«Мы боялись, что её отмажут. И её отмазали»
«Мы боялись, что её отмажут. И её отмазали»
РАССЛЕДОВАНИЕ «МОЁ!»
Водитель Наталья Перевалова сбила 15-летнего Ваню Горбенко. Мальчик едва выжил, остался тяжёлым инвалидом. Родные ребёнка два года добивались справедливого правосудия. Но женщина, среди знакомых которой есть депутат областной Думы, осталась безнаказанной
«Ушиб головного мозга тяжёлой степени с формированием контузионных очагов в обеих теменных и лобных, а также в правых височной и затылочной долях (…),
диффузное аксональное повреждение головного мозга (ДАП),
субарахноидальные кровоизлияния (скопление крови между паутинной и мягкой мозговыми оболочками) на уровне обеих теменных долей головного мозга, перелом правой теменной кости и затылочной кости справа (…)»
76 страниц обвинительного заключения старался набирал Михаил Александрович Бесчетников — старший следователь Следственного отдела по расследованию ДТП Главного следственного управления (ГСУ) регионального главка МВД, капитан юстиции. Его прямой начальник — целый полковник Алексей Чередников — и заместитель самого прокурора области Константин Кремнев — читали, подписывали.
Теперь читаю я. Трёхэтажная цитата — оттуда и из резюме судмедэкспертов. Это травмы, которые 26 июля 2019-го в 22:50 на дороге между Россошью и деревней Лизиновка получил 15-летний Ваня Горбенко после того, как его сбил «Рено Дастер», за рулём которого находилась 40-летняя Наталья Перевалова. Перевалова в Лизиновке живёт с семьёй, Ваня — воронежский школьник — гостил у бабушки.
Ваня Горбенко — стабильный хорошист, спортсмен (подводное плавание) — выжил, потому что просто повезло, получил тяжелейшие травмы мозга, стал инвалидом. Сейчас он заканчивает школу. Хочет стать юристом. Окунувшись в ту грязь, в которой уже два года четыре месяца топят Ваню и его семью, я понимаю почему. Сейчас поймёте и вы.
«От Переваловых пахло спиртным»
Об этой аварии я подробно писала два года назад (часть I и часть II). В тот вечер Ваня и двое его приятелей Коля и Женя (имена изменены) катались на скутере и мотоцикле, Иван — пассажир Коли на скутере. В какой-то момент у мотоцикла Жени спустило колесо. По словам ребят, они съехали на противоположную направлению движения обочину — потому, что она шире.
Дорога асфальтированная — в две полосы, без фонарей, в 11 вечера тьма. Незадолго до аварии прошёл дождь.
Из показаний Вани Горбенко от 23 декабря 2019-го:
«Я и Коля стали осматривать спущенное колесо и освещали его фонариками от мобильных телефонов… на дорогу не выходили, находились позади мотоцикла на травянистой обочине … место остановки озарилось светом фар автомобиля, и я потерял сознание».
В этот момент, по версии следствия, 15-летнего Ивана Горбенко сбил «Рено Дастер», ехавший от Лизиновки к Россоши, за рулём которого находилась пьяная Наталья Перевалова. Я смотрю на фото, которое на месте аварии успел сделать дядя мальчика Александр Слепокуров: лобовое стекло машины в паутине трещин, с дырой — её своей головой пробил Ваня.
Вместе с Переваловой в «Дастере» ехал её муж Сергей. По их версии, скутер и мотоцикл стояли НА проезжей части, без света, там же разгуливал и Ваня. Из показаний Натальи от 12 марта 2020-го — первых в её статусе обвиняемой:
«(…) вину не признаёт. Правил не нарушала, ДТП произошло на проезжей части в полосе её движения по причине внезапного выхода пешехода с (…) обочины на проезжую часть на неосвещенном участке. В состоянии алкогольного опьянения не находилась, обнаружение в выдыхаемом воздухе при освидетельствовании незначительного количества алкоголя может объяснить тем, что после ДТП находилась в стрессовом состоянии, упала в обморок, в связи с этим принимала лекарственные препараты корвалол и другие препараты, названия которых не помнит. По поводу оставления места ДТП может пояснить, что после ДТП она с супругом пыталась со своих телефоном набрать номер службы 112, но гудки не шли, видимо, из-за проблем со связью... Её супругом было принято решение доставить пострадавшего в медучреждение (…) Её супруг сел за руль, и по его указанию она села на переднее пассажирское сиденье, после Перевалов С.О. повез их в больницу. От дачи более подробных показаний отказывается».
…Один из мальчиков мне позже расскажет: якобы свет на мотоцикле, у которого пробило колесо, горел — это раз. Их друга — без сознания, истекающего кровью — Переваловы якобы трамбовали на заднее сиденье вместе, перепуганные пацаны им помогали — два. Три — их обещали взять с собой, но, пока мальчики прятали в лесополосе мопеды, «Дастер» газанул в сторону Россоши. И якобы от мужа с женой пахло спиртным. Это мальчик повторит и на следствии.
После ДТП, или Цирк приехал
Ещё один участник этой истории — Николай Сергеевич Домнич, 41 год, депутат Воронежской областной Думы от «Единой России», зампред комитета по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности, также входит в комитет по строительной политике. Официальный доход из декларации за 2020-й — 1 миллион 148 тысяч 649 рублей и 96 копеек. Плюс квартира в 105 квадратов, дом пополам с женой (200 метров в общей сложности) и скромные три сотки под картошку. Основная недвижимость на жене, за 12 месяцев заработавшей 75 тысяч: две квартиры, отдельный дом, 16 га земли. Плюс ещё у депутата: две грузовые «ГАЗели», КамАЗ с двумя прицепами, мотолодка, трактор, автобетоносмеситель и снегоболотоход. И наконец, «Лексус» номер один — RX350 (от 5,3 миллиона новый), «Лексус» номер два — LX570 (от 8,2 миллиона) с номерами ААА.
Николай Домнич из Россоши. Бизнесмен с папой-бизнесменом Сергеем Николаевичем. Муж Натальи Переваловой — Сергей Олегович — директор ООО «Россошьдорстрой», которое латает колдобины районных дорог по всему региону: за последние пять лет — на полмиллиарда рублей контрактов. В июле 2019-го хозяином ООО был папа депутата Сергей Домнич.
На своём «Лексусе» номер два с номерами ААА депутат увезёт Наталью Перевалову прямо во время осмотра места ДТП якобы в Россошанскую ЦРБ, мол, женщине стало плохо. В медкабинете, однако, Перевалова материализуется лишь спустя пять часов. И только тогда полицейские наконец направят её на медосвидетельствование. То, что раньше она за помощью к врачам ЦРБ не обращалась, подтвердят сами врачи. В том числе медсестра, державшая Переваловой алкотестер. Она, к слову, в той больнице больше не работает.
…То, что депутат Николай Домнич был на месте аварии, подтверждают в своих показаниях и друзья Вани, и полицейские, оформлявшие ДТП. Хорошего депутата каждый гаишник в лицо знает. Депутат этого и сам не отрицает (показания от 22 сентября 2020-го). По его версии, «случайно мимо проезжал». Не отрицает Домнич и то, что увёз Перевалову, но оставил в больнице «для оказания помощи»… И всё: «убыл далее по своим делам».
Когда два года назад вышел мой материал по этой теме, читатели в комментариях зло шутили — мол, замнут, окажется, что «пьяный» пацан сам бросился под колёса. Поздравляю, вы победили. Наталья Перевалова — как стекло, «пацан» — в стельку, 30 августа 2021-го судья Россошанского районного суда Андрей Будаев перелицует «пьяную» статью на «трезвую». И уголовное дело прекратит: истёк срок давности.
Затянули…
Родные Вани Горбенко россошанское постановление обжаловали в суд областной. 16 ноября судья Ирина Бурчакова встала на сторону искалеченного ребёнка: отменила вердикт коллеги Будаева, вернув дело в Россошь на новое рассмотрение другим судьёй. И пока в шапито антракт.
Повторюсь, я прочитала копию обвинительного заключения Переваловой, протоколов допросов основных персонажей, результатов основных экспертиз. И стойкое впечатление, будто дело с самого начала медленно, но методично расшатывали. Впечатлилась так не только я.
Краткая хроника-резюме.
26 июля 2019-го — авария.
7 августа 2019-го — уголовное дело, его возбуждает сначала в Россошанском райотделе полиции следователь Наталья Павлова. Та самая, которая совершенно спокойно позволила участнице и вероятной виновнице аварии с пострадавшим ребёнком уехать с места ДТП во время его осмотра.
14 августа 2019-го — после того как папа и дядя Вани Горбенко обили порог начальника ГСУ регионального главка МВД Вячеслава Воронцова, дело уходит туда, на стол следователю Михаилу Бесчетникову. Почему родные мальчика добивались, чтобы им занимались не в Россоши, вы, наверное, понимаете.
12 марта 2020-го, только через семь с половиной месяцев после ДТП, Перевалова становится обвиняемой по делу.
25 января 2021 года дело наконец-то доходит до россошанского суда.
19 февраля 2021 года — первое заседание. Всего их будет 10. Из которых четыре не состоятся: до суда упорно не доходили свидетели.
30 августа 2021 года, заседании № 11, судья Андрей Будаев меняет «пьяную» часть 264-й статьи УК РФ (со сроком давности в шесть лет) на «трезвую» (уже два года), и всё. Удар молотком, одна секунда. ДВА ГОДА после ДТП между Россошью и деревней Лизиновка, после которой 15-летний здоровый ребёнок превратился в инвалида детства, истёк ровно 35 дней назад. Удачное стечение обстоятельств.
…На то, что следствие хронически волокитится, капитану юстиции Михаилу Бесчетникову указывал 11 июня 2020-го, спустя 10,5 месяца после ДТП и. о. прокурора Ольховатского района Денис Колесников — он контролировал дело, близкие Вани добились, чтобы не Россошь.
По Уголовно-процессуальному кодексу срок предварительного следствия два месяца. А здесь без малого год прошёл, а следователь так и не выяснил ни скорость «Дастера», ни видимость, ни на каком расстоянии Перевалова заметила Ваню, могла ли сбавить скорость до остановки. Не выяснил, ГДЕ, в какой точке она сбила ребёнка. Следователь за 10 месяцев даже не провёл с участием Переваловой проверку показаний на месте.
… развалили…
По версии обвинения, напомню, Наталья Перевалова сбила Ваню пьяной. Сбила ещё и потому, что «осуществляла движение со скоростью, которая не обеспечивала возможность постоянного контроля за движением, не соблюла необходимый боковой интервал» (в кавычках цитата из заключения следователя Михаила Бесчетникова). В общей сложности — подсчитали полицейские — Перевалова нарушила ВОСЕМЬ пунктов ПДД. Но…
1. Скорость переваловской машины следователи так и не установили: по материалам дела, следов от «Дастера» на месте аварии не осталось. Переваловы, уехав с места ДТП с посылом «спасти ребёнка», спешили так, что знак аварийки не выставили, не обозначив это место никак. Хотя по ПДД были обязаны — подтверждает и эксперт «МОЁ!» Николай Киселёв. По словам мужа, он всё «сфотографировал» на свой мобильный — где стоял его «Дастер», где — скутер с мотоциклом и т. п. Только снимков этих в деле нет.
— В суде он заявил, якобы телефон потерял, — вспоминает адвокат семьи Горбенко Татьяна Никулина.
2. Точное место, где Перевалова сбила Ваню, следователи тоже не выяснили. Причина та же: нет следов. По словам друзей мальчика, траву на обочине скосили через два-три дня после ДТП. Дядя мальчика Александр Слепокуров показывает мне фото на своём телефоне: чёткая полоса от протектора колеса на траве на обочине.
— Эксперт, который место аварии осматривал, ЭТО снял?
— Неизвестно, — адвокат Никулина разводит руками. — Во время следствия выяснилось, что эксперт часть фото удалил: ему якобы не понравилось качество.
…Однако тот же эксперт говорит следователю: он видел НА обочине в месте ДТП обломки зеркала машины, пластика, там же нашёл ботинок мальчика. Однако вывод эксперта: установить, место, где был сбит ребёнок, невозможно.
…и слили
Я бы могла продолжать. Но вот вам решающая нестыковка. Она же, к слову, полностью «реабилитирует» россошанского судью Андрея Будаева. Первый результат продувки Натальи Переваловой на алкотестере — 0,24 промилле. Второй — через 20 минут — уже 0,15 промилле. Допустимая доза спиртного в выдыхаемом воздухе у водителя, утверждённая приказом Минздрава от 18 декабря 2015-го, — 0,16 промилле. По результатам химико-токсикологического исследования (ХТИ), которое провели в областном наркодиспансере, в моче Переваловой по нулям и алкоголь, и наркотики.
Автоэксперт Николай Киселёв мне подтверждает: из двух продувок в приоритете ВТОРОЙ показатель, а окончательными считаются цифры из ХТИ мочи или крови.
То есть по всем официальным медицинским бумажкам Перевалова выходит ТРЕЗВОЙ.
Откуда тогда берётся «пьяная» статья в итоговом обвинении следователя Бесчетникова? И прокурор Кремнев подписывается под ней, направляет в суд. Это же провал заведомый. Для самого бестолкового адвоката — гнилая семечка, а защитник Переваловой Владимир Федорин сам выходец из следствия.
Суду из своей папки Федорин явит не только «трезвые» бумажки по Наталье Переваловой, но и другие — по Ване Горбенко, результаты его, 15-летнего мальчика, химико-токсикологического исследования крови от 31 июля 2019-го. По которым выходит, что ребёнок в момент ДТП — кровь у него брали в Россошанской ЦРБ 26-го, вскоре после аварии — почти невменяем: 1,2 промилле алкоголя плюс два вида запрещённых веществ.
«Другие» вопросы
Напомню, в Россошанской ЦРБ Перевалова подышала в трубочку алкотестера почти через пять часов после аварии. Оформлять ДТП на месте полиция во главе со следователем Натальей Павловой начала около половины первого ночи — то есть примерно через ПОЛТОРА часа. Но тогда гаишники Перевалову не продули. Один из инспекторов потом скажет следователю Бесчетникову: так ведь раненая она была, а раненых только в больнице «дуть» надо.
— Инспектор этот или врёт, или плохо знает матчасть, — объясняет Николай Киселёв. — Освидетельствовать водителя при ДТП с пострадавшими сразу на месте — обязанность сотрудников полиции, прописанная в постановлении правительства России № 475 от 26 июня 2008-го. Сначала всё на месте оформляют: определение о возбуждении административного дела по статье 12.24 КоАП РФ — она как раз об авариях с ранеными, схема, объяснения, отстранение и тут же освидетельствование. С учётом того, что работают обычно несколько инспекторов, один может одну бумагу писать, а другой водителя «продувать». То есть довольно оперативно всё: в пределах часа. Если водитель не согласен с результатом или отказывается «дуть», то оформляется ПРОТОКОЛ о направлении на освидетельствование в медучреждение. И вот тогда инспектор препровождает шофёра. Отказывается ехать — административный протокол. Правда, надо учитывать: если на месте ДТП работает следователь, то ДПС обязан выполнять его команды. Но следователь, по идее, не должен противоречить установленному порядку… А в нашем случае ПЯТЬ часов прошло — это громадный срок! Можно реально протрезветь.
…Свои 0,24 промилле при первой продувке Перевалова будет оправдывать тем, что, мол, перебрала после аварии корвалола.
Вот только нарколог, препарировавший мочу, которую ему представили как переваловскую, объяснила на следствии: в корвалоле есть запрещённое вещество, оно обязательно проявилось бы в моче, но его там не оказалось. А чтобы от утешительных капель выдуть 0,24 промилле, надо «успокоиться» целым пузырьком граммов в 50. Проблема в том, что такая доза убойная, человек уснёт мгновенно. И наконец, цитата из показаний того же врача:
«Говорить о том, в каком состоянии опьянения, в какой концентрации, лицо находилось за 5 часов до освидетельствования с результатом в 0,24 мг/л, трудно, так как это зависит от состояния здоровья лица, его особенностей, в частности работы почек, можно лишь говорить о том, что показатель был выше».
Ваня. Хорошист, спорстмен… В его крови, напомню, токсикология показала и запрещёнку (два вида), и 1,22 промилле алкоголя. Родственники в шоке. А вот всё тот же нарколог — о сомнительных веществах: «как правило, применяются в реанимации при оказании экстренной помощи тяжелому пациенту». Ребёнка, едва его привезли в больницу Переваловы, в реанимацию отправили немедля.
Вот Николай Киселёв — о спирте:
— 1,22 промилле для взрослого — практически верхняя граница лёгкой степени опьянения. За руль садиться нельзя, но свалить не свалит. Дети на алкоголь, естественно, реагируют иначе, последствия гораздо тяжелее — при такой концентрации ребёнка вырубит запросто.
Я смотрю видео с наружных камер на заправке, куда за несколько минут до аварии заехали пацаны (кстати, в шлемах). Они не идут — скачут вприпрыжку, шустро, легко, все трое. На пьяных, еле стоящих на ногах, они точно не похожи.
… Переваловы перед Ваней и его семьёй не извинились. Помочь деньгами? Кроме лечения в Воронеже мальчик почти месяц провёл на реабилитации в Германии плюс адвокат.
— Ещё после аварии Сергей встречался с нами, что-то предлагал. Мы не взяли и не возьмём, — Павел Горбенко сжимает кулаки. — Будем всего добиваться через суд. И компенсаций, и — нам это важнее — наказания. Для неё.
Иск в суд о возмещении морального вреда и компенсации расходов на врачей и защитника Горбенко подавали. Но судья Андрей Будаев даже рассматривать его не стал. И в общем, формально, всё по закону. Дело прекратили из-за «давности сроков», и потому — какой с мадам спрос? Да, Горбенко могут подать иск отдельно, в суд гражданский. Но снова сработает законодательный казус «пока официально невиновна, спроса – нет».
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
«Пьяный, но «непростой» водитель может оказаться «трезвым» запросто!»
Вячеслав Чуприн, адвокат, бывший следователь МВД:
— Закон устанавливает конкретные сроки давности для каждой категории преступлений. В данном случае в окончательной квалификации, к которой пришел суд, — два года. За это время следственный орган должен провести расследование и направить уголовное дело в суд. Так как дела по ДТП требуют ряда экспертиз (автотехнической, судебно-медицинской, трасологической и других), то с учетом неторопливости следствия, а часто и волокиты (не вдаемся в вопрос — намеренной или нет), то этот срок к моменту рассмотрения дела в суде часто истекает.
Однако между строк статьи читается предположение об использовании водителем административного ресурса. Увы: «непростые» водители, ставшие виновниками ДТП, нередко могут использовать свои связи, чтобы полностью развалить дело, став невиновным, а если не получается — хотя бы оказаться «трезвым» и заволокитить дело. Как было в данном случае, комментировать не буду – не имею права.
Стоит отметить, что 14 - 15-летние дети не имеют права управлять скутерами и мопедами. И в принципе — в 11 часов ночи находиться на автодороге, вне населённого пункта. К тому же без взрослых. Это крайне важная проблема, и её стоит обсудить отдельно.
ЦИФРЫ
- По вине водителей с признаками опьянения за 9 месяцев в стране произошло 10 849 ДТП – каждое девятое. В них 2 305 человек погибли, 14 545 ранены.
- За 9 месяцев 2021-го в России произошло 651 ДТП с участием детей до 16 лет, управлявших скутерами, мопедами и мотоциклами. В них 21 ребёнок погиб, 635 ранены.
9916
2
30