№ 24 (1439)
от 14 июня 2022 г.

Расстреляли главу воронежского сахарного завода

За ремонтом «Труда» наблюдает вся страна

«На лицо девочки было страшно взглянуть»

Оперный театр не будут «поднимать» над площадью

«Сверхнормативное» повышение тарифов отложено не будет

«Мы, все льготники и ветераны, не нужны никому!»

«Дайте ребёнку немного свободы!»

Детский лагерь на 388 сотках хотят купить за 471 тысячу рубл...

«Дети рассказывают, как помогали взрослым собирать трупы»

«Водитель должен помнить: все вокруг против него»

Народные новости за неделю

Писатель Александр Лапин награждён за вклад в развитие ворон...

Блеск и красота лучшего отеля Воронежа XIX века

Зачем жители воронежских деревень хоронили русалок?

Лето начинается вкусно

Крем-мёд с ягодами и специями

Собственников квартир оштрафуют по новым правилам

Выводим пятна простыми средствами

Сидераты на грядке и на столе

Обратная связь. Белгород

Детям — питание и спорт, пенсионерам — поддержка

Белгородцы попросили Путина спасти троллейбусы

О чём и речка!

Трезвый выпускной и другие новости Белгорода

Пациент напал с винтовкой на врача скорой помощи

В «белгородской Швейцарии» вы увидите графскую усадьбу

Обратная связь. Липецк

Что изменится с созданием правительства Липецкой области

Липчане с бутылками в руках спасают пруд

Липчанина, убившего жену, отпустили из зала суда

Шашлыки под запретом

«С ватагой друзей бегал смотреть на самолёты»

Зачем жители воронежских деревень хоронили русалок?

Расскажем об одной из малоизвестных традиций, практиковавшихся в древности на Руси, в том числе и на Воронежской земле

643 0 3
Историческое

Зачем жители воронежских деревень хоронили русалок?

Фото Екатерины ЛОБАНОВОЙ с сайта vk.com/ ekaterina___lobanova.

Расскажем об одной из малоизвестных традиций, практиковавшихся в древности на Руси, в том числе и на Воронежской земле

A+

A-

С 13 июня началась Русальная неделя — время, когда славяне чествовали русалок. Люди, верившие в нечистую силу, считали это время особым. По преданию, русалки находились в непосредственной близости от человеческого жилья и могли вступать с любым из живущих в контакт.

С русалками были связаны многочисленные поверья и традиции, которые сегодня представляют особый интерес для фольклористов. Заглянем в «Афанасьевский сборник» — перечень материалов, собранных студентами и преподавателями воронежских вузов во время фольклорных экспедиций по деревням нашего региона, — и узнаем, что в старину думали о русалках жители Воронежского края, почему боялись и как пытались отогнать.

Что такое Зелёные святки?

Русальная неделя является частью целого комплекса славянских народных праздников под общим названием Зелёные святки. Этот праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Русальная неделя завершает этот цикл. Она отмечалась вслед за Троицей. Считалось, что по завершении Русальной недели души мёртвых покидают землю и возвращаются на тот свет.

История появления в народной мифологии таких существ, как русалки, уходит во тьму веков. До принятия христианства русалками (водяными девами, мавками, навками) называли духов в женском обличии. Древние славяне считали их покровительницами плодородия и использовали их образы для совершения языческих обрядов, связанных с почитанием воды. Но после распространения христианства языческие духи природы, которым поклонялись славяне, были причислены к существам, которые людям вредят.

И сегодня, говоря о традициях Русальной недели, которые кое-где ещё сохранились в сельской местности, можно увидеть, что они содержат в себе элементы древнеславянского культа.

Русалки и где они обитают

Составим собирательный образ русалки — как её представляли себе жители разных населённых пунктов Воронежской области. Обычно эти существа женского пола с длинными волосами, которые носят белые одежды. Заметим — никакого рыбьего хвоста! В некоторых случаях русалка представала в образе лошади.

У старожилов воронежских сёл есть разные мнения по поводу того, кто же превращается в русалок.

«Мать праклянё дочеря, ана палучится русалка. Русалки жили в лесу, у бальшом дубе», — сообщали собирателям фольклора жители села Прилепы Рамонского района.

«Русалки качались на осинах. Это проклятые девушки. У русалок длинные распущенные волосы, они пугают детей», — рассказывают свою версию жители Новосолдатки Репьёвского района.

«Русалки — это привидения, на коня похожие, они человеку вредят», — считают в Аннинском районе.

«Русалка — ведьма. Это распутная женщина», — говорят в селе Ростоши Эртильского района.

Чем опасны русалки, жители воронежских сёл в принципе единодушны. Эти мифические существа, считали в народе, выходят из воды и бегают по полям и лесам, качаются на ветвях деревьев и набрасываются на встречных. Они способны защекотать человека до смерти, если встретят его на суше. Или лихорадку нагнать. А незадачливых купальщиков русалки вполне могут утащить под воду. Поэтому люди, верившие в русалок, как могли, их отгоняли. Например, в селе Хреновое Бобровского района ещё в середине прошлого века люди на полном серьёзе ходили в лес за осиновым колом и прибивали его к крыльцу или калитке. Считалось, что это защитит от мифических существ. В водоём на Русальной неделе заходили только самые отважные.

Также в деревнях и сёлах проводились некие (довольно жуткие) коллективные мероприятия, призванные отогнать русалок, а заодно поворожить на хороший урожай и удачу в семейной жизни. Эти действа носили название «вождение русалки».

Разудалые похороны

Учёные-фольклористы до сих пор не пришли к единому мнению, что означает обряд «вождение русалки». На основании того, что чучело русалки делали из соломы или ржаного снопа и относили в поле, некоторые исследователи считают, что русалки должны были способствовать лучшему урожаю. Местные обряды «вождения русалок» схожи с обрядами других регионов России.

Например, в селе Каверье Семилукского района чучело набивали соломой, наряжали в виде женщины и… хоронили. Клали русалку на палки и несли в рожь или пшеницу. Там над чучелом голосили, как над покойником: «Ой, милая детушка, горько-горькою я осталась одна, я на тебя надеялась, а ты умерла». Затем чучело хорошенько трепали и хоронили. Среди исследователей есть мнение, что смерть русалки на поле не что иное, как моление о дожде, так необходимом в летнее время для созревания урожая. Ведь изначально у славян образы русалок-берегинь связывали с водными стихиями.

Иногда чучело русалки изображали в виде лошади. Например, в Оськино Хохольского района вспоминают, что делали чучело коня, а не женщины и водили по деревне именно его. «Конь» мог быть изготовлен, например, таким образом: двое клали на плечи лестницу и накрывали сверху рогожей или попоной; хвост делали из конопли; стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была импровизированная лошадиная голова. Во время «вождения русалки» разыгрывались сценки — конь-русалка плясал, бросался на людей, как бы давя их. Заканчивалось всё снова смертью. Конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал, раздёргивая в разные стороны то, из чего было сделано чучело.

Иногда роль русалки играла женщина. Ей старались придать максимально устрашающий вид: в рваной одежде, с лицом, вымазанном в саже или свекольном соке, взлохмаченные волосы, иногда привязывали рога. Её сопровождали односельчане, тоже ряженые, старавшиеся одеться как можно смешнее и чуднее. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали, а сама она ходила по селу, шумела. Подойдя к дому, русалка била рогами в ворота, ложилась (умирала) и не уходила, пока ей не дадут подарок — яйцо, пирог или кусок мяса. Как считал советский филолог Владимир Пропп, касаясь земли, мифическое существо должно было передать силу своей плодовитости земле, растениям, а также людям, одарившим её.

Случалось, что на одной дороге встречались две русалки — например, идущие из разных деревень. Они между собой дрались, веселя народ.

Вообще, несмотря на жутковатые традиции, праздник (как и большинство сельских праздников) был весёлым и разудалым. В нём принимали участие и взрослые, и дети. Накануне Русальной недели распределяли роли, готовили реквизит. На похороны чучела выходили всем селом.

КСТАТИ

  • Некоторые исследователи XIX века считали, что слово «русалка» произошло от слов «русло», «русый» или названия рек Руса, Рось, Раса.
  • Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат