За новую программу капремонта на чиновников можно подать в суд
В третьей части коммунальной эпопеи — о том, как наши департамент ЖКХ и Фонд капремонта провернули то, на что не решаются даже в Госдуме, и в чём новая программа идёт вразрез с законом
За новую программу капремонта на чиновников можно подать в суд
В третьей части коммунальной эпопеи — о том, как наши департамент ЖКХ и Фонд капремонта провернули то, на что не решаются даже в Госдуме, и в чём новая программа идёт вразрез с законом
РАССЛЕДОВАНИЕ «МОЁ!»
Начало расследования можно прочитать здесь и здесь.
Краткое содержание частей один и два. 30 декабря 2022-го губернатор Александр Гусев подписывает постановление правительства № 1035 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД в Воронежской области на 2023 — 2052 годы», отменив старую программу «2014 — 2044». Капремонт сотен домов либо переезжает в прекрасное далёко, либо его объёмы резко сокращаются. Некоторые многоэтажки на 29 лет остались без ремонта вовсе.
За две недели до — 16 декабря — депутаты Облдумы принимают поправки в региональный закон № 106-ОЗ от 8 июля 2013-го «О порядке подготовки и утверждения региональной программы капремонта (...)». С тех пор разработка проекта этой программы должна проходить по результатам некоего обследования технического состояния домов, а организует его департамент ЖКХ. При этом оказывается, что дома уже обследовали. Но сам порядок процедуры, её результаты и методику определения степени износа домов департамент утверждает лишь 26 и 27 декабря.
Другую поправку в тот же закон приняли загодя — 25 марта 2022-го, — дорисовав в перечень услуг и работ по капремонту «обследование технического состояния» МКД. 6 мая губернатор подписал постановление правительства № 310 об изменениях в ещё действовавшую программу «2014 — 2044», и новую «услугу» на текущий год получил каждый из состоявших в ней 9 086 домов. А департамент ЖКХ с Фондом капремонта (ФКР) получили билет на балет: «обследование» провели за наши деньги — 222,5 миллиона рублей. Судя по отчётам, что прислали в редакцию жители некоторых домов, сводилось оно к фотосессии дырявых труб.
В объяснениях главы департамента Максима Зацепина и директора ФКР Олега Теплякова — печали о том, что старую программу сформировал компьютер, обработав техпаспорта домов без учёта фактического состояния и собираемости взносов, в итоге на неё не хватило денег. Зато нынешняя — справедливая. СКР в ответ возбудил уголовное дело о халатности — из-за переноса срока капремонта на Фридриха Энгельса, 21. Трёхэтажке повезло: она объект культурного наследия. По нескольким рядовым адресам СКР пока проводит проверки. Но в прошлом материале я уже говорила: разбираться надо не с отдельными домами, а с легитимностью новой программы в целом.
Жителей должны были спросить
Региональной программе капремонта в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) посвящена статья 168. И в ней чётко: переносить сроки ремонта или сокращать его объём можно, только если есть решение общего собрания собственников. Исключений пять:
- нет конструктивного элемента, который по закону нужно ремонтировать. Например, по тому же ЖК в программу обязательно надо включать ремонт лифтов, но в доме их нет;
- какой-то вид капремонта уже провели, и очередной срок не подошёл;
- не пускают собственники или управляющая организация;
- жильцы вывели деньги из общего котла ФКР на спецсчёт;
- система газоснабжения или лифты пришли в негодность, а это источники повышенной опасности, и ЖК ставит их ремонт в приоритет.
Всё. «Мало денег», «тому дому нужнее», «компьютер бестолковый» и т. д. — таких оснований для переноса сроков и урезания работ по капремонту в законе НЕТ.
Более того: в ЖК РФ есть статья 182. Она обязывает регионального оператора (ФКР) проводить капремонт в объёмах и в сроки, заложенные программой, и финансировать его, даже если наших взносов не хватает. И механизмы есть — субсидии из бюджета, кредиты, рассрочка платежей.
— Неважно, как перенесли работы и сократили их — в рамках ли старого документа, приняв ли новый: нужно согласие общего собрания собственников, — говорит юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова. — Будь всё так просто, можно бы каждый год отменять одни программы и писать удобные. Раз власти приняли региональную программу в 2014-м на 30 лет, они обязаны её выполнить. Продлить — да, можно. Включив после 2044-го новостройки и уже отремонтированные дома, по которым снова подойдет время. Но переписать полностью, без спроса жителей подвинув вперёд сроки и урезав работы, — это противоречит Жилищному кодексу.
К слову, прошлым летом в Смоленской области так и сделали: продлили местную программу с 30 до 42 лет — именно под новостройки и повторные работы.
Оставлять без ремонта нельзя
В ФКР отчитались: в новой программе порядка 9 тысяч многоэтажек. И формально правда: Жилищный кодекс обязывает регионы включать в программу ВСЕ многоквартирные дома, поэтому они и есть в списке — в старой было 9 086, теперь 9 092. Но напротив многих — нули. То есть ни единый ремонт на 29-летнюю перспективу их жителям не светит. И это тоже прямое нарушение закона. Цитирую ответ на запрос «МОЁ!» прокуратуры Воронежской области:
«В нарушение требований статьи 168 Жилищного кодекса РФ в программу включены многоквартирные дома как без указания вообще каких-либо услуг и (или) работ по капремонту, так и с указанием только одного вида работ (услуг)».
Юрист Ольга Дятлова объясняет:
— По 168-й статье ЖК РФ региональная программа капремонта — по каждому дому, подчёркиваю — обязательно должна включать минимум шесть видов работ, установленных 166-й статьёй кодекса. Это ремонт внутридомовых инженерных систем (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт крыши, общедомового имущества в подвалах, фасада и фундамента. Все их надо выполнить.
В облпрокуратуре на наш запрос отвечал начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Олег Токарев. И рассказал, что 24 января заместителю председателя правительства региона прокуроры внесли представление об устранении нарушений закона. Ещё одно представление было 14 апреля 2022-го. ФИО зампреда Олег Токарев не называет. Но ЖКХ в нашем правительстве курирует Константин Кузнецов, он же — председатель попечительского совета Фонда капремонта. 19 апреля 2022-го об угрозе срыва старой программы прокуроры известили губернатора Александра Гусева и главного федерального инспектора по региону — тогда им был Александр Солодов, в сентябре ставший депутатом Облдумы от партии «Единая Россия».
Я спросила в правительстве области, какие меры приняли по этим внушениям, кого и как наказали. Ответ департамента ЖКХ и энергетики — дословно, стиль и грамматика авторские:
«Ввиду отсутствия согласия на обработку персональных данных субъекта персональных данных информацию о ФИО и занимающей должности предоставить не представляется возможным. Вместе с тем сообщаем, по результатам рассмотрения представлений Прокуратуру Воронежской области к дисциплинарному взысканию привлечено должностное лицо Фонда».
Законно ли техобследование?
ПЕРВОЕ. Кроме минималки из шести видов работ и услуг по капремонту регионы могут добавлять свои. У нас среди бонусов были и утепление фасада, и установка пандусов. Но за последние два года их основательно почистили. Остались разработка проектно-сметных документов, строительный контроль (тратить взносы на них Фонду капремонта разрешает Жилищный кодекс), усиление несущих и ненесущих конструкций, ремонт внутридомовых систем вентиляции и дымоудаления. И появилось оно — «обследование технического состояния» дома.
— Перечень услуг и работ по капремонту, которыми регионы могут дополнять свою программу, формально не ограничен, — говорит юрист Ольга Дятлова. — Некоторые приводятся в 166-й статье ЖК РФ: утепление фасада, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю, установка коллективных приборов учёта и «другие виды работ». Подчёркиваю: речь именно о тех, за которые мы платим взносы в ФКР. Однако, хоть список и открытый, приведённые примеры показывают: подразумевается всё же нечто вещественное, улучшающее жилищные условия. А не просто «обследование». Если бы его провели за счёт целевой субсидии из регионального бюджета — выделенной на него и не для переноса сроков ремонта и его сокращения, — вопросов бы не возникло.
На той же Смоленщине в прошлом году тоже проводили обследование техсостояния домов в рамках капремонта. С тремя но: лишь тех, что стояли в плане на текущий 2022-й, за 2 миллиона рублей, выделенных из облбюджета, и для того, чтобы оценить масштаб работ. Разница в подходах очевидна.
Второе — опять открываем Жилищный кодекс. Статья 189. Минимум за шесть месяцев до наступления года, на который запланированы какие-то работы/услуги, ФКР должен уведомить собственников. То есть: раз техобследование проводили в 2022-м, спросить согласие жителей каждой многоэтажки обязаны были до июня 2021-го. Естественно, не спросили и не могли: нормативно такой «услуги» тогда не было.
Третье. В каждом регионе ведётся учёт жилфонда: мониторить техническое состояние домов власти обязаны постоянно, это ежегодное упражнение. У нас на эту тему 10 лет назад сочинили областной закон № 164-ОЗ «О порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (...)», 6 ноября 2013-го его подписал прежний губернатор Алексей Гордеев. В нём статья 3, что одна из целей мониторинга — установление необходимости капремонта. И статья 6: что среди способов наблюдения кроме анализа паспортов домов и техдокументов, при необходимости визуальный осмотр и инструментальное обследование.
То есть департамент ЖКХ и ФКР «выбросили» 200 с лишним наших миллионов на то, что обязаны делать за зарплату? И кстати. Интернет хранит живописные буклеты для населения от воронежского ФКР за прошлые годы. В них на полном серьёзе, что среди критериев очерёдности капремонта в региональной программе — степень износа конструктивных элементов. Определяется эта степень как раз при мониторинге технического состояния МКД. А теперь вдруг виновником несчастий оказался компьютер, чего-то не так посчитавший.
В Госдуме не додумались
Я честно пыталась выяснить, как у нас ведут такой мониторинг. Раньше порядок утверждал приказ облдепартамента ЖКХ от 16 декабря 2014-го № 245 (руководил департаментом нынешний глава Воронежа Вадим Кстенин). В открытом доступе приказа нет, но на него идёт ссылка в постановлении воронежской горадминистрации № 449 от 2 июня 2015-го (её возглавлял нынешний губернатор Александр Гусев). Смысл в том, что на уровне муниципалитета работали межведомственные комиссии. В составе представители городского управления ЖКХ, жилконтроля, дирекции единого заказчика ЖКХ, управы, также могли привлекать МЧС, представителей управляющих организаций, старших по дому.
Каждый год до 10 апреля эта весёлая компания проводила осмотры домов и до 1 мая представляла в горуправление ЖКХ предложения по включению МКД в проект муниципального краткосрочного плана капремонта. Оттуда данные передавались в департамент ЖКХ и ФКР, и там должны были использовать их для корректировки региональной программы. В законных рамках — аварийные дома исключать, новые добавлять, в срочном порядке заниматься теми, где катастрофа с лифтами/газом или внезапное ЧП.
Но в 2021-м приказ департамента и городское постановление отменили. В мэрии разводят руками:
— Всем теперь занимается Фонд капремонта, мы мониторинг не ведём!
Ещё меня пытались убедить, что «обследование техсостояния домов» под эгидой ФКР и есть «мониторинг». Нет, друзья, тут другое. Ответ правительства области: «Нормативно-правовым актом департамента ЖКХ и энергетики от 9 августа 2022 года № 162 утверждено положение «О проведении мониторинга технического состояния МКД (...)» — и дальше похожая схема с комиссиями. Проблема в том, что в открытых законодательных базах такого документа нет. И в мэрии — а полгода прошло — говорят, что о нём не в курсе.
Для примера. В Москве в сентябре 2021-го приняли поправки в местный закон о мониторинге техсостояния домов, прописав в нём «обследование» профессиональными подрядчиками — то есть по нашему сценарию. Но. Организует его столичная ГЖИ, а финансирование — из горбюджета.
Я больше скажу. На то, что провернули в Воронеже, не решаются даже в Госдуме. В июне прошлого года тандем депутатов от «Единой России» Сергей Пахомов, Павел Качкаев и Анатолий Выборный внесли законопроект об изменениях в ЖК РФ. Идейные товарищи предлагают развязать региональным властям руки, чтобы те могли двигать сроки капремонта на более поздние БЕЗ согласия собственников на основании… та-дам… обследования техсостояния домов.
Если бы шедевральный проект приняли, новация заработала бы с 1 января этого года. Но он завис. Потому что коллеги депутатов восприняли его, мягко говоря, с недоумением.
«Проблему технического обследования МКД можно и нужно решать с учётом действующего закона. Необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс отсутствует», — это Галина Хованская, председатель комиссии ГД по обеспечению жилищных прав граждан. А ещё Галина Петровна замечает, что платить за это техобследование в случае чего должен региональный бюджет, но заключения Правительства России на сей счёт нет.
Что делать
Люди, которые считают себя обманутыми, пишут жалобы — следователям, прокурорам, в Общероссийский народный фронт, нам. Юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова советует ещё адрес — областной суд:
— Если по новой программе капремонта у вас без решения общего собрания собственников перенесли работы на более поздний срок или сократили их объём, вы вправе подать административный иск к правительству Воронежской области о признании нормативного акта — постановления от 30 декабря 2022-го № 1035 — незаконным в части капремонта по вашему дому.
История успеха есть в Калужской области. Там местная жительница судилась с региональным правительством, которое в декабре 2016-го перенесло капремонт дырявой крыши в её доме на 2029 — 2031-й. На местном уровне проиграла, но в декабре 2018-го Верховный суд встал на её сторону, напомнив калужским чиновникам 168-ю статью ЖК.
В Воронеже появляются свои сюжеты. В августе 2022-го жители дома № 39 по улице Баррикадной подали гражданский иск к ФКР, чтобы обязать его провести у них капремонт до конца 2023-го. В пятиэтажке треснули стены, но по новой программе в ближайшие 29 лет ей ничего не грозит. По старой же на 2020 — 2022-й значился ремонт крыши, фундамента, подвала, электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, фасада, на 2029 — 2031-й — канализации.
— К июлю прошлого года ремонта у нас не случилось. Мы направили в ФКР претензию, — вспоминает одна из местных активистов Наталия Таболина. — Нам ответили, что сроки переносятся по результатам обследования техсостояния МКД. Причём на когда переносятся, не сказали.
Зато в суде выяснилось: в краткосрочном плане на 2020 — 2022-й по Баррикадной, 39 стояла ровно одна услуга — обследование технического состояния дома. Понимаете? Из плана изначально без спроса собственников выкинули все семь видов работ, утверждённых в основной программе. Новоявленную «услугу» вписали потом: я нашла постановление департамента ЖКХ и энергетики о поправках в этот трёхлетний план, где она появилась, — от 19 августа 2022-го. А казённая контора «Облкоммунсервис» отфотографировала пятиэтажку в июне.
Управляющая компания дома заказала независимое обследование в экспертной организации. Получили картину маслом: кроме сквозных трещин в фасаде шириной до 5 мм — аварийное состояние канализации, электроснабжения, вентиляционных труб на крыше, водопровод и отопление тоже нужно капитально ремонтировать, иначе сидеть людям без воды и тепла.
Судья Центрального суда Елена Клочкова приняла как данность баллады ФКР и департамента ЖКХ о важности техобследования и жителям в иске отказала. Они её решение обжаловали. Пользуясь случаем, передаю Елене Валерьевне привет и предлагаю поискать в постановлении облправительства № 1035 свой адрес.
комментарий юриста
Спецсчёт лучше?
На 3 февраля в регионе было 1 056 домов со спецсчетами — каждый девятый. Действительно ли это выгоднее, чем кидать деньги в бездонную топку ФКР? Юрист Ольга Дятлова считает, что да.
— Изменить способ формирования средств на капремонт можно в любой момент. Надо провести общее собрание собственников и направить решение в ФКР. Накопленные домом деньги выведут не сразу — через год. Вся система описана в статьях 170 — 177 Жилищного кодекса. Держателем спецсчёта может быть Фонд капремонта, но лучше, если это управляющая организация — ТСЖ, кооператив или управляющая компания. На собираемые деньги капают проценты, просто так их снять нельзя — списать средства можно только на действия, связанные с капремонтом. Если не хватает, можно брать кредит. Есть чёткое понимание, с кого спрашивать, и возможность самим определять сроки и объёмы работ.
КСТАТИ
- В 2022-м году Фонд капремонта направил в суд 13,6 тысячи исков о взыскании долгов по взносам на 319 миллионов рублей. При этом, по данным ФКР, средняя собираемость платежей за прошлый год составила 100,8%.
- На содержание Фонда капремонта из бюджета Воронежской области в 2023 году выделили 147 миллионов 900 тысяч рублей. С 2020-го объем финансирования вырос в полтора раза — тогда было 97 миллионов 83,5 тысячи.
- В 2022 году прокуроры по итогам своих проверок Фонда капремонта внесли 40 представлении об устранении нарушений, предъявили два иска в суд, один материал направили правоохранителям для решения вопроса об уголовном деле. Кроме того, ФКР дважды привлекли к административной ответственности.
1722
0
12