Путь Кантарии к Рейхстагу начался… в Лисках
Благодаря обнародованным документам Министерства обороны выяснилось, что в 1941 году 20-летний грузинский парень отправился на фронт из райцентра Воронежской области
Путь Кантарии к Рейхстагу начался… в Лисках
Благодаря обнародованным документам Министерства обороны выяснилось, что в 1941 году 20-летний грузинский парень отправился на фронт из райцентра Воронежской области
Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария — имена этих людей в Советском Союзе, наверное, знал каждый. С этими именами ассоциируется окончание Великой Отечественной войны, унёсшей 27 миллионов жизней советских людей.
Сердцем фашистской Германии была рейхсканцелярия (именно в бункере неподалёку от рейхсканцелярии 30 апреля 1945 года совершил самоубийство Адольф Гитлер). Однако главной целью советских войск при штурме Берлина было выбрано расположенное неподалёку от рейхсканцелярии здание немецкого парламента — Рейхстаг. По прямому назначению в годы войны это здание не использовалось, но символом близкой победы считалось именно взятие Рейхстага.
Маршал Георгий Жуков в своих мемуарах объяснил, что в находившемся под обстрелами Берлине это здание было самой «заметной целью». В ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года Михаил Егоров и Мелитон Кантария установили на крыше здания Рейхстага штурмовой флаг 150-й Идрицкой стрелковой дивизии. Этот флаг и стал Знаменем Победы.
Многие слышали о дискуссиях о том, какое знамя считать Знаменем Победы и кто его установил. Далеко не все знают о том, как сложилась судьба Егорова и Кантарии после войны. О некоторых драматических моментах мы расскажем ниже. Но грузин Кантария и Лиски… Не шутка ли?
«Призван Лискинским РВК»
Нет, не шутка. Многие источники информации, до которых мы можем сейчас достать одним кликом, раньше были труднодоступны. Например, документы Центрального архива Министерства обороны. В начале 2000-х годов архив начал оцифровывать сведения об участниках Великой Отечественной. Они легли в основу проекта «Подвиг народа», благодаря которому многие узнали о боевом пути своих дедов.
А вот и наградной лист Мелитона Кантарии. В нём говорится, что «на фронте отечественной войны» Мелитон Варламович был с 1 декабря 1941 года, а призван Лискинским РВК Воронежской области.
Первым краеведческому музею Лискинского района об этом сообщил историк Павел Золотарёв — подполковник полиции в отставке, преподаватель московской школы № 1476. Ещё интереснее, правда? Павел Митрофанович — наш земляк. Несмотря на то что он долгие годы живёт в столице, его постоянно тянет на родину — в село Мастюгино Острогожского района. Более того, в столичной школе он создал поисковый отряд. И теперь московские школьники регулярно выезжают в Воронежскую область на поиск останков советских воинов, погибших в годы войны. Именно Павел Золотарёв нашёл столь интересную информацию в наградном листе Кантарии.
Как же родившийся в 1920 году в Грузии Мелитон Кантария оказался в Лисках? Об этом в своё время рассказал приезжавший в Лиски по приглашению краеведческого музея племянник Мелитона Варламовича Кандид Кантария.
«Из воспоминаний дяди помню: он, раненный в боях с белофиннами, долечивался в госпитале в Лисках. Осенью 41-го его отсюда и призвали — теперь уже на войну с фашистской Германией», — пояснил Кандид Георгиевич.
То есть тот наградной лист, который вы видите, содержит в себе не всю информацию, на самом деле Мелитон Кантария был призван в РРКА в 1938 году и поначалу участвовал в советско-финской войне 1939 — 1940 годов.
Лиски в жизни Кантарии, вероятно, были лишь эпизодом. Во всяком случае, в сохранившихся интервью с Мелитоном Варламовичем мы не нашли упоминания о том, что он бывал в Воронежской области.
Были ли Егоров и Кантария первыми?
Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Отбросив шелуху слухов и домыслов, процитируем лишь несколько документов.
Мемуары маршала Жукова:
«…30 апреля 1945 года навсегда останется в памяти советского народа и в истории его борьбы с фашистской Германией. В этот день, в 14 часов 25 минут, войсками 3-й ударной армии… была взята основная часть Рейхстага… За этим исторически важным боем лично наблюдал командарм В.И. Кузнецов, который держал со мной непрерывную связь. Около 15 часов 30 апреля он позвонил мне на командный пункт и радостно сообщил: «На Рейхстаге — красное знамя! Ура, товарищ маршал!»
И ни одного упоминания о Егорове и Кантарии. А вот наградной лист Кантарии, в котором точное время установки знамени на куполе Рейхстага — 23:00. Причём, скорее всего, время подправлено — с 22:00 на 23:00.
Институт военной истории Министерства обороны на запрос СМИ о том, кто же первым водрузил знамя над Рейхстагом, также ответил обтекаемо:
«В каждой из армий, наступающих на Берлин, готовилось по одному красному знамени для водружения над зданием Рейхстага. В 3-й ударной армии 22 апреля 1945 года было подготовлено 9 таких знамён (по числу входящих в неё дивизий). Красные знамёна, флаги и флажки имелись во всех штурмовых группах, которые шли в бой с главной задачей — прорваться в Рейхстаг и установить их на здании. Всего над Рейхстагом было поднято около 40 флагов. В связи с этим и по ряду других причин вопрос о том, кто первым совершил этот подвиг, до сих пор остаётся дискуссионным».
И наконец, интервью Мелитона Кантарии газете «Ветеран»:
«30 апреля увидели перед собой Рейхстаг — огромное мрачное здание с грязно-серыми колоннами и куполом на крыше. В Рейхстаг ворвалась первая группа наших разведчиков: В. Провоторов, Г. Булатов. Они укрепили флаг на фронтоне. Флаг тотчас же заметили воины, лежавшие под огнём противника на площади».
Таким образом, Мелитон Кантария и Михаил Егоров в целом не спорили с тем, что они были не единственными и не первыми знаменосцами. Но вот до купола Рейхстага они добрались первыми. Установленный ими флаг стал Знаменем Победы, вероятно, потому, что это было официальное знамя стрелковой дивизии.
Кто же запечатлён на знаменитом фото — Егоров или Кантария?
Одна из главных иллюстраций Победы советского народа в Великой Отечественной войне — фотография Евгения Халдея «Красное знамя над Рейхстагом». Однако запечатлён на ней не Михаил Егоров. И не Мелитон Кантария.
Евгений Халдей по заданию ТАСС сделал фотоснимки 2 мая 1945 года, когда уже закончились уличные бои и Берлин был полностью занят советскими войсками. К этому времени на Рейхстаге было установлено множество красных знамён. Фотограф попросил первых солдат, которые встретились ему, помочь сделать фотоснимки. Вскоре он отснял с ними две кассеты. Знамя, которое на фотографии держит боец 8-й гвардейской армии Алексей Ковалёв, фотограф привёз с собой.
Как сложилась судьба знаменосцев?
Михаил Егоров и Мелитон Кантария называли себя побратимами. Они встретились ещё в 1944-м, когда партизанский отряд, в который входил Егоров, присоединился к регулярной армии. Русский и грузин подружились, вместе ходили в разведку. Но друзья, которые после войны получили звание Героев Советского Союза, были очень разными людьми.
Михаил Егоров родился в деревне Ермошенки Руднянского района Смоленской области. После войны от предложенного высшего образования и квартиры в Москве он отказался и вернулся на малую родину. Судя по воспоминаниям детей Михаила Алексеевича, местные органы власти были в замешательстве. Не может же человек, который стал символом Победы, трудиться простым колхозником.
Егорова пытались «продвигать». Например, предложили окончить партшколу и стать председателем колхоза. Но после окончания этой школы Михаил Егоров устроился на молочно-консервный комбинат — в жестяно-баночном цехе мастерил банки под сгущёнку. Руководство комбината на всякий случай подобрало ему должность повыше — снабженца.
По воспоминаниям родных, перед Михаилом Егоровым открывались двери самых высоких кабинетов. Но просил он в основном за соседей, а сам с семьёй жил, можно сказать, в бедности.
Михаила Егорова не стало 20 июня 1975 года. В тот день он гостил у сестры. Кто-то из знакомых попросил безотказного Егорова о помощи — нужно было срочно сгонять в соседний посёлок. Михаил Алексеевич сел в «Волгу», подаренную ему на днях сельсоветом. На повороте столкнулся с фурой, гружённой огурцами…
Мелитон Кантария же, судя по воспоминаниям, был настоящим грузином. В интервью «Московскому комсомольцу» внук Мелитона Варламовича Мераб рассказал, что дед осознал собственную значимость не сразу. «Когда в 1971 году деду выделили трёхкомнатную квартиру в Сухуми рядом с домом правительства, он уже не стал отказываться. А вскоре его назначили членом Верховного Совета Грузии», — поведал внук. Работал Мелитон Кантария директором мясного магазина на сухумском рынке. На вопрос о том, каким был дед, внук ответил:
«Как все грузины — настойчивым и пробивным. В 1982 году мне понадобилось обследоваться у кардиолога. Мы с дедом приехали в Москву, и он направился напрямую к министру здравоохранения Чазову. Тот прервал совещание и лично выписал направление к доктору. «По какому вопросу?» — поинтересовался позже молодой врач, не поднимая глаз от какой-то бумажки. Дедушка как закричит: «Встать! Старый человек зашёл, а ты сидишь!» Тот аж подскочил. Вот таким был мой дед. Вообще, Мелитона в Москве знала каждая собака. Для него в гостинице «Москва» всегда был забронирован номер люкс. Знаю, что он вхож был в семью Брежнева. С Леонидом Ильичом они всегда встречались на банкете в честь Дня Победы».
А вот завершилась жизнь Мелитона Кантарии печально. Он скончался в 1993 году в поезде по пути в Москву, куда в буквальном смысле слова эвакуировался от грузино-абхазской войны.
КСТАТИ
- С 8 мая 1965 года по 29 сентября 1992 года Мелитон Кантария являлся почётным гражданином Берлина.
- В 1965 году Мелитон Кантария вместе с участниками штурма Рейхстага Михалом Егоровым и Константином Самсоновым нёс знамя на Параде победы на Красной площади в Москве.
1210
0
4