Территория поиска
Издательство «Вече» выпустило новую книгу известного российского писателя и общественного деятеля Александра Лапина «Религия творчества»
Издательство «Вече» выпустило новую книгу известного российского писателя и общественного деятеля Александра Лапина «Религия творчества»
Поиск человеком своего предназначения, своего места в жизни можно считать замковым камнем творчества писателя. Эта проблема под разными углами рассматривается в каждом его произведении, независимо от жанра, начиная с масштабной эпопеи «Русский крест», с которой Лапин ворвался в отечественную литературу в начале 2010-х, и заканчивая недавним романом-биографией «Страсть и бомба Лаврентия Берии».
Хорошо зная свою аудиторию, писатель всегда ведёт с ней искренний разговор на самые сложные темы. Для всех нас, живущих, если можно так выразиться, в онлайн-режиме большой истории, самоидентификация и реализация своего потенциала стали задачей первостепенной важности. «Религия творчества» представляет собой итог размышлений автора над разными методами её решения.
Стать сотворцом Вселенной
Новая книга писателя стала квинтэссенцией накопленного им жизненного опыта. Своё кредо Александр Лапин формулирует предельно ясно: человек должен не только стать сотворцом собственной жизни, но и помочь Вселенной в её бесконечной работе по развитию Мироздания. Техническое развитие цивилизации привело к глобальному кризису веры. В первую очередь это коснулось христианства и сопряжённых с ним конфессий и течений.
Развенчав и обрушив прежние догматы, человек утратил систему нравственных координат. Знаменитую формулу Достоевского «Если Бога нет, то всё позволено» Лапин в своей книге вспоминает не однажды. Но нравственные вопросы, на которые так или иначе каждый отвечает в течение всей жизни, никуда не делись. А потому, как считает автор, появление новой философской системы — «религии творчества» — было неизбежно.
— Богом для нас на данном этапе интеллектуального и духовного развития является Вселенная, — убеждён писатель. — Она пестовала жизнь. Причём не думаю, что только на Земле. В итоге создала человека. И является для нас тем самым прародителем. Она же установила законы, по которым мы живём. И обмануть их в принципе невозможно. Один из основных — закон эволюции. Сама Вселенная эволюционирует. Как и все мы — её дети.
И эволюция человека, по мнению Александра Лапина, в первую очередь определяется его духовным самосовершенствованием, развитием своих творческих способностей. Для автора творчество не ограничивается только лишь кругом искусства — оно может проявиться в любой области деятельности, если человек хочет, чтобы труд приносил ему радость причастности к восстановлению гармонии нашего мира.
Русские писатели и их код
Александр Лапин умеет говорить о высоком просто и ясно, делая читателя равноправным партнёром в этом диалоге. И поскольку сферой его творчества является литература, автор вокруг неё и выстраивает систему доказательства правоты своих убеждений: «Тайный код русских писателей» — таков подзаголовок книги. Первая часть — «Гении и мастера» — им и посвящена.
Из ярчайших звёзд на небосклоне отечественной словесности представлено только двенадцать: Пушкин, Лев Толстой, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Шолохов, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Горький, Есенин и Бунин. Писатель подчёркивает, что это не литературоведческий, а его личный выбор, причём продиктованный не только симпатиями, но и антипатиями.
Произведения, известные всем со школьных лет, Лапин сканирует через фильтры биографии их авторов и накладывает на систему координат сегодняшнего момента. Далеко не всё из наследия классиков он считает актуальным и по сей день. Выводы автора зачастую слишком категоричны, в чём-то достаточно спорны, но для читателя, имеющего собственную точку зрения, спор с писателем — одно из самых сильных интеллектуальных удовольствий.
Личные сокровища мудрости
Вторая часть — «Символ веры», — в сущности, представляет собой «кристаллическую решётку» убеждений автора, сложившихся за долгую, наполненную событиями жизнь. Александра Лапина всегда отличал глубокий интерес к догматике основных мировых религий и принципам, заложенным в фундамент наиболее распространённых эзотерических практик.
Следы этих исканий можно обнаружить в любом из его произведений, будь то психологический роман, мистический триллер или любовная история. Погружаясь в сокровища мудрости, накопленной человечеством за всю историю своего существования, он по крупицам отбирал то, что помогало ему находить ответы на вопросы, перед которыми его ставила жизнь.
Путь духовных поисков каждый человек должен пройти самостоятельно — тут нет и не может быть универсальных рецептов. Но пример того, кто прошёл значительную часть отмеренного ему пути, может придать сил и уверенности тому, кто делает на нём только первые шаги. Собственно, эта глава и адресована в первую очередь тем читателям, кто сознаёт необходимость что-то изменить в своей жизни, но не отваживается это сделать или не знает, с чего начать.
С чего начинал и к чему пришёл
Завершает «Религию творчества», по определению самого писателя, «книга в книге» — два произведения, опубликованные Лапиным в самом начале своего творческого пути, более сорока лет назад, и с тех пор не переиздававшиеся. Надо отдать должное смелости писателя: далеко не каждый, даже очень успешный автор рискнёт представить на суд читателя свои ранние опыты. Но в данном случае во главу угла поставлена не литература, не художественные достоинства произведения. Автор использует их в качестве своеобразного доказательства собственного символа веры: суди, читатель, с чего я начинал и к чему пришёл.
Аргументация, бесспорно, убедительна. Однако и повесть «Чистый исток», и рассказ «Жила на свете бабка Марья» сами по себе достойны самого пристального читательского внимания. Острота характеров, психологическая проработанность сюжетных поворотов, лиричность пейзажей и, главное, чёткая нравственная позиция — в них есть всё, что так необходимо современному читателю, уставшему от бесовского постмодернизма, правившего бал последние два десятка лет.
Новая книга Александра Лапина при всей своей жанровой необычности закономерна для этого писателя — в «Религии творчества», как и в предыдущих произведениях, автор продолжает искать ответ на вечный вопрос: для чего приходит человек в этот мир, что он может и должен для него сделать?
90
0
2