Зачем жители воронежских деревень хоронили русалок?
Расскажем об одной из малоизвестных традиций, практиковавшихся в древности на Руси, в том числе и на Воронежской земле
Зачем жители воронежских деревень хоронили русалок?
Расскажем об одной из малоизвестных традиций, практиковавшихся в древности на Руси, в том числе и на Воронежской земле
С 13 июня началась Русальная неделя — время, когда славяне чествовали русалок. Люди, верившие в нечистую силу, считали это время особым. По преданию, русалки находились в непосредственной близости от человеческого жилья и могли вступать с любым из живущих в контакт.
С русалками были связаны многочисленные поверья и традиции, которые сегодня представляют особый интерес для фольклористов. Заглянем в «Афанасьевский сборник» — перечень материалов, собранных студентами и преподавателями воронежских вузов во время фольклорных экспедиций по деревням нашего региона, — и узнаем, что в старину думали о русалках жители Воронежского края, почему боялись и как пытались отогнать.
Что такое Зелёные святки?
Русальная неделя является частью целого комплекса славянских народных праздников под общим названием Зелёные святки. Этот праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Русальная неделя завершает этот цикл. Она отмечалась вслед за Троицей. Считалось, что по завершении Русальной недели души мёртвых покидают землю и возвращаются на тот свет.
История появления в народной мифологии таких существ, как русалки, уходит во тьму веков. До принятия христианства русалками (водяными девами, мавками, навками) называли духов в женском обличии. Древние славяне считали их покровительницами плодородия и использовали их образы для совершения языческих обрядов, связанных с почитанием воды. Но после распространения христианства языческие духи природы, которым поклонялись славяне, были причислены к существам, которые людям вредят.
И сегодня, говоря о традициях Русальной недели, которые кое-где ещё сохранились в сельской местности, можно увидеть, что они содержат в себе элементы древнеславянского культа.
Русалки и где они обитают

Составим собирательный образ русалки — как её представляли себе жители разных населённых пунктов Воронежской области. Обычно эти существа женского пола с длинными волосами, которые носят белые одежды. Заметим — никакого рыбьего хвоста! В некоторых случаях русалка представала в образе лошади.
У старожилов воронежских сёл есть разные мнения по поводу того, кто же превращается в русалок.
«Мать праклянё дочеря, ана палучится русалка. Русалки жили в лесу, у бальшом дубе», — сообщали собирателям фольклора жители села Прилепы Рамонского района.
«Русалки качались на осинах. Это проклятые девушки. У русалок длинные распущенные волосы, они пугают детей», — рассказывают свою версию жители Новосолдатки Репьёвского района.
«Русалки — это привидения, на коня похожие, они человеку вредят», — считают в Аннинском районе.
«Русалка — ведьма. Это распутная женщина», — говорят в селе Ростоши Эртильского района.
Чем опасны русалки, жители воронежских сёл в принципе единодушны. Эти мифические существа, считали в народе, выходят из воды и бегают по полям и лесам, качаются на ветвях деревьев и набрасываются на встречных. Они способны защекотать человека до смерти, если встретят его на суше. Или лихорадку нагнать. А незадачливых купальщиков русалки вполне могут утащить под воду. Поэтому люди, верившие в русалок, как могли, их отгоняли. Например, в селе Хреновое Бобровского района ещё в середине прошлого века люди на полном серьёзе ходили в лес за осиновым колом и прибивали его к крыльцу или калитке. Считалось, что это защитит от мифических существ. В водоём на Русальной неделе заходили только самые отважные.
Также в деревнях и сёлах проводились некие (довольно жуткие) коллективные мероприятия, призванные отогнать русалок, а заодно поворожить на хороший урожай и удачу в семейной жизни. Эти действа носили название «вождение русалки».
Разудалые похороны
Учёные-фольклористы до сих пор не пришли к единому мнению, что означает обряд «вождение русалки». На основании того, что чучело русалки делали из соломы или ржаного снопа и относили в поле, некоторые исследователи считают, что русалки должны были способствовать лучшему урожаю. Местные обряды «вождения русалок» схожи с обрядами других регионов России.
Например, в селе Каверье Семилукского района чучело набивали соломой, наряжали в виде женщины и… хоронили. Клали русалку на палки и несли в рожь или пшеницу. Там над чучелом голосили, как над покойником: «Ой, милая детушка, горько-горькою я осталась одна, я на тебя надеялась, а ты умерла». Затем чучело хорошенько трепали и хоронили. Среди исследователей есть мнение, что смерть русалки на поле не что иное, как моление о дожде, так необходимом в летнее время для созревания урожая. Ведь изначально у славян образы русалок-берегинь связывали с водными стихиями.
Иногда чучело русалки изображали в виде лошади. Например, в Оськино Хохольского района вспоминают, что делали чучело коня, а не женщины и водили по деревне именно его. «Конь» мог быть изготовлен, например, таким образом: двое клали на плечи лестницу и накрывали сверху рогожей или попоной; хвост делали из конопли; стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была импровизированная лошадиная голова. Во время «вождения русалки» разыгрывались сценки — конь-русалка плясал, бросался на людей, как бы давя их. Заканчивалось всё снова смертью. Конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал, раздёргивая в разные стороны то, из чего было сделано чучело.

Иногда роль русалки играла женщина. Ей старались придать максимально устрашающий вид: в рваной одежде, с лицом, вымазанном в саже или свекольном соке, взлохмаченные волосы, иногда привязывали рога. Её сопровождали односельчане, тоже ряженые, старавшиеся одеться как можно смешнее и чуднее. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали, а сама она ходила по селу, шумела. Подойдя к дому, русалка била рогами в ворота, ложилась (умирала) и не уходила, пока ей не дадут подарок — яйцо, пирог или кусок мяса. Как считал советский филолог Владимир Пропп, касаясь земли, мифическое существо должно было передать силу своей плодовитости земле, растениям, а также людям, одарившим её.
Случалось, что на одной дороге встречались две русалки — например, идущие из разных деревень. Они между собой дрались, веселя народ.
Вообще, несмотря на жутковатые традиции, праздник (как и большинство сельских праздников) был весёлым и разудалым. В нём принимали участие и взрослые, и дети. Накануне Русальной недели распределяли роли, готовили реквизит. На похороны чучела выходили всем селом.
КСТАТИ
- Некоторые исследователи XIX века считали, что слово «русалка» произошло от слов «русло», «русый» или названия рек Руса, Рось, Раса.
- Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием.