Доходы бюджетов страны, нашей области и Воронежа резко упали
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в первом квартале снизились на 21%. В областной и городской бюджеты деньги поступают с большими перебоями. Причины случившегося на федеральном и на местном уровнях разные.
Доходы бюджетов страны, нашей области и Воронежа резко упали
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в первом квартале снизились на 21%. В областной и городской бюджеты деньги поступают с большими перебоями. Причины случившегося на федеральном и на местном уровнях разные.
Министерство финансов России обнародовало оперативные данные о поступлениях в федеральный бюджет и бюджетных расходах в первом квартале 2023 года. Из отчёта можно сделать вывод, что ситуация с доходами сейчас самая тяжёлая за долгие годы и что для покрытия дефицита бюджета (то есть для исполнения обязательств государства) сейчас активно тратятся в том числе средства Фонда национального благосостояния.
Поступления в бюджет Воронежской области и в бюджет Воронежа по сравнению с первым кварталом минувшего года также заметно упали. Что же происходит? Хватит ли денег на все запланированные расходы или нас ждёт забытый секвестр бюджета, при котором государство вынужденно отказывается выполнять собственные планы?
Как и почему похудел бюджетный кошелёк
«По предварительной оценке, объём доходов федерального бюджета в январе — марте 2023 года составил 5 677 млрд рублей, что на 21% ниже объёма поступления доходов в первом квартале 2022 года, что связано с сокращением нефтегазовых доходов», — сообщает Минфин.
Ведомство, напомним, делит все доходы бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые. Нефтегазовые доходы — это доходы, которые формируются из поступлений по налогам на добычу полезных ископаемых (газ, нефть, горючий конденсат, газовый конденсат), доходов от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Зависимость России от нефтегазовых доходов не такая драматическая, как была в начале нулевых, но серьёзная. По планам правительства в общем объёме доходов федерального бюджета в 2023 году нефтегазовые доходы должны составить треть.
По данным Минфина, ненефтегазовые доходы в первом квартале 2023 года составили 4 042 млрд рублей и снизились по сравнению с первым кварталом 2022 года на 4%. Произошло это, как объясняет ведомство, вследствие единовременного возмещения в январе 2023 года переплат налога на прибыль за предшествующие периоды.
А вот нефтегазовые доходы в первом квартале составили 1 635 млрд рублей и снизились по сравнению с первым кварталом 2022 года сразу на 45%. Минфин объясняет это в первую очередь снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объёмов экспорта природного газа. Эти объёмы, напомним, сократились из-за того, что Европа резко снизила потребление российского газа.
Дефицит бюджета за три месяца почти равен годовому
Сравнивать нынешние доходы бюджета в любом случае лучше не с прошлогодними, а с доходами и расходами, которые запланированы на нынешний год в целом. Ведь под эти доходы подстроены расходы государства. Что же происходит сейчас?
По итогам первого квартала общие доходы федерального бюджета составили 5 трлн 163 млрд рублей, расходы — 8 трлн 77 млрд рублей. Дефицит федерального бюджета, соответственно, составил 2 трлн 400 млрд рублей.
При принятии федерального бюджета планировалось, что доходы за весь 2023 год составят 26 трлн 130 млрд рублей, расходы — 29 трлн 55 млрд рублей, а дефицит — 2 трлн 925 млрд. Таким образом, за первый квартал мы недовыполнили план по доходам, зато выбрали почти весь годовой план по дефициту.
Что нас пока спасает?
Бюджетный дефицит — это не абстрактное понятие. Казначейство не может «нарисовать» деньги. Перечисляет оно их (например, на ту же зарплату бюджетников) только тогда, когда они пришли в казну. Источников устранения дефицита бюджета несколько — остатки прошлого года, государственные облигации и знакомый всем россиянам Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Из сообщения Минфина можно сделать вывод о том, что пока резервы для погашения дефицита бюджета у государства есть. Во-первых, ведомство тратит средства ФНБ — то есть продаёт на финансовом рынке валюту из своих резервов. «Использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов», — сообщает Минфин.
Во-вторых, в казне есть так называемые нераспределённые резервы. А в расходах высвободилось порядка 1,5 трлн рублей. В конце прошлого года в казне ещё были лишние деньги, и правительство авансом перечислило Фонду пенсионного и социального страхования часть трансфертов 2023 года.
Так что пока прореху дефицита успешно залатали. Далее, чтобы снизить потери бюджета, Минфин с апреля считает налоги на нефть не с фактической цены Urals, а исходя из цены сорта Brent, уменьшенной на фиксированный дисконт (если такой вариант будет выгоднее для бюджета). То есть налог будет зависеть не от того, по какой цене нефтяники продали нефть, а от назначенной государством цены. Эта назначенная цена, с которой будет взиматься налог, может быть выше реальной. То есть нефтяникам нужно будет раскошелиться. Кроме того, помочь может снижение курса рубля. Чем дороже доллар, тем больше рублёвая выручка экспортеров и тем выше их отчисления в госказну.
Почему доходы города и области упали почти в два раза
На местном уровне ситуация с доходами бюджета ещё сложнее, чем на федеральном. Убедиться в этом может любой желающий — департамент финансов Воронежской области и управление финансово-бюджетной политики администрации Воронежа ежемесячно публикуют отчёты об исполнении бюджета.
Если говорить про областной бюджет, то за январь — февраль 2022 года в областную казну поступило доходов на 21 млрд рублей, а за январь — февраль 2023 года — 11,4 млрд рублей (данных за март по области пока нет). К примеру, поступления по налогу на доходы физических лиц в январе — феврале минувшего года составили более 7 млрд рублей, в январе — феврале 2023 года — всего лишь 1,8 млрд. У бюджета города собственных налоговых и неналоговых доходов в первом квартале прошлого года было 2,9 млрд рублей, а в первом квартале 2023-го — 1,9 млрд.
Финансисты призывают не делать из происходящего поспешных выводов об обрушении экономики. По их словам, именно в случае с областью и городом нынешняя ситуация с бюджетом — результат технического сбоя. Ровно то же самое происходит и в других регионах.
«Действительно, в начале года мы столкнулись с проблемой значительного снижения налоговых доходов относительно прошлого года, — ответили «МОЁ!» в управлении финансово-бюджетной политики мэрии. — Это связано с введением нового порядка взимания налогов — Единого налогового платежа, в рамках которого плательщики уплачивают налоги единым платежом в срок до 28-го числа каждого месяца. Если раньше организации и ИП платили каждый налог в предусмотренный срок отдельно и он поступал напрямую в нужный бюджет, то теперь эти средства поступают на обособленный счёт каждого налогоплательщика в федеральном казначействе без привязки к конкретному налогу. А уже это ведомство распределяет доходы с учётом начисленных сумм и имеющейся задолженности в соответствующие бюджеты.
Поскольку новый механизм уплаты налогов кардинально отличается от действовавшего ранее, его функционирование в первые месяцы 2023 года не до конца отлажено. Во-первых, не все уплаченные суммы доходов распределены по бюджетам в срок в связи с техническими нюансами, во-вторых, во всех регионах произошло разовое списание значительных сумм переплаты налогов по итогам прошлых периодов в целях формирования для каждого налогоплательщика сальдо единого налогового счета. Поэтому мы и столкнулись со сложностями в части своевременного поступления уплаченных налогов».
Финансисты мэрии уверены, что «трудности, связанные с ЕНП, носят временный характер». В условиях дефицита средств финансировать все обязательства города (в том числе зарплатные) очень помогает прошлогодняя дотация из областного бюджета — «на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета». Она пришла буквально перед Новым годом. Сейчас же область, напомним, и сама недополучает средства. Так что у федерального казначейства осталось совсем немного времени на то, чтобы наладить работу. Иначе проблемы ощутят уже все.
КСТАТИ
- Секвестр бюджета — сокращение уже утверждённых расходов — с 1998 года в России проводился лишь единожды, это произошло в 2015 году.
2000
0
13