10 млн рублей, в 2023-м — 7 млн.
Примерно на уровень инфляции прошлого года проиндексированы расходы на благоустройство дворов (115 млн рублей против 104 млн). Несколько больше средств запланировано на отлов и стерилизацию бездомных животных (14 млн рублей против 9 млн).
В образовании к тем самым плановым расходам можно отнести, например, текущий ремонт школ и детских садов. Особых прорывов здесь нет. В прошлом году в бюджете на ремонт 146 школ и учреждений дополнительного образования закладывали 91 млн рублей, в нынешнем — 94 млн. Это говорит о том, что каждой школе достанутся сущие копейки и что на текущие ремонты по-прежнему будут сбрасываться родители.
Как в 2023 году изменятся доходы и расходы города
План 2022 года | План 2023 года | Разница | |
---|---|---|---|
Доходы | 26,026 млрд руб. | 38,096 млрд руб. | 46,50% |
Расходы | 26,649 млрд руб. | 39,205 млрд руб. | 47,40% |
Дефицит | 623 млн руб. | 1,109 млрд руб. | 78% |
Собственные доходы города | 11,100 млрд руб. | 13,163 млрд руб. | 18,50% |
Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов | 14,926 млрд руб. | 24,933 млрд руб. | 67,30% |
Экономия и «прорывные» расходы
Из бюджета Воронежа на 2023 год можно сделать вывод о том, что городские власти в некоторых случаях решили ужаться в расходах ради масштабных проектов.
Взять, к примеру, всё, что финансируется за счёт областного дорожного фонда. В этот бюджетный фонд целевым образом поступают налоги воронежских автомобилистов. Направляются же они на строительство, ремонт и содержание дорог (в том числе на освещение).
На уличное наружное освещение в Воронеже в 2023 году планируется потратить в пять с лишним раз меньше, чем в 2022-м. То есть, скорее всего, масштабной программы замены световых опор и светильников не будет. Также заметно, почти в два раза, сокращены расходы на содержание комбинатов благоустройства. Можно предположить, что для комбинатов пока не будут закупать новую технику.
Но при этом на «проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог» в наступившем году заложено 662 млн рублей. Это областное и городское софинансирование второго этапа строительства Остужевской развязки, в ходе которого предстоит расширить до шести полос дорогу от путепровода на Остужева до выхода на трассу М-4 «Дон», а также создать разноуровневую дорожную развязку в виде клевера на пересечении Остужева и Минской.
В бюджет также заложили средства на строительство ливневой канализации, которая должна решить проблему ливнестоков в северной части города.
Муниципальная программа «Охрана окружающей среды» в 2023 году, похоже, начинает экономить на содержании парков (21 млн против 46 млн в 2022 году). Но в то же время в неё заложены работы по ликвидации легендарной свалки отходов на улице Землячки. Рекультивация свалки будет стоить 151 млн рублей.
Не будут экономить город и область (напомним, в городской бюджет направляются и средства из областного) на программе «Формирование современной городской среды». На благоустройство общественных территорий в 2023 году заложено более миллиарда рублей. Эти деньги будут потрачены на реконструкцию Петровской набережной и проспекта Революции.
И наконец, очень большие средства заложены на строительство социальных объектов. Более 7 млрд рублей направят на завершение строительства мегашколы на 2 860 мест, возведение школ на улице Домостроителей (на 1 600 мест), на улице Острогожской (школы на 1 500 мест и школы на 2 000 мест), на улице Изыскателей — Шишкова (на 1 600 мест), пристройки к школе № 77. В следующем году завершится реконструкция школы № 45. Именно это и привело к заметному увеличению расходов по статье «Образование», которое вы видите в таблице.
Как в 2023 году изменятся расходы города по муниципальным программам
План 2022 года | План 2023 года | Разница | |
---|---|---|---|
Образование | 16,06 млрд руб. | 21,94 млрд руб. | 37% |
Содержание и ремонт дорог, благоустройство, транспорт | 3,13 млрд руб. | 5 млрд руб. | 60% |
Культура | 1,28 млрд руб. | 1,56 млрд руб. | 22% |
Физкультура и спорт | 891 млн руб. | 1,09 млрд руб. | 22% |
Охрана окружающей среды | 304 млн руб. | 551 млн руб. | 81% |
Формирование городской среды (реконструкция общественных пространств и ремонт дворов) | 343 млн руб. | 1,15 млрд руб. | в 3,3 раза |
Муниципальное управление | 1,82 млрд руб. | 2,38 млрд. руб. | 31% |
1257
0
1