№ 27 (1494)
от 4 июля 2023 г.

«Спилят рябины, попилят бюджет, а нам мучиться!»

Дело о гибели пациентки в онкодиспансере дошло до суда

«Услышал свист, но не придал значения»

А вас, «Факел», попрошу остаться

Как и когда подорожает коммуналка в Воронеже

Долго ли ещё будет падать рубль?

В лучшей поликлинике Черноземья не хватает врачей

«Родителям творческих детей нужно быть чуткими»

Злополучный переход у автовокзала попробуют сдать в концесси...

Как к 30 годам объехать полмира

Карелия: в краю озёр и лесов

До Воронежа — больше 400 миллионов километров

Чем опасна скарлатина?

Календарь садово-огородных работ на июль

Как отстоять права ребёнка на жильё

Огуречные салаты по-корейски

Клубника: урожай закладываем в июле

Лекарственные травы при аллергии и астме

Обратная связь. Белгород

Шебекинцы могут вернуться домой

Белгородские дети вернутся в школу

Цены на коммуналку летом не вырастут

Грайворонец зарезал мать на глазах у ребёнка

Спасение семьи и другие новости Белгорода

Почему медаль «За отвагу» так высоко ценили?

В Липецке заключённый убил надзирателя

День молодёжи и другие новости Липецка

«Спилят рябины, попилят бюджет, а нам мучиться!»

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

«Спилят рябины, попилят бюджет, а нам мучиться!»

Кто и как осваивает казённые деньги на строительстве дублёра Московского проспекта

1666 0 4
«Спилят рябины, попилят бюджет, а нам мучиться!»
Городское

«Спилят рябины, попилят бюджет, а нам мучиться!»

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Кто и как осваивает казённые деньги на строительстве дублёра Московского проспекта

A+

A-

РАССЛЕДОВАНИЕ «МОЁ!»

Дублёр Московского проспекта, не успев появиться, уже обрастает скандалами. Жители улицы 60-й Армии объявили войну мэрии — люди против новой дороги, потому что ради неё в округе уничтожат сотни деревьев. Народ дошёл до суда, подключился Бастрыкин: глава СКР поручил разобраться не просто с вырубкой растительности, а с законностью самой дорожной стройки века.

«(…) Очень серьёзный объект, и мы нашли альтернативные способы снизить его стоимость более чем на миллиард рублей. Такие решения точно найдут поддержку и у губернатора, и у правительства Воронежской области».

Как будут строить дорогу, которая спасёт Московский проспект от пробок
В ТЕМУ

Речь мэра Вадима Кстенина от 28 марта 2019-го на строительном форуме в Воронеже. Это он о дублёре Московского проспекта. Начать строительство мегамагистрали градоначальник обещает в 2020 году. О каком «миллиарде» говорил мэр — вопрос: в техзадании проекта, который начали разрабатывать ещё в 2018-м, «предельная стоимость» дублёра прописывалась в 735,8 миллиона рублей. И никто не заметил, что «проектирование» тихой сапой растянулось на четыре с лишним года, а ценник дублёра распух втрое. По нынешним сообщениям мэра и губернатора Александра Гусева, многострадальная дорога может обойтись бюджету уже предварительно в 2,5 миллиарда. И это не предел.

Так будет выглядеть участок улицы 60-й Армии от бульвара Победы до Лизюкова: много асфальта, шесть полос движения. Рябинам, решили в мэрии, тут не место.

В часы пик будем летать?

Дублёр Московского проспекта — проект в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы». Нам обещают порядка 9 километров без пробок от улицы Антонова-Овсеенко к Владимира Невского, далее по 60-й Армии и Солнечной до перекрёстка с проспектом Труда, по проспекту до улицы 9 Января с выходом через Свободы на Кольцовскую.

Прокладывать дублёр планируют в три этапа.

Первый — реконструкция улицы 60-й Армии от Владимира Невского до Солнечной (порядка полутора километров). Следующий — километровый участок на Свободы. Финальный — строительство 800-метровой новой дороги от Антонова-Овсеенко в сторону Владимира Невского. Эта дорога будет на две полосы. Отрезок Владимира Невского — бульвар Победы останется четырёхполосным. А вот два участка на 60-й Армии расширят: от бульвара до Лизюкова — с нынешних пяти до шести полос (здесь ради этого вырубят горемычные рябины, из-за чего и случился народный бунт), от Лизюкова до Хользунова — с двух и тоже до шести (ради этого снесли легендарный птичий рынок). Грядёт расширение и на Свободы — до трёх полос.

Кроме того, параллельные улицы Солнечную и Донскую также собираются сделать трёхполосными, но односторонними: по Солнечной поток поедет от Ясного проезда к Хользунова, по Донской — к центру.

Главный дорожник города Олег Котов бунтарям с 60-й Армии сообщил: «Добавление полосы существенно повысит пропускную способность (…). Моделирование транспортных потоков показало, что средняя скорость движения (…) в вечерние часы пик увеличится с 10 до 25 км/ч». Мне в мэрии уточнили: расчётная пропускная способность одной полосы вырастет с 478 до 720 условных легковушек в час.

Настрой чиновников, как всегда, сплошной оптимизм: финиш стройки дублёра — по их ориентирам — конец 2024-го. Однако ж, если вы заметили, Солнечной и Донской в цепочке эпохальных событий нет. По ним отдельные расчёты.

— Эти работы планируется провести отдельно, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», — объясняют в мэрии. — 2,5 миллиарда — предварительная стоимость лишь трёх этапов.

Только первый этап — переделка отрезка в 1 535 метров от Владимира Невского до Солнечной — стоит почти 1,6 миллиарда — сумма контракта, заключённого 2 мая городской дирекцией дорожного хозяйства и благоустройства.

И уже сейчас вокруг стройки штормит.

Война за рябины

Раскачалась лодка на рябиновой аллее — на разделительной полосе 60-й Армии. Напомню, деревья попилят ради дополнительной шестой полосы дублёра. Жители окрестных домов против: и вырубки, и увеличения полосности. Люди дошли до суда и разослали жалобы, в том числе в приёмную президента и Генпрокуратуру.

Я задавала мэрии простые вопросы: кто и когда сажал аллею, кто и за какие деньги содержал, сколько это стоило, на чьей земле растут. Мне в ответ прислали заключение некоего ООО из Подгоренского района. Это питомник: выращивает деревья и цветы. По запросу главного эколога города Галины Воробьёвой его растениеводы провели диспансеризацию горемычных рябинок. И сообщили:

«Из 300 деревьев породы «рябина промежуточная» погибших — 20 штук, погибающих — 7. Много повреждённых (…) По нашим данным, посадка этих деревьев была произведена в 80-х годах прошлого столетия (…) рекомендуемый средний возраст замены деревьев в городах — 50 лет (…) деревья породы рябина промежуточная (…) находятся в конечной стадии своего жизненного цикла, и их пересадка с биологической точки зрения нецелесообразна (…) Оценочная стоимость пересадки одного дерева будет колебаться от 180 до 220 тысяч рублей без гарантии приживаемости».

На аллее ровно 300 рябинок, выглядят бодрыми.

— Я в этих краях с 1980-го. В 90-е там, где сейчас «Арена», ещё трамвай ходил. Мы нашли фото 1989 года, сделанное с балкона дома № 23: аллеи нет! Строить нынешнюю пятиполосную дорогу начали, когда убрали трамвай: это 2005-й примерно. Посмотрите в интернете — рябина живёт 80 — 100 лет, — объясняет одна из жительниц протестующих домов на 60-й Армии. — Но когда мы начали борьбу, с удивлением узнали: в интернете — на площадке «Активный гражданин» — с 30 августа по 8 сентября 2022-го проходили общественные обсуждения по проектам планировки и межевания территорий, подготовленных под дорогу-дублёр. И якобы из аж 38 участников 34 поддержали полностью, трое попросили велосипедные дорожки до Владимира Невского и широкие пешеходные зоны, и только некто один высказался категорически против. Кто эти люди? 

 
Зелёный островок аллеи радует и местных жителей, и просто проезжающих мимо автомобилистов.

Заключение о результатах «общественных обсуждений» от 15 сентября 2022-го, подписанное в том числе председателем городской комиссии по землепользованию и застройке Александром Головацким, на сайте администрации висит. И в нём о том, что проекты межевания и планировки соответствуют генплану. В генплане, однако, никакой шестиполосной дороги на улице 60-й Армии на месте рябиновой аллеи нет. А есть четырёхполосная. Вот оно – таблица 3.3.10.4 «Перечень линейных объектов местного значения, планируемых для размещения на территории городского округа город Воронеж, их основные характеристики и местоположение», раздел «Магистральные улицы общегородского значения 2-го класса». Строка 127: «Участок — улица 60-й Армии от ул. Генерала Лизюкова до б-ра Победы, количество полос в двух направлениях – 4, протяжённость — 0,7 км». На этом же, кстати, отрезке в наполеоновских планах властей скоростной трамвай с двухполосным движением – от бульвара Победы до Хользунова.

Табличка из генплана Воронежа, отрезок 60 Армии с рябинами под номером 127. И там прописано 4 полосы.

Есть на сайте мэрии и постановление Вадима Кстенина от 17 августа 2022-го № 118 — о назначении тех «общественных обсуждений». Спрашиваю, как его доводили до народа.

— Информация обо всех общественных обсуждениях, — говорят, — размещается в газете «Берег» и на сайте администрации.

Ну точно же: настольное чтиво каждого активного воронежца.

Даже в жару здесь тень, люди гуляют — и старики, и семьи с детьми. 

...По словам чиновников, даже часть аллеи сохранить не получится. Расширять проезжую часть в сторону домов — не вариант. Плюс под ней тянется ливневый коллектор — бандура диаметром 60 сантиметров. Его заменят 80-сантиметровым — маленький не выдержит возросшую нагрузку, — и корни рябин помешают. Под пилу пойдут и берёзы на тротуарах — там по проекту велосипедные и пешеходные дорожки. Всего же на участке 1-го этапа прокладки МП-2 уничтожат 689 деревьев, шесть кустарников и 1 цветник. Горечь утраты чиновники обещают скрасить клёнами (689 штук) и самшитовыми кустами (219 штук).

Кто сажал аллею и за чей счёт она жила, мне в мэрии не ответили. О принадлежности же дороги на 60-й Армии (куска с рябинами) ответили так: «Земельные участки, на которых выполняется реконструкция автодороги, относятся к категории «Размещение автомобильных дорог». Собственник — администрация города Воронежа».

Данные кадастра: отрезок, выделенный жёлтым, и есть участок 60 Армии с рябинами. Как видите, это не «дорога», а «территория общего пользования».

Проблема в том, что публичная кадастровая карта дороги на том участке 60-й Армии не видит. Записей о праве собственности в ЕГРН нет. По факту это бесхоз. Народный актив с 60-й Армии нажаловался и Александру Бастрыкину. Глава СКР запросил у руководителя нашего управления Кирилла Левита доклад о проверке законности — внимание — самого строительства дублёра Московского проспекта.

Бесконечный проект

Дублёр Воронеж ждёт года так с 2012-го, но внятно о нём заговорили в 2018-м. Тогда 9 июля мэр Вадим Кстенин выпускает распоряжение о заключении муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации на строительство дублёра. 30 июля администрация размещает в системе госзакупок информацию о конкурсе с феноменальным стартовым ценником в более чем 45 миллионов рублей — речь только о проекте, подчёркиваю.

13 сентября городская дирекция дорожного хозяйства в лице её директора Оксаны Ивановны Семёновой (позже она станет Евдаковой) в рамках областной госпрограммы «Развитие транспортной системы» заключает контракт с единственным участником — воронежским ООО «Центр-Дорсервис» (директор Мирон Карпович), предложившим на 70 копеек меньше. Срок исполнения — 1 июня 2019-го.

28 марта 2019-го случается тот самый строительный форум, на котором мэр Вадим Кстенин произносит речь о смекалке чиновников и обещает скорую стройку. Но никто не говорит нам о том, что 18 июля 2019-го — через два с половиной месяца после выступления мэра и через полтора месяца после того, как проект МП-2 должен был быть готов, — Евдакова и Карпович заключают «дополнительное соглашение о приостановлении выполнения работ по контракту в связи с уменьшением бюджетных ассигнований». То есть денег нет.

21 октября 2020-го на брифинге в Доме журналистов мэр Вадим Кстенин не забывает пообещать «строительство дублёра», отметив, что проект ещё в разработке и в ближайшее время его передадут на госэкспертизу. Однако ж.

25 декабря 2020-го директор дирекции дорожного хозяйства Оксана Евдакова и гендиректор конторы-проектировщика Мирон Карпович подписывают ещё одно допсоглашение «о приостановлении обязательств заказчика». И причина та же — область не дала денег.

А 15 декабря 2021-го те же товарищи расторгают контракт в части невыполненных работ на сумму более чем 35 миллионов. По соглашению сторон без взаимных претензий. 10 с лишним миллионов рублей из бюджета ООО «Центр-Дорсервис» благополучно получает. И наступает день сурка.

По мнению растениеводов, рябины «состарились», потому что живут в городской среде: издержки, мол, урбанизации. Всё, как у людей.

И снова здравствуйте

24 декабря в прямом эфире губернатор Александр Гусев сообщает воронежцам: в следующем году начнётся — та-дам — проектирование дублёра Московского проспекта. Цитирую:

«Проблемы с пробками и трафиком есть. Мы понимаем, что без новой транспортно-пассажирской системы нам не обойтись. Сейчас идёт предпроектная проработка, что за тип транспорта должен там быть: будет это рельсовый транспорт или метробусы… Поэтому мы решили в 2022 году начать проектирование дублёра Московского проспекта и, может быть, начнём строить».

И ведь надо же. Через четыре дня, 28 декабря, мэрия объявляет новый конкурс: на проектирование уже не «строительства» дублёра, а «реконструкции» улично-дорожной сети, и в рамках не областной госпрограммы, а муниципальной. Деньги, однако, всё равно пойдут из обоих бюджетов. Начальная цена теперь скромная: чуть больше 10 миллионов. Желающих даже двое. Какое-то ООО «Доринжиниринг» запросило ровно стартовые деньги. И старый товарищ «Центр-Дорсервис», согласившийся на 10 миллионов ровно. 24 февраля 2022-го городская дирекция дорожного хозяйства (привет Оксане Евдаковой) заключает с ним контракт со сроком исполнения до 30 сентября того же года. В исходных данных техзадания — некие «инженерные изыскания по объекту». Видимо, те, которые фирма «отработала» по запоротому контракту 2018-го: не пропадать же добру.

...ООО «Центр-Дорсервис» по совпадению получило от дирекции дорожного хозяйства также лот на строительный контроль по первому этапу дублёра МП. Начальную цену в 20,7 миллиона рублей фирма сбила в три раза с хвостиком — до 6,5 миллиона — и сделала пятерых конкурентов. Характерно, что в антимонопольную службу никто из них не пожаловался. А отдать ООО «Центр-Дорсервис» автоматом и авторский надзор за работами  (ещё 2 миллиона рублей) разрешал закон о госказукпках — оно же «автор» проекта (44-ФЗ, статья 93, пункт 19).

Контора — один из крупнейших дорожных проектировщиков в стране. По их чертежам строили и ремонтировали сложные федеральные трассы на Дальнем Востоке и в Сибири, провели реконструкцию шоссе Авиаторов в Волгограде к мундиалю-2018. Директор Мирон Карпович награждён почётным знаком «Благодарность земли Воронежской». В 2019 году антимонопольщики поймали ООО «Центр-Дорсервис» на картельном сговоре по 12 госконкурсам на общую сумму порядка 137 миллионов рублей.

* * *

В мэрии заявляют: 21 декабря 2022-го проект получил положительное заключение областного Центра госэкспертизы. Между тем если в 2018-м речь шла о четырёх полосах на всём дублёре полностью с расчётной скоростью 70 км/час, то в 2022-м — уже о шести полосах на 60-й Армии при скорости 60 км/час и трёх полосах на Свободы с разгоном до 50 км/час. Разница в цене как бы тоже есть, да. И кстати: кому достанутся бюджетные 1,6 миллиарда за воплощение первого этапа МП-2?

Как объяснили в мэрии, пилить деревья начнут, когда городское управление экологии выдаст «порубочный билет». Дирекция дорожного хозяйства и благоустройства направила туда запрос 31 мая.

«Бюджетный миллиардер»

Знакомьтесь: ООО «СМУ-90». На торги за эксклюзивный объект, кроме него, никто не пришёл, мэрия не сэкономила ни копейки. По данным из открытых источников, основана контора 13 ноября 2008-го с минимальным уставным капиталом в 10 тысяч рублей гражданином Агароняном Варданом Айковичем. С января 2014-го её директор — Александр Сотников. Зарегистрированный основной вид деятельности — строительство автодорог и автомагистралей. Выручка за 2022-й — 2,1 миллиарда, чистая прибыль — 1,5 миллиона, среднесписочная численность сотрудников на тот же год — 81 человек. Нормально.

С 1 апреля 2013-го по 10 мая 2023-го — в общей сложности 203 госконтракта почти на 22,4 миллиарда рублей. Почти 11 миллиардов — от городской дирекции дорожного хозяйства и благоустройства Воронежа. Контракт по дублёру МП 2 мая тоже заключала она (Оксана Евдакова, да). Цена вопроса — 1 миллиард 597 миллионов 559 тысяч 443 рубля 62 копейки, из них порядка полумиллиона планируется освоить в текущем 2023-м году, остальные — в следующем. Источники — бюджет Воронежа, субсидии из областного бюджета. 

По данным открытых сервисов проверки контрагентов, ООО «СМУ-90» и дирекция дорожного хозяйства друг другу топовые «исполнитель» и «заказчик». В августе 2022-го фирма получила лот в 1,65 миллиарда на второй этап реконструкции Остужевской развязки, к декабрю из-за санкций и кризисов подорожавший до 2,13 миллиарда. Плюс 1,014 миллиарда на ремонт городских дорог, включая Северный мост и путепровод по Лызлова. Плюс ещё «по мелочи» на десятки и сотни миллионов — на ремонт, реконструкцию и строительство магистралей не только в городе, но и в области. На втором месте среди заказчиков у конторы — региональный департамент дорожной деятельности (30 контрактов почти на 7,9 миллиарда рублей).

Вардана Агароняна негласно зовут королём госзаказов. С городскими и областными чиновниками у него полная гармония. Получать козырные лоты не мешают десятки судебных исков от тех, кто после ремонта ООО «СМУ-90» разбивал свои машины в колдобинах. Одна из таких аварий в Лискинском районе 13 ноября 2017-го закончилась уголовным делом о нарушении правил безопасности при проведении строительных работ с причинением тяжкого вреда здоровью человека — часть 1 статьи 216 УК РФ, до трёх лет колонии. Рабочие конторы проводили реконструкцию дороги. По их словам, они выставили предупреждающие знаки, в том числе об ограничении скорости в 40 км/ч. Но гражданина на «Форде Фокусе» угораздило съехать в кювет и получить тяжелейшие травмы.

Иск подавала страховая компания, пытаясь выбить с фирмы Агароняна 223 тысячи рублей — компенсировать свои расходы по выплате пострадавшему водителю за разбитую иномарку. Проблема в том, что спустя год после ДТП Следственный комитет уголовное дело прекратил: ну не смогли следователи выяснить, почему иномарка очутилась в кювете. А сам шофёр всем на радость «обстоятельства забыл».

И опять кто-то украл деньги

С правоохранительными и контролирующими органами у «СМУ-90» давние отношения. Вот антимонопольщики. В апреле 2016-го с их подачи за нарушение порядка изменения госконтракта проштрафились: ООО «СМУ-90» как юрлицо — на 200 тысяч рублей, его директор Сотников — на 20 тысяч и безымянный персонаж из чиновников областного департамента транспорта и автомобильных дорог — тоже на 20 тысяч. Как заявляли в УФАС, подрядчику внезапно — уже после заключения контракта на 132 миллиона (строительство дороги в Аннинском районе) — отсыпали 30-процентную предоплату в 4,4 миллиона, хотя в условиях аванс прописан не был.

По дублёру «СМУ-90» аванс тоже получило: порядка 479,3 миллиона рублей. Правда, он в контракте есть.

А вот областные прокуроры. В июле 2016-го в арбитражный суд с иском к «СМУ-90» пришли теперь они, по той же дороге в Аннинском районе, за которую подрядчик и чиновник уже огребли от антимонопольщиков. Прокуроры по заданию Москвы провели проверку и выяснили: ООО «СМУ-90» строит дорогу… без разрешения на строительство. Раз нет разрешения, нет и стройнадзора. Директор конторы Сотников в суде покаялся, мол, «оформляем». Фирму могли оштрафовать — до 1 миллиона рублей — или прикрыть на срок до 90 суток. Но судья Александр Кочетков понял и простил. И объявил конторе Агароняна предупреждение.

Я опускаю нарушения, которые при проверках находили полицейские, трудинспекция, Росреестр, госстройнадзор (данные есть в открытом реестре проверок Генпрокуратуры): по закону о госзакупках 44-ФЗ это не повод давать отвод от участия в торгах. Но.

Одно из оснований для недопуска к борьбе за бюджетные деньги — долги по налогам. В истории ООО «СМУ-90» таких дублей три. Трижды в СКР возбуждали уголовное дело. И трижды успешно прекращали: после внушений следователей «СМУ-90» деньги казне отдавало.

Ещё причина для табу на участие в госзакупках — судимость у руководителя организации за преступление в сфере экономики.

21 октября 2022-го прокуратура области опубликовала релиз о проверке исполнения законодательства в сфере градостроительства — при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Сообщала о нарушениях при реконструкции полотна на Острогожской:

«Вопреки требованиям законодательства, а также условиям муниципального контракта недобросовестным подрядчиком произведены работы с применением более дешёвого строительного материала. Неправомерные действия должностных лиц при приёмке (…) привели к необоснованному расходованию бюджетных средств в размере более 8 миллионов рублей (…) возбуждено уголовное дело по признакам преступления (…) п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путём обмана, группой лиц по предварительному сговору, повлекшее особо крупный ущерб). Ход расследования (…) взят на контроль прокуратурой области».

— При такой формулировке предполагается в том числе возможность сговора между подрядчиком и заказчиком, — объясняет знакомый адвокат.

Статья 165 в восьмом разделе Уголовного кодекса: «Преступления против экономики». До пяти лет. 

Контракт на реконструкцию дороги на Острогожской 18 мая 2020-го подписали дирекция дорожного хозяйства города (она — Оксана Евдакова) и директор ООО «СМУ-90» Александр Сотников. 

Работы стоили бюджету 364,4 миллиона рублей. 

Акты о выполненных работах с ФИО «принявших» их чиновников, судя по системе Госзакупок, есть: копии нескольких я себе на всякий случай сохранила. 

24 июня 2023-го — спустя восемь месяцев после появления уголовного дела — «контролирующая» его облпрокуратура мне сообщила: «Дело расследуется, фигурантов нет».

И напоследок. 

12 декабря 2018-го бывший главный инженер городской дирекции дорожного хозяйства и благоустройства Дмитрий Роньшин получил три года общего режима, штраф в 1 миллион рублей и пятилетний запрет на работу в госорганах  — за взятку в полмиллиона «от представителя коммерческой фирмы за беспрепятственное принятие выполненных работ по муниципальному контракту на паспортизацию мостов и путепроводов». Формулировка всё той же областной прокуратуры. «Коммерческую фирму» зовут ООО «ДорМостПроект» (ИНН 3664103312).

5 мая 2019-го бывшие коллеги Роньшина, они же бывшие замдиректора городской дирекции дорожного хозяйства и благоустройства Александр Глаголев и начальник производственного отдела дирекции Максим Иванов, получили соответственно 3,5 и 7,5 года общего режима с запретом госслужбы на пять и шесть лет. За взятки. Ноутбуками и компьютерными мышками. «За беспрепятственное принятие работ по муниципальному контракту». На чиновников потратились «ДорМостИзыскания» (ИНН 3664217180) и ООО «ПроектИнжиниринг» (ИНН 3666173403). 

КСТАТИ

  • 9 октября 2015-го бывшего главного дорожника области Александра Трубникова приговорили к 7,5 года строгого режима и штрафу в 150 миллионов рублей за взятки: он получил их в качестве 5% откатов за подряды по госконтрактам от коммерческого директора ОАО «Воронежавтодор».
  • М-5 «Урал» —самая длинная федеральная автомобильная трасса России, её протяжённость 3 225 километров, соединяет Москву и Екатеринбург.
  • По словам премьер-министра Михаила Мишустина, в 2022 году в стране (в том числе в новых регионах) построили и отремонтировали более 22 тысяч километров дорог.

Фото: Александр ЗИНЧЕНКО, стоп-кадры видео.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат