«Моего ребёнка избивали одноклассники, а он боялся мне об этом рассказать»
Рассказываем, что такое школьный буллинг и как с ним можно бороться
«Моего ребёнка избивали одноклассники, а он боялся мне об этом рассказать»
Рассказываем, что такое школьный буллинг и как с ним можно бороться
Почти каждый третий ребёнок в мире в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы один раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе. Ситуация в России хуже, чем в среднем по миру. В международной организации ЮНЕСКО подсчитали, что буллингу подвергались 42,5% российских школьников в возрасте 9 — 15 лет.
Травля всегда была распространена в учебных заведениях и имела печальные последствия для жертв — они становились заложниками низкой самооценки, неврозов, депрессий, нервных срывов и даже самоубийств. Если при этом предполагаемая жертва буллинга замалчивает эти издевательства — время бить тревогу и вмешиваться в ситуацию извне.
Школьные годы ужасные
Жертв школьного буллинга объединяет одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (к примеру, страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.
Многие родители путают буллинг с обычным конфликтом — мол, мальчишки поссорились, пусть сами разбираются. Но важно понимать, что при конфликте нет и не может быть систематического, раз за разом повторяющегося насилия. Конфликт отражает только разногласия между людьми и происходит между участниками с равными силами. При буллинге ситуация обратная — он всегда отличается неравенством сил. Против слабой жертвы выступает сильный агрессор, а чаще всего — целая группа агрессоров.
Буллер (он же агрессор, преследователь, обидчик) всегда применяет насилие для самоутверждения. Он импульсивен, с трудом соблюдает правила, демонстрирует нарочитую грубость, не испытывает сострадания к жертве и может быть агрессивен даже по отношению к взрослым. «Для него закон не писан» — так часто можно охарактеризовать буллера. Причин такого поведения может быть много, но чаще всего это скрытая агрессия из-за неблагополучной ситуации в семье, недолюбленность, отсутствие внимания. Всё это выливается в негативное поведение.
справка «Ё!»
История буллинга
Буллинг — понятие относительно новое, но со старой сутью. Испокон веков люди и группы людей проявляли агрессию по отношению к слабым или тем, кто отличался от них. Вообще термин «издевательства» появился в XVI веке, тогда он использовался для описания поведения мужа-тирана по отношению к своей жене. Позже, в XVIII — XIX веках, его стали применять для описания агрессивного поведения между детьми, и только в середине XX века окончательно складывается вся концепция буллинга как серьёзной общественной проблемы.
«Сын стал «мальчиком для битья»
Корреспонденты «МОЁ!» пообщались с мамой 15-летнего Димы* (имя изменено), который восемь лет подвергался буллингу в одной из воронежских школ. Ниже приводим её историю.
«Дима всегда был мальчиком эмоциональным и чувствительным. Поэтому, когда в начальной школе дети начали прощупывать границы друг друга — к этому нельзя подходить и задираться, а к этому — можно, он несколько раз слишком ярко выразил свои эмоции по поводу отнятого у него пенала или рюкзака. Дети смекнули: «Ага, его можно задеть», — и стали делать это чаще и чаще. Он каждый раз бурно реагировал на нападки одноклассников. Спустя время в классе образовалась группа мальчиков, которые решили самоутверждаться за счёт более слабых психологически ребят. Мой сын стал первым «мальчиком для битья».
Он никогда не делился со мной этим, в 3-м классе я узнала о том, что на одной из перемен мальчики повалили его на пол и стали бить ногами. Учитель знала про эту ситуацию, вопрос неоднократно обсуждался и с родителями агрессоров, и с ней лично. Но мамы мальчиков говорили, что их сыновья на такое не способны, а они проявляли хитрость и впредь обижали сына вдали от посторонних глаз.
В средней школе издевательства продолжились — одноклассники создавали приколы с сыном в главной роли и рассылали их в школьные чаты одноклассников, угорали над ним, издевались, скидывали друг другу шуточки. Дима начал всё больше закрываться в себе, оценки скатывались ниже некуда — какая может быть учёба, если он шёл в школу как на пытку? Я понимаю, что вела себя неправильно, — надо было всеми силами защитить ребёнка, перевести его в другую школу… Но в это время у меня был болезненный развод с мужем, много личных и материальных проблем, а школа находилась рядом с домом, мне удобно было водить его именно туда.
Последствия буллинга в нашем случае оказались плачевными: он не смог найти друзей, стал почти двоечником, ушёл в виртуальный мир игр. Учиться не хочет, не имеет целей, у него нет веры в себя и свои силы. Спохватилась я поздно, когда год назад поняла, что сына ничего в жизни не интересует, а за отнятый телефон он может пойти на меня с кулаками. Мы оба посещали психолога, и он даже немного смог ему помочь — теперь сын более спокойно реагирует на нападки агрессоров и говорит, что не даст себя в обиду. Оно и верно, потому что при росте 180 см и крепком телосложении уже сложно повалить на пол и побить. Но вместе с тем ни дружеских отношений, ни даже приятельских у него с одноклассниками нет. Только виртуальные друзья в компьютерных играх, которых он никогда не увидит.
На мой вопрос, почему он никогда ничего не рассказывает, он отвечал и отвечает одно: «Сам разберусь». Видимо, стыдно признаться маме в том, что он стал тем самым «слабым звеном». Не помогла смена школы — последний год он учится в другой, но из-за низкой самооценки и неумения общаться со сверстниками и здесь у него не появилось друзей. Я понимаю, что во всём этом одна вина — моя. Если бы я вмешалась в ситуацию сразу и помогла ему правильно вести себя, всего этого, скорее всего, не произошло бы».
мнение психолога
Мы поговорили о буллинге с психологом Юлией Горячевой.
— В чём причина буллинга?
— Буллинг — это всегда попустительство взрослых. Не надо винить в нём «агрессивных» детей. Не бывает «мы не знали». Видели, знали, закрыли глаза — мол, само пройдет.
Если говорить о жертвах буллинга, я не знаю, что нужно сделать с ребёнком, чтобы он не сказал, что ему плохо морально или физически. Если ребёнок не доверяет родителям из-за стыда или страха, хочется задать им вопрос: чем вы были таким важным заняты, что сами не заметили проблемы у ребёнка?
Что касается агрессоров, то наказания ничему не учат. Предотвратить превращение своего ребёнка в преследователя можно просто: в семье должны быть чёткие и понятные правила, строго соблюдаемые всеми членами семьи. Они дают свободу, но держат в понятных рамках — это я могу, а вот это уже нет. А если я сделаю, то будут последствия. Часто родители вредят своему чаду, оберегая его детство и свободу, не давая наступить последствиям неправильных поступков. Если «папа отмажет» или «мама договорится», он продолжает унижать одноклассника. Так появляется безнаказанность. Что мы в итоге имеем? Преподаватель закрыл глаза, родитель не дал установок, у ребёнка нет чувства ответственности. Значит, можно проявлять агрессию, унижать, травить.
— Что делать, если ребенок стал жертвой буллинга? Как ему помочь?
— Первая задача родителей — обеспечить безопасность ребёнка любыми законными путями, вплоть до смены школы. Станьте его союзником и защитником. Расскажите вашему ребёнку, что никто не имеет права, кем бы он ни был, заставлять его что-либо делать против воли, угрожать или бить. Важно, чтобы рядом с ребёнком был родитель, готовый искренне, что бы ни случилось, поддержать его. Дети чувствуют фальшь и безразличие и просто перестают нам верить.
Комментарий юриста
Воронежский адвокат Евгений Ермилов:
— Отдельной статьи, посвящённой буллингу, в законодательстве нет. Потенциально эти действия могут попадать под ст. 5.61 КоАП — оскорбление, 20.3.1 — унижение человеческого достоинства, 20.1 — мелкое хулиганство. В особо тяжёлых случаях действия лица могут попадать под ст. 110 УК РФ — доведение до самоубийства, ст. 213 УК РФ — хулиганство. К административной ответственности лицо может быть привлечено по достижении 16-летия, также и по ст. 110 УК РФ. Однако если лицо не достигло указанного возраста, но в его действиях есть все остальные признаки состава указанных выше правонарушений, то несовершеннолетний может быть поставлен на профилактический учёт. По ст. 213 УК РФ можно привлечь к ответственности с 14 лет, если хулиганство осуществляется группой лиц. Также в отношении родителей подростков, допустивших совершение подобных деяний, должна применяться ответственность по ст. 5.35 КоАП — неисполнение обязанностей по воспитанию ребёнка. В случае если подобные действия осуществляются в отношении вашего ребёнка, необходимо обращаться в органы полиции, в частности в отдел по работе с несовершеннолетними.
603
0
5