В Воронеже работает поэт-таксист
Сочинять стихи армянину Владимиру Киракосяну помогают пассажиры
В Воронеже работает поэт-таксист
Сочинять стихи армянину Владимиру Киракосяну помогают пассажиры
Три года назад я опаздывала на посвящение на родном факультете журналистики, поэтому решила не экономить и поехать на такси. В пути мы с 57-летним водителем разговорились, и он показал мне книгу, которая лежала у него в бардачке. Свою. Со стихами. Я прочитала парочку и поразилась: неужели чувства можно выразить так откровенно и ярко? А ещё записала в телефонной книге: Владимир Тимурович Киракосян (поэт-таксист).
Неделю назад судьба (а точнее, служба такси) свела нас снова. Недавно мой знакомый водитель отметил юбилей — в конце ноября ему исполнилось 60. Мы снова разговорились. Оказалось, что Владимир Тимурович — не только таксист и поэт, но ещё и член Всемирного союза армянских писателей, бывший заместитель председателя армянской общины в Воронеже, инженер-конструктор и театральный режиссёр.
Инженер
Владимир Киракосян переехал в Россию в 1993 году, когда ему было 34 года. Его пригласили на должность начальника асфальтобетонного завода под Воронежем. Он зарекомендовал себя как опытный инженер-конструктор.
После этого Киракосян успел поработать главным технологом на воронежском предприятии по производству соков и технологом на авиаремонтном заводе в Москве. Когда московский завод закрылся, Владимир решил обосноваться в столице Черноземья.
Кстати, герб нашего города — лежащий на склоне горы кувшин, из которого льётся вода, — у Владимира Киракосяна ассоциируется с одним из его стихотворений «Девушка с кувшином». Герой нашего материала признаётся, что, когда впервые увидел символ Воронежа, выполненный из цветов на спуске к водохранилищу у Чижовского плацдарма, он тут же заявил друзьям, что хочет остаться в этом городе жить и работать.
Режиссёр
Владимир Тимурович родился в Армении, в селе Ваган в Гехаркуникской области — там, по словам нашего героя, живёт много русских. Окончив 8 классов, Владимир переехал в город Чаренцаван, где устроился токарем на местный завод. Параллельно Киракосян учился в строительном техникуме. Однако высшее образование молодой человек решил получить не где-нибудь, а в Ереванском театральном институте. На вступительных экзаменах Владимиру предстояло показать театральный этюд.
— У меня была роль скульптора, — вспоминает Владимир Киракосян. — Начал лепить девушку, которую очень люблю: стройную, высокую, с длинными волосами... Эту скульптуру я должен был подарить ей на день рождения. И вот я всё это показываю без слов, а приёмная комиссия за мной наблюдает. Но без конфликта этюд бы не получился. По ходу действия в дверь мастерской, в которой я работаю, стучат. Я открываю и получаю записку, в которой написано: «Не приходи. Я вышла замуж за другого…» Читаю про себя, беру в руки молоток и начинаю крушить скульптуру. Потом бросаю всё и ухожу...
Когда молодой человек вернулся на сцену, преподаватели только сочувственно спросили: «Что, написала, что бросила тебя?»
Так Владимир Киракосян прошёл отбор и стал студентом театрального вуза, где доучился, правда, только до третьего курса. Продолжать заниматься дальше, по его словам, помешала семейная жизнь — молодой человек женился. Впрочем, спустя какое-то время Владимир Киракосян реализовал свои режиссёрские амбиции — собрал актёрскую труппу и стал делать постановки при Доме культуры имени первого царя Армении Вараздата.
Одной из самых ярких своих постановок бывший театральный режиссёр считает спектакль по поэме «Несмолкающая колокольня» Паруйра Севака. Она рассказывает о том, как знаменитый армянский композитор Комитас сошёл с ума из-за геноцида его соотечественников в 1915 году.
Работа в театре открыла в Киракосяне новый талант — Владимир Тимурович начал писать стихи.
Поэт
Наш герой — единственный, по его словам, армянский поэт в Воронеже. Он пишет стихотворения на родном языке, а потом на русский их переводит его знакомая лингвист Ольга Герман. Всего у поэта вышло, по его подсчётам, 50 — 60 страниц стихов, не считая поэм. Они уместились в две книги: «Девушка с кувшином» и «Дорога в ностальгию». Первая вышла в 2002 году тиражом около двух тысяч экземпляров, вторая в 2015-м — около тысячи. Владимир Тимурович издавал их сам и не продал ни одной книги. Принципиально.
— Когда первая книжка вышла, я дал себе клятву: обязательно дарить. Много своих книг я отправил друзьям в Америку, во Владивосток, в Краснодарский край, — рассказывает поэт. — Близкие удивляются: «Как это так? Ты не берёшь деньги ни за отправление, ни за саму книжку». Я говорю им: «Если люди хотят получить мою книжку, хотят прочитать её, для меня это большая честь».
Оба издания вышли в Воронеже, однако, несмотря на это, Владимира Киракосяна не забывают на родине. В 2010 году ему вручили золотую медаль федеральной организации «Союз армян России», в 2015-м пригласили презентовать книгу «Дорога в ностальгию» на родине, а летом 2018 года ему вручили удостоверение члена Всемирного союза армянских писателей. Эти события Владимир Тимурович считает одними из самых важных в своей жизни. А самое важное в его поэзии, как говорит сам автор, — это мать, природа и Бог.
— Они — три создателя. В жизни есть много ценных вещей, но эти особенные. Когда я пишу, они всегда со мной, — говорит поэт.
Владимир рассказывает, что вдохновение может прийти к нему неожиданно, даже ночью. В такие моменты он будто слышит в голове голос, который заставляет его сесть за стол, взять бумагу с ручкой и записать под диктовку стихотворение.
Вдохновляет его прежде всего любимая, которая родила ему двух детей: сына и дочь. Но поводом для написания стихотворения становится и работа нашего героя. Сейчас он трудится, как вы помните, таксистом.
— Пассажир может сказать такую фразу, которая вдохновит меня на новое стихотворение, и даже не заметить этого. Я думаю, что каждый писатель должен внимательно слушать и ничего не пропускать. Надо вылавливать слова, эмоции и воровать, понимаете? Поэт или писатель в каком-то смысле ворует мысли, впечатления, эмоции других людей и привносит в своё творчество, — считает таксист-поэт.
Таксист
Владимир Тимурович начал возить людей на своём «Ниссане» пять лет назад. Когда тебе за 50, найти работу непросто, а семью кормить надо. К тому же, как вы, наверное, заметили, наш герой не может усидеть на месте.
Помимо работы в такси Владимир Киракосян долгое время принимал активное участие в жизни своих соотечественников в Воронеже — был заместителем председателя армянской общины. В прошлом году он сложил с себя полномочия. Говорит, не хватает времени на семью и поэзию.
В беседе наш герой признался, что труд водителя не самый приятный. Но тем не менее он помогает ему чувствовать себя нужным. Опять же вдохновляет общение с десятками воронежцев, которые каждый день садятся в его автомобиль. Владимир Тимурович рассказывал, что пассажиры в Воронеже ему попадались всякие: и молчаливые, и общительные, и трезвые, и пьяные. Всех их он довозил до места назначения, кроме одного. Однажды к нашему таксисту сел мужчина, который всю дорогу матерился, — Киракосян не выдержал и попросил его выйти. Как говорится, не вынесла душа поэта…
За десятилетия жизни в нашем городе Киракосян давно перестал считать себя здесь гостем. Хотя думает и пишет стихи он на армянском, да ещё и говорит с серьёзным акцентом, душой он давно обрусел. Владимир Тимурович скучает по родине, но не собирается уезжать туда.
— Я уже успел построить дом в Армении, теперь строю в Новой Усмани, как же я уеду? — говорит с улыбкой наш герой. — Я армянин из Воронежа!
1244
0