«Любой может оказаться моим близнецом и спасти мне жизнь»
Жительница Воронежа Ольга Лещёва всё ещё ищет донора костного мозга, который может в буквальном смысле исцелить её от смертельной болезни
«Любой может оказаться моим близнецом и спасти мне жизнь»
Жительница Воронежа Ольга Лещёва всё ещё ищет донора костного мозга, который может в буквальном смысле исцелить её от смертельной болезни
Эту историю мы написали год назад. Однако ситуация, увы, пока не изменилась. Донора для неё пока не нашли. И нашей героине нужна помощь, а для этого просто нужно сходить и сдать анализ крови.
Оле Лещёвой 34, она визажист, счастливая жена и мама двоих детей: шестилетнего Миши и трёхлетней Милаши. В марте этого года Ольга узнала, что смертельно больна.
Однако тяжёлая болезнь может бесследно исчезнуть. Для этого Ольге нужно найти генетического близнеца, чьи клетки костного мозга идентичны её клеткам и который станет для больной донором. «Двойняшкой» может оказаться любой из нас.
«Я не могла ни вздохнуть, ни пошевелиться»
Оля никогда не жаловалась на здоровье. Единственное — ещё с первой беременности гемоглобин был низковат. Когда Оля вынашивала дочку, дело дошло до анемии. После рождения Миланы гемоглобин не повышался, несмотря на лекарства.
— Врач выписала мне направление к гематологу в областную больницу, — рассказывает Ольга. — Доктор отправила на КТ брюшной полости — выяснилось, что у меня увеличена селезёнка. И врач меня огорошила: скорее всего, это онкология крови. Я не поверила своим ушам… Мне сделали трепанобиопсию — взяли образец костного мозга из копчика. И 19 марта выдали справку с диагнозом «первичный миелофиброз». Когда я в интернете прочитала про миелофиброз, мне стало трудно дышать, я не могла пошевелиться… Оказалось, это хуже лейкоза.
«Вам просто не повезло»
Дело в том, что лейкоз — злокачественное заболевание крови — можно лечить с помощью химиотерапии. Миелофиброз во многих случаях (и Ольга не исключение) требует радикальных мер — пересадки костного мозга. Первичный миелофиброз — заболевание, поражающее костный мозг. В этой губчатой структуре внутри наших костей содержатся стволовые клетки, которые со временем превращаются в тромбоциты, лейкоциты, эритроциты. При миелофиброзе стволовые клетки становятся злокачественными. В результате костный мозг производит «ненормальные» клетки крови и со временем покрывается рубцами — это называется фиброз.
Функцию кроветворения берут на себя печень и селезёнка, от этого они увеличиваются в размерах. Из-за снижения нормальных эритроцитов у человека начинается анемия, из-за недостатка тромбоцитов — кровотечения. Часто больные чувствуют усталость, снижение аппетита, у них может повышаться температура, желтеть кожа, возникает тяжесть в левом подреберье из-за роста селезёнки. Но самое грозное осложнение — острый лейкоз, от которого человек сгорает за пару месяцев...
— Я спрашивала у врачей: почему это со мной произошло? — говорит Ольга. — И все сочувственно пожимали плечами: вам просто не повезло.
Сейчас наша землячка проходит лечение в Национальном медицинском исследовательском центре гематологии Москве. Все доктора говорят: поможет только трансплантация костного мозга.
— По словам врачей, такая стадия болезни может продолжаться максимум пять лет, — говорит Ольга. — Но ведь никто не знает, когда именно я заболела, а значит, неизвестно, сколько мне осталось…
«Сын плакал: «Мама, ты же вернёшься?»
В первую очередь донора костного мозга ищут среди родственников. Однако по закону донором может быть человек от 18 до 45 лет. Ольге, скорее всего, подошли бы её родители или дети. Но первым — за пятьдесят, а вторым ещё далеко до совершеннолетия.
Единственным вариантом среди родственников оставалась родная сестра Ольги. Но анализ показал — совместимость сестёр всего 50%. Трансплантологи отказались идти на риск: вероятность, что клетки сестры не приживутся, составляет около 70%. А это означает летальный исход для Ольги.
Врачи сделали запрос в российский и в зарубежные банки доноров костного мозга. Увы, подходящего человека не нашли. Генетический близнец, чьи стволовые клетки как две капли воды похожи на ваши, — это один человек из десяти тысяч. Он может иметь другую группу крови, цвет глаз и волос, национальность. Его очень трудно найти. Поиск будет успешным лишь в том случае, если как можно больше людей пройдут анализ на типирование и пополнят банк потенциальных доноров костного мозга.
В Воронеже сделать такой бесплатный анализ можно в любом филиале Invitro — эта сеть клиник сотрудничает с «Русфондом» в рамках программы по пополнению Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. В России несколько таких регистров — в них находится около 135 тысяч человек. Для сравнения: в Германии потенциальных доноров более 9 миллионов! А между тем около пяти тысяч россиян ежегодно нуждаются в трансплантации костного мозга, в основном они страдают злокачественными заболеваниями крови.
— На прошлой неделе я опубликовала в соцсетях видео со своей историей и просьбой о помощи, — рассказывает Ольга. — Больше сотни человек уже сдали кровь на типирование в филиалах клиники. Сотрудники удивлялись такому наплыву. Я надеюсь, что пройду этот путь до конца. Я очень хочу жить. Дочка ещё маленькая, а вот сын Миша всё понимает: кое-что подслушал, кое-что понял сам. Когда я уезжала на консультации в Москву, он плакал и спрашивал: «Мама, ты вернёшься? Пообещай, что вернёшься». Я дала обещание, что ещё долго буду с ним, и должна его выполнить!
Как помочь Ольге
Вы можете сделать анализ и попасть в банк доноров в любой клинике Invitro, если вам от 18 до 45 лет и ваш весь больше 50 кг. Потенциальный донор заполняет анкету и подписывает соглашение о вступлении в регистр доноров костного мозга. Затем у него берут кровь из вены — примерно 4 мл. И отправляют её на исследование. Если донор совпадает с кем-то из нуждающихся — его вызывают на процедуру трансплантации.
10145
0
24