Деньги на памятники Никитину собирали всем миром
Расскажем об истории четырёх воронежских памятников, посвящённых знаменитому воронежскому поэту
Деньги на памятники Никитину собирали всем миром
Расскажем об истории четырёх воронежских памятников, посвящённых знаменитому воронежскому поэту
Этой осенью мы отмечаем множество дат, связанных с именем воронежского поэта Ивана Саввича Никитина. 21 сентября (3 октября по старому стилю) исполнилось 198 лет со дня рождения нашего земляка, а 16 октября (28 октября по старому стилю) — 161 год со дня его смерти. И в тот же день — 16 октября — исполняется 111 лет с момента открытия, пожалуй, самого известного памятника Ивану Никитину.
Поэт стал настоящим явлением в русской литературе. В конце XIX — XX вв. имя Никитина гремело, даты, связанные с его жизнью, отмечались едва ли не на всероссийском уровне. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в архивах телеграммы, которые в дни празднования годовщин со дня рождения и смерти поэта летели в наш город изо всех уголков страны.
А сегодня Воронеж — единственный город, где есть памятники Ивану Саввичу Никитину. Монументов в честь поэта в нашем городе четыре.
Главный и самый известный памятник установлен рядом с кинотеатром «Пролетарий», на площади, названной в честь поэта. Ещё два бюста — у дома-музея поэта и возле литературного музея им. И.С. Никитина. А четвёртый памятник — мемориал на могиле поэта в литературном некрополе рядом с цирком. О них и поговорим, тем более что очень интересны история появления и судьба этих памятников.
Памятник 1. Монумент на Никитинской площади
Бронзовый памятник Никитину на одноимённой площади — настоящее культурное наследие Воронежской области, ведь ему уже более 100 лет. Каждый день сотни наших земляков проходят мимо монумента, но все ли хорошо знают, что именно он изображает? Печальная фигура, погружённая в свои мысли. А на чём она сидит? Нет, не на стуле. Скульптор посадил Никитина на нечто вроде большого камня. Хотя, по мнению некоторых краеведов, это может быть вовсе и не камень.
— Памятник интересен, — говорит краевед Владимир ЕЛЕЦКИХ. — Поэт на нём задумчив, сидит на какой-то куче. Возможно, он почистил хлев на постоялом дворе, сел на эту кучу и задумался о жизни, о стихах.
Когда детей в школе знакомят с биографией Ивана Никитина, к их удивлению, поэта нередко называют дворником. А затем поясняют, что это слово в XIX веке употреблялось не в том значении, что сегодня. Так называли хозяев постоялых дворов, коим и был Иван Саввич Никитин. Постоялый двор Никитиных находился на Кирочной улице — ныне она носит имя поэта.
Постоялый двор — это очень недорогая гостиница, где было место для отдыха людей и территория для размещения лошадей и экипажей. Публика в таких местах собиралась не самая образованная и воспитанная, обстановка к творчеству, скорее всего, не располагала.
Однако Никитин, не закончивший обучения в духовной семинарии из-за необходимости взять на себя дело отца — его постоялый двор, — занимался самообразованием, тянулся к людям из интеллигенции, читал, думал, сочинял.
В 1859 году Никитин воспользовался ссудой в 3 000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Кокорева, добавил свой гонорар за опубликованную поэму «Кулак» и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города. Очень необычная судьба для содержателя постоялого двора.
Земляки высоко ценили творчество Никитина, его вклад в русскую поэзию и развитие города. Поэтому спустя некоторое время после его смерти от туберкулёза в 1861 году было решено увековечить его имя в памятниках. Причём часть из них, как мы увидим ниже, создавалась на народные средства, собранные по принципу «с миру по нитке». Так случилось и с монументом, установленным в Воронеже на Никитинской площади.
Сбор кружечным способом
Памятник Никитину в центре Воронежа был открыт в день 50-летней годовщины со дня смерти поэта — 16 октября 1911 года. И прежде чем встать на своё место, он проделал длинный путь.
Идея о том, что памятник Никитину в Воронеже обязательно должен быть, появилась ещё в конце XIX столетия. Но монумент — дело дорогое. На его создание денег не было, и было решено открыть подписку на памятник, чтобы люди со всей империи могли при желании присылать деньги, кто сколько может. В результате была набрана гигантская по тем временам сумма — 21 тысяча рублей.
— На памятник Никитину в Воронеже деньги собирали всей страной кружечным сбором, — рассказывает экскурсовод Ольга РУДЕВА. — Потому что люди знали и любили творчество Никитина по всей стране.
Параллельно проходил конкурс проектов памятника. Его финал состоялся 23 декабря 1908 года. В этот день конкурсная комиссия выбрала 3 проекта из 17 (по другим сведениям — 14), поступивших ей на суд. Первую премию присудили скульптору Дмитрию Малашкину, вторую — Ивану Шуклину, а третью — Леониду Шервуду. Все три отлитые из гипса модели были доставлены в Воронеж, и члены комиссии большинством голосов признали лучшей модель, получившую не первое место, а второе — за авторством скульптора Ивана Шуклина.
— Дума решила установить именно такой памятник на площади, которая в начале ХХ века носила название Театральной, а сегодня Никитинской, — рассказывает краевед Владимир Елецких. — Место обнесли забором. Он стоял долго — на нём в течение нескольких лет лепили объявления, афиши. В Думе даже поднимался вопрос, уж не знаю, в шутку или всерьёз, не увеличить ли высоту этого забора, чтобы на нём можно было разместить побольше объявлений.
Для воронежцев не было секретом, какой памятник будет стоять за забором. Фото монумента опубликовали в местной прессе, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с проектом. Правда, как позже выяснилось, он был не окончательный. В конечном варианте решено было изменить подпись на постаменте: вместо «Мёртвые в мире почили, дело настало живым» (в этой надписи кто-то из чиновников узрел революционное «весь мир насилья мы разрушим») написали только имя поэта и даты его жизни.
Об открытии памятника — из первых рук
Репортаж об открытии памятника Никитину мы находим в номере воронежской газеты «Дон» за 18 октября 1911 года. Репортёр побывал на мероприятии, состоявшемся двумя днями ранее, и написал большой отчёт. Заметим от себя, что журналисты «МОЁ!» довольно часто посещают открытия памятников, но такого размаха, как описал репортёр газеты «Дон», не встречали ни разу.
Автор статьи сообщает, что утро началось с литургии в Троицком кафедральном соборе (сегодня его не существует), на которой отслужили панихиду по Ивану Никитину. По окончании панихиды под колокольный звон в путь выдвинулся крестный ход по направлению к памятнику.
«В половине девятого площадь была оцеплена солдатами, и за ними в скором времени стала стеной сгущаться толпа зрителей. К 11 часам Театральная площадь и часть Дворянской улицы представляли сплошное море голов. Крыши соседних домов были унизаны зрителями. На крышах же и балконах поместились фотографы. Близко от помоста для духовенства приготовился к работе кинематограф».
Вход на мероприятие был по билетам. Кому и каким образом они доставались, репортёр, к сожалению, не сообщает.
Мероприятие началось после 12 часов дня, когда к памятнику прибыл крестный ход. Епископ Острогожский Владимир окропил монумент святой водой, после чего городской голова произнёс: «Объявляю памятник Ивану Саввичу Никитину открытым!» — и сдёрнул ткань, покрывавшую бронзовую фигуру. Грянул оркестр. После этого, сообщает репортёр, епископ ещё раз окропил памятник святой водой.
Прозвучали торжественные речи, прошла церемония возложения венков. «Всю переднюю сторону пьедестала памятника заняли серебряные венки на бархатных подложках. Другие венки высоко громоздились по обеим сторонам памятника. Возложение венков сопровождалось или краткими приветствиями, или целыми речами».
Торжественность мероприятий разбавила «крохотная девочка Нюра Александрова», которая решила прочитать стихотворение собственного сочинения. «Её совсем не было видно, и распорядители её подхватили и поставили на самый верх кафедры. Дальним она была не слышна, но на ближние ряды это чтение произвело трогательное впечатление».
По завершении мероприятия народ не расходился, сообщает журналист, до самого вечера. Когда стемнело, вокруг монумента зажгли красивую иллюминацию.
Путешествия памятника
— У памятника Никитину интересная судьба, — рассказывает Ольга Рудева. — Он дважды переезжал с места на место: в Кольцовский сквер, а затем обратно.
К 1933 году количество автомобильной техники в Воронеже возросло настолько, что памятник стал мешать движению. На тот момент он располагался фактически на проезжей части. Поэтому решено было его перенести в Кольцовский сквер, поближе к памятнику другому поэту — Алексею Кольцову. Там он и встретил Великую Отечественную войну.
В Воронеже есть историческая загадка: почему фашисты, захватившие наш город в 1942 году и увозившие на переплавку памятники (наш город лишился памятника Петру I и Ленину), пощадили бронзовый монумент Ивану Никитину? На этот счёт есть версии.
— Есть городская легенда, — продолжает Ольга Рудева. — О том, что большевики не знали, что бронза со временем покрывается зелёным налётом — патиной. Они решили, что памятник просто чумазый. И чтобы это поправить, они его покрасили сверху масляной краской. А в Европе ведь как: если памятник крашеный, то он сделан не из благородного металла, а из ерунды — гипса, цемента или даже дерева. Возможно, оккупанты, решавшие, какие памятники вывозить на переплавку, всерьез решили, что памятник Никитину не металлический, и пощадили его.
Об этой городской легенде упомянул и Владимир Елецких. Правда, он выдвинул ещё две версии, почему фашисты не обратили внимания на бронзовую фигуру Никитина.
— Есть такая легенда, что один немец, присматривавший в Воронеже металлические памятники для переплавки, подошёл к какому-то деду возле Кольцовского сквера и спросил, что это за монумент. Тот только махнул рукой и ушёл. И якобы немец так понял, что памятник не бронзовый, а барахло. Ну и ещё версия: в Кольцовском сквере ведь фашистское кладбище было. Возможно, печальная фигура Никитина просто очень вписывалась в это место, и её решили оставить.
Как бы то ни было, а памятник пережил войну и в 1973 году был возвращён практически на прежнее место. В конце 60-х годов как раз был пристроен полукруглый корпус кинотеатра, и Никитин хорошо вписался в архитектурную композицию.
Памятник 2. Надгробие Никитину оплатили должники
Ещё один памятник Ивану Никитину находится на его могиле в Литературном некрополе — небольшой площадке на углу улиц 20-летия Октября и Моисеева. Раньше эта территория была частью Митрофановского (Новостроящегося) кладбища. Оно было закрыто в середине 1930-х годов, оттуда начали вывозить надгробия, окончательно кладбище было уничтожено в начале 1970-х. На его месте построено здание воронежского цирка.
Памятник на могиле Никитина — массивный белый монумент, установленный в 1863 году. На плите выбит в овале барельеф поэта, а в качестве рамки — символ бесконечности: кусающая свой хвост змея. Под барельефом — римские цифры MDCCCLXIII (дата сооружения) и подпись: «Почитатели таланта и друзья». В имени-отчестве поэта ошибка: «Иван Савич (одна «в» в отчестве вместо двух) Никитин. Родился 21 сентября 1824 г. Скончался 16 октября 1861 г. в Воронеже».
Надгробие — очень дорогое. Оно изготовлено в мастерской братьев Ботта в Санкт-Петербурге из белого итальянского каррарского мрамора. Деньги на надгробие собирали друзья Никитина среди должников поэта. Как происходил сбор средств, подробно описано в газете «Воронежский листок» за 22 апреля 1862 года. Автор заметки — литературный критик, историк и друг Никитина Михаил де Пуле.
«В день погребения Никитина, то есть 19 октября, один из усердных почитателей его таланта, г-н В.Г. Дорошинский, обратился ко мне как к душеприказчику с изъявлением желания принять на себя подписку на сооружение памятника над его могилой. Мне ничего не оставалось, как благодарить Дорошинского, который тотчас же принялся за дело».
Далее, как сообщает Михаил де Пуле, к нему пришли наследники (дальние родственники) Ивана Никитина, которые принесли письмо. Бумага уполномочивала душеприказчика взять на себя обязанности по сбору долгов и употреблении их на строительство надгробной плиты. С должников необходимо было собрать 500 рублей серебром.
На момент же написания заметки (22 апреля 1862 года) де Пуле отчитывался о сборе только 362 рублей 60 копеек. Это были средства, полученные не только от должников, но и переведённые воронежцами, желавшими поучаствовать в создании надгробья поэта. Михаил де Пуле призывал поклонников творчества Никитина продолжать переводить средства на памятник, отмечая, что «Никитин не такое заурядное явление, чтобы число лиц, сочувствовавших ему, можно было ограничить тесным кружком знакомых».
Памятники 3 и 4. Два бюста
В Воронеже также есть два бюста Ивана Никитина. Как говорят краеведы, эти работы менее самостоятельны, чем памятник на Никитинской площади, поскольку они привязаны к тематике музейных учреждений, возле которых установлены.
Один из этих памятников высечен из гранита. Он украшает двор дома-музея Никитина (ул. Никитинская, 19а). Изготовленный в мастерских воронежского отделения Художественного фонда РСФСР, он был установлен на своём месте в 1964 году.
Ещё один бюст был установлен перед областным литературным музеем, носящим имя И.С. Никитина (ул. Плехановская, 3). Его установили в 2009 году после того, как он более 30 лет пролежал в запасниках музея им. Крамского. Бюст поэта изваял пермский скульптор Георгий Модеров и в 1975 году продал работу в Воронеж — в музей Крамского.
КСТАТИ
- В 1918 году памятник Никитину поставили в Москве. К сожалению, из-за недостатка средств он был сделан из гипса, поэтому долго не простоял. Уже через год его пришлось снести из-за начавшегося разрушения.
- Помимо Воронежа улицы имени Никитина есть в Липецке, Красноярске, Барнауле и Новосибирске. Причём, как показывают опросы, многие новосибирцы ошибочно полагают, что улица в их городе названа в честь путешественника Афанасия Никитина.
- В 1949 и 1974 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением Ивана Никитина.
- Иван Саввич Никитин был единственным ребёнком в семье. Он не имел ни братьев, ни сестёр, не было у него ни жены, ни детей.
875
0
2