Выпуск
от 4 апреля 2023 г.

Управляющей компанией, связанной с экс-депутатом, занялся СК...

Как редакция «МОЁ!» искала самый вкусный творог

«Отвергнутая клиентка сожгла мою машину»

Воронежцам немного увеличат субсидии

Как сэкономить 5 000 на чистке зубов

«Чтобы жениться на русской девушке, я 10 лет ждал разрешения...

За что Бунину дали Нобелевскую премию?

«Иногда хочется палочку запустить в того, кто ошибается»

Народные новости за неделю

«Будет церковь — будут и прихожане»

Началось с 300 рублей — закончилось кредитом

Купить билеты на южные поезда будет сложнее

Пасхальная выпечка

Формы для куличей и пасхи своими руками

Бадан и другие апрельские лекарственные травы

За некачественную тушенку суд назначил компенсацию в 1 050 р...

Обратная связь. Белгород

Социальные пенсии вырастут — будет чем платить за ОДН

«За 5 минут работы заплатил газовщику 4 500 рублей»

Белгородские детские лагеря начнут работать в апреле

Аферисты завербовали молодых людей в свою шайку

Из чего же сделаны эти игрушки?

12-дневный забег и другие новости Белгорода

Остановил воздушный бой без единого выстрела

Где будут служить липецкие новобранцы

Социальные пенсии липчан увеличили

Во взрывах в Липецке подозревают 34-летнего местного жителя

Будущий барельеф мемориала и другие новости Липецка

«Будет церковь — будут и прихожане»

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

«Будет церковь — будут и прихожане»

Кто такие воронежские старообрядцы и где в нашем городе может появиться их церковь

1861 0 13
«Будет церковь — будут и прихожане»
Краеведение

«Будет церковь — будут и прихожане»

Фото Игоря ФИЛОНОВА.

Кто такие воронежские старообрядцы и где в нашем городе может появиться их церковь

A+

A-

О чём рассказываем
  • Кто такие раскольники
  • Как в Воронеже возродилась старообрядческая церковь
  • «Молодые не хотят к нам приходить»
  • Сколько старообрядцев в Воронежской области
На улице лётчика Замкина, почти сразу за музеем «Арсенал», есть старенький частный дом с небольшим двориком, на нём табличка: «Русская православная старообрядческая церковь». Дом стоит в низине, над ним возвышается большой Тихоно-Ануфриевский храм.В домике вот уже 26 лет по субботам, воскресеньям и праздникам проходят службы. По сути, это настоящий храм: здесь есть освящённый алтарь, иконы, библиотека со старинными книгами. Только куполов нет.Не было их и в старообрядческом храме, который был в Воронеже до революции.— До революции между улицами Никитинской и Студенческой был старообрядческий храм, — рассказывает основатель общины Михаил . — Точнее молельный дом, без куполов. От того храма остался сейчас краснокирпичный флигель.По всей вероятности, имеется в виду усадьба Плотникова на улице Никитинской. Точных свидетельств о том, что в её стенах был старообрядческий молельный дом, не сохранилось. Доказательства есть лишь косвенные: «Судя по материалам начала XX века, в частном доме напротив реального училища помещалась старообрядческая церковь», — отмечает краевед Павел в книге «История Воронежа в названиях улиц».Остались сведения и о старообрядческом кладбище, которого уже нет на картах Воронежа. Предположительно оно находилось недалеко от Новомитрофановского кладбища, закрытого и уничтоженного в советское время (сейчас на месте этого кладбища находятся парк и цирк).— Воронеж был старообрядческим изначально, — объясняет Михаил Иванович. — Как и вся Русь, Воронеж молился по старому обряду. В XVII веке, когда раскол произошёл, многие стали потихоньку принимать новые обряды. Это распространилось на всю землю, в том числе и Воронежскую. Но часть людей, которая была привержена изначальным обрядам, не согласилась. Был применён административный ресурс: карательные отряды отправляли отсюда в сёла, и казни были... Но многие люди так и не согласились отступиться от веры их отцов.Михаил Иванович рассказывает о событиях 1660-х годов, когда представители русского православного д...

На улице лётчика Замкина, почти сразу за музеем «Арсенал», есть старенький частный дом с небольшим двориком, на нём табличка: «Русская православная старообрядческая церковь». Дом стоит в низине, над ним возвышается большой Тихоно-Ануфриевский храм.

В домике вот уже 26 лет по субботам, воскресеньям и праздникам проходят службы. По сути, это настоящий храм: здесь есть освящённый алтарь, иконы, библиотека со старинными книгами. Только куполов нет.

Не было их и в старообрядческом храме, который был в Воронеже до революции.

Михаил Смирнов

— До революции между улицами Никитинской и Студенческой был старообрядческий храм, — рассказывает основатель общины Михаил Смирнов. — Точнее молельный дом, без куполов. От того храма остался сейчас краснокирпичный флигель.

По всей вероятности, имеется в виду усадьба Плотникова на улице Никитинской. Точных свидетельств о том, что в её стенах был старообрядческий молельный дом, не сохранилось. Доказательства есть лишь косвенные: «Судя по материалам начала XX века, в частном доме напротив реального училища помещалась старообрядческая церковь», — отмечает краевед Павел Попов в книге «История Воронежа в названиях улиц».

Остались сведения и о старообрядческом кладбище, которого уже нет на картах Воронежа. Предположительно оно находилось недалеко от Новомитрофановского кладбища, закрытого и уничтоженного в советское время (сейчас на месте этого кладбища находятся парк и цирк).

Кто такие раскольники

— Воронеж был старообрядческим изначально, — объясняет Михаил Иванович. — Как и вся Русь, Воронеж молился по старому обряду. В XVII веке, когда раскол произошёл, многие стали потихоньку принимать новые обряды. Это распространилось на всю землю, в том числе и Воронежскую. Но часть людей, которая была привержена изначальным обрядам, не согласилась. Был применён административный ресурс: карательные отряды отправляли отсюда в сёла, и казни были... Но многие люди так и не согласились отступиться от веры их отцов.

Михаил Иванович рассказывает о событиях 1660-х годов, когда представители русского православного духовенства выступили за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Был большой спор, какие книги взять за образец: древнерусские или греческо-византийские. Сторонники греческих канонов под предводительством патриарха Никона взяли верх, и произошла церковная реформа. Она укрепила международное положение России и её связи с православным миром, но привела к расколу по религиозному принципу внутри страны.

После реформы были изменены некоторые чины и обычаи (ниже мы приведём примеры нововведений), которые значительная часть православных не приняла. Людей, продолживших отправлять богослужения по старым канонам, стали называть старообрядцами, староверами, а то и вовсе раскольниками.

Старообрядцы XXI века винят в произошедшем не только патриарха Никона, но и царя Алексея Михайловича, при котором всё произошло.

— Никон был инструментом, исполнителем воли царя, — считает Михаил Смирнов. — А царь Алексей Михайлович благолепный перед греками был. Грекофил, если хотите. При других царях не обращали внимания на замечания греков, которые приходили на Русь и говорили, дескать, у вас тут не совсем правильно молятся. А Алексей Михайлович всё принимал.

Староверы делятся на поповцев и беспоповцев. Первые признают священство, вторые молятся без участия священнослужителей.

— Многие старообрядцы во времена гонений жили в изоляции друг от друга, — говорит Михаил Смирнов. — Часть из них решила, что попов больше нет, люди стали молиться самостоятельно. Так появились беспоповцы.

Тем не менее старообрядцы искали возможность вновь воссоединиться. Нужен был митрополит. В начале XIX века такой человек нашёлся. Митрополит Амбросий, грек по национальности, возглавил Русскую православную старообрядческую церковь (РПСЦ) в 1846 году.

— С греков начался раскол, греки и восстановили истинное православие, — говорит Михаил Иванович.

Как в Воронеже возродилась старообрядческая церковь

После революции старообрядческий храм на Никитинской был уничтожен. И возродилась община только в конце прошлого века.

Михаил Смирнов — основатель общины РПСЦ в Воронеже. Его предки, казаки-старообрядцы, ушли из России в Османскую империю в XVIII веке, затем осели в Румынии. В семье придерживались старых духовных традиций. Женившись в 90-х годах на воронежской девушке, Михаил Иванович из Румынии переехал в наш город.

— В Румынии старообрядческая церковь уважаема, по стране около 50 приходов, — говорит он. — А в Воронеже все по домам молятся.

Михаил Иванович собрал документы и в 1996 году зарегистрировал местную религиозную организацию, которая теперь входит в митрополию Русской православной старообрядческой церкви всея Руси. От местных властей РПСЦ получила в бессрочное пользование частный дом на улице Замкина, 14б.

— Затем я дал объявление через газету. Написал, что есть место, где можно молиться. Мне стали звонить люди, так собралась община. Сегодня в ней более 100 прихожан.

Все платят десятину (1/10 часть) от доходов — от пенсий, зарплат. Взносы делаются ежемесячно. Эти деньги идут на оплату коммунальных услуг, ремонт домика.

У старообрядцев достаточно большие семьи, супруги воспитывают по трое — пятеро детей. Свадьбы с представителями других конфессий не запрещены. Однако, как нам рассказали, тот, кто выходит замуж или берёт в жёны девушку из старообрядческой семьи, должен сам перейти в веру.

Во дворе дома на улице Замкина самодельный колодец. Туда наливают воду во время обряда крещения с тем, чтобы человек полностью погрузился в воду. Это древний обычай. В РПЦ принято поливальное крещение, которое старообрядцы не считают за истинное.

Церковные праздники и посты у РПЦ и РПСЦ одинаковые. А вот иконы различаются. Одно из центральных мест на иконостасе занимает образ протопопа Аввакума, поднявшего вверх руку с двумя пальцами, — крупнейшего деятеля старообрядчества XVII века, ярого противника реформ патриарха Никона. Протопоп Аввакум проявил чудеса мужества, не отказавшись от веры после того, как его на долгие годы приговорили к заточению в земляной тюрьме, а затем заживо сожгли.

«Молодые не хотят к нам приходить»

Старообрядческая община уже давно добивается, чтобы принадлежащий городу участок рядом с домом на улице Замкина был передан им под строительство церкви. Если это будет сделано, то два храма — православный (Тихоно-Ануфриевский) и старообрядческий — окажутся практически рядом.

Как рассказал председатель воронежской общины РПСЦ Геннадий Голованов, решение вопроса движется. По его словам, в 2021 году происходило заседание в правительстве области, на котором помимо чиновников присутствовали представители РПЦ и РПСЦ.

Представители Русской православной церкви не возражали против строительства храма. На заседании была составлена дорожная карта — пошаговый план действий, который должен привести к созданию церкви. Как говорит Геннадий Голованов, большая часть дорожной карты уже пройдена.

— Мы нашли человека, который готов дать деньги на строительство церкви, — рассказывает Михаил Смирнов. — Он сказал, что поможет, только ему нужно показать договор, что земля наша. Имя мы не можем пока разглашать, но меценат — житель Воронежа. Есть и другие люди, готовые помочь. Сочувствующих нам много.

Старообрядцы рассчитывают, что появление настоящего храма привлечёт к ним новых прихожан.

— Молодые не хотят к нам приходить, — говорит Михаил Иванович. — Наверное, потому, что видят, какой у нас дом, и думают: «Убожество». Будет церковь — будут и прихожане.

Как будет выглядеть новый храм, пока никто не знает. Когда определится статус земли, наймут проектировщика. Понятно пока только одно: новый храм будет с куполами.

Сколько старообрядцев в Воронежской области

Как сообщается в книге краеведа и педагога Михаила Былова «О современном расколе в Воронежской епархии в связи с предыдущей полувековой его историей» от 1895 года, «в пределах современного Воронежа общество состояло из местных жителей, не принявших проведённых при патриархе Никоне исправлений церковных книг и обрядов, и переселенцев, бежавших во 2-й половине ХVII — ХVIII в. из Москвы, разных мест Центральной России на Дон; как правило, именно они начинали заселять территорию будущего Воронежа. Согласно донесениям воронежских священников 2-й половины ХVIII века «вверх по Дону и Донцу расколу в станицах немалое число оказалось». К 1846 году численность старообрядцев составляла 10 559 человек, в начале 50-х гг. ХIХ века их было 9 500, а к 90-м гг. — 15 000 человек».

Как сообщает автор, наиболее многочисленными центрами старообрядчества были Воронежский, Коротоякский, Валуйский и Бобровский уезды. Автор перечисляет названия сёл, где жили старообрядцы: Красный Лог, село Масальское, хутора Русанов, Дубровка, Юрков, Кашкарный, Тресоруково, Солонцы, Можайское, Нижнемарьино.

В начале XXI века, сообщает Православная энциклопедия, количество старообрядцев в Воронежской области не превышало 1 500 человек. В основном они компактно проживали в Воронеже, Лискинском, Острогожском и Каширском и Таловском районах, а также в сёлах Коротояк, Давыдовка и Каменка.

Большие общины старообрядцев есть и в других регионах России, а также за рубежом: в Румынии, США, Уганде, Пакистане и других странах.

В ТЕМУ

Три наивных вопроса старообрядцу

1. Разве православие человека зависит от того, как он крестится?

— Для наших предков утвердительный ответ на этот вопрос был очевидным. Когда мы изображаем на себе крест, то два перста явственно показывают, кто страдал на Кресте. Три других пальца (большой, безымянный и мизинец) складываются вместе во имя Святой Троицы. Это краткое изложение догматов православной веры: Богочеловек пострадал на Кресте, он единосущен Святой Троице. А при троеперсии изложение догматов искажается.

2. Почему старообрядцы не стригут бороду?

— До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции так же, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась ещё и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками.

3. За пять столетий не произошло примирения РПЦ и РПСЦ?

— В середине 70-х годов в СССР состоялся Поместный Собор Русской православной церкви, на котором было принято решение отменить «клятвы» на старые обряды, наложенные Большим Московским Собором 1667 года. Эти изменения знаменовали собой серьёзную настроенность Русской церкви на диалог со старообрядчеством, имеющий своей конечной целью преодоление многовекового разделения. Можно сказать, что это решение завершило многовековую отчуждённость, хотя разногласия ещё существуют.

В ТЕМУ

Отличия чинов и церковных обрядов РПЦ и РПСЦ

Подчеркнём сразу, что отличий больше тех, что мы перечислим. Назовём лишь основные:

  1. Старообрядцы совершают крестное знамение двумя перстами: указательным и средним. После церковной реформы было установлено православным креститься тремя первыми перстами, а два последних пальца «иметь праздными».
  2. Имя спасителя Исус после реформы стали выговаривать и писать на греко-латинский лад — Иисус.
  3. Из числа семи необходимых просфор для совершения литургии две были исключены.
  4. Изменилась традиция крестного хода. Старообрядцы идут «посолонь» (за солнцем — Христом), а реформаторы ввели правило ходить против хода солнца.
  5. Земные поклоны были заменены поясными.
  6. При крещении детей и взрослых вместо обязательного полного троекратного погружения в купель было одобрено поливание, практиковавшееся у католиков.

КСТАТИ

  • В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Якобы закатанные рукава ассоциируются с одеждой палача, а галстуки — с виселицами.
  • Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран.

Фото: Игорь ФИЛОНОВ.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат