Выпуск
от 7 марта 2023 г.

Дома для новой программы капремонта обследовали фотоаппарато...

Футбольная мясорубка: «Факел» и «Химки» сыграли самый грубый...

Воронежцам выставят астрономические счета за коммуналку

Что обещали кандидаты на пост мэра

Что такое ЧВК «Рёдан»

Просто добавь воды: как делают сухие борщи для бойцов

«Воронеж — столица российского юмора»

Жильцам многоэтажки выдали предписание снести свой дом

Ноги в руки

Не «Приплыли», а «Не туда заехали»!

Народные новости за неделю

Автопром по-женски

Что ожидает собственников недвижимости

10 рецептов запечённых яблок

Как стать уверенной в себе женщиной

Деревце вместо букета

Обратная связь. Белгород

Белгород атаковали беспилотники

Первый раз в первый класс

Нерадивых собственников могут лишить жилья

Мастер по замене фильтров воды обокрал пенсионерку

Герои Прохоровского сражения

Полутораметровый торт для военных и другие новости Белгорода

«Казанова любил эту маску, потому что дама в ней молчала»

Данные за февраль «Росводоканалу» передаст «Квадра»

«Хотелось бы вернуть мужа на время родов»

Помощь беременной женщине и другие новости Липецка

«Казанова любил эту маску, потому что дама в ней молчала»

В Белгород привезли выставку настоящих венецианских масок

761 0 6
МОЁ! Плюс Белгород

«Казанова любил эту маску, потому что дама в ней молчала»

В Белгород привезли выставку настоящих венецианских масок

A+

A-

На выставке «Венецианский карнавал» (6+) в музее народной культуры можно увидеть 70 венецианских масок работы европейских мастеров начала XX века и современных российских масочников из арт-студии «Квадрат». Здесь вы не только узнаете историю каждой маски и карнавала, но и научитесь делать маски сами.Впервые в истории карнавал в Венеции упоминается в 1094 году, а его корни уходят в эпоху Древнего Рима, когда люди устраивали веселье в честь окончания уборки урожая. Такие праздники назывались сатурналиями — название пошло от бога земледелия Сатурна.В период сатурналий все жители Римской империи становились равны, различия между рабами и господами стирались — они могли сидеть рядом и веселиться как душе угодно. А чтобы люди чувствовали себя свободнее, они надевали маски, скрывающие лица. Благодаря маске никто не видел, какой у человека чин и социальное положение в обществе.— Маскарад стал очень популярен в христианскую эпоху. Но карнавалу чётко определяли время — 10 дней перед началом Великого поста. Так что, можно сказать, венецианский карнавал — это своеобразный аналог нашей Масленицы, — говорит научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры Елена . — Однако люди не только веселились в масках, но и злоупотребляли ими — маски надевали, чтобы безнаказанно изменять своим супругам, а также совершать преступления. Поэтому церковь сначала запретила носить маски вне карнавала. А в конце XVIII века после падения Венецианской республики и французской оккупации Наполеоном карнавалы запретили. Их не проводили 200 лет. В 1979 году о карнавалах снова вспомнили и возобновили традицию. После этого в Италию хлынул поток туристов — людям хотелось поучаствовать в этом празднике.На выставке в Белгороде можно увидеть коллекционные маски-сувениры, купленные в начале XX века, когда карнавалы не проводились. Их закупали на зарубежных аукционах.Любопытный факт — у классической венецианской маски всего восемь видов. Они появились ещё в Cредневековье и отличаются лишь...

На выставке «Венецианский карнавал» (6+) в музее народной культуры можно увидеть 70 венецианских масок работы европейских мастеров начала XX века и современных российских масочников из арт-студии «Квадрат». Здесь вы не только узнаете историю каждой маски и карнавала, но и научитесь делать маски сами.

Карнавал — аналог нашей Масленицы

Впервые в истории карнавал в Венеции упоминается в 1094 году, а его корни уходят в эпоху Древнего Рима, когда люди устраивали веселье в честь окончания уборки урожая. Такие праздники назывались сатурналиями — название пошло от бога земледелия Сатурна.

В период сатурналий все жители Римской империи становились равны, различия между рабами и господами стирались — они могли сидеть рядом и веселиться как душе угодно. А чтобы люди чувствовали себя свободнее, они надевали маски, скрывающие лица. Благодаря маске никто не видел, какой у человека чин и социальное положение в обществе.

Елена Шокова

— Маскарад стал очень популярен в христианскую эпоху. Но карнавалу чётко определяли время — 10 дней перед началом Великого поста. Так что, можно сказать, венецианский карнавал — это своеобразный аналог нашей Масленицы, — говорит научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры Елена Шокова. — Однако люди не только веселились в масках, но и злоупотребляли ими — маски надевали, чтобы безнаказанно изменять своим супругам, а также совершать преступления. Поэтому церковь сначала запретила носить маски вне карнавала. А в конце XVIII века после падения Венецианской республики и французской оккупации Наполеоном карнавалы запретили. Их не проводили 200 лет. В 1979 году о карнавалах снова вспомнили и возобновили традицию. После этого в Италию хлынул поток туристов — людям хотелось поучаствовать в этом празднике.

На выставке в Белгороде можно увидеть коллекционные маски-сувениры, купленные в начале XX века, когда карнавалы не проводились. Их закупали на зарубежных аукционах.

Зачем чумному доктору птичий клюв?

Любопытный факт — у классической венецианской маски всего восемь видов. Они появились ещё в Cредневековье и отличаются лишь расцветкой, но смысл их остаётся всё тем же.

Самая известная среди них — баута. От слова bau — «чудовище». Бауту могли носить мужчины и женщины. Она полностью закрывает лицо, но её нижняя часть оттопырена, благодаря чему человек может говорить, есть и пить. А ещё в такой маске меняется голос, поэтому она считалась идеальной для особ, любящих анонимность.

— А эта маска, скрывающая только половину лица, называется коломбина. Она носит имя актрисы комедии дель арте. По легенде, актриса была настолько красива, что не захотела полностью закрывать своё лицо, — рассказывает Елена Шокова.

Ещё одна венецианская маска — гатто — похожа на кошачью морду. В переводе «гатто» означает «кот». Её носили мужчины. Самой обычной была маска вольто, или «гражданин», копирующая классическую форму человеческого лица. Её крепили к голове лентами или держали у лица за ручку.

 

Женщины носили маску венецианской дамы — она была нарядной и дорогой, её часто украшали драгоценностями. Ещё одна женская маска — моретта. На вид она довольно невзрачная — овальной формы из чёрного бархата. Эту маску обожал Казанова, и не за внешний вид.

— Моретта крепилась к лицу при помощи штырька, который дама держала в зубах, — рассказывает Елена Шокова. — Из-за этого дама в маске не могла говорить. Ей оставалось только кивать, соглашаться, общаться жестами. Второе название у этой маски — «отрада мужей».

Самая зловещая и в то же время загадочная маска — чумной доктор. Её все вы наверняка видели в историческом кино и запомнили благодаря птичьему клюву. Она реальный атрибут одежды средневековых врачей. Маску придумал французский доктор Деларне. Она была с закрытыми глазницами, крепко держалась на голове. Дополняла его палка, чтобы доктор не прикасался к больным и трупам.

— Почему у маски длинный нос? Внутрь клюва клали чеснок, можжевельник, пряности — чтобы обеззараживать воздух и не чувствовать трупного запаха — умершие от чумы были повсюду, — говорит Елена Шокова.

Последняя классическая венецианская маска — джокер, или шут. Он был противоположностью правителя и мог говорить всё, что считал нужным. Шутом могла быть и женщина — джокера в юбке называли джоли.

В каждый день карнавала — своя традиция

В Венеции существовала традиция. Ежегодно дож — глава средневековой республики — помогал девушкам-бесприданницам выйти замуж. Для этого 12 самых красивых девушек Венеции он одаривал драгоценностями, чтобы у тех появилось приданое и им захотели сделать предложение.

Существует легенда, что пираты, узнав про эту традицию, похитили всех 12 невест вместе с приданым. Но венецианцы тут же сели на корабли, догнали и отбили девушек. Этому событию посвятили первый день Венецианского карнавала. В день открытия перед зрителями предстают Марии — 12 красавиц Венеции. Нарядных девушек сажают на носилки и несут на руках от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко.

— Во время карнавала между домами натягивали канаты, по которым ходили акробаты. Однажды во время карнавала разбился канатоходец, — рассказывает Елена Шокова. — Этой грустной истории посвящён второй день карнавала, когда на воздушном шаре спускается девушка и посыпает конфетти.

Год из года карнавал в Венеции посвящают выдающимся людям Италии, а также культуре других стран. Так, например, праздник посвящали режиссёру Феллини, путешествиям и путешественникам, культуре востока, искусству, ремёслам и даже вкусной еде.

Хотя бы немного окунуться в атмосферу карнавала вы можете и в Белгороде, сходив на выставку. А по воскресеньям здесь проводят мастер-классы, где можно научиться расписывать маску, которую затем заберёте домой.

 

в тему

Венеция уходит под воду

Многие туристы считают, что Венеция состоит из каналов, выполняющих роль водных улиц. Но это не так — когда-то каналы были улицами, которые затопила вода. Если посмотреть на город с птичьего полёта, можно увидеть, что множество островков — это затопленные улицы.

Город постоянно подтапливает. Главную достопримечательность Венеции — площадь Сан-Марко можно в один и тот же день пройти пешком по сухой плитке, а спустя несколько часов пересекать её уже по щиколотку в воде. Если раньше наводнение случалось 8 — 9 раз в год, то теперь — около 100 раз в год. Это связано с климатическими изменениями на планете.

Если так дальше и будет продолжаться, то спустя 20 лет в Венеции могут остаться одни туристы и работники туризма.

КСТАТИ

  • Выставка «Венецианский карнавал» (6+) работает в Белгородском государственном музее народной культуры по 19 марта включительно.

Фото: Светлана СОЛОДОВНИКОВА.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат