Гравёр должен дружить с природой
Рамонец создаёт на ружьях уникальные узоры. Георгий Хохольков научился ремеслу на заводе, где делали ружья для Брежнева.
Рамонец создаёт на ружьях уникальные узоры. Георгий Хохольков научился ремеслу на заводе, где делали ружья для Брежнева.
Из леса выбегает разъярённый кабан прямо под ружьё охотника. Кто кого?.. Сюжет этот вырезал на металлической пластине 69-летний гравёр Георгий Хохольков из села Айдарово Рамонского района. Сцена, которую он изобразил, взята из реальной жизни. Природа всегда служит мастеру источником вдохновения.
Тульский оружейник
— Мне одному Господь дал слишком много всего, и это трудно сочетать, а отказаться от чего-то не могу, — рассказывает Георгий Вадимович.
По основной профессии Георгий Хохольков гравёр. Ему пришлось поработать ювелиром, художником-оформителем, ландшафтным дизайнером и даже резчиком по кости. Помимо художественного ремесла наш герой увлекается разведением декоративных птиц, садоводством.
Оформлением оружия Хохольков начал заниматься, когда его взяли гравёром в центральную экспериментальную лабораторию тульского оружейного завода. В ней работали мастера высшего класса, всего восемь человек. Они делали спортивно-стрелковое и охотничье оружие, которое отличалось превосходными боевыми показателями и художественным оформлением. Работы тульских мастеров украшали музеи, кабинеты высших партийных работников СССР, вплоть до Брежнева. Сегодня лаборатории уже не существует.
— Когда туда устраивался, попросили принести какие-нибудь свои рисунки, — вспоминает гравёр. — А у меня был только дембельский альбом. Начальник листает его, поднимает глаза и спрашивает: «Заявление написал?» Я сначала не понял какое, оказалось — о приёме на работу. Мастера лаборатории стали моими учителями. Например, Павла Полосменникова на тот момент уже знали в Европе.
Этот альбом для мастера и сейчас очень дорог. Он его сопровождал в многочисленных переездах. Сначала из Тулы Георгий Вадимович поехал в Николаев на Украину. Врачи посоветовали ему сменить климат по состоянию здоровья. Пришлось бросить работу и начать с семьёй новую жизнь. На Украине наш герой тоже занимался гравировкой и ювелирным делом. Приглашали его как специалиста в Канаду и Европу:
— В Европе предлагали работать по оружию, собственно, чем я сейчас и занимаюсь. А в Канаде можно было заняться изготовлением уникальных сувениров, что-то вроде яиц Фаберже, сделанных из различных материалов, в том числе драгоценных.
Но он отказался, так как остался один с маленькой дочкой на руках. Жена на тот момент умерла. А 12 лет назад Георгию пришлось вернуться на родину из-за антироссийских настроений на Украине.
Ехать снова в Тулу не хотелось. Воронеж показался хорошим городом с подходящим климатом. А посмотрев на здешние леса, он окончательно утвердился в своём решении.
В Айдарово Георгий Хохольков построил свою усадьбу. Здесь растут барбарис, пихты, американский остролистный дуб, у которого листья в начале лета нежные-нежные. У дома стоят цветущие деревья катальпы, которые он вырастил из семян.
— А одной груше больше 100 лет, — рассказывает Георгий Вадимович. — Это настоящий живой памятник. И каждый раз от неё получаю великолепный урожай. Под грушей растут съедобные грибы. Вот я в сезон и собираю всё сразу.
Как получаются «ляпсусы»
Основу для сюжета герой берёт из окружающей природы. Классикой в гравировке по оружию считаются рельефные изображения сценок с животными. Там же должен быть пейзаж: поле, лужайка, опушка леса.
Кроме животных на ружьях обязательно присутствует орнамент.
— Основой растительного орнамента является завиток, — продолжает мастер. — Когда завиток готов, начинается работа над фоном. Он простукивается чеканом — инструментом, которые мастера обычно изготавливают самостоятельно под разные виды фона. Внешне он напоминает гвоздь, по которому гравёр ударяет молоточком.
Один такой молоток достался Георгию Вадимовичу по наследству от другого мастера. Инструменту около 70 лет, а он как новый. Молотки, кстати, бывают разными — тяжёлые используют для более глубоких узоров, а те, что полегче, — для мелких.
— Здесь недостаточно быть гравёром и художником. Нужно с природой дружить, а иначе получаются «ляпсусы», — подмечает мастер. — Например, животное может быть просто не похоже на самого себя: делают рябчика, а получается окорочок с крылышками — непонятно, что за птица. А иногда птиц, которые обитают на открытых пространствах, отправляют в лесную чащу. Есть ещё вариант — когда животное изображают со слишком короткими ногами или мордой топором, что совершенно далеко от действительности.
В своей мастерской гравёр показывает, как растения появляются уже не в саду, а на его изделиях:
— Растительный орнамент можно делать как хаотично, так и симметрично. Симметричный — гораздо сложнее, здесь нужно соблюдать баланс узора. Хаотичный — проще тем, что там не нужно думать, как заполнить рабочую поверхность, делаешь на автомате. Но симметричный орнамент, на мой взгляд, всё равно смотрится конкретнее. Кстати, растительный орнамент можно назвать исконно русским.
Многие современные охотники возмущаются, что цветы на ружьях выглядят как-то не по-мужски. Особенно это касается букетной гравировки. Она в самом деле выглядит как букет, на который смотришь сверху. Георгий Вадимович считает, что растительный орнамент — это дань истории:
— Те люди, которые в прошлом стреляли из ружей с выгравированными на них цветами, были гораздо мужественнее современников. Иногда очень трудно объяснить им, что это классика.
Мастера узнают по работе
Любовь к природе к Георгию Хохолькову пришла неслучайно. Дело в том, что его отец преподавал биологию в тульской школе. Очень много времени мальчик проводил в лесу — там он узнал, какими травами можно лечить разные болезни, научился отличать птиц по пению.
Какие только птицы не жили в доме у нашего героя: совы, тетерев, дрозды, славка-черноголовка. Последнюю ещё называют конкурентом соловья. Она чуть меньше воробья, а песня у неё очень мелодичная.
Сейчас у нашего героя живут декоративные куры породы золотистая брама. Они очень крупные. Кроме того, у Георгия Вадимовича около шестидесяти голубей, три золотых фазана, маленькие курочки — ситцевые бентамки и декоративный кролик.
Георгий Вадимович рассказывает, что сейчас появились новые технологии, которые позволяют создавать узоры с помощью машин-роботов. Но ручная работа есть ручная работа. По мнению мастера, ни одна машина не заменит человека.
— К сожалению, современная техника заменяет ручное ремесло. Некоторым охотникам всё равно, что изображено у них на ружьях. Робот наляпает что-нибудь, сойдёт. Я даже не могу найти себе ученика, которому можно передать по наследству своё дело.
Для самого Георгия Хохолькова единственная реклама — это его работы:
— Охотники общаются, показывают друг другу ружья, интересуются, кто делал. Так меня потом и находят. Кому-то хочется какой-то конкретный узор, а кто-то доверяет моему собственному вкусу. Сейчас я работаю как раз над таким изделием — заказчик разрешил гравировать на своё усмотрение. Вот я и выпендриваюсь как хочу.
Георгий Вадимович не боится браться за самую тонкую, сложнейшую работу. Он нам показал фото бильярдного кия из чёрного дерева, по которому идут серебряные цветы и завитки:
— Работа эта архисложная. Чёрное дерево по-другому называется железным. В воду кинешь — сразу тонет. Очень жёсткий и неблагодарный материал. А ещё узор сходит на конус.
Кстати, своего ружья у Георгия Хохолькова сейчас нет. Хотя раньше он любил охотиться и имел на это дело разрешение.
— Я увидел пустые леса, и стало страшно. Раньше не было ни одного поля без жаворонка, а сейчас если встретишь его — считай, что повезло. В таких условиях животных убивать — преступление. Да и с возрастом жалко их становится, — рассказал нам рамонский мастер.
122
0
1