«Детям нельзя обещать, что мама скоро придёт»
Воронежский благотворительный проект «Выжить без мамы» признан одним из лучших в России
«Детям нельзя обещать, что мама скоро придёт»
Воронежский благотворительный проект «Выжить без мамы» признан одним из лучших в России
— Мы часто делаем фото детишек «до» и после». Разница колоссальная! Вначале он испуганный, толком не говорит, не умеет есть ложкой. Самые маленькие зачастую впервые в жизни видят бутылочку с соской и не знают, как с ней обращаться. Проходит полгода — и перед нами совсем другой ребёнок! — рассказывает руководитель воронежской благотворительной организации «Общие дети» Ксения Пенькова.
Проект «Выжить без мамы» — одно из направлений работы фонда. Это уход за так называемыми социальными детьми, которые месяцами находятся в воронежских детских больницах совсем одни. Часть из них — отказники, они проходят обследование перед отправкой в приют; ещё часть — воспитанники детских домов; наконец, третья категория — малыши, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Под это расплывчатое определение попадают разные истории — кого-то привели с улицы, кого-то органы опеки изъяли у пьющих родителей, чьи-то родственники попали в места не столь отдалённые. В общем, этих мам и пап родительских прав пока не лишили, но оставлять с ними детей нельзя.
«В больницу отправилось пять человек, осталась только одна»
В этом году «Выжить без мамы» признан лучшим региональным благотворительным проектом, а ещё занял первое место в номинации «Помощь людям» международного конкурса гражданских инициатив «Мы вместе». Проект зародился 14 лет назад, когда волонтёры начали навещать детей-отказников и сирот, попадавших в больницу.
— Я узнала об этом лет 12 назад, когда сама попала с дочкой в хирургическое отделение ОДКБ № 2, — рассказывает Ксения. — С нами в палате лежал мальчик с гидроцефалией. И к нему постоянно приходили какие-то женщины. Я удивилась: кто они такие? А потом узнала, что этот ребёнок — отказник и добровольцы приходят за ним ухаживать. Ведь больше некому. В детских больницах у санитарок много своих забот: помыть пол, вынести судна. Максимум, что успевают, — покормить ребёнка, поменять памперс. А чтобы поиграть с ним или почитать сказку — на это точно нет времени.
Так в организации «Общие дети» появился новый проект «Выжить без мамы». Сначала в нём участвовали волонтёры. Но не все могли приходить регулярно. А заботиться о маленьких одиноких пациентах нужно ежедневно. Вскоре стало понятно: нужны нянечки, работающие на постоянной основе. Сначала их было две, сейчас восемь. Все женщины трудятся посменно, получают зарплату — она начисляется из пожертвований в благотворительный фонд. Зарплата за вычетом налогов при графике два дня через два составляет чуть больше 15 тысяч рублей. Чаще всего нянечки — женщины 30 — 40 лет самых разных профессий.
— У них есть внутренняя потребность помогать, большая любовь к детям, — говорит Ксения. — Однажды ко мне пришла женщина 54 лет, рассказала, что всегда мечтала работать нянечкой. Я отнеслась к её кандидатуре с сомнением, всё-таки непросто ухаживать за детьми. Но предложила попробовать свои силы. В больницу вместе с ней отправилось четыре человека. Осталась только эта женщина. Остальные, которые были моложе, сказали: простите, но такая работа не для меня.
Усыновляют ли няни детей?
Сейчас под патронажем проекта «Выжить без мамы» пять социальных палат в детских стационарах № 1 и 2. За год через руки нянечек проходит около четырёхсот ребятишек из Воронежа и области.
— Что мы делаем: кормим, купаем, меняем подгузники, а также читаем сказки, играем. Ну и конечно, привозим одежду, игрушки, памперсы, детское питание, — перечисляет она. — В принципе обязанности несложные. Часы работы — с 9 утра до 5 вечера. Но нянечки постоянно задерживаются в больницах. Потому что ты собираешься уходить, а они на тебя так смотрят, что сил нет их оставить. Хочется забрать домой сразу всех.
Я задаю вопрос: были ли случаи, когда няня усыновила кого-то из больничных детей? Оказывается, нет. Во-первых, далеко не всех можно усыновить — например, потому, что их родители не лишены прав. Во-вторых, у многих нянь есть свои дети. А в-третьих, няни рассуждают так: пусть мои забота и внимание достанутся многим, а не кому-то одному, так справедливее.
«Дети сами себя укачивают»
Социальные дети особенные. С одной стороны, они могут не владеть простейшими навыками — некоторые в три года не умеют пользоваться ложкой, не говоря уже о зубной щётке. С другой - многие не по годам самостоятельные.
— У детей, которыми родители особо не интересовались, есть пугающая привычка — они перед сном сидят в кровати и качаются взад-вперёд или из стороны в сторону, — рассказывает Ксения. — Когда видишь это впервые, невольно думаешь: может, аутизм? На самом деле они сами себя укачивают. Да и вообще такие дети некапризные, дисциплинированные. Надо кушать — значит, будем кушать, причём всё, что лежит в тарелке. Надо спать — значит, будем спать. Стало ли брошенных детей больше за последние годы? Не знаю. По-прежнему маленьких меньше, чем тех, кто старше 3 лет. Просто, когда малыш достигает этого возраста, семьям прекращают выплачивать ряд пособий на ребёнка, и некоторым родителям он становится не нужен...
Наша собеседница говорит: детей с побоями в больницы поступает меньше, чем принято думать. На контакт с нянями малыши до 10 лет идут хорошо — детская психика пластична, многие ужасные картинки из прошлого ребёнок быстро забывает. Есть удобная кровать, игрушки, вкусная еда — и он счастлив.
— Больше переживаем мы, взрослые. Особенно за тех, кто поступает под опеку наших нянечек по второму кругу. Вот недавно привезли двоих братьев двух и четырёх лет. Их забирали у неблагополучной мамы, потом она вроде одумалась. Но оказалось, ненадолго. И детей снова пришлось перевезти из дома в больницу.
Вспоминают ли социальные дети о своих мамах? Разумеется. Некоторые постоянно интересуются, когда за ними придут родители. На этот счёт у нянечек есть инструкции от психолога фонда «Общие дети», который работает и с ними, и с маленькими пациентами.
— Нельзя говорить детям: «Мама скоро придёт!» - и вообще что-либо им обещать. Это значит поселить в них неоправданные надежды, — рассказывает наша собеседница. — Ещё запрещено оставлять свой номер телефона и продолжать контактировать с ребёнком после того, как он уехал из больницы. Непонятно, какие последствия будет иметь такое общение, ведь маленький человек привязывается ко взрослому. Ещё медработники не одобряют, что мы берём детей на руки. Жалуются: вот, вы их приучаете, а они потом ночами плачут. Но как можно не понянчить крошку? Тем более когда понимаешь — её ждёт непростая судьба.
Перед Новым годом маленьких подопечных проекта «Выжить без мамы» навестили Дед Мороз и Снегурочка с подарками. Добрым волшебником для них может стать и любой из воронежцев. Помочь проекту можно разными способами. Привезти игрушки, памперсы, одежду, детское питание и другие необходимые вещи на склад благотворительной организации «Общие дети» по адресу: улица Героев Сибиряков, 79. Поддержать проект финансово: все банковские реквизиты есть на сайте фонда общиедети.рф. И наконец, помочь нянечкам ухаживать за детьми в качестве волонтёра. Для этого нужно написать Ксении Пеньковой в группе ВК «Общие дети»: благотворительность для сирот».
1610
0
12