Выпуск
от 15 ноября 2022 г.

Кто и зачем мог связывать воспитанников интерната для больны...

Что спасёт бюджет Воронежской области на 2023 год

В Воронеж привезли кукол императорской семьи

«Не каждый день достаёшь из человека гранату»

«Факел» завис над пропастью

Беречь нельзя купить

Как собрать тревожный чемоданчик

Как не стать жертвой мошенников в чёрную пятницу?

Скользкое дело

Народные новости за неделю

«Ни капельки не пожалела, что прочла!»

Укрепляем иммунитет с помощью трав

Игрушки из салфеток

Обратная связь. Белгород

Белгородцы просят оставить мобилизованных для защиты своего ...

В Белгороде появятся 10 новых маршрутов

Крала всё, что плохо лежит

Как Алексеевский храм спас советский истребитель

Стол, который съел жук

Любовь в любом возрасте и другие новости Белгорода

Система оповещения сработала не везде

«Лучше пусть с нами пьёт, чем по подвалам»

«Если бы было куда и на что, мы давно бы съехали»

Памятник Лановому и другие новости Липецка

Что спасёт бюджет Воронежской области на 2023 год

Какие налоги получится собрать в нашей области и в Воронеже, удастся ли оказать бесплатно медицинскую помощь всем нуждающимся воронежцам, что будет с зарплатой бюджетников, хватит ли денег на новые школы и детские сады

2091 0 4
Перспективное

Что спасёт бюджет Воронежской области на 2023 год

Какие налоги получится собрать в нашей области и в Воронеже, удастся ли оказать бесплатно медицинскую помощь всем нуждающимся воронежцам, что будет с зарплатой бюджетников, хватит ли денег на новые школы и детские сады

A+

A-

О чём рассказываем
  • Экономика региона в 2023 году — стагнация и рост одновременно
  • За счёт каких поступлений будет формироваться бюджет
  • На что потратят бюджетные средства
Доброе слово — хорошо, но деньги — лучше. Любые обещания и планы власти становятся реальностью только тогда, когда на них есть деньги. А будут деньги или нет, рассказывает главный финансовый документ года — областной бюджет. 1 ноября областное правительство внесло в Облдуму проект бюджета Воронежской области на 2023 год. После принятия в течение следующего года этот документ будет неоднократно корректироваться, в том числе благодаря поступлениям из федерального бюджета. Пока же планы таковы: доходы бюджета области в 2023 году должны составить 147 млрд 456 млн рублей, расходы — 161 млрд 12 млн рублей, дефицит — 13 млрд 556 млн рублей.«МОЁ!» узнала, что конкретно готовит нам бюджет 2023 года.Доходы бюджета зависят от ситуации в экономике. Доходную часть бюджета на 2023 год планировали, традиционно опираясь на прогноз социально-экономического развития от профильного департамента правительства области.Здесь мы выскажем своё мнение. Даже в благополучные годы для утверждения федерального бюджета Минэкономразвития готовило три варианта прогноза для России на следующий год: пессимистичный, базовый и оптимистичный. Воронежской области хватало одного варианта собственного прогноза — базового. Сейчас его явно недостаточно, всё же мы должны быть готовы к самому разному развитию событий. Однако пока на 2023 год департамент экономического развития области вновь подготовил лишь базовый вариант прогноза.Он довольно оптимистичен. Департамент, безусловно, признаёт спад в экономике, но считает, что в 2023 году всё уже начнёт налаживаться.«Созданные в предыдущий период базовые макроэкономические условия в среднесрочной перспективе будут являться определяющим фактором стабильности в экономике области в целом, — считает департамент экономразвития и добавляет: — Обеспечение неукоснительного выполнения социальных обязательств, минимизация падения уровня жизни граждан будут способствовать поддержанию потребительского спроса».Если чуть подробнее, то валовый региональный продукт, по расчётам ...

Доброе слово — хорошо, но деньги — лучше. Любые обещания и планы власти становятся реальностью только тогда, когда на них есть деньги. А будут деньги или нет, рассказывает главный финансовый документ года — областной бюджет. 1 ноября областное правительство внесло в Облдуму проект бюджета Воронежской области на 2023 год. После принятия в течение следующего года этот документ будет неоднократно корректироваться, в том числе благодаря поступлениям из федерального бюджета. Пока же планы таковы: доходы бюджета области в 2023 году должны составить 147 млрд 456 млн рублей, расходы — 161 млрд 12 млн рублей, дефицит — 13 млрд 556 млн рублей.

«МОЁ!» узнала, что конкретно готовит нам бюджет 2023 года.

Экономика региона в 2023 году — стагнация и рост одновременно

Доходы бюджета зависят от ситуации в экономике. Доходную часть бюджета на 2023 год планировали, традиционно опираясь на прогноз социально-экономического развития от профильного департамента правительства области.

Здесь мы выскажем своё мнение. Даже в благополучные годы для утверждения федерального бюджета Минэкономразвития готовило три варианта прогноза для России на следующий год: пессимистичный, базовый и оптимистичный. Воронежской области хватало одного варианта собственного прогноза — базового. Сейчас его явно недостаточно, всё же мы должны быть готовы к самому разному развитию событий. Однако пока на 2023 год департамент экономического развития области вновь подготовил лишь базовый вариант прогноза.

Он довольно оптимистичен. Департамент, безусловно, признаёт спад в экономике, но считает, что в 2023 году всё уже начнёт налаживаться.

«Созданные в предыдущий период базовые макроэкономические условия в среднесрочной перспективе будут являться определяющим фактором стабильности в экономике области в целом, — считает департамент экономразвития и добавляет: — Обеспечение неукоснительного выполнения социальных обязательств, минимизация падения уровня жизни граждан будут способствовать поддержанию потребительского спроса».

Если чуть подробнее, то валовый региональный продукт, по расчётам облправительства, в 2023 году будет таким же, как в 2022-м. В нынешнем году по сравнению с предыдущим из-за санкций он сократится на 2,5%. Промышленное производство из-за тех же санкций после падения на 0,6% в нынешнем году в следующем, как считают экономисты, вырастет на 3,5%. Уже в 2024 году департамент обещает Воронежской области общий восстановительный рост экономики на 3%.

Руководитель департамента финансов Надежда Сафонова на публичных слушаниях проекта бюджета коротко отметила, что «экономика области многоукладна, и это позволяет минимизировать последствия санкционного давления».

Под многоукладной экономикой понимается то, что у нас в отличие от добывающих регионов нет предприятий, на которых держалась бы вся область. Соответственно, если в каких-то отраслях промышленности наблюдается провал, общую картину исправляют другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Плюсы такой естественной диверсификации экономики мы оценили во время кризиса 2008 — 2009 годов, который Воронежская область практически не почувствовала.

Очень большой по сравнению с предыдущими годами проектный дефицит бюджета Надежда Сафонова назвала «техническим». Из пояснений облправительства следует, что власти планируют закрыть его за счёт средств, не израсходованных в 2022 году, и за счёт бюджетных кредитов из федерального бюджета.

В общем, будем надеяться, что падать придётся неглубоко. Кстати, уровень инфляции в Воронежской области, по прогнозам облправительства, в 2023 году составит 6%.

За счёт каких поступлений будет формироваться бюджет

О чём это говорит

Важное пояснение. Бюджет области в течение года, как правило, меняется в большую сторону. Сравнивать проект бюджета на 2023 год с итоговым бюджетом 2022-го было бы некорректно. Тогда бы выходило, что в следующем году нас почти по всем статьям ждёт провал, а это не так. Поэтому мы сравнили разработанный осенью прошлого года проект бюджета на 2022 год с разработанным осенью нынешнего года проектом бюджета на 2023 год. Это позволяет видеть основные тенденции.

В приведённой таблице — основные запланированные налоговые доходы области. К ним добавятся безвозмездные перечисления из федерального бюджета (субсидии и субвенции) на реализацию различных национальных проектов. А также так называемые неналоговые доходы.

Неналоговые доходы в проекте бюджета увеличиваются с 1,901 млрд руб. до 2,379 млрд руб. Почти половину из них — 1,052 млрд руб. — составят штрафы. В основном это штрафы по линии ГИБДД и штрафы за административные правонарушения. Вот такая удивительная ситуация — правонарушение ещё не совершено, а штраф уже учтён в доходах и расходах бюджета на следующий год.

Если говорить про налоговые доходы, то правительство области весьма здраво предположило, что в 2023 году рост прибыли у предприятий будет минимальным и поэтому минимальным будет рост налога на прибыль организаций. То же и с транспортным налогом. Он начисляется почти на год позже. Поэтому в 2023 году владельцы заплатят за те транспортные средства, которые есть у них сейчас. А в 2022 году из-за ситуации в автопроме новых автомобилей у воронежцев заметно не прибавилось.

Конечно, вызывает удивление запланированный рост поступлений налога на доходы физических лиц. Чтобы сумма налога выросла на 15,8%, необходимо увеличение фондов оплаты труда в целом по области на те же 15,8%. Где же у нас такие щедрые работодатели? Возможно, здесь власти ожидают некий мультипликативный эффект от индексации зарплат бюджетников (она в следующем году запланирована ориентировочно на 5,5% с 1 октября) и от очередного повышения минимального размера оплаты труда. При повышении МРОТ работодатель, напомним, обязан дотянуть официальную зарплату сотрудника до этого уровня.

На что потратят бюджетные средства

Как менялся бюджет в течение 4-х последних лет по отраслям

Охрана окружающей среды, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — +109,5%

Транспорт, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — -21,6%

Культура, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — -30%

Сельское хозяйство, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — -6,8%

Общегосударсвенные вопросы, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — -43,6%

Здравоохранение, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — +11,2%

Дорожное хозяйство, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — +8,8%

Социальная политика, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — -3,2%

Образование, млн руб.

* с учётом инфляции в 6% — +18,9%

О чём это говорит

Мы специально детально изучили расходы в каждой из отраслей и пришли к выводу, что областные власти в 2023 году решили экономить на расходах капитального характера, в первую очередь на строительстве. Расходы же на медицинскую помощь, образование, социальную поддержку и работу учреждений постарались увеличить на прогнозируемый уровень инфляции в 6% или чуть выше него.

Образование

В этой сфере запланирован самый впечатляющий рост расходов. В следующем году предварительно намечено строительство или завершение строительства 12 объектов образования (школ и детских садов) на сумму более 6,1 млрд рублей.

В частности, в Воронеже планируется ввести в эксплуатацию образовательный центр на 2,86 тысячи мест на Московском проспекте, школу на 1,5 тысячи мест на улице Остужева и школу на 1,6 тысячи мест на улице Домостроителей. Только на эти три школы в 2023 году планируется направить более 3,1 млрд рублей. Кроме того, в 2023-м предполагается провести капремонт в 88 образовательных учреждениях, 21 из них находится в областной собственности, 67 — в муниципальной.

Расходы же на само образование вырастут примерно на 8%. Так, расходы на одного человека вырастут с 57 800 рублей в год в 2022 году до 62 400 рублей в год в 2023-м. То есть на 8%. Кстати, в 2022 году в школах области обучаются 238 383 ребёнка, а в 2023 году с 1 сентября школьников, по подсчётам департамента образования, станет на 6 138 больше.

Здравоохранение

Рост расходов в здравоохранении нельзя измерять одним лишь бюджетом. Здравоохранение финансируется по четырём каналам: из областного бюджета, из федерального, из Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) и благодаря доходам, которые медучреждения получают от оказания платных услуг. Главные из этих поступлений — поступления из бюджета и Фонда обязательного медстрахования.

Бюджет территориального фонда ОМС на 2023 год пока планируется бездефицитным и составит 36 млрд 580 млн рублей. Соответственно, общие расходы на медицину в нашей области даже без федеральных дотаций на реализацию национального проекта «Здравоохранение» в следующем году должны превысить 57 млрд рублей. Хватит ли этих денег?

Чтобы определить это, существует программа государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи. В этой программе медики учли среднегодовое количество абсолютно всех манипуляций, медикаментов и расходных материалов. Если говорить совсем просто, это показатель того, что всем пациентам должно хватить всего — от лекарств до талонов на УЗИ.

Стоит напомнить, что долгие годы программа госгарантий недофинансировалась. То есть уже в бюджете государство учитывало, что некоторым пациентам придётся проходить, например, обследования за собственные деньги. Особенно остро проблема всегда стояла в конце года, когда бюджетные средства заканчивались. Вот уже шесть лет программа госгарантий финансируется полностью.

Отвечая на вопрос «МОЁ!», заместитель руководителя департамента здравоохранения области Олег Минаков заверил, что и в 2023 году эта программа будет профинансирована полностью. В 2022 году её стоимость составляет 42,930 млрд руб., в 2023-м должна составить 45,248 млрд руб.

Соответственно, у здравоохранения остаются средства и на капитальные вложения. Так, в 2023 году запланирован ввод в эксплуатацию хирургического корпуса онкодиспансера на 340 коек, поликлиники на улице 20-летия Октября, детской поликлиники Павловской районной больницы, 4 врачебных амбулаторий в районах.

Социальная защита

Расходы на социальную политику вырастут скромно, а с учётом инфляции упадут. Однако это не падение в прямом смысле слова. Дело в том, что часть соцвыплат семьям с детьми органы соцзащиты в регионах передают Пенсионному фонду. Соответственно, финансировать эти выплаты будут не региональные бюджеты, а бюджет Пенсионного фонда.

Расходы на оставшиеся в ведении области социальные выплаты, наоборот, вырастут, так как с 1 февраля 2023 года запланирована индексация этих выплат на уровень инфляции 2022 года (ориентировочно на 12,4%). Как сообщает департамент соцзащиты, увеличится также финансирование социальных учреждений (домов престарелых, домов-интернатов, психоневрологических интернатов, центров социального обслуживания). В бюджете запланирован рост расходов на эти учреждения на 7,1%.

Сельское хозяйство

А вот здесь ситуация так себе. «МОЁ!» уже рассказывала, что в 2022 году в 2 — 3 раза подорожали импортные семена, в 1,5 — 2 раза выросли в цене техника и средства защиты растений. Казалось бы, государство должно поспешить на помощь фермерам.

Однако пока проект бюджета, по сути, предусматривает сокращение поддержки. Господдержку аграрная отрасль получает и по линии федерального бюджета, поэтому мы сравнили итоговые суммы поддержки каждой отрасли из всех бюджетов. На субсидии по инвестиционным кредитам в 2022 году планировалось выделить 1,591 млрд руб., а в 2023-м — 1,493 млрд руб. На поддержку сельскохозяйственного производства в отдельных отраслях в 2022 году — 2,409 млрд руб., а в 2023-м — 2,241 млрд руб.

Даже если вспомнить про официальный уровень инфляции, суммы могут уменьшиться значительно. Здесь, вероятно, возникает угроза для нас, потребителей. У аграриев, по сути, есть два выхода, которые позволят им получить прибыль: или попробовать повысить цены, или сократить объёмы производства, что в итоге также ведёт к повышению цен.

Транспорт

Объём финансирования транспортной отрасли в проекте бюджета на 2023 год заметно ниже. Однако, как пояснил в беседе с «МОЁ!» руководитель департамента промышленности и транспорта облправительства Александр Десятириков, пока эти цифры не окончательные.

Так как транспорт — это не образование и не здравоохранение, денег ему добавляют по мере поступления средств в бюджет. Если становится понятно, что с доходами всё хорошо.

К примеру, в 2022 году итоговые расходы на транспорт будут куда больше, чем в проекте бюджета. Только на покупку автобусов для областных и муниципальных предприятий в нынешнем году выделено 2,606 млрд руб. (годом ранее было в 10 раз меньше — 256 млн руб.). Всего в течение нынешнего года планируется приобрести 148 автобусов большого класса.

Но проблема всё же есть, и состоит она в стоимости автобусов. Как мы уже писали, даже отечественный пассажирский автобус ЛиАЗ содержит в себе много импортных узлов и деталей. В итоге весной нынешнего года облправительство купило для Воронежа 63 новых ЛиАЗа по 17 млн рублей за каждый. А до февраля нынешнего года такие ЛиАЗы стоили 10 млн за машину.

В ТЕМУ

Расходы на защиту от ЧС внепланово увеличивают на 700 миллионов

Областные власти в последние месяцы проводят различные внеплановые работы по подготовке к защите людей в случае чрезвычайных ситуаций. Такой вывод можно сделать из открытых данных об исполнении бюджета Воронежской области на нынешний год и о проекте бюджета на следующий год.

В главном финансовом документе всегда присутствует раздел «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность». Государственная программа Воронежской области с одноимённым названием предусматривает, что это в первую очередь расходы на работу противопожарной службы и службы спасения, системы «112» (вопреки расхожему представлению пожарная охрана и поисково-спасательные службы у нас в основном находится в ведении области, а не МЧС).

Однако в этой же программе есть и другие мероприятия. Например, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты. И подготовка так называемой загородной зоны («территорий, расположенных вне зон возможных ЧС, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного загрязнения и подготовленных для обеспечения жизнедеятельности эвакуируемого населения»).

В 2021 году на защиту населения от ЧС по вышеуказанной программе потратили 1 млрд рублей. В 2022 году изначально планировалось потратить 1 млрд 99 млн рублей. Такая сумма была прописана в бюджете области на 2022 год, причём при его очередной корректировке в августе этого года. Однако, по данным департамента финансов области, сейчас в бюджет нынешнего года планируется внести изменения, увеличив до конца года расходы на программу до 1 млрд 808 млн рублей. То есть сразу на 700 млн рублей.

В бюджете же следующего года также заметно планируется увеличить расходы ещё на одну статью — «Гражданская оборона». В нынешнем году они составляют 41,1 млн рублей, в следующем по планам областных властей составят 111,7 млн рублей. Пояснения о том, почему эти расходы сейчас оправданны, вероятно, излишни.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат