«Сегодня многие художники не умеют рисовать»
Семь наивных вопросов о современном искусстве корреспонденты «Ё!» задали «Художнику года-2020» Ивану Горшкову
«Сегодня многие художники не умеют рисовать»
Семь наивных вопросов о современном искусстве корреспонденты «Ё!» задали «Художнику года-2020» Ивану Горшкову
«Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма. Пятый этаж — «Современное искусство»… Смотрю — висит картина «Жёлтый параллелепипед». Подпись: «Жёлтый параллелепипед».
Иду дальше, смотрю — куча мусора обнесена верёвочкой, и подпись: «Куча мусора». Ну, иду дальше, смотрю — туалет. Ровно такая же верёвочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать: это туалет не работает или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?» — эта цитата из фильма «О чём говорят мужчины» недаром пошла в народ. Согласитесь, примерно такие же мысли посещают большинство из нас на выставках современного искусства.
Что хотят сказать мастера своими работами? И хотят ли вообще что-то сказать? Как понять — великое перед тобой произведение или не очень? И если тебе не нравится — это обязательно означает, что ты дремучий человек и ничего в искусстве не понимаешь? Кому ещё задать все эти вопросы, как не художнику? За помощью мы обратились к Ивану Горшкову — одному из самых талантливых и успешных художников не только в Воронеже, но и в России. По версии The Art Newspaper Russia занял 20-е место в рейтинге молодых художников страны. В 2020 году по итогам персональной выставки «Фонтан всего» в Московском музее современного искусства Иван получил премию «Инновация» в номинации «Художник года».
— Как, глядя на картины или скульптуры современных мастеров, понять, что они хотели сказать всеми этими мазками, пятнами и странными фигурами?
— Любое более-менее приличное произведение искусства — это художественное высказывание. Но не всегда надо искать конкретный смысл, типа «это картина о несчастной любви». Художники, скульпторы экспериментируют с формами, с образами, с настроением. Спросите себя: меня это смешит или пугает? На что это похоже? Это привлекает или отталкивает? И вам многое станет понятно. Помню, на одной выставке к моему стенду-инсталляции подошёл мальчик лет семи и говорит маме: «Мама, посмотри, это круто и крипово одновременно!» И я поразился, как точно ребёнку удалось сформулировать мою творческую стратегию!
— А как придумываются названия картинам? Вот у вас, например, есть произведение «Пещера красивых бровей»…
— Лично для меня придумать название — очень сложная задача. Конечно, оно должно быть ключом к произведению, помогать зрителю его понять. Зачастую в названии имеют значение не сами слова, а то, как они сочетаются между собой, как эта фраза выглядит и звучит — скучно или игриво, устрашающе или шутливо, какие ассоциации навевает. «Пещера красивых бровей» — это что-то о необычном путешествии, приключении и опять же сочетание несочетаемого — мой любимый приём.
— Как отличить талантливое произведение актуального искусства от неталантливого?
— Главный критерий очень прост: на хорошее произведение искусства интересно смотреть. Оно цепляет, заставляет остановиться, удивиться, задуматься. И ещё талантливое произведение создаёт новый подход, новую ситуацию. Это может быть и тема произведения, и работа с цветом или материалами.
Конечно, сейчас живопись и скульптура далеко не всегда ориентируются на принципы «чтоб было похоже» и «чтоб было красиво». Впрочем, по-настоящему талантливые произведения во все времена были не про «похоже» и «красиво». Потому что нарисовать «похоже» могут миллионы. Да Винчи, Рембрандт, Рубенс — их работы ценят за умение передавать тончайшие эмоции, за игру с цветом и формой, за новаторство.
— Современные художники могут нарисовать обычный человеческий портрет или пейзаж?
— По-разному бывает. Вопрос о том, нужна ли современному художнику школа в классическом её понимании, вызывает сегодня много дискуссий. Лично я могу «рисовать нормально» — у меня за плечами художественное отделение Воронежского педуниверситета, мне приходилось делать к разным праздникам портреты для своих друзей и знакомых. Никакой художественной ценности они не представляли, но это были те самые человеческие портреты, о которых вы спрашиваете. Могу сказать, что сегодня многие европейские художники — экспрессионисты, мастера инсталляций, современной скульптуры — они не умеют рисовать обычные пейзажи или натюрморты. Сейчас багаж живописца или скульптора — это не столько владение светотенью или законами перспективы, сколько насмотренность, знание современного контекста, хороший вкус, парадоксальность мышления.
У нас и в Европе очень разный подход к художественному образованию. Не хотелось бы никого обидеть, но у нас многие преподаватели подходят к своей работе как к ремеслу. В европейских арт-школах работают известные, востребованные современные художники, которые экспериментируют, горят своим делом, и студенты, конечно, вдохновляются их примером…
— Когда художник создаёт инсталляцию, он продумывает, какие предметы использовать, или валит в кучу всё, что под руку попадается?
— Я люблю инсталляции, точнее, даже коллажи из разных предметов, где они, по сути, заменяют собой мазки кистью. Допустим, кусок трубы — это линия, тряпка — это пятно. Конечно, всё это заранее долго подбирается — чтобы в произведении было определённое расположение цветовых пятен, смысл, настроение. Мне, например, нравится сочетать вещи, которые в реальной жизни никогда бы не «встретились». И да, меня часто спрашивают, нахожу ли я предметы для своих коллажей на мусорке. Отвечаю: нет, потому что там почти никогда не встретишь какую-то интересную абстрактную форму. Моё поле для находок — это барахолки! Сейчас задумал большой коллаж — там будет и бронзовое литьё, и фрезеровка, и живопись. Большую часть составляющих я буду делать сам или заказывать.
— Я хочу побольше узнать о современной живописи, скульптуре. Ребёнку показать. Но не знаю, с чего мне начать.
— Тут не нужно идти какими-то сложными путями. Самые достойные произведения находятся в крупных музеях. У большинства из них есть виртуальные туры. В Москве один из ведущих музеев современного искусства — это «Гараж». Вот с них и стоит начать. А потом уже определиться, какое направление или какие мастера лично вам нравятся, а какие нет. Скажу вам честно: 90% современных произведений — это то, на что не стоит тратить время. Впрочем, так во все времена и эпохи — были посредственные художники и талантливые, чьими работами мы до сих пор восхищаемся. Тем не менее я бы советовал обязательно ходить на выставки — в Воронеже современных художников, например, выставляют в галерее «Х.Л.А.М.». Необязательно, что вы увидите там нечто гениальное, а может, вам вообще не понравится. Многие говорят: вот, мол, я думал, иду на выставку, там будет красиво, а вместо этого увидел какую-то странную мазню… Надо понять, что современное искусство — это не про Третьяковскую галерею, когда видишь полотно и падаешь ниц со словами: «Как это гениально!» Художники, скульпторы — это обычные ребята, они ищут свой путь, их можно критиковать, они могут не нравиться, их работы объективно могут быть плохими. И вот с такими критериями подходить к работам проще.
— Может ли сейчас художник стать очень богатым?
— Конечно! Честно скажу: в России актуальное искусство в зачаточном состоянии, многие его терпеть не могут. Однако хорошие художники нужны всегда. И я знаю ребят, которые, может быть, не сказочно богаты, но своим творчеством заработали на хорошие квартиры в Москве, достойно живут. Но всё в мире относительно. Знаете, вспомнил тут одну историю. Года три назад в «Гараже» проходила выставка японского художника Такаси Мураками. Все обсуждали тогда, каких успехов он добился, что у него мастерская площадью 4 тысячи квадратных метров и 800 человек помощников. Но в прошлом году Такаси неожиданно объявил о том, что он обанкротился. В общем, у творческих людей всё может меняться очень быстро…
528
25
1