Выпуск
от 2 марта 2021 г.

«Готовый букет — это в 90% неликвид»

Штрафы ГИБДД: спасение от аварий или кормушка для бизнеса

Вину за поджог машины хотят переложить на многодетную мать?

«Я просто пополз к нему»

«Сегодня многие художники не умеют рисовать»

«Не бойся, если что, тебя откачают»

«Факел» возобновил сезон сенсационной победой

«Памятники Сталину в Воронеже демонтировали по ночам»

«Набожная, не скандальная»: домохозяйка убила себя и своих д...

Она точно оценит!

Почему сохнут листья у герани?

Умер воронежский афорист Аркадий Давидович

Хлеб — всему польза!

Лучшие народные новости за неделю!

Глухота не приходит одна

Как подготовить себя к постной пище?

Коронавирус на Белгородчине отступает, но не сдаётся

В Белгороде загорелся автомобиль, в котором спал ребёнок

Что делать, если заставляют прививаться от ковида

«Я и подумать не мог, что в центре Белгорода жулики сидят…»

Какие тайны хранит усадьба Юсуповых в Ракитном?

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

После совещания в облздраве возбудили уголовное дело

В Липецке упразднили должность вице‑мэра

Липчанка отсудила у гипермаркета 80 тысяч рублей

«Краю Долгоруковскому» особую безуминку придаёт лепнина»

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

сс
«Сегодня многие художники не умеют рисовать»

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

«Сегодня многие художники не умеют рисовать»

Семь наивных вопросов о современном искусстве корреспонденты «Ё!» задали «Художнику года-2020» Ивану Горшкову

372 25 1
«Сегодня многие художники не умеют рисовать»
Люди

«Сегодня многие художники не умеют рисовать»

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Семь наивных вопросов о современном искусстве корреспонденты «Ё!» задали «Художнику года-2020» Ивану Горшкову

A+

A-

«Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма. Пятый этаж — «Современное искусство»… Смотрю — висит картина «Жёлтый параллелепипед». Подпись: «Жёлтый параллелепипед».Иду дальше, смотрю — куча мусора обнесена верёвочкой, и подпись: «Куча мусора». Ну, иду дальше, смотрю — туалет. Ровно такая же верёвочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать: это туалет не работает или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?» — эта цитата из фильма «О чём говорят мужчины» недаром пошла в народ. Согласитесь, примерно такие же мысли посещают большинство из нас на выставках современного искусства.Что хотят сказать мастера своими работами? И хотят ли вообще что-то сказать? Как понять — великое перед тобой произведение или не очень? И если тебе не нравится — это обязательно означает, что ты дремучий человек и ничего в искусстве не понимаешь? Кому ещё задать все эти вопросы, как не художнику? За помощью мы обратились к Ивану Горшкову — одному из самых талантливых и успешных художников не только в Воронеже, но и в России. По версии The Art Newspaper Russia занял 20-е место в рейтинге молодых художников страны. В 2020 году по итогам персональной выставки «Фонтан всего» в Московском музее современного искусства Иван получил премию «Инновация» в номинации «Художник года».— Как, глядя на картины или скульптуры современных мастеров, понять, что они хотели сказать всеми этими мазками, пятнами и странными фигурами?— Любое более-менее приличное произведение искусства — это художественное высказывание. Но не всегда надо искать конкретный смысл, типа «это картина о несчастной любви». Художники, скульпторы экспериментируют с формами, с образами, с настроением. Спросите себя: меня это смешит или пугает? На что это похоже? Это привлекает или отталкивает? И вам многое станет понятно. Помню, на одной выставке к моему стенду-инсталляции подошёл мальчик лет семи и говорит маме: «Мама, посмотри, это круто и крипово одновременно!» И я поразился, как точно ребёнку удалось сформулировать...

«Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма. Пятый этаж — «Современное искусство»… Смотрю — висит картина «Жёлтый параллелепипед». Подпись: «Жёлтый параллелепипед».

Иду дальше, смотрю — куча мусора обнесена верёвочкой, и подпись: «Куча мусора». Ну, иду дальше, смотрю — туалет. Ровно такая же верёвочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать: это туалет не работает или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?» — эта цитата из фильма «О чём говорят мужчины» недаром пошла в народ. Согласитесь, примерно такие же мысли посещают большинство из нас на выставках современного искусства.

Что хотят сказать мастера своими работами? И хотят ли вообще что-то сказать? Как понять — великое перед тобой произведение или не очень? И если тебе не нравится — это обязательно означает, что ты дремучий человек и ничего в искусстве не понимаешь? Кому ещё задать все эти вопросы, как не художнику? За помощью мы обратились к Ивану Горшкову — одному из самых талантливых и успешных художников не только в Воронеже, но и в России. По версии The Art Newspaper Russia занял 20-е место в рейтинге молодых художников страны. В 2020 году по итогам персональной выставки «Фонтан всего» в Московском музее современного искусства Иван получил премию «Инновация» в номинации «Художник года».

— Как, глядя на картины или скульптуры современных мастеров, понять, что они хотели сказать всеми этими мазками, пятнами и странными фигурами?

— Любое более-менее приличное произведение искусства — это художественное высказывание. Но не всегда надо искать конкретный смысл, типа «это картина о несчастной любви». Художники, скульпторы экспериментируют с формами, с образами, с настроением. Спросите себя: меня это смешит или пугает? На что это похоже? Это привлекает или отталкивает? И вам многое станет понятно. Помню, на одной выставке к моему стенду-инсталляции подошёл мальчик лет семи и говорит маме: «Мама, посмотри, это круто и крипово одновременно!» И я поразился, как точно ребёнку удалось сформулировать мою творческую стратегию!

— А как придумываются названия картинам? Вот у вас, например, есть произведение «Пещера красивых бровей»…

— Лично для меня придумать название — очень сложная задача. Конечно, оно должно быть ключом к произведению, помогать зрителю его понять. Зачастую в названии имеют значение не сами слова, а то, как они сочетаются между собой, как эта фраза выглядит и звучит — скучно или игриво, устрашающе или шутливо, какие ассоциации навевает. «Пещера красивых бровей» — это что-то о необычном путешествии, приключении и опять же сочетание несочетаемого — мой любимый приём.

— Как отличить талантливое произведение актуального искусства от неталантливого?

— Главный критерий очень прост: на хорошее произведение искусства интересно смотреть. Оно цепляет, заставляет остановиться, удивиться, задуматься. И ещё талантливое произведение создаёт новый подход, новую ситуацию. Это может быть и тема произведения, и работа с цветом или материалами.

Конечно, сейчас живопись и скульптура далеко не всегда ориентируются на принципы «чтоб было похоже» и «чтоб было красиво». Впрочем, по-настоящему талантливые произведения во все времена были не про «похоже» и «красиво». Потому что нарисовать «похоже» могут миллионы. Да Винчи, Рембрандт, Рубенс — их работы ценят за умение передавать тончайшие эмоции, за игру с цветом и формой, за новаторство.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Современное искусство, по словам художника, — это про эмоции и ощущения, а не про «похоже и красиво»

— Современные художники могут нарисовать обычный человеческий портрет или пейзаж?

— По-разному бывает. Вопрос о том, нужна ли современному художнику школа в классическом её понимании, вызывает сегодня много дискуссий. Лично я могу «рисовать нормально» — у меня за плечами художественное отделение Воронежского педуниверситета, мне приходилось делать к разным праздникам портреты для своих друзей и знакомых. Никакой художественной ценности они не представляли, но это были те самые человеческие портреты, о которых вы спрашиваете. Могу сказать, что сегодня многие европейские художники — экспрессионисты, мастера инсталляций, современной скульптуры — они не умеют рисовать обычные пейзажи или натюрморты. Сейчас багаж живописца или скульптора — это не столько владение светотенью или законами перспективы, сколько насмотренность, знание современного контекста, хороший вкус, парадоксальность мышления.

У нас и в Европе очень разный подход к художественному образованию. Не хотелось бы никого обидеть, но у нас многие преподаватели подходят к своей работе как к ремеслу. В европейских арт-школах работают известные, востребованные современные художники, которые экспериментируют, горят своим делом, и студенты, конечно, вдохновляются их примером…

— Когда художник создаёт инсталляцию, он продумывает, какие предметы использовать, или валит в кучу всё, что под руку попадается?

— Я люблю инсталляции, точнее, даже коллажи из разных предметов, где они, по сути, заменяют собой мазки кистью. Допустим, кусок трубы — это линия, тряпка — это пятно. Конечно, всё это заранее долго подбирается — чтобы в произведении было определённое расположение цветовых пятен, смысл, настроение. Мне, например, нравится сочетать вещи, которые в реальной жизни никогда бы не «встретились». И да, меня часто спрашивают, нахожу ли я предметы для своих коллажей на мусорке. Отвечаю: нет, потому что там почти никогда не встретишь какую-то интересную абстрактную форму. Моё поле для находок — это барахолки! Сейчас задумал большой коллаж — там будет и бронзовое литьё, и фрезеровка, и живопись. Большую часть составляющих я буду делать сам или заказывать.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Должен ли художник хорошо зарабатывать? Конечно, да! Потому что все эти краски, кисти и холсты стоят немало!

— Я хочу побольше узнать о современной живописи, скульптуре. Ребёнку показать. Но не знаю, с чего мне начать.

— Тут не нужно идти какими-то сложными путями. Самые достойные произведения находятся в крупных музеях. У большинства из них есть виртуальные туры. В Москве один из ведущих музеев современного искусства — это «Гараж». Вот с них и стоит начать. А потом уже определиться, какое направление или какие мастера лично вам нравятся, а какие нет. Скажу вам честно: 90% современных произведений — это то, на что не стоит тратить время. Впрочем, так во все времена и эпохи — были посредственные художники и талантливые, чьими работами мы до сих пор восхищаемся. Тем не менее я бы советовал обязательно ходить на выставки — в Воронеже современных художников, например, выставляют в галерее «Х.Л.А.М.». Необязательно, что вы увидите там нечто гениальное, а может, вам вообще не понравится. Многие говорят: вот, мол, я думал, иду на выставку, там будет красиво, а вместо этого увидел какую-то странную мазню… Надо понять, что современное искусство — это не про Третьяковскую галерею, когда видишь полотно и падаешь ниц со словами: «Как это гениально!» Художники, скульпторы — это обычные ребята, они ищут свой путь, их можно критиковать, они могут не нравиться, их работы объективно могут быть плохими. И вот с такими критериями подходить к работам проще.

— Может ли сейчас художник стать очень богатым?

— Конечно! Честно скажу: в России актуальное искусство в зачаточном состоянии, многие его терпеть не могут. Однако хорошие художники нужны всегда. И я знаю ребят, которые, может быть, не сказочно богаты, но своим творчеством заработали на хорошие квартиры в Москве, достойно живут. Но всё в мире относительно. Знаете, вспомнил тут одну историю. Года три назад в «Гараже» проходила выставка японского художника Такаси Мураками. Все обсуждали тогда, каких успехов он добился, что у него мастерская площадью 4 тысячи квадратных метров и 800 человек помощников. Но в прошлом году Такаси неожиданно объявил о том, что он обанкротился. В общем, у творческих людей всё может меняться очень быстро…

Досье «Ё»!

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Иван Горшков, 35 лет, — современный российский живописец, график, скульптор. В работах использует техники: тотальная инсталляция, живопись, глитч-арт, коллаж, паблик-арт, скульптура.

В 2017 и 2019 годах оказывается в списке лучших современных авторов, творчество которых имеет высокую инвестиционную привлекательность. Сотрудничает с галереями Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург) и Diehl Gallery (Берлин). Участник многочисленных групповых выставок; персональные выставки художника проходили в Воронеже (галерея «Х.Л.А.М.»), Москве (ЦСИ «Винзавод», галерея Paperworks), Cанкт-Петербурге (галерея Марины Гисич), Вене (Knollgallery, AA collections), Берлине (Diehl CUBE), Париже и Будапеште. Трижды стипендиат программы поддержки молодых художников музея современного искусства «Гараж». Работы Ивана находятся в российских и зарубежных частных коллекциях. В 2014 году скульптуру Ивана Горшкова «Слеза врага» французский коллекционер Пьер Броше купил за 2 000 евро, об этой покупке упомянул журнал Forbes.

«Художник года» ярмарки Cosmoscow 2017 года, в 2020-м получил премию «Инновация» в номинации «Художник года» (персональная выставка «Фонтан всего», Московский музей современного искусства).

Картина дня Только для подписчиков — самое важное за 24 часа

Комментарии

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат

Главное на «МОЁ! Плюс» на этой неделе

Чтобы не пропустить самые горячие темы и материалы «Плюса» и быть в курсе, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку