«Воронеж будем застраивать, несмотря на всех противящихся и забубённых»
Каким представляли Воронеж 2023 года архитекторы 20 лет назад
«Воронеж будем застраивать, несмотря на всех противящихся и забубённых»
Каким представляли Воронеж 2023 года архитекторы 20 лет назад
Время от времени архитекторы издают «путеводители по будущему» — брошюры с эскизами ещё не воплотившихся в жизнь, но уже готовых проектов. Именно так воронежцы уже в 1950 году смогли увидеть, как будут выглядеть здания Управления ЮВЖД и обкома КПСС (ныне областное правительство на площади Ленина). К сожалению, некоторые идеи авторов генерального плана послевоенного восстановления Воронежа так и остались на бумаге. Например, три прогулочные террасы на склоне реки. Впрочем, тем интереснее, каким город мог бы быть, но не стал…
«Башня ЮВЖД и деревня вокруг»
Ровно 20 лет заместитель главного редактора «МОЁ!» Дмитрий Ерискин хранил вышедшую в 2003 году брошюру «Воронеж в 2023 году». И вот 2023-й настал. Нужно сказать, что именно эти два десятка лет с архитектурной точки зрения стали революционными. Благодаря общему резкому росту благосостояния новостройки росли одна за другой. Пожалуй, лучше всего в те годы то, что будет происходить, охарактеризовал ныне покойный главный архитектор города Анатолий Бородецкий.
«Как выглядел город? — задался он вопросом в беседе с «МОЁ!» и сам же на него эмоционально ответил. — Башня ЮВЖД и деревня вокруг. А город ведь не посёлок, и мы будем застраивать его новыми зданиями, несмотря на всех противящихся и забубённых».
Какие из идей двадцатилетней давности в итоге были реализованы с точностью, какие проекты в процессе были изменены до неузнаваемости или испорчены, какие улучшены, какие и почему так и не воплотились в жизнь — выясняла «МОЁ!».
«Ворота в старый город» на месте музея под открытым небом
История домов, которые фирма «Воронеж-Дом» построила в начале нулевых на улице Степана Разина, была для воронежцев, наверное, первым серьёзным архитектурным шоком рыночной экономики.
Если вы помните, на месте одного из зданий рядом с музеем «Арсенал» был музей военной техники под открытым небом. Казалось, уж эта-то экспозиция будет вечной. Но в 2002 году городская администрация экивоками сообщила, что приняла решение музей ликвидировать. Точнее, мэр Александр Ковалёв говорил про некий «соцопрос ветеранов», который ещё предстоит провести. А вице-мэр по градостроительству Юрий Гайдай сообщил, что участок на самом деле уже передан в аренду для застройки. Объяснил он это просто — городу нужны деньги. А танки вообще «в советское время собрали с полигона и поставили на Степана Разина на месте городской свалки».
Далее позиция мэрии несколько смягчилась. Городские власти упирали на то, что советские войска держали оборону на левом берегу Воронежа, поэтому уместнее будет перенести военную технику к Музею-диораме. А ещё убеждали: «Посмотрите, какая красота будет построена».
Проект двух жилых домов, соединённых декоративной аркой, разработал архитектор Станислав Сорокин. Он назвал его «Ворота в старый город». Юрий Гайдай упирал на то, что «это будут своего рода крепостные ворота». Однако со временем некоторые детали от проекта отвалились (как в мультзарисовке об однотипности жилых домов, которая предваряет «Иронию судьбы»). Возможно, это и к лучшему. Арка на улице Степана Разина сейчас выглядела бы странно.
Сквер на Кирова: кинотеатр — управление ФСБ — бизнес-центр
Пустующий сквер на улице Кирова не давал застройщикам покоя с самого начала нулевых. Ходили слухи, что там хотят построить кинотеатр. В то время кинопрокат был прибыльным бизнесом — из-за отсутствия мобильного интернета. Книга «Воронеж в 2023 году» подтвердила — проект кинотеатра был. Однако проекту архитектора Станислава Гилёва воплотиться в жизнь было не суждено — слишком активно воронежцы выступали против застройки сквера.
А дальше случилось интересное. В 2006 году мэрия Воронежа сообщила, что всё же выделила участок в сквере. Но для строительства нового здания управления ФСБ. В этом случае желающих протестовать уже не нашлось.
«Ситуация с нынешним зданием УФСБ постройки 1937 года в настоящее время сложная, что подтверждают соответствующие экспертные заключения (грибок, сырость в подвале, трещины в конструкциях, другие проблемы)», — объяснял бывший начальник управления Александр Андреев.
Подрядчиком строительства выступил Домостроительный комбинат. Однако, когда здание было практически достроено, управление ФСБ сообщило, что у него нет средств на то, чтобы расплатиться с ДСК. В итоге здание перешло в собственность строительной компании. Так появился бизнес-центр «Романовский». Проект кинотеатра же, похоже, стал основой проекта торгового центра «Европа» на Ленинском проспекте.
Вместо «ГЧ» — пристройка к универмагу «Россия»
Да, сейчас это забавно. Но в 2003 году никто не мог предположить, что универмагу «Россия» скоро придёт конец. На тот момент он был крупнейшим торговым центром Черноземья. Площадь торговых залов составляла около 20 тысяч квадратных метров. Поэтому фантазия архитекторов (в данном случае Станислава Гилёва) подсказывала лишь, что на свободном участке земли рядом с «Россией» можно построить аналогичный, но несколько более современный трёхэтажный торговый центр, который визуально напоминал бы «Россию».
Далее сыграл свою роль резкий рост доходов воронежцев. Уже в 2005 году собственник универмага — ассоциация «Галерея Чижова» — принял решение построить на месте «России» торговый центр европейского образца. События развивались стремительно. Первая очередь «Центра Галереи Чижова» — 25-этажное здание и часть магазинов — открылась в конце 2009 года. И в это же время, чтобы освободить место для второй очереди, снесли «Россию».
«Детский мир» захватил бы весь тротуар
Автором проекта жилого дома с магазином «Детский мир» был архитектор Александр Бузов. Как оказалось, в 2003 году (вероятно, по просьбе предпринимателей) он сам же доработал этот проект, расширив универмаг почти до проезжей части и изменив его строгий советский облик. За счёт того, что ликвидировалась бы возвышающаяся над Плехановской прогулочная терраса, «Детский мир» стал бы двухэтажным.
Этому проекту не суждено было сбыться из-за открытия «Центра Галереи Чижова». Торговые площади в центре города перестали быть дефицитом, поэтому «расширенный» магазин вряд ли привлёк бы новых арендаторов.
Крошечная гостиница стала огромным бизнес-центром
Наверняка многие из вас, дорогие читатели, проходили мимо бизнес-центра «Премьер» на улице Комиссаржевской. А теперь вы можете увидеть, каким он был в первоначальном проекте. Ещё в 2003 году архитекторы Станислав Гилёв и Александр Забнин разработали проект всего лишь небольшой гостиницы. Однако уже в 2006 году по проекту Станислава Гилёва началось строительство большого бизнес-центра. Как и в случае с «ГЧ», такая модернизация проекта к лучшему. Застройка должна обгонять своё время.
Дом на Таранченко — хорошо, что его построили другим?
У воронежского архитектора Ольги Ковалёвой есть много хороших проектов — например, проект «Матрёшка» для центра современного искусства. А вот проект жилого дома 40а на улице Таранченко явно был юношеским. Наверное, хорошо, что этот сказочный терем на Таранченко не появился. Конечно, на его месте возвели маловразумительную свечку. Но она хотя бы сохраняет облик улицы в целости и не перетягивает на себя внимание с фасада соседнего дома, известного как дом Перрен-Синельникова.
Дом на Никитинской — жаль, что его не построили таким?
Официально это два строения — дома 12 и 16а по Никитинской. И вот такими их видел в 2003 году архитектор Станислав Сорокин. Похоже, внешний вид новостроек должен был напоминать расположенный рядом дом 16 по улице Никитинской. Этот дом не является объектом культурного наследия, однако известен как одно из немногих строений Воронежа, переживших войну (здание было построено ещё в 1928 году).
Но в 2006 году дома 12 и 16а были достроены с совершенно иным, куда более простым, экстерьером. Хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный.
Центральный рынок — несбывшийся футуризм
Вот такой проект нового здания главного рынка города разработал в 2003 году архитектор Леонид Яновский. Можем утверждать уверенно — шансов воплотиться в жизнь у этого проекта не было.
До 2014 года рынок был полностью муниципальным. Однако его так крепко «держали» несколько торговых кланов, что ни о какой реконструкции с прекращением торговли речи вообще не могло идти. Единственное, что допускали для себя продавцы, — поэтапный косметический ремонт старого здания. Переломить эту ситуацию не смог бы ни один мэр. Сделать это удалось только губернатору Алексею Гордееву — за счёт политического веса. Для строительства нового здания рынка в 2013 году был подготовлен уже совсем другой проект, который, к счастью, также обогнал своё время.
9039
0
27