Не «Приплыли», а «Не туда заехали»!
Малоизвестные факты о воронежском художнике-самоучке Льве Соловьёве и о том, почему авторство одной из его самых знаменитых работ многие приписывают Илье Репину
Не «Приплыли», а «Не туда заехали»!
Малоизвестные факты о воронежском художнике-самоучке Льве Соловьёве и о том, почему авторство одной из его самых знаменитых работ многие приписывают Илье Репину

Если ввести в поисковую строку в интернете «картина Репина «Приплыли», тут же появляется результат: картина, на которой изображены монахи в лодке, попавшие в весьма курьёзную ситуацию — они неожиданно оказываются в месте купающихся нагишом крестьянок.
В сознании многих почему-то укрепилось мнение, что это работа знаменитого живописца Ильи Репина. И следом родилось стойкое выражение «картина Репина «Приплыли» — его используют, когда говорят о каком-то конфузе, нелепой ситуации.
А между тем у Ильи Репина никогда картины с названием «Приплыли» не было. И к этому полотну с монахами он не имеет никакого отношения. Автор картины — наш земляк, художник-самоучка, иконописец и педагог Лев Соловьёв. Сегодня расскажем о живописце, вся жизнь которого связана с Воронежским краем.
Был пастухом и поводырём для слепых

Точная дата рождения художника неизвестна. Разные источники указывают лишь годы — 1837-й и 1838-й. Будущий живописец появился на свет в крестьянской семье в селе Лушниковка (ныне входит в состав Острогожска). С детства крестьянский сын, которому пришлось и пастухом быть, и поводырём для слепых, проявлял способности к рисованию. Рисовал всем, что под руку попадёт, — кусочком угля, мела, прутиком на пыльной дороге. А ещё рано научился читать — его первой книгой была поминальная: другой литературы, кроме религиозной, в крестьянских избах не было.
Тягу мальчика к творчеству приметил заехавший в село иконописец из Воронежа Дмитрий Козьмич Макаренков и забрал его с собой, где определил учеником в иконописную мастерскую. В Воронеже Соловьёв писал иконы, расписывал храмы, приходилось ему и малярничать — красить в церквях полы и стены. В губернском городе Лев познакомился с представителями интеллигенции — художниками, историками, журналистами, философами.
В 1869 году Лев Соловьёв купил дом на улице Консисторской — сейчас это улица Фрунзе, она проходит рядом с ВГУ, неподалёку находятся Ильинская церковь и художественное училище. Этот дом (он, к сожалению, не сохранился), по свидетельствам современников Соловьёва, художник превратил в настоящую картинную галерею. Здесь же, в мастерской, живописец начал проводить занятия со своими первыми учениками. Причём бесплатно, потому что считал, что «грешно человеку торговать своим талантом и знанием».
Иллюстрировал произведения Некрасова и писал стихи
Художественного образования Лев Соловьёв не имел. Уже в 35-летнем возрасте он поехал в Санкт-Петербург, где в качестве вольнослушателя посещал занятия Императорской академии художеств. (Вольнослушатель — это не студент, он имел право свободно посещать академию, но не был в неё зачислен и ему не выдавался диплом).
В Санкт-Петербурге Соловьёв писал картины, участвовал в выставках Общества поощрения художников. Темы для своих сюжетов брал из жизни крестьян и ремесленников. Работу талантливого самоучки «Сапожники», представленную на одной из выставок в 1875 году, в те годы высоко оценили признанные мастера, сейчас картина хранится в Третьяковке.

В Воронеж Соловьёв вернулся в 1878-м, продолжал заниматься иконописью, преподавал в Воронежской семинарии, писал картины. А ещё, от рождения обладая даром художественного слова, публиковался в воронежской газете «Дон», работал в её редакции корректором и художником. В этой газете печатались его стихи, воспоминания, очерки. В статье «Живопись и рисование в Воронежском крае» (газета «Дон», 1898 г.) художник называл изобразительное искусство «всемирной грамотой человечества». Соловьёв был приверженцем рисования с натуры. «Везде и на всяком месте человек окружён живою природою: и небом, и землёю, и всем, что в них и на них. <...> А стало быть, человеку, желающему что-либо знать, нужно только хоть немножко обратить внимание на всё окружающее его, <...> увидеть и понять законы Божеские видимого мира и строго держаться их во всех своих делах и поступках», — писал он.
А в 1881 году в Санкт-Петербурге увидел свет «Альбом иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова», состоящий из работ Льва Соловьёва.

Открыл в Воронеже бесплатную рисовальную школу
Как мы писали выше, Соловьёв в мастерской своего дома проводил занятия с учениками. В начале 1890-х там зародился кружок любителей рисования и живописи — Лев Григорьевич был его организатором. Будучи человеком бескорыстным, Лев Соловьёв мечтал открыть в Воронеже бесплатную рисовальную школу. И в 1893 году при поддержке единомышленников осуществил задуманное. Лев Григорьевич был заведующим школы до 1907 года, публиковал статьи о методике преподавания живописи.
Сначала занятия школы проходили в его мастерской, затем — в помещениях Дворянского собрания. В 1911 году ученик Соловьёва, состоятельный художник, предприниматель и благотворитель Михаил Пономарёв и его жена Мария безвозмездно выделили участок и средства для строительства рисовальной школы (позже ей присвоили имя Пономарёвых). Здание в стиле неоклассицизма было построено в 1915 — 1917 годы по проекту известного воронежского архитектора Михаила Замятнина. Это здание (ул. Орджоникидзе, 26) сохранилось до наших дней. В 1919 году здесь открылись свободные художественные мастерские, потом заработал художественно-промышленный техникум. С 1926 года там разместили ветеринарный институт. В наше время в здании находятся офисы.


Был учителем Бучкури и Киселёвой
Лев Григорьевич Соловьёв воспитал немало получивших известность художников, среди которых Александр Бучкури и Елена Киселёва — дочь выдающегося воронежского математика Андрея Киселёва (о нём мы рассказывали в октябре прошлого года).

Получив хорошие навыки у Соловьёва, Бучкури отправился в Санкт-Петербург в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. Вернувшись в Воронеж, Александр Бучкури с 1907 года преподавал в той самой рисовальной школе, в которой когда-то учился, затем в художественных мастерских и до 1926 года — в художественном техникуме. Работы Бучкури находятся в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге; в фонде Воронежского областного художественного музея хранится больше 40 картин художника. В нашем музее есть два небольших этюда, выполненных Бучкури во время его учёбы у Соловьёва.

Именно Лев Соловьёв разглядел в Елене Киселёвой недюжинный талант и направил её к Илье Репину. Елена Андреевна стала успешной художницей, её картины экспонировались на международных выставках, работы воронежской художницы приобретали для своих коллекций Корней Чуковский и Максим Горький. В Воронежском музее им. Крамского хранится более 40 её работ, большую часть из них передала музею сама художница.
Не имея собственных детей, Лев Соловьёв посвятил свою жизнь ученикам. О его личной жизни мало известно. Он был женат, супругу звали Александра Александровна, она ушла из жизни раньше него.
Лев Григорьевич Соловьёв скончался в октябре 1919 года в возрасте 82 лет. В то время он находился в селе Усманские Выселки (ныне село в Панинском районе), там и был похоронен.

Почему произошла путаница с «Монахами»?
Ну а теперь подробнее расскажем о картине Льва Соловьёва «Монахи» («Не туда заехали») — она написана маслом на холсте примерно в 1870-е годы. Глядя на неё, становится понятно, что Соловьёву не было чуждо чувство юмора. Он очень мастерски передал комичность ситуации, в которой оказались священнослужители. Ранним утром лодка с монахами заблудилась в тумане и оказалась у берега, где женщины устроили купальню. Можно только представить себе изумление монахов, увидевших крестьянок в чём мать родила. Бабам хоть бы хны, продолжают чистоту наводить. А один из священнослужителей, не зная, как реагировать на неожиданную встречу, добродушно улыбается. Автору удалось с невероятным мастерством передать эмоции героев сюжета.

Кое-кто из исследователей Соловьёва задаётся вопросом: как же так, он же был очень религиозным человеком, и вдруг такое! А ведь ничего «такого» в этой работе на самом деле нет. Шутливая бытовая сценка из жизни крестьян, не более. Художник лишь благодушно посмеивается, никого не осуждая и не подразумевая сатиры.
Каким же образом картина Соловьёва вдруг стала Репинской? Существует такая версия: в начале ХХ века, возможно, после революции 1917 года, картина нашего земляка поступила в Сумской областной художественный музей (г. Сумы на Украине), где она и хранится. В 1930-е в музее проходила выставка полотен Ильи Репина. При этом часть картин из постоянной экспозиции оставили на своих местах, в том числе и «Монахов». Посетители, которые пришли «на Репина», по ошибке решили, что это его работа. С тех пор и пошло — «картина Репина «Приплыли!». Название, скорее всего, изменилось в ходе перемещения по «проводам» сарафанного радио. Так и появилось это народное выражение как синоним нелепой ситуации и зажило своей жизнью.
Кстати, исследователи отмечают схожесть стилей Репина и Соловьёва, оба были приверженцами реализма — не мудрено, что неискушённые посетители выставки приписали авторство «Монахов» Илье Репину.
КСТАТИ
- Работы воронежского художника-самоучки Льва Соловьёва хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Третьяковской галерее в Москве, Воронежском областном художественном музее им. Крамского, в коллекции Острогожского музея им. Крамского.
- Даму на картине «Гибель Викулиной рощи», посвящённой вырубке сада и дубовой рощи на берегу реки Воронеж в районе Чижовки, художник Лев Соловьёв писал со своей жены Александры Александровны.
- Лев Соловьёв был знаком с выдающимся воронежским художником Иваном Крамским, талант которого ценил невероятно. И очень тяжело переживал его преждевременную кончину в 1887 году — Иван Крамской умер за мольбертом в возрасте 49 лет.
- Икону работы Соловьёва с изображением святого Николая Чудотворца и воронежских святителей Митрофана и Тихона представители Воронежской губернии преподнесли в дар Николаю II в мае 1896 года в честь коронации императора и императрицы.