№ 26 (1545)
от 25 июня 2024 г.

«Следователь сказал: «Давай признавайся!»

В воронежских маршрутках не должно быть жарче +25°

Почему ремонт дорог на 1,3 миллиарда будет скромным

Трагедии, которые потрясли страну

Воронежцев ждёт самый большой за последние годы рост тарифов...

Может ли в Воронеже повториться ЧП с ботулизмом?

«На бешеной скорости гоняют только новички!»

Опасные моменты

Свой в доску

Где в Воронеже запрещено ездить на электросамокатах

«Я родился слепым и в три года прозрел»

«Это чудовище придавило меня к гинекологическому креслу и ст...

Мексика: кукуруза во всех видах

Про бабушку «забыли»

Комплименты собакам Павлова

Жителей приграничья призвали временно покинуть свои дома

Экс-замгубернатора лишили имущества

В Белгороде хотят повысить плату за проезд

Итоги урагана «Эдгар» и другие новости Белгорода

Пьяный водитель наехал на полицейского

Как в Липецке изменятся цены на коммунальные услуги?

По липецким улицам снова побежал трамвай

Девушка тонет — камера снимает

Назначен и. о. главы города и другие новости Липецка

Николай Басов предсказал появление интернета

Где в Воронеже запрещено ездить на электросамокатах

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Где в Воронеже запрещено ездить на электросамокатах

Каковы перспективы развития инфраструктуры применительно к СИМам и как горожане относятся к этим средствам передвижения

255 0 1
Где в Воронеже запрещено ездить на электросамокатах
Городское

Где в Воронеже запрещено ездить на электросамокатах

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Каковы перспективы развития инфраструктуры применительно к СИМам и как горожане относятся к этим средствам передвижения

A+

A-

Информации о ДТП, связанных со средствами индивидуальной мобильности (СИМами), становится всё больше. В Воронеже весной на спортплощадке у дома № 5 на бульваре Победы неизвестный на электросамокате сбил 5-летнего мальчика и скрылся. Похожий случай был на улице Ленина — 16-летняя девушка шла по тротуару и попала под колёса электросамоката. Пострадавшие были госпитализированы.

Всего же за 5 месяцев этого года на территории области с участием СИМ зарегистрировано 14 дорожно-транспортных происшествий (на 55,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). 14 человек получили травмы (+40%), погибших, к счастью, не было.

Современные самокаты практически бесшумны. И никто из пешеходов, в том числе ни старики, ни дети, не застрахованы от того, чтобы не оказаться под колёсами СИМа.

Евгений Шаталов

— Такие технические устройства несут особую опасность как для пользователей, так и для пешеходов, прежде всего детей, двигающихся по тротуарам и пешеходным дорожкам, — отметил в беседе с журналистом «МОЁ!» начальник УГИБДД России ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов.

В целом в России количество ДТП с электросамокатами и другими СИМами за 2023 год выросло в 3,3 раза — с 941 до 3 100 инцидентов. Примерно на столько же увеличилось число раненых — с 976 до 3 177 человек. Погибло 43 человека. Это в 2,3 раза больше, чем годом ранее...

Какие территории попали под запрет?

О перспективах развития городской транспортной инфраструктуры применительно к СИМам, а также о том, как сделать электросамокаты максимально безопасными, корреспондент «МОЁ!» поговорил с начальником отдела прогнозирования и развития транспортной инфраструктуры управления транспорта города Воронежа Татьяной Зениной.

— В этом году сдачу электросамокатов в аренду в Воронеже осуществляют две московские фирмы сервиса аренды самокатов — ООО «Вуш» и ООО «МТС Юрент». У первых действующих самокатов порядка 1 200, у вторых — 850, — говорит Татьяна Зенина. — Городскую инфраструктуру для них я бы разделила на две составляющие. Первая — это места, где располагаются самокаты, и вторая — там, где они передвигаются по городу. В конце 2023 года администрация города выпустила два постановления (№ 1308 и № 1734), касающихся определения основных требований по размещению и эксплуатации СИМов в Воронеже. В соответствии с этим постановлением мы в 2024 году утвердили 13 зон запрета эксплуатации СИМов:

  • территория промзоны, ограниченная проспектом Труда — Московским проспектом — улицами Донбасской — 9 Января;
  • территория, ограниченная улицей 20-летия Октября — Петровской набережной — улицами Большой Стрелецкой — Станкевича;
  • территория, ограниченная улицами Станкевича — Свободы — переулком Старинным — Платонова — Таранченко — Карла Маркса — Орджоникидзе — Бучкури — 20-летия ВЛКСМ — Пятницкого — Софьи Перовской — Петровской набережной — улицей Большой Стрелецкой;
  • территория, ограниченная улицами Пятницкого — 20-летия ВЛКСМ — Большой Манежной — Степана Разина;
  • территория, ограниченная улицей Коммунаров — проспектом Революции — улицей Ленина, далее Северным мостом и набережной Массалитинова;
  • парки — «Дельфин», «Орлёнок», «Алые паруса»;
  • скверы — Кольцовский и Комсомольский;
  • площади — Советская, площадь Победы;
  • территория объекта культурного наследия «Памятник воинской славы» (сквер, идущий от памятника Славы вдоль Московского проспекта).

Операторы кикшеринга будут блокировать в перечисленных зонах движение своих самокатов — это уже происходит. А с ГИБДД есть предварительная договорённость об установке там знаков, запрещающих движение СИМов. Однако в Воронеже, по разным подсчётам, эксплуатируется порядка 2 — 2,5 тысячи частных самокатов, их число растёт быстрее, чем количество тех СИМов, которые фирмы сдают в аренду. Личные электросамокаты довольно тяжело проконтролировать.

Что такое безопасный самокат?

— Операторы кикшеринговых компаний всегда легко могут отследить перемещения того или иного самоката по городу?

— В Воронеже, особенно в центре, много так называемых слепых зон, в которых оператор не видит конкретный электросамокат. Поэтому сейчас операторами прорабатывается вопрос о возможности доступа к системе «Безопасный город», для того чтобы решить эту проблему.

— Из каких условий складывается понятие «безопасный электросамокат»?

— Их несколько, в том числе размещение самокатов в городе и контроль за ними. До конца 2024 года будет формироваться реестр мест расстановки самокатов, сейчас в нём 88 мест площадью 4 х 1,5 метра. Хотя суммарно операторы заявили о необходимости создания около 2 тысяч таких мест. Там тоже свои требования: ширина тротуара должна быть не менее 2,5 метра; не менее 10 метров от остановочного павильона или от входа в социальный объект; не менее 100-метрового интервала между их стоянками. В пользовательском соглашении прописано, что самокаты можно взять только в определённом месте и поставить их тоже в определённом месте. Если самокат бросают где угодно, то операторы штрафуют клиентов.

Что касается нарушений ПДД — сегодня их не соблюдает практически каждый второй пользователь. Нарушения может фиксировать любой житель города. Сейчас работает чат-бот наподобие того, который касается нарушений автомобилистами. Отмечу, что под штраф ГИБДД арендатор самоката может попасть в том случае, если его нарушение зафиксировали сами сотрудники полиции. Камер именно на самокаты пока в городе нет, хотя рано или поздно они появятся.

— Сколько горожан сегодня пользуются электросамокатами?

— Сейчас только у ООО «Вуш» в городе зарегистрировано порядка 92 тысяч пользователей — это примерно 9% от населения Воронежа. Теперь зашёл ещё один оператор, без особой натяжки можно сказать, что и он сможет выйти на такую же цифру. И получатся условные 15 — 18% воронежцев, так или иначе «привязанных» к самокатам, плюс личные СИМы. Кстати, за последние годы заметно изменился характер поездок — они становятся короче по времени, сформированы маршруты движения по транспортному сценарию, такие маршруты составляют примерно 80% от всех поездок.

«Надеемся, что пойдёт оплата в бюджет Воронежа»

— Город получает от СИМов какую-то выгоду?

— Ими пользуется немало горожан, и эта цифра имеет тенденцию к росту. Если брать городскую программу комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2041 года, утверждённую в апреле 2023-го, то она предусматривает развитие велодорожек, по которым могут поехать и самокаты. Протяжённость велодорожек в городе на сегодня чуть более 10 километров. С 2028 по 2041 год в городе их появится ещё 120 километров. Многие спрашивают, почему в Воронеже работают операторы, зарегистрированные в Москве и, соответственно, не платящие налоги в бюджет города. Дорожной картой правительства РФ предусмотрено утверждение оснований для заключения типовых договоров-соглашений с операторами на осуществление деятельности в муниципальном образовании. Мы надеемся, что какая-то оплата в бюджет Воронежа от них всё же пойдёт — есть же износ городской инфраструктуры от электросамокатов. В дорожной карте основания для пополнения местных бюджетов от этого предусмотрены. Отмечу, кстати, что две упомянутые компании в сезон суммарно создают порядка 100 рабочих мест, примерно 70% из которых занимают студенты.

— Чем может помочь документ, подписанный в 2023 году зампредом правительства России Маратом Хуснуллиным, называемый дорожной картой по развитию СИМов?

— Им предусмотрен ряд мероприятий по контролю за СИМами, в том числе создание их федерального реестра, куда физические и юридические лица будут обязаны передавать сведения по СИМам. Сейчас в Москве на самокаты уже начали вешать номера для идентификации в случае ДТП — этот механизм начал обкатываться, и рано или поздно к этому придут все регионы. Кстати, воронежские кикшеринговые компании запланировали в этом году проведение нескольких школ вождения электросамокатов. Также подписано соглашение с некоторыми воронежскими вузами, среди студентов которых будет проводиться обучение по пользованию самокатами.

опрос «Ё!»

«Выгнать их из города!»

Перед подготовкой этой публикации «МОЁ!» запустила в соцсетях опрос среди своих читателей с вопросом: «Вам мешают электросамокатчики в Воронеже?» Из 694 проголосовавших 84,58% ответили утвердительно. При этом разброс комментариев был разнообразным — от «электросамокатчиков надо выгнать из города» до «они не мешают, их не так много» и «можно было бы сделать отдельные велодорожки для них».

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

«Самокаты — альтернатива маршруткам»

Как кикшеринговые фирмы борются с нарушителями и почему даже дисциплинированные самокатчики не всегда могут соблюдать правила

О способах профилактики нарушений корреспонденты «МОЁ!» поговорили с сотрудниками кикшеринговых компаний, а также выслушали мнения о том, насколько готова инфраструктура Воронежа к подобного рода СИМам.

Нарушил — заплати штраф

— С начала 2024 года более 1 200 наших абонентов — те, кто нарушал правила в 2023 году и нарушение подтвердилось, или воронежцы, ездящие круглогодично в южных городах, — были либо оштрафованы, либо заблокированы. А с начала сезона этого года, условно с 1 апреля, в Воронеже было оштрафовано порядка 350 пользователей, — рассказал операционный управляющий шеринговой компанией по аренде электросамокатов ООО «Вуш» в Воронеже Алексей Моисеев. — Нарушения фиксируют наши операторы. Также жители города присылают нам видео— и фотоматериалы. После трёх — пяти штрафов, в зависимости от тяжести нарушений, аккаунт пользователя автоматически блокируется. Для его восстановления придётся менять номер телефона либо банковскую карту. Возможность наказания рублём оговорена в договоре, который арендатор заключает с компанией. Если же в городе появятся камеры, работающие по самокатам, наши клиенты точно не будут дважды наказываться за одно и то же нарушение и нами, и ГИБДД, поскольку мы начнём обмениваться информацией с правоохранителями. Отмечу, кстати, что количество пользователей СИМов каждый год удваивается, они в какой-то мере начинают становиться альтернативой общественному транспорту.

А вот что добавила пресс-секретарь «МТС Юрент» Юлия Лебедева:

— С начала сезона наша компания выписала порядка 2 тысяч штрафов в Воронеже, почти 800 аккаунтов заблокированы. Ещё один проект, направленный на повышение безопасности поездок, — тестирование на знание ПДД, запущенное «МТС Юрент» прямо в приложении. Тест содержит 10 вопросов на знание правил, и с начала сезона его прошли порядка 20 тысяч воронежцев. Сейчас прохождение теста добровольное, но в перспективе планируется сделать его обязательным для новых клиентов. Кроме того, мы начали выявлять аккаунты пользователей, не достигших 18 лет, и блокировать их. Сейчас в Воронеже выявлено и заблокировано порядка 200 аккаунтов, зарегистрированных на несовершеннолетних пользователей.

Утром велодорожки — вечером самокаты

Очевидно, что главная причина проблем с безопасностью движения электросамокатов по городу связана с организацией движения в каждом конкретном мегаполисе.

— Проверенным способом сокращения аварийности в городе является разделение транспортных потоков, которых сейчас в городе три. Это автомобили, которые движутся со скоростью 40 — 60 км/ч, пешеходы (3 — 5 км/ч) и СИМы (10 — 25 км/ч). Если не развести эти потоки, то конфликтные ситуации неизбежны, — считает урбанист Юрий Родионов. — Идеально было бы убрать самокаты с тротуаров и пустить их по велодорожкам, которых в городе очень мало. А места концентрации ДТП находятся именно на пересечении этих потоков — соответственно, это центр города, где постепенно происходит реконструкция улиц. Но увы, в неё никто не закладывает создание велоструктуры. И пока у нас её нет, требовать от самокатчиков 100-процентного соблюдения норм и правил довольно непросто. С другой стороны, увеличение сумм штрафов шеринговых компаний для нарушителей — вполне адекватная мера в борьбе за дисциплину на дорогах.

Председатель постоянной комиссии по развитию транспорта и объектов транспортной инфраструктуры Воронежской городской Думы Дмитрий Крутских настроен более категорично:

— В таких городах, как Воронеж, где отсутствует соответствующая инфраструктура, я в принципе не разрешал бы электросамокаты. Надо было начинать с создания условий, а уже потом развивать этот бизнес. В Париже поступили правильно, запретив аренду самокатов, так же надо сделать и у нас в Воронеже. Арендные самокаты у нас в основном используются для работы и решения бытовых вопросов, а личные — для прогулок, чаще за городом. У меня тоже есть электросамокат, но ни просто покататься, ни по работе я на нём по городу не поеду — надо где-то ставить, охранять. Одно дело — погонять за городом на отдыхе, а другое — вписывать самокат в нашу неподготовленную для него городскую инфраструктуру.

важно!

Как правильно управлять электросамокатом

Весной 2023 года электросамокаты были внесены в правила дорожного движения. Операторы кикшеринга подготовили для воронежцев инструкцию, как правильно и безопасно управлять этими транспортными средствами.

  • Максимальная скорость, которую можно развивать на электросамокате, — 25 км/ч.
  • Ехать необходимо по велодорожке и только если её нет — по тротуару. Можно также ездить по обочине дороги или в крайнем случае по её правому краю.
  • Кататься на прокатном самокате можно только с 18 лет и только в трезвом состоянии.
  • Ехать на самокате с пассажиром запрещено, так транспортное средство становится менее управляемым.
  • При управлении самокатом стоит помнить, что на тротуаре пешеходы всегда главные.

Также в конце мая этого года были озвучены увеличенные сервисами прокатов электросамокатов суммы штрафов для нарушителей. Отметим, что они регулируются договором, который клиенты заключают с кикшеринговыми компаниями.

Размеры новых штрафов составляют:

  • за некорректную парковку — 500 рублей;
  • за неспешивание на пешеходном переходе — 1 тыс. рублей;
  • за поездку с пассажиром — 5 тыс. рублей;
  • за передачу управления электросамокатом ребёнку — 10 тыс. рублей;
  • за управление самокатом в пьяном виде или причинение вреда здоровью либо имуществу в ДТП по вине пользователя — до 150 тыс. рублей.

В качестве дополнительной меры может быть блокировка аккаунта пользователя — на определённый срок или навсегда. За самые серьёзные нарушения возможна полная блокировка доступа к сервису.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Воронеже прошёл мастер-класс безопасной езды на электросамокате

Фото Леонида ШИФРИНА.

Утром минувшей субботы, 22 июня, возле Дома офицеров одна из двух кикшеринговых компаний, работающих в Воронеже, провела мастер-класс в рамках программы «Школа безопасного вождения электросамоката». Её представители раздавали прохожим памятки по безопасному вождению СИМов, а потом предлагали лично прокатиться на самокате.

Александр Доровских

— Статистика ДТП, связанная с СИМами, к сожалению, растёт. Как показал недавний городской рейд, примерно половина тех, кто ездит на них, имеет весьма смутное представление о ПДД. Сегодня мы постараемся ликвидировать этот пробел, — отметил заместитель начальника отдела безопасности дорожного движения управления ГИБДД УМВД России по Воронежу Александр Доровских.

Иван Состанов

Понятно, что в 10:00 субботнего утра мало кого можно заманить на любой мастер-класс — улицы города были почти пусты. Но представитель кикшеринговой компании Иван Состанов не унывал.

— Мы хотим приучить людей к правильному пользованию электросамокатами, начиная от сервиса и заканчивая знанием ПДД, — отметил он.

Одним из первых участников мастер-класса стал студент агроуниверситета Кирилл Чевычалов:

Фото Леонида ШИФРИНА.

— Я с утра решил прогуляться по центру Воронежа и увидел, что проходит мастер-класс по безопасному пользованию самокатами, в чём и решил поучаствовать. В принципе я пользуюсь электросамокатами. И хотя у меня есть личный автомобиль, от дома до университета мне удобнее ехать на электросамокате. Во-первых, быстро, а во-вторых, можно объехать все пробки. Я считаю, электросамокаты — будущее любого мегаполиса, — отметил парень и отправился гулять дальше на своих двоих.

КСТАТИ

  • Кикшеринг — система краткосрочной аренды электросамокатов, может работать с привязкой к станциям проката или по системе dockless, то есть бесстанционно. Чтобы воспользоваться услугой аренды, нужно загрузить приложение для смартфона и привязать банковскую карту.
  • К средствам индивидуальной мобильности (СИМам) помимо электросамокатов относятся электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и другой аналогичный транспорт.

в тему

Если самокат стал участником ДТП

Электросамокат — это транспортное средство. И аварии с участием этого СИМа надо оформлять.

  • Водители электросамокатов застрахованы (это прописано в договоре с шеринговой компанией. Если страхового покрытия не хватит на ремонт, можно требовать полной суммы через суд. Также можно через суд требовать компенсации морального ущерба.
  • На тротуаре обладатели СИМа должны уступать дорогу пешеходам и не создавать помех. В случае столкновения в 99% случаев виноват будет именно самокатчик.
  • При наезде электросамоката нужно запомнить номер (рано или поздно они появятся на всех электросамокатах), цвет самоката (поможет определить оператора), место ДТП и точное время.
  • Если кто-то получил травмы — звоните в скорую помощь. В случае аварии с участием самоката и автомобиля нужно звонить также в ГИБДД (при наезде на пешехода на тротуаре — в полицию). Рекомендуется позвонить в службу поддержки сервиса и сообщить о случившемся.
  • После ДТП сфотографируйте место столкновения, самокат, водителя СИМа, запишите контакты свидетелей.

тем временем

Появится ли в России электросамокатная полиция?

Самая свежая новость — депутаты Госдумы по аналогии с водной и туристической предложили создать электросамокатную полицию. Как сообщается в письме главе МВД Владимиру Колокольцеву, 73% жителей Москвы негативно относятся к электросамокатам в городе — прежде всего потому, что люди переживают за свою безопасность.

По мнению депутата Владислава Даванкова, главная проблема — недостаток контроля за самокатчиками. Мол, за автомобилистами присмотра уже достаточно (камеры, посты ГАИ и пр.), а вот самокатчики пока слишком свободны. Поэтому депутат предлагает создать электросамокатную полицию — специальные патрули, которые будут дежурить в популярных общественных местах Москвы и других городов и смотреть, чтобы любители самокатов не нарушали ПДД и не ездили, например, вдвоём. Будут ли правоохранители в этом случае сами передвигаться на самокатах и как будет выглядеть полицейский самокат — не сообщается.

Фото: Леонид ШИФРИН.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат