![За новую программу капремонта на чиновников можно подать в суд](/media_new/1/8/7/6/8/4/6/83ed2ba45793c268c58318f04a57e362/qrFSn1eDRqFx8SRE5zXwsi7sR2VTnSKLOg3pNNdA.jpg)
За новую программу капремонта на чиновников можно подать в суд
В третьей части коммунальной эпопеи — о том, как наши департамент ЖКХ и Фонд капремонта провернули то, на что не решаются даже в Госдуме, и в чём новая программа идёт вразрез с законом
![За новую программу капремонта на чиновников можно подать в суд](/media_new/1/8/7/6/8/4/6/83ed2ba45793c268c58318f04a57e362/qrFSn1eDRqFx8SRE5zXwsi7sR2VTnSKLOg3pNNdA.jpg)
За новую программу капремонта на чиновников можно подать в суд
В третьей части коммунальной эпопеи — о том, как наши департамент ЖКХ и Фонд капремонта провернули то, на что не решаются даже в Госдуме, и в чём новая программа идёт вразрез с законом
РАССЛЕДОВАНИЕ «МОЁ!»
Начало расследования можно прочитать здесь и здесь.
Краткое содержание частей один и два. 30 декабря 2022-го губернатор Александр Гусев подписывает постановление правительства № 1035 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД в Воронежской области на 2023 — 2052 годы», отменив старую программу «2014 — 2044». Капремонт сотен домов либо переезжает в прекрасное далёко, либо его объёмы резко сокращаются. Некоторые многоэтажки на 29 лет остались без ремонта вовсе.
За две недели до — 16 декабря — депутаты Облдумы принимают поправки в региональный закон № 106-ОЗ от 8 июля 2013-го «О порядке подготовки и утверждения региональной программы капремонта (...)». С тех пор разработка проекта этой программы должна проходить по результатам некоего обследования технического состояния домов, а организует его департамент ЖКХ. При этом оказывается, что дома уже обследовали. Но сам порядок процедуры, её результаты и методику определения степени износа домов департамент утверждает лишь 26 и 27 декабря.
Другую поправку в тот же закон приняли загодя — 25 марта 2022-го, — дорисовав в перечень услуг и работ по капремонту «обследование технического состояния» МКД. 6 мая губернатор подписал постановление правительства № 310 об изменениях в ещё действовавшую программу «2014 — 2044», и новую «услугу» на текущий год получил каждый из состоявших в ней 9 086 домов. А департамент ЖКХ с Фондом капремонта (ФКР) получили билет на балет: «обследование» провели за наши деньги — 222,5 миллиона рублей. Судя по отчётам, что прислали в редакцию жители некоторых домов, сводилось оно к фотосессии дырявых труб.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/3/7/21a8ad707490dbab3f176808205086db/GrySuX0t8zdB5pYL4yzrHK9WWPNBqkk7klaLW5TB-thumb_1280.jpg)
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/3/9/002170477e820716741c0aa732a394ae/bhUzYPIj5a1eu3nkZsymGokfTiX5hAjyvbtgB9xz-thumb_1280.jpg)
В объяснениях главы департамента Максима Зацепина и директора ФКР Олега Теплякова — печали о том, что старую программу сформировал компьютер, обработав техпаспорта домов без учёта фактического состояния и собираемости взносов, в итоге на неё не хватило денег. Зато нынешняя — справедливая. СКР в ответ возбудил уголовное дело о халатности — из-за переноса срока капремонта на Фридриха Энгельса, 21. Трёхэтажке повезло: она объект культурного наследия. По нескольким рядовым адресам СКР пока проводит проверки. Но в прошлом материале я уже говорила: разбираться надо не с отдельными домами, а с легитимностью новой программы в целом.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/5/8/8d9b4830c6ae81a2b7d759175f01072f/t5XnIMZdd987cK6Tkika0w5J3CehFYyyQBMdUnrY-thumb_1280.jpg)
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/5/9/7a78cd830aa0b61182c33e4e502d7ba2/Mj2O4PfXY4KP1g3af5gBWI4q3PffaZYbyLpXV75J-thumb_1280.jpg)
Жителей должны были спросить
Региональной программе капремонта в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) посвящена статья 168. И в ней чётко: переносить сроки ремонта или сокращать его объём можно, только если есть решение общего собрания собственников. Исключений пять:
- нет конструктивного элемента, который по закону нужно ремонтировать. Например, по тому же ЖК в программу обязательно надо включать ремонт лифтов, но в доме их нет;
- какой-то вид капремонта уже провели, и очередной срок не подошёл;
- не пускают собственники или управляющая организация;
- жильцы вывели деньги из общего котла ФКР на спецсчёт;
- система газоснабжения или лифты пришли в негодность, а это источники повышенной опасности, и ЖК ставит их ремонт в приоритет.
Всё. «Мало денег», «тому дому нужнее», «компьютер бестолковый» и т. д. — таких оснований для переноса сроков и урезания работ по капремонту в законе НЕТ.
Более того: в ЖК РФ есть статья 182. Она обязывает регионального оператора (ФКР) проводить капремонт в объёмах и в сроки, заложенные программой, и финансировать его, даже если наших взносов не хватает. И механизмы есть — субсидии из бюджета, кредиты, рассрочка платежей.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/4/1/15ea733f062a47318b339b2af114c7d2/93i2aQyM7f4tnIgpn6gLlM2hR2MmuNYZtD5mVH8m-thumb_1280.jpg)
— Неважно, как перенесли работы и сократили их — в рамках ли старого документа, приняв ли новый: нужно согласие общего собрания собственников, — говорит юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова. — Будь всё так просто, можно бы каждый год отменять одни программы и писать удобные. Раз власти приняли региональную программу в 2014-м на 30 лет, они обязаны её выполнить. Продлить — да, можно. Включив после 2044-го новостройки и уже отремонтированные дома, по которым снова подойдет время. Но переписать полностью, без спроса жителей подвинув вперёд сроки и урезав работы, — это противоречит Жилищному кодексу.
К слову, прошлым летом в Смоленской области так и сделали: продлили местную программу с 30 до 42 лет — именно под новостройки и повторные работы.
Оставлять без ремонта нельзя
В ФКР отчитались: в новой программе порядка 9 тысяч многоэтажек. И формально правда: Жилищный кодекс обязывает регионы включать в программу ВСЕ многоквартирные дома, поэтому они и есть в списке — в старой было 9 086, теперь 9 092. Но напротив многих — нули. То есть ни единый ремонт на 29-летнюю перспективу их жителям не светит. И это тоже прямое нарушение закона. Цитирую ответ на запрос «МОЁ!» прокуратуры Воронежской области:
«В нарушение требований статьи 168 Жилищного кодекса РФ в программу включены многоквартирные дома как без указания вообще каких-либо услуг и (или) работ по капремонту, так и с указанием только одного вида работ (услуг)».
Юрист Ольга Дятлова объясняет:
— По 168-й статье ЖК РФ региональная программа капремонта — по каждому дому, подчёркиваю — обязательно должна включать минимум шесть видов работ, установленных 166-й статьёй кодекса. Это ремонт внутридомовых инженерных систем (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт крыши, общедомового имущества в подвалах, фасада и фундамента. Все их надо выполнить.
В облпрокуратуре на наш запрос отвечал начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Олег Токарев. И рассказал, что 24 января заместителю председателя правительства региона прокуроры внесли представление об устранении нарушений закона. Ещё одно представление было 14 апреля 2022-го. ФИО зампреда Олег Токарев не называет. Но ЖКХ в нашем правительстве курирует Константин Кузнецов, он же — председатель попечительского совета Фонда капремонта. 19 апреля 2022-го об угрозе срыва старой программы прокуроры известили губернатора Александра Гусева и главного федерального инспектора по региону — тогда им был Александр Солодов, в сентябре ставший депутатом Облдумы от партии «Единая Россия».
Я спросила в правительстве области, какие меры приняли по этим внушениям, кого и как наказали. Ответ департамента ЖКХ и энергетики — дословно, стиль и грамматика авторские:
«Ввиду отсутствия согласия на обработку персональных данных субъекта персональных данных информацию о ФИО и занимающей должности предоставить не представляется возможным. Вместе с тем сообщаем, по результатам рассмотрения представлений Прокуратуру Воронежской области к дисциплинарному взысканию привлечено должностное лицо Фонда».
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/5/4/f1ad2e7aec3776f7501d0e4cc6b9b456/copoY2nArEsvPo8RMQjspo1ZSWzd7qH8EB9dmD94-thumb_1280.jpg)
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/5/5/792761604c9305b87763eb85fbaf1472/l9J6stGT7fRl0haKwYlg4D3uoFUbcWdlSkQFBpGf-thumb_1280.jpg)
Законно ли техобследование?
ПЕРВОЕ. Кроме минималки из шести видов работ и услуг по капремонту регионы могут добавлять свои. У нас среди бонусов были и утепление фасада, и установка пандусов. Но за последние два года их основательно почистили. Остались разработка проектно-сметных документов, строительный контроль (тратить взносы на них Фонду капремонта разрешает Жилищный кодекс), усиление несущих и ненесущих конструкций, ремонт внутридомовых систем вентиляции и дымоудаления. И появилось оно — «обследование технического состояния» дома.
— Перечень услуг и работ по капремонту, которыми регионы могут дополнять свою программу, формально не ограничен, — говорит юрист Ольга Дятлова. — Некоторые приводятся в 166-й статье ЖК РФ: утепление фасада, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю, установка коллективных приборов учёта и «другие виды работ». Подчёркиваю: речь именно о тех, за которые мы платим взносы в ФКР. Однако, хоть список и открытый, приведённые примеры показывают: подразумевается всё же нечто вещественное, улучшающее жилищные условия. А не просто «обследование». Если бы его провели за счёт целевой субсидии из регионального бюджета — выделенной на него и не для переноса сроков ремонта и его сокращения, — вопросов бы не возникло.
На той же Смоленщине в прошлом году тоже проводили обследование техсостояния домов в рамках капремонта. С тремя но: лишь тех, что стояли в плане на текущий 2022-й, за 2 миллиона рублей, выделенных из облбюджета, и для того, чтобы оценить масштаб работ. Разница в подходах очевидна.
Второе — опять открываем Жилищный кодекс. Статья 189. Минимум за шесть месяцев до наступления года, на который запланированы какие-то работы/услуги, ФКР должен уведомить собственников. То есть: раз техобследование проводили в 2022-м, спросить согласие жителей каждой многоэтажки обязаны были до июня 2021-го. Естественно, не спросили и не могли: нормативно такой «услуги» тогда не было.
Третье. В каждом регионе ведётся учёт жилфонда: мониторить техническое состояние домов власти обязаны постоянно, это ежегодное упражнение. У нас на эту тему 10 лет назад сочинили областной закон № 164-ОЗ «О порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (...)», 6 ноября 2013-го его подписал прежний губернатор Алексей Гордеев. В нём статья 3, что одна из целей мониторинга — установление необходимости капремонта. И статья 6: что среди способов наблюдения кроме анализа паспортов домов и техдокументов, при необходимости визуальный осмотр и инструментальное обследование.
То есть департамент ЖКХ и ФКР «выбросили» 200 с лишним наших миллионов на то, что обязаны делать за зарплату? И кстати. Интернет хранит живописные буклеты для населения от воронежского ФКР за прошлые годы. В них на полном серьёзе, что среди критериев очерёдности капремонта в региональной программе — степень износа конструктивных элементов. Определяется эта степень как раз при мониторинге технического состояния МКД. А теперь вдруг виновником несчастий оказался компьютер, чего-то не так посчитавший.
В Госдуме не додумались
Я честно пыталась выяснить, как у нас ведут такой мониторинг. Раньше порядок утверждал приказ облдепартамента ЖКХ от 16 декабря 2014-го № 245 (руководил департаментом нынешний глава Воронежа Вадим Кстенин). В открытом доступе приказа нет, но на него идёт ссылка в постановлении воронежской горадминистрации № 449 от 2 июня 2015-го (её возглавлял нынешний губернатор Александр Гусев). Смысл в том, что на уровне муниципалитета работали межведомственные комиссии. В составе представители городского управления ЖКХ, жилконтроля, дирекции единого заказчика ЖКХ, управы, также могли привлекать МЧС, представителей управляющих организаций, старших по дому.
![](https://plus.moe-online.ru/media_new/1/8/7/6/8/5/0/f4298394047ac110b6ca85bbed4bf2e2/JQEIFk7WbtvDhtSpT7BNUulASMoScewmCB4n95kM-thumb_1280.jpg)
Каждый год до 10 апреля эта весёлая компания проводила осмотры домов и до 1 мая представляла в горуправление ЖКХ предложения по включению МКД в проект муниципального краткосрочного плана капремонта. Оттуда данные передавались в департамент ЖКХ и ФКР, и там должны были использовать их для корректировки региональной программы. В законных рамках — аварийные дома исключать, новые добавлять, в срочном порядке заниматься теми, где катастрофа с лифтами/газом или внезапное ЧП.
Но в 2021-м приказ департамента и городское постановление отменили. В мэрии разводят руками:
— Всем теперь занимается Фонд капремонта, мы мониторинг не ведём!
Ещё меня пытались убедить, что «обследование техсостояния домов» под эгидой ФКР и есть «мониторинг». Нет, друзья, тут другое. Ответ правительства области: «Нормативно-правовым актом департамента ЖКХ и энергетики от 9 августа 2022 года № 162 утверждено положение «О проведении мониторинга технического состояния МКД (...)» — и дальше похожая схема с комиссиями. Проблема в том, что в открытых законодательных базах такого документа нет. И в мэрии — а полгода прошло — говорят, что о нём не в курсе.
Для примера. В Москве в сентябре 2021-го приняли поправки в местный закон о мониторинге техсостояния домов, прописав в нём «обследование» профессиональными подрядчиками — то есть по нашему сценарию. Но. Организует его столичная ГЖИ, а финансирование — из горбюджета.
Я больше скажу. На то, что провернули в Воронеже, не решаются даже в Госдуме. В июне прошлого года тандем депутатов от «Единой России» Сергей Пахомов, Павел Качкаев и Анатолий Выборный внесли законопроект об изменениях в ЖК РФ. Идейные товарищи предлагают развязать региональным властям руки, чтобы те могли двигать сроки капремонта на более поздние БЕЗ согласия собственников на основании… та-дам… обследования техсостояния домов.
Если бы шедевральный проект приняли, новация заработала бы с 1 января этого года. Но он завис. Потому что коллеги депутатов восприняли его, мягко говоря, с недоумением.
«Проблему технического обследования МКД можно и нужно решать с учётом действующего закона. Необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс отсутствует», — это Галина Хованская, председатель комиссии ГД по обеспечению жилищных прав граждан. А ещё Галина Петровна замечает, что платить за это техобследование в случае чего должен региональный бюджет, но заключения Правительства России на сей счёт нет.
Что делать
Люди, которые считают себя обманутыми, пишут жалобы — следователям, прокурорам, в Общероссийский народный фронт, нам. Юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова советует ещё адрес — областной суд:
— Если по новой программе капремонта у вас без решения общего собрания собственников перенесли работы на более поздний срок или сократили их объём, вы вправе подать административный иск к правительству Воронежской области о признании нормативного акта — постановления от 30 декабря 2022-го № 1035 — незаконным в части капремонта по вашему дому.
История успеха есть в Калужской области. Там местная жительница судилась с региональным правительством, которое в декабре 2016-го перенесло капремонт дырявой крыши в её доме на 2029 — 2031-й. На местном уровне проиграла, но в декабре 2018-го Верховный суд встал на её сторону, напомнив калужским чиновникам 168-ю статью ЖК.
В Воронеже появляются свои сюжеты. В августе 2022-го жители дома № 39 по улице Баррикадной подали гражданский иск к ФКР, чтобы обязать его провести у них капремонт до конца 2023-го. В пятиэтажке треснули стены, но по новой программе в ближайшие 29 лет ей ничего не грозит. По старой же на 2020 — 2022-й значился ремонт крыши, фундамента, подвала, электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, фасада, на 2029 — 2031-й — канализации.
— К июлю прошлого года ремонта у нас не случилось. Мы направили в ФКР претензию, — вспоминает одна из местных активистов Наталия Таболина. — Нам ответили, что сроки переносятся по результатам обследования техсостояния МКД. Причём на когда переносятся, не сказали.
Зато в суде выяснилось: в краткосрочном плане на 2020 — 2022-й по Баррикадной, 39 стояла ровно одна услуга — обследование технического состояния дома. Понимаете? Из плана изначально без спроса собственников выкинули все семь видов работ, утверждённых в основной программе. Новоявленную «услугу» вписали потом: я нашла постановление департамента ЖКХ и энергетики о поправках в этот трёхлетний план, где она появилась, — от 19 августа 2022-го. А казённая контора «Облкоммунсервис» отфотографировала пятиэтажку в июне.
Управляющая компания дома заказала независимое обследование в экспертной организации. Получили картину маслом: кроме сквозных трещин в фасаде шириной до 5 мм — аварийное состояние канализации, электроснабжения, вентиляционных труб на крыше, водопровод и отопление тоже нужно капитально ремонтировать, иначе сидеть людям без воды и тепла.
Судья Центрального суда Елена Клочкова приняла как данность баллады ФКР и департамента ЖКХ о важности техобследования и жителям в иске отказала. Они её решение обжаловали. Пользуясь случаем, передаю Елене Валерьевне привет и предлагаю поискать в постановлении облправительства № 1035 свой адрес.
комментарий юриста
Спецсчёт лучше?
На 3 февраля в регионе было 1 056 домов со спецсчетами — каждый девятый. Действительно ли это выгоднее, чем кидать деньги в бездонную топку ФКР? Юрист Ольга Дятлова считает, что да.
— Изменить способ формирования средств на капремонт можно в любой момент. Надо провести общее собрание собственников и направить решение в ФКР. Накопленные домом деньги выведут не сразу — через год. Вся система описана в статьях 170 — 177 Жилищного кодекса. Держателем спецсчёта может быть Фонд капремонта, но лучше, если это управляющая организация — ТСЖ, кооператив или управляющая компания. На собираемые деньги капают проценты, просто так их снять нельзя — списать средства можно только на действия, связанные с капремонтом. Если не хватает, можно брать кредит. Есть чёткое понимание, с кого спрашивать, и возможность самим определять сроки и объёмы работ.
КСТАТИ
- В 2022-м году Фонд капремонта направил в суд 13,6 тысячи исков о взыскании долгов по взносам на 319 миллионов рублей. При этом, по данным ФКР, средняя собираемость платежей за прошлый год составила 100,8%.
- На содержание Фонда капремонта из бюджета Воронежской области в 2023 году выделили 147 миллионов 900 тысяч рублей. С 2020-го объем финансирования вырос в полтора раза — тогда было 97 миллионов 83,5 тысячи.
- В 2022 году прокуроры по итогам своих проверок Фонда капремонта внесли 40 представлении об устранении нарушений, предъявили два иска в суд, один материал направили правоохранителям для решения вопроса об уголовном деле. Кроме того, ФКР дважды привлекли к административной ответственности.
1691
0
10