Дело о ДТП, после которого девушка осталась без черепа, не возбуждали 8,5 месяца. Часть II
Галю Костырко год назад на зебре сбила машина, в 22 года она стала неподвижным немым инвалидом, единственный, кто её выхаживает — муж Андрей. Устроивший страшную аварию водитель работает таксистом, а в материалах полиции эксперты «МОЁ!» нашли признаки грубых нарушений.
Дело о ДТП, после которого девушка осталась без черепа, не возбуждали 8,5 месяца. Часть II
Галю Костырко год назад на зебре сбила машина, в 22 года она стала неподвижным немым инвалидом, единственный, кто её выхаживает — муж Андрей. Устроивший страшную аварию водитель работает таксистом, а в материалах полиции эксперты «МОЁ!» нашли признаки грубых нарушений.
12 февраля 2019-го молоденькая медсестра детской облбольницы Галя Костырко, отработав очередную смену, спешит домой к мужу. Восемь вечера, Ломоносова, 114/8, остановка «Микрорайон Берёзка», нерегулируемый пешеходный переход. Галя привычно ступает на зебру — чтобы сесть в маршрутку, ей надо перейти дорогу от жилых домов к лесу. В это время по левой полосе, в среднем ряду ближе к разделительной, появляется она — зелёная «Приора». Шаг — и удар. И Галя в больнице с открытой черепно-мозговой травмой…
Приговор врачей: «Смиритесь». Прогнозов — нет, ведь у Гали — «вегетативное состояние». Если просто: она — как растение. Не ходит, не разговаривает, сказки о Петрушке для неё теперь – сложнее энциклопедии.
Бесконечный год Галю выхаживает муж Андрей. Деревенский парень 26 лет. В старой сельской хате для любимой женщины он за повара, за массжиста, за медсестру, за нянечку. То, что Андрей рассказывает о своих хождениях по медицинским кабинетам, о тотальном пофигизме «системы» — к Человеку, это страшно. За год на лечение Гали уже ушло больше миллиона рублей, и сколько ещё впереди этих лет, не знает никто.
Между тем ставить светофор на опасном переходе у остановки «Микрорайон Берёзка» чиновники мэрии не собираются, сейчас там лишь знаки ограничения скорости «40 км/ч». Предполагаемый виновник страшной аварии — 28-летний Гарик Акопян (имя и фамилия изменены) — до сих пор не наказан. Он дома в одном из райцентров. А к материалам дела большие вопросы. Например, версию ДТП, которую изобразил на месте аварии госавтоинспектор В.В. Талалаев, судебные эксперты признают «нереальной»…
Как полиция свидетелей и вещдок «потеряла»
А сейчас я открываю стопку копий документов по аварии с Галей Костырко и заливаюсь краской, как от пощёчин.
1. Протокол осмотра места ЧП за авторством того же лейтенанта Талалаева, который изготовил «схему»: следов торможения — нет, следов шин — нет, других следов — нет, свидетелей — нет. 12 февраля 2019-го был вторник, восемь вечера — час пик. Позже появится видео с камеры на одной из многоэтажек. Запись отвратительнейшего качества, но видно: Галя идёт на зебру со стороны жилых домов, здесь на дороге много машин, тянутся в вялотекущей пробке. На встречных полосах авто приближаются к переходу, начинают тормозить. Но в среднем ряду, ближе к разделительной, вырывается вперёд — прямиком на разметку — светящийся шар. Через три секунды останавливается. За остановкой, что стоит ближе к высоткам, отделяется силуэт и бежит на дорогу.
«Шар» — это «Приора» Акопяна. На разметке в тот момент стояла Галя. Силуэт — человек, который первым бросился ей на помощь. Во многих машинах были регистраторы.
Внимание, вопросы: откуда взялись «1,5 метра между переходом и пешеходом» на схеме и «свидетелей нет» в протоколе? Привет вам, лейтенант Талалаев.
2. Теперь видео. Вы уже убедились: качество не плохое — отвратительное. Но другого за год полиция не нашла. Наверное, оно кому-то помогло. Его изучали ТРИ эксперта Воронежского регионального центра судебной экспертизы, по кадру, по пикселю, но расшифровать не смогли. В итоге не ответили НИ НА ОДИН вопрос следователя Главка МВД капитана Михаила Яловегина: с какой скоростью мог ехать Акопян (тот утверждал, что по правилам, 30 — 40 км/ч), какие правила нарушил, имел ли техническую возможность избежать наезда. А все сомнения наше гуманное законодательство трактует в пользу предполагаемого виновника. Единственное, напомню, на что указали эксперты — на корявость схемы гаишника Талалаева, признав, что Галя шла «в пределах» разметки.
Андрей вспоминает: после аварии искал очевидцев сам, обклеил тот район объявлениями с фотографией Гали, писал в Интернете — позвонил лишь один человек, но момент ДТП он не видел. В Главке же МВД теперь, спустя год, отвечают: «После возбуждения уголовного дела обращались через газеты, телевидение, свидетели не откликнулись».
3. Фантастика. Знаете, когда появилось уголовное дело? 23 октября. Через восемь с половиной месяцев после аварии. Знаете, когда материалы вообще попали к следователю? 5 июля. Через пять месяцев. А всё это время тихонечко текла административная проверка. Галю в «вегетативном состоянии» (словами врачей, простыми — в состоянии овоща), с обтянутым кожей мозгом, муж катал по больницам, но в полицейские, видимо, сомневались. Объяснение: ждали окончательно заключения судмедэкспертизы о тяжести Галиного состояния. Это замечательно! Только ещё в июне Гале дали 1-ю группу инвалидности, и тогда же была готова другая экспертиза — медицинская судебная. Что в ней написано, думаю, понимаете.
Держитесь: снова не всё. За те пять месяцев, пока в полиции «проверяли», Гарик Акопян свою «Приору» продал. Это мне сказал он сам, следователь подтвердил. И значит, приобщить её теперь как вещдок невозможно.
И выдыхаем: кто у нас «потерпевший»? Галя. Которая, кроме «а» и «э-э-э», не говорит ничего и неизвестно, когда скажет. И значит? Допросить её невозможно. А время течёт. А срок давности по первой части уголовной 264-й статьи — два года. А год уже прошёл. А впереди амнистия по случаю Победы.
Привет вам, следователь Яловегин и начальник Следственного отдела по расследованию ДТП областного главка МВД полковник Чередников.
После жалоб Андрея Костырко дело у лейтенанта Яловегина забрали.
«Мне нельзя судимость, помогать буду!»
Гарика Акопяна полиция отпустила, взяв с него обязательство о явке, потому что не скрывается, расследованию не мешает, что сбил девушку — не отрицает. По открытым базам ГИБДД в мае 2019-го – через три месяца после аварии с Галей — «Приора» Акопяна побывала в мелкой аварии в регионе, где он прописан. С прошлого сентября на его имя висят 23 неоплаченных штрафа с географией от Богучара до Северной Осетии. В том числе за регулярное превышение скорости и непропуск пешехода. Два из них уже у судебных приставов. ОСАГО нет. Последняя смена владельца — 2018 год. При том, что машину, напомню, он вроде продал.
На разговор Акопян согласился сразу. Но посоветовался со следователем.
— Знаю о штрафах. Месяц назад узнал, хотя продал «Приору» ещё летом. Сам удивился. Оказалось, новый владелец не поставил её на учёт. Он наш, богучарский, обещал всё сделать в ближайшее время.
— Вы не первый год за рулём. Почему сами сразу не пошли в ГАИ?
— Ну, я был уверен! А продал, чтобы выплатить компенсацию мужу девушки. 500 тысяч отдал. И ещё около 80 тысяч раньше, лекарствами.
Да, в июне 2019-го Гарик действительно перевёл Андрею полмиллиона рублей, примерно столько же – его страховая компания. Тот признаёт: благодаря этому Галя смогла пройти второй курс реабилитации в Питерском Центре МЧС, и хоть что-то осталось после всех больниц. Только прежде Акопян с адвокатом взяли с Андрея расписку: «Потерпевшая больше претензий не имеет, обязуется не предъявлять иск о возмещении морального и материального», и плюсом к этому — «не настаивать на уголовном деле». Андрей подписал. Ему надо было спасать жену.
— Расписка такая — зачем?
— А как иначе? Я не отрицаю вины, водитель всегда не прав. Готов по мере сил помогать дальше. Но сейчас нет возможности. А с судимостью как работать? Откуда деньги? Я и так уже в долгах под большие проценты. Думаете, за сколько можно продать разбитую «Приору» 2007-го года? 170 тысяч за неё получил. Пришлось кредит брать.
По словам Андрея, Акопян говорил ему, якобы он военный и боится увольнения. На фото на правах, которые Гарик менял 2015-м, он в военной форме. И адрес его прописки, по моим данным, совпадает с адресом одного из военных вузов. Но Гарик уверяет:
— Я курьер и таксист, машина не моя — от фирмы. Служил по контракту три года, в 2016-м уволился! Это тот, кому я продал машину, военный. Может, поэтому путаница…
— Момент аварии помните?
— Плохая видимость была: мокрый снег, дворники не успевали счищать, освещение от фонарей слабое, асфальт мокрый, блики от фар… Девушка резко вышла из-за машин, стоявших в пробке. Я начал тормозить, пытался уйти от столкновения (инспектор Талалаев «следов» не увидел, — Авт.). Но не смог. Сбил её. И остановился сразу, метра через два. Помяло бампер и капот. И трещина, которая была на лобовом стекле, стала больше.
Тут я бы порассуждала. Судя по видео с многоэтажки, «Приора» остановилась через три секунды: напротив остановки у леса. А сбила Галю напротив другой — которая среди домов. Между ними не два метра. Тот единственный свидетель, который позвонил Андрею после аварии, вспоминает:
— Столкновение я не видел — ехал на расстоянии от «Приоры», регистратора у меня в машине нет. Когда приблизился, «Лада» стояла за зеброй, девушка лежала дальше.
Да, от удара Галю подбросило на капот, и она отлетела «ближе к обочине», где её и увидит Андрей. Более-менее точных расстояний тот парень-водитель уже не помнит — год прошёл: «может, до пяти метров, а может...» Но сразу следователь Яловегин с ним не пообщался.
Погода же 12 февраля 2019-го была мерзкая — точно. Синоптики и МЧС даже рассылали «молнии» журналистам. И спустя год в областном Гидрометцентре поднимают архив и подтверждают мне: в 20:00 в тот день в Воронеже — до +2 и мокрый снег и дождь. Только это говорит об одном — не я говорю, правила дорожного движения: скорость — надо — снижать.
— У вас в салоне был видеорегистатор?
— К сожалению, нет.
…На следующий день после аварии, 13 февраля 2019-го, «Приору» Акопяна сфотографирует камера в Тульской области (скорость), 15-го в Московской, 23-го и 24-го января — в регионе, где он прописан (проезд на красный свет), там же 30 марта на его имя выпишут штраф за не пристёгнутый ремень. В мае, напомню, зелёная «Приора» Гарика попадёт — там же — в мелкое ДТП. Эти штрафы — Акопяна, машину он тогда ещё не продавал, всё оплачено. Но ни на какую мысль не наводит? Тот регион прописки далёкий, 600 км от Воронежа.
31 января уже этого года Акопяну выпишут протокол в нашей Петропавловке за нечитаемые номера, когда он ехал за рулём иномарки.
Как рассказывает Андрей, вскоре после аварии с Галей Гарик якобы говорил ему, что достал запись с регистратора из одной из машин, но потом вдруг «всё потерялось».
— Впечатление, будто дело специально заминают. Мне не нужно крови, мне нужно лечить Галю. Подписал ту расписку, но надеюсь, Галя скоро сможет решать сама: к кому у неё есть претензии, к кому — нет.
А меня мучает чисто женский вопрос.
— Где вы её так классно стрижёте?
— Я сам.
Мы пешеходов по головам не считали. Но те 15 минут, пока общались с местными, люди на дороге были постоянно. И очень много — детей. Водитель — свидетель аварии с Галей — повторяет мне то, что я за последнюю неделю слышу в десятый раз точно:
— Я местный, езжу там постоянно: переход опасный! Освещение слабое, и вечером, тем более в непогоду, видимость плохая. А если пешеход в тёмной одежде, заметить его ну очень трудно. Поэтому, приближаясь к этой зебре, я уже на автомате снижаю скорость.
Галя Костырко в тот промозглый февральский вечер была в синей куртке. Но последняя фраза парня-свидетеля — она ключевая.
Взгляд со стороны
Хочется верить, что Гарик Акопян - парень искренний и его поступки — честны. В областном управлении МВД говорят: сейчас он признаёт вину не только в том, что сбил девушку, а и в том, что сбил её, НАРУШИВ ПРАВИЛА. Сейчас не о нём.
Виновен - не виновен, решает суд. Чтобы решать, нужна «фактура». Но здесь…
Я в растерянности. Поэтому ещё раз смотрю видео и документы вместе с теми, кто в этом понимает. И они сходу обращают внимание: на схеме аварии нет подписи водителя Акопяна, в протоколе осмотра — уже другие понятые. Значит, не исключено, что схему могли перерисовать позже, с нужными людьми. Напомню, на ней с опасного перехода «исчезли» знаки ограничения скорости «40 км/ч». А «нет свидетелей» в час пик в миллионном городе — шедевр без комментариев.
И вот ещё.
Автоэксперт Николай Киселёв:
— На записи, которую нашли полицейские, действительно сложно что-то рассмотреть. Не знаю, сделано это специально или из-за банальной халатности. Судя по видео, скорость у машины и правда была не запредельной. В 30 – 40 км/час я бы усомнился: больше похоже, что ближе к 60, но за превышение до 20 км всё равно не штрафуют. Однако вот что можно предположить. Водитель, сбивший девушку, весьма вероятно нарушает пункт 14.1 ПДД: приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, автомобилист обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. И похоже, он начинает ускоряться, хотя автомобиль в соседней полосе в это время притормаживает. Вспоминаем пункт 14.2 ПДД: если перед нерегулируемым пешеходным переходом одна машина остановилась или снизила скорость, водители других авто в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. А продолжать движение — с учетом пункта 14.1 Правил.
Ещё удивительно и непонятно, почему госавтоинспекторы не установили на месте ни одного свидетеля, не зафиксировали следов — это их обязанность, она прописана в приказе МВД № 664 от 23.08.2017. Как и то, почему при таких очевидных основаниях к возбуждению уголовного дела на место ДТП не вызвали оперативно-следственную группу, а оформляли по административному кодексу, будто две машины царапины получили.
Экс-следователь МВД, адвокат Вячеслав Чуприн:
— Осмотр места ДТП и составление схемы — ключевые мероприятия по таким делам. Архиважно провести их максимально полно. На их основании эксперты-автотехники делают выводы, фактически предрешающие для следствия и суда виновность или невиновность водителя. Есть даже выражение, во многом относящееся к делам о ДТП: «Приговор пишет эксперт».
По поводу возбуждения дела. В случаях с ДТП, если нет заключения судмедэксперта о тяжком вреде здоровью, материал может «задержаться» как административный в Госавтоинспекции. Увы, порой имеет место и неравенство граждан перед законом. Если пострадает высокопоставленный чиновник, правоохранитель или их родственники, почему-то сразу находятся поводы и основания возбудить уголовное дело. А если обычный гражданин, картина иная — классика: нередко тянут время, ссылаясь якобы на неготовность экспертизы. Тянут опять же по разным причинам. Но есть понятие «усмотрение следователя». Если просто: решая вопрос о возбуждении уголовного дела, он должен оценивать конкретную ситуацию индивидуально. Да, формально экспертиза не готова. Но человек после аварии не ходит и не говорит, у него черепа нет! Очевидно, какой будет вывод. И следователь возбуждает дело ПО ПРИЗНАКАМ преступления. И получает больше полномочий. Например, определить машину предполагаемого виновника как вещдок, назначить по ней экспертизу — вдруг у неё тормоза, рулевая колонка не исправны? А нет дела — нет оснований отбирать автомобиль. И пожалуйста — он уже продан. Где вы теперь этот вещдок будете ловить? Выход один: жаловаться, жаловаться и жаловаться — полицейскому начальству, прокурору, в суд.
Что касается компенсаций потерпевшим. То, что водитель выплачивает деньги до суда, потом ему могут зачесть как смягчающее обстоятельство. Но даже расписка не отменяет права потерпевшего подавать иск о возмещении морального и имущественного вреда. Это можно сделать во время расследования и суда первой инстанции, а можно после — в гражданском порядке. Правда, суммы, на которые можно рассчитывать, сильно разнятся и зависят, опять же, от «усмотрения судьи».
5948
0
14