«Почему наши дети должны топать в школу по грязи?»
Родители некоторых учеников новой 107-й школы жалуются, что их чадам приходится добираться на занятия по полю, где идёт стройка. К знаниям есть и обычные городские дороги. Однако люди не хотят ими пользоваться, считая ещё опаснее.
«Почему наши дети должны топать в школу по грязи?»
Родители некоторых учеников новой 107-й школы жалуются, что их чадам приходится добираться на занятия по полю, где идёт стройка. К знаниям есть и обычные городские дороги. Однако люди не хотят ими пользоваться, считая ещё опаснее.
Новая школа в микрорайоне «Процессор» открылась 1 сентября. Её не зря сравнивают с мегашколой на Московском проспекте. В проект администрация вложила 1 миллиард 550,9 миллиона бюджетных рублей — федеральных, областных, городских. Стройка шла два года. На выходе получили образцовое учебное заведение на полторы тысячи детей, назвали в честь русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Даже негласное название придумали — «Ласточка»: если смотреть сверху, здание похоже на птичку.
Не проходит двух месяцев после начала учебного года — идиллия нарушается бурей в интернете.
— Мы живём в частном секторе, в Павловском переулке. Когда было тепло, сын-шестиклассник и некоторые другие дети по соседству добирались до школы пешком — быстро и без проблем, — объясняет одна из мам. — Маршрут был такой: через улицу Калачеевскую, потом пересечь Тверскую, потом по одной из пяти линий Тверской через дачный кооператив «Дружба»… И выходили к полю. Переходили его — на месте. Это кратчайший путь до школы, минут 30. Но сейчас на поле не влезешь: дождь, плюс стройка — всё развезло! Мы специально переехали из центра сюда, к дедушке, чтобы сын ходил в новую хорошую школу. Я знала, что с инфраструктурой здесь не очень. Но не до такой же степени!
«Посыпьте нам поле щебёнкой»
Апокалиптические картинки: грязюка по уши, деточка с ранцем, чудеса эквилибристики. Форменное безобразие. Приезжаю. Точно — вот поле, вот грязюка. Напротив него через дорогу — показательная «Ласточка». Рядом с ней — школьные автобусы.
— Да, автобусы ходят, — признаёт мама. — Но до их остановки у ТЦ «Ромашка» на Урывского нам добираться минут 20, а на улицах наших опасно. Тротуаров нет — дети идут по проезжей части. Взять ту же Калачеевскую: там была грунтовка, а с год назад проложили асфальт, улица стала объездной — машины носятся как угорелые. Тверская, которую надо переходить, оживлённая, а зебры там нет. Кроме того, чтобы дойти до школьного автобуса, надо пересечь участок улицы Урывского, а там тоже нет тротуаров. Если бы мэрия хоть немного щебёнкой то поле присыпала, проблема отпала бы…
То есть и через поле с грязюкой, и на школьный автобус дети ходят примерно по тем же улицам без тротуаров, и по времени — примерно одинаково. То же я услышала от другой мамы — с Калачеевской улицы. Сама она, если надо забрать дитя после занятий пораньше, тоже ходит через злосчастное поле, потому что «на маршрутке дольше», а машину забирает на весь день папа. Обратно, соответственно, вдвоём через поле. На уроки дитя, правда, сейчас топает к автобусу, «хоть и опасно».
— Раньше мы возили сына в лицей на Циолковского, ждали с нетерпением новую школу рядом. И пожалуйста! Я знаю ещё троих детей с нашей улицы — одноклассники сына, живут на другом конце ближе к Димитрова, — которые добираются так же.
Третья мама — из многоэтажки в микрорайоне «Процессор» — призналась честно: её ученик не ходит на школьный автобус потому, что не хочет — лень. Вооружила его резиновыми сапогами, и он чешет вброд через поле с грязюкой — ему так нравится. Больше ни один родитель в школьном чате на призыв поговорить со мной о местных дорогах не отозвался.
— Сколько вас таких, кто шастает через поле? — спрашиваю мам.
Вздыхают: не знаем, наверное, меньшинство.
— Давайте считать, — говорю пресс-службе мэрии. — Сколько учеников в школе, сколько ездят на автобусе.
Посчитали. На 25 октября в 107-й школе 1 тысяча 44 ребёнка. Из них 946 добираются на автобусе. На первой линии три машины, пункт сбора у роддома № 4 (больница «Электроника»), рейсы в 7:50 и 8:10 — в общей сложности отсюда уезжают 311 детей. Вторая линия — четыре машины, пункт сбора на улице Урывского (у ТЦ «Ромашка»). С 7:30 до 8:30 в четыре-пять заходов отсюда эвакуируют к знаниям 635 школяров. Детей сопровождают учителя. Вояж с уроков — с 11:35 до 16:20, рейсы подстраиваются под расписание разных классов.
Это раскладка от пресс-службы администрации. «Все маршруты согласованы и безопасны», — добавляют там. На работу школьных автобусов родители не жалуются.
Оставшихся детей возят мамки с папками на машинах, либо они добираются на автобусе № 32 — его маршрут специально скорректировали, чтобы заезжал в микрорайон «Процессор» к новой школе. Ученикам, прописанным в самом СНТ «Дружба» — их пять, — действительно ближе через поле. Но здесь надо отключить эмоции и включить здравый смысл.
«Стой: частная территория»
107-я школа пока по факту посреди стройплощадки. Если стоять к ней спиной, за школой — лес и безглазые коробки будущих высоток, слева в стороне — Metro, напротив — оно, поле, за которым многоэтажки «Процессора», в стороне от него — СНТ «Дружба» и частный сектор. И бОльшая часть земли в этом районе частная.
Здесь были склады на частной земле, в результате переговоров с инвестором часть территории муниципалитет получил под школу, а бизнес получил возможность построить жилье. И это поле с грязюкой тоже чья-то собственность. Ни один чиновник при всём своём благородном желании не может притащить на него ни ведра щебёнки.
Клочок земли, где для нового района мэрия построила школу, — он городской. Как и те куски, по которым вокруг «Ласточки» уже проложила и продолжает прокладывать сеть новых дорог — 2 километра 839 метров за 337 миллионов 723 тысячи 780 рублей (в том числе улица Тобольская, на ней получила прописку школа).
— Администрация города сделала практически невозможное: в условиях отсутствия муниципальной земли на этой территории изыскала возможность получить участок, запроектировать уникальное учреждение, построить его в срок и ввести в эксплуатацию, — говорят в пресс-службе мэрии. — Кроме того, удалось изыскать серьёзные дополнительные средства на строительство с нуля новых дорог. Они позволили создать полноценную транспортную инфраструктуру практически в чистом поле. Эта инфраструктура — в условиях того, что территория получит продолжение своего развития, — закрывает потребности абсолютного большинства жителей микрорайона «Процессор».
Знаки «нецелесообразны»?
Я не из тех, кто защищает чиновников, вы знаете. Но — повторюсь — я за здравый смысл и логику во всём. В том числе в вопросе благоустройства улочек частного сектора. Людей много, требований у них много, а денег на всех и сразу не хватит. Поэтому желаемого надо добиваться. Это — реалии.
— Писали, жаловались? — спрашиваю всё тех же мам.
Да, в городское управление дорожного хозяйства. Просили зебру на Тверской и лежачих полицейских на Калачеевской. Естественно, ответом было, что не положено или «нецелесообразно»: на этот счёт есть жёсткие ГОСТы. Копии ответов — от 25 августа 2023-го, с подписью и. о. руководителя управления Ивана Селивёрстова — передо мной. И тут он прав — я сверилась с ГОСТами. Ну не ездят по Тверской больше 50 машин и не ходят через неё больше 150 человек в час, как того требует пункт 4.7 ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования (...)». По лежачим полицейским действует ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. (...)» Где и на основании чего их можно устраивать, прописано в пункте 6.2: например, перед детскими учреждениями, в местах концентрации пешеходов, на опасных участках дорог с ограничением скорости. А главный показатель: анализ причин аварийности на конкретных участках дорог. Слава Богу, на Калачеевской по ДТП спокойно.
Что же до знака «Жилая зона» на этой улице, то и. о. главы дорожного управления Иван Селивёрстов посчитал его «нецелесообразным» тоже. Со ссылкой на то, что он запретит сквозное движение машин, а дорога на Калачеевской относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, ею может пользоваться неограниченный круг лиц — постановление горадминистрации от 8 декабря 2011 № 1058. Знаки ограничения скорости «40 км/час», о которых люди тоже просили, на Калачеевской поставили. Правда, почему-то только с одной стороны — ближе к Димитрова.
Писать и жаловаться кругом
По поводу тротуаров в мэрии жалобщикам сообщили классическое: возможность их появления «учтена в реестре дорожно-ремонтных мероприятий и будет рассмотрена при формировании перечня мероприятий на 2024-й и последующий годы». Упирается вопрос, как вы догадываетесь, в деньги: зависит от того, сколько даст область из регионального дорожного фонда. Кстати, ещё одна причина, на которую кивнул товарищ Селивёрстов, отказывая в зебре на Тверской, — то, что там нет тротуаров, чтобы подходить по ним к этой самой зебре.
Но тротуары и прочее нужны не только Калачеевской, Урывского и т. п. В неофициальных разговорах чиновники признаются сами: чем активнее в своих обращениях жители конкретной улицы, тем быстрее у них появятся разные радости.
— Так становится ясно, где люди действительно заинтересованы! Не всегда возможно и с технической точки зрения, и с финансовой построить такое количество пешеходных дорожек и по таким трассировкам, которые удовлетворят каждого воронежца, — объясняют в пресс-службе мэрии. — В условиях дефицита ресурсов муниципалитет обязан расставлять приоритеты. И в первую очередь направлять средства на решение проблем бОльшего количества граждан. Развитие территорий идёт постепенно. По мере этого возможно появление дополнительных элементов дорожно-транспортной инфраструктуры. Пока же муниципалитет предложил максимум возможных в сложившихся условиях вариантов логистики доставки детей до 107-й школы.
Чтобы мэрия рассмотрела вариант забирать на автобус ребятню из частного сектора ближе к домам — об этом тоже надо писать и просить родителям. Самоорганизоваться, посчитаться, направить коллективную петицию. Понимая, что не всё так просто: надо доплачивать перевозчику, и не факт, что вообще есть техническая возможность. Но писать и просить, ходить на приёмы и разговаривать необходимо.
* * *
Полезно, кстати, шевелить своих депутатов-избранников. Я вам больше скажу: жаловаться надо не только самим чиновникам — особенно если на них не действует. Есть прекрасные места, где за защиту прав населения получают зарплату: прокуратура, к примеру.
И ещё. Едва ли стоит отпускать своих школяров за знаниями через стройплощадку — даже в резиновых сапогах. Там экскаваторы и котлованы. Опасно.
тем временем
За пять лет на тротуары потратили 520 миллионов
В 2018-м на ремонт и строительство тротуаров из городского бюджета направили 20 миллионов, в 2019-м — 60 миллионов, а в 2020-м — уже 131, в 2021-м — 168.
— Решение о резком увеличении финансирования принял глава Воронежа, поскольку развитие пешеходной инфраструктуры стало одним из приоритетов администрации, — говорят в пресс-службе мэрии. — В результате в 2020-м благоустроили 102 объекта, в следующем — 121 объект.
Под «объектами» чиновники понимают разные виды работ: от строительства новых пешеходных дорожек и ремонта существующих до локальных работ по обустройству пандусов и т. д.
В 2022 году на тротуары потратили 141 миллион. В нынешнем выделили 90. Увы, но это признают даже в мэрии, в Воронеже банально нет стольких добросовестных подрядчиков, способных «переваривать» такие потоки бюджетных финансов, освоить их в срок и как следует. И добавлю ещё одну причину — на поверхности: некому работать. Пандемия перекрыла стране краник с гастарбайтерами.
Что касается ремонта проезжей части в частном секторе, то, как говорят в администрации, уже второй год его делают не по «остаточному принципу», а в рамках отдельной программы и не меньше, чем на 500 миллионов рублей в год. Если в 2021-м году работы проводились на 19 объектах (по нацпроекту), то в 2022-м уже на 43, а в нынешнем на 69.
— И речь не только о ремонте — твёрдое покрытие появляется на улицах, где его никогда не было, — объясняют в мэрии.
Как ускорить чиновников, чтобы цивилизация пришла быстрее именно на вашу улицу, мы уже рассказали.
319
0
2