«Историю делают не «сахарные» личности»
На встрече с читателями известный писатель Александр Лапин рассказал о работе над романом «Страсть и бомба Лаврентия Берии»
На встрече с читателями известный писатель Александр Лапин рассказал о работе над романом «Страсть и бомба Лаврентия Берии»
В Тамбове в библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась встреча с известным писателем Александром Лапиным. Он автор уникального произведения «Русский крест», которое сразу после выхода принесло ему широкую популярность. Продолжением темы, затрагивающей судьбу поколения, пережившего распад СССР и становление новой России, стали романы «Крымский мост», «Святые грешники» и трилогия «Книга живых».
Александр Алексеевич является успешным журналистом — долгие годы он работал в «Комсомольской правде», а позже создал собственный издательский холдинг, в который в том числе входят хорошо известные тамбовчанам издания: «Комсомольская правда», еженедельник сети «МОЁ!» — «Житьё-Бытьё», «Аргументы и факты». Так что встреча именно с тамбовским читателем, который хорошо знаком с творчеством Александра Лапина, была предопределена.
Разговор получился не только о новой книге автора — «Страсть и бомба Лаврентия Берии», её неоднозначном герое и скрупулёзной работе, которую пришлось проделать автору. Гости стали участниками доверительной беседы о смысле жизни, творчестве, семье, таланте и, возвращаясь к книге, узнали, почему Берия не был тем «сукиным сыном», каким нам его представляют.
«Действительность гораздо интереснее наших домыслов»
Александр Лапин признаётся: размышляя о своей следующей работе, планировал написать художественный роман с Лаврентием Берией в главной роли. Но, изучив сотни документов, над которыми только-только начали приоткрывать завесу секретности, ознакомившись с протоколами допросов наркома, его уголовным делом и обвинительным заключением, понял, что ничего выдумывать и сочинять небылицы в этой истории не надо.
— Действительность оказалась гораздо интереснее, чем наши домыслы и измышления, поэтому книга получилась документальной, — говорит Александр Алексеевич. — История Лаврентия Берии, которого нам представляют убийцей, развратником и вообще главным злодеем советской эпохи, эдаким сукиным сыном, оказалась интереснейшей историей жизни человека, как я называю, с повышенной энергетикой, образованного, талантливого и деятельного. Работа над книгой «Страсть и бомба Лаврентия Берии» для меня, честно, стала каторжным трудом, вытянувшим все жилы. Но, я считаю, результат того стоил. Многое из того, что нам рассказывали о Берии, ничего общего с действительностью не имеет, а о его заслугах ни раньше, ни сейчас никто не упоминает, и это несправедливо.
«Пришёл «упорядочить» террор»
Александр Лапин напоминает читателям, что палач, сгубивший в лагерях миллионы людей, оказался в высшем эшелоне власти, когда вся эта махина человекоубийства уже вовсю работала, причём размашисто, бездумно и беспощадно.
— На самом деле приписываемый Берии террор осуществлялся по специальному постановлению ЦК КПСС — рукописному документу, который даже побоялись отдать перепечатать машинистке, — рассказывает Александр Алексеевич. — В этой бумаге было прописано, сколько человек в каждом регионе нужно расстрелять, сколько — отправить в лагеря и ссылки. Такую «разнарядку» получил каждый руководитель, и её не только соблюдали — старались перевыполнить. И тогда Сталину поступали обращения с просьбой позволить увеличить лимит для той или иной области. Иногда он соглашался. А например, Хрущёву, который позже разоблачал культ личности, умерил пыл и на просьбу позволить уничтожить больше врагов, чем предписано, коротко ответил: «Уймись, дурак!» В высшем руководстве страны в это время были Ежов, Ягода… А Берия появился в 1938 году, и ему как раз поручили снизить обороты репрессий и перестать убивать людей просто так. Но, когда нужно было назначить козла отпущения, весь происходивший террор приписали ему.
«Всё решают люди с повышенной энергетикой»
Несомненно, часть злодейств, которые история приписывает Берии, — правда. Только однобокая. Потому что ни при СССР, ни в постсоветском пространстве не вспоминают о его заслугах, плодами которых мы, по сути, пользуемся и сейчас.
— Историю делают не «сахарные» личности и люди в белых перчатках, а именно такие — с повышенной энергетикой, — уверен автор романа. — Нам всегда говорили, что создателем атомного оружия в нашей стране стал академик Игорь Курчатов, никак не связывая с этим Берию. Но именно ему в тяжелейшие годы послевоенной разрухи Сталин поручает создать в СССР атомную бомбу. А это не было только работой учёных — для реализации проекта нарком выстроил целую систему. Задействовал агентурную сеть, промышленность, много связующих звеньев, включавших огромное количество людей, которые в итоге помогли Советскому Союзу получить ядерное оружие. Этот созданный Берией ядерный щит уже 80 лет стоит на страже нашей страны, и до сих пор мы с вами живём спокойно под его защитой. Что бы ни говорили, в мире существует одна простая вещь — равновесие страха, и только ужас удерживает наших врагов от желания стереть Россию с лица земли и уничтожить наше общество.
«Смысл жизни — в творчестве»
О судьбе этого самого общества Александр Лапин рассуждает в предисловии к роману «Страсть и бомба Лаврентия Берии».
— Сложно! Не все же поймут! — поделились своим мнением с автором тамбовские читатели.
— А все и не должны, — парировал Лапин.
Александр Алексеевич констатирует: мы стали обществом потребления, а это путь в никуда, не предусматривающий никакого развития.
— Я уверен, что человек создан для творчества и у каждого есть талант. Неважно, в какой сфере, — важно его раскрыть, — считает писатель. — Я всегда нахожу отдушину в своём творчестве, оно спасает меня в самые тяжёлые времена. А вот моя жена, интеллигентная, образованная женщина, открыла в себе талант к огородничеству — что-то сажает, растит и очень радуется плодам своего труда: у нас действительно весь дом летом цветами засажен. В чём бы этот талант ни проявлялся, его надо поддерживать и развивать. И творить в любой сфере, иначе, простите, смысл жизни сведётся к поесть-поспать. Книга «Страсть и бомба Лаврентия Берии» вышла тиражом примерно шесть тысяч экземпляров, и, если ну пусть шесть человек поймут смысл предисловия, этого вполне достаточно…
«Хочется быть честным»
Обращаясь в своих романах к историческим персонажам, Лапин сейчас вынашивает идею написать произведение о событиях, происходящих на наших глазах. Кстати, именно Александр Алексеевич стал инициатором премии «Моя Россия» для современных авторов. 21 сентября, на церемонии награждения, которая прошла на Куликовом поле, награду в том числе получила книга очерков корреспондента «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина «Священная военная операция. От Мариуполя до Соледара». Такие произведения, по мнению Александра Лапина, могут стать заделом для работы других авторов, в том числе и для него лично.
— СВО ещё не закончилась, но те времена, когда какое-то событие нужно было осмыслить, а теме — дать отлежаться, давно прошли. Учитывая наш ритм жизни, завтра это будет уже неинтересно, наступят другие события, — говорит Александр Алексеевич. — Я пока не знаю, чем завершится спецоперация, но ещё в прошлом году начал работу над этой темой и продолжаю разбираться в том, что происходит, в том числе в сознании наших людей. Хочется быть честным, это главное…
60
0
1