Приговорённого снова судят
Липчанин, убивший 20 лет назад жену, может всё-таки сесть в тюрьму
Приговорённого снова судят
Липчанин, убивший 20 лет назад жену, может всё-таки сесть в тюрьму
В Октябрьском районном суде Липецка снова решают, останется ли на свободе липчанин Алексей Фомин, которого уже приговорили к 10 годам за убийство жены, но тут же и освободили от ответственности из-за сроков давности совершённого преступления.
Дело пересмотреть
Не прошло и года, как 59-летний житель Липецка Алексей Фомин оказался на скамье подсудимых после того, как суд прекратил в отношении него уголовный процесс, посчитав, что срок давности преступления, в котором его обвиняли, истёк.
Алексею Фомину вменялось двойное убийство его 42-летней жены и её 14-летней дочери от предыдущего брака. Преступление сыщики раскрыли спустя 19 лет с помощью самого Фомина, который якобы раскаялся и сам пришёл к силовикам.
Уголовное дело, считавшееся долгое время висяком, возобновили и благополучно довели до суда. Но в процессе слушаний судья пришла к выводу, что оснований и фактов, чтобы признать Фомина виновным в том, что он умышленно убил двух человек, у следствия мало. Если умысел в расправе с женой ещё усматривался, то вот с убийством девочки всё было не так однозначно. И в итоге квалификацию поменяли в отношении падчерицы подсудимого Алексея Фомина — суд посчитал, что это было не умышленное убийство, а смерть по неосторожности.
Фомина признали виновным, приговорили к 10 годам лишения свободы. Но отбывать реальный срок в места лишения свободы Фомин не поехал. Судья посчитала, что цель наказания уже утратила свою актуальность, ведь прошло больше 20 лет, сроки исковой давности истекли. И было принято решение закрыть дело.
Но прокуратура и сын погибшей женщины не согласились с решением суда и вышли на его обжалование. Дошли до кассационной инстанции. В своей жалобе гособвинение указало, что, освобождая Фомина, судья в мотивировочной части решения сослалась лишь на общее правило статьи 78 УК РФ, которое позволяет освобождать в таких случаях виновников от наказания. Но не учла, что в этой же статье есть исключения, которые могут привести к продлению срока давности.
Так, если преступление было совершено в отношении несовершеннолетнего, то сроки давности судья имеет право увеличить. Или если информация об убийстве стала известна только спустя 20 лет (а по сути, дело Фомина возобновилось после его явки с повинной в 2020 году), то срок давности тоже может быть продлён — об этом говорится в ч. 4 ст. 78 УК РФ.
Прокуроры также настаивали на квалификации своего первоначального обвинения Фомину, на двойном убийстве, отмечали, что преступление считается особо тяжким, просили отменить решение и отправить его на пересмотр новому составу судейства. Кассация поддержала жалобу прокуратуры частично и отправила дело на новое рассмотрение.
Пропали без вести
И вот очередной — уже третий по счёту — судебный процесс в отношении Алексея Фомина начался на прошлой неделе, 11 марта.
Дело очень громкое и запутанное. Всё началось с того, что в мае 2001 года Алексей Фомин пришёл в полицию с заявлением о том, что его супруга Людмила и падчерица Виктория пропали. Не выходят на связь. Предположения мужчины были, что жена с дочкой уехали к подруге в Усманский район, но оказалось, что их там нет.
Женщину и девочку подали в розыск, и спустя 10 дней безуспешных поисков следствие было вынуждено возбудить уголовное дело по статье «Убийство». Началось расследование, в рамках которого продолжался дальнейший розыск пропавших без вести, а также опрос свидетелей, родственников и друзей.
Окружение Фоминых — близкие и друзья пропавшей женщины — рассказывало, что брак Алексея и Людмилы нельзя было назвать счастливым. Женщина подозревала мужа в изменах, супруги часто ссорились. А дома у Фоминых сыщики нашли дневник дочки Людмилы, где девочка писала об обстановке в семье — сплошные скандалы.
Но всё то, о чём рассказывали друзья пропавшей женщины и её близкие родственники, не давало следственным органам предъявить мужу пропавшей Людмилы Фоминой какое-либо обвинение. Поиск женщины и несовершеннолетней девочки длился около года, но в итоге не увенчался успехом. Мать и дочь так и не нашли. Расследование в итоге в 2002 году пришлось приостановить. А дело приобрело статус висяка и пролежало 19 лет. Пока следствие в сентябре 2020 года не решило его снова поднять.
На повторный допрос решено было вызвать Алексея Фомина — за эти годы мужчина успел обзавестись новой семьёй: официально женился, у него родился ребёнок. Кстати, квартира, в которой он ранее проживал с Людмилой и её дочкой, перешла ему по наследству. И мужчина её продал. Это жильё, кстати, тоже было предметом ссор между супругами. По словам родных пропавшей без вести Людмилы, женщина не хотела прописывать мужа, из-за этого часто возникали скандалы.
Повторный допрос Фомина обернулся неожиданным признанием мужчины в убийстве своей экс-супруги и её дочки. Он написал даже явку с повинной. А затем и показал место, где закопал тело жены и падчерицы — в районе трассы Липецк — Усмань. Но останки не были найдены.
Тем не менее следственные органы возобновили уголовное дело и переквалифицировали статью на «Двойное убийство».
По версии следствия, днём 6 мая 2001 года Фомин находился в квартире супруги. Во время конфликта на почве ревности жены мужчина нанёс ей не менее трёх ударов по голове деревянной ножкой от стола с металлическим штырём, причинив травмы, несовместимые с жизнью. Свидетельницей убийства стала 14-летняя дочь. Чтобы скрыть преступление, Алексей Фомин расправился с ней, ударив её не менее двух раз по голове той же деревянной ножкой.
Опасаясь наказания, мужчина решил спрятать тела в лесопосадках. Дождавшись ночи, он завернул их в простыни и вывез на своём автомобиле в лес, где закопал недалеко от автодороги Липецк — Усмань.
Но на суде Фомин отказался от показаний, заявляя, что дал их под давлением следственных органов.
Но доказать свою невиновность в гибели своей бывшей супруги и падчерицы так и не смог. Избежать реального наказания в прошлый раз Алексею Фомину удалось. Но теперь, когда дело вернулось в суд на новое рассмотрение, шансов не сесть в тюрьму у Фомина стало уже гораздо меньше.
в тему
Криминалисты всё чаще стали раскрывать преступления 20-летней давности
В 2007 году Следственный комитет отделился от прокуратуры, и все уголовные дела, в том числе и нераскрытые (а их было более 208 тысяч!), перешли ведомству. И если прокуратуре удавалось в год раскрыть чуть больше 1 тысячи так называемых висяков, то сейчас, по словам главы СКР Александра Бастрыкина, каждый год раскрывается свыше 5 тысяч преступлений 20-летней давности.
В 2023-м СК раскрыл 5 200 преступлений прошлых лет, из которых более половины составили тяжкие и особо тяжкие деяния. В их числе 900 ранее нераскрытых убийств. Всего же за время существования СК удалось раскрыть более 90 тысяч преступлений прошлых лет, из них более 9 тысяч убийств, и всё это благодаря приёмам, которых во времена старых расследований просто не существовало.
КСТАТИ
- Первый Уголовный кодекс в России появился 179 лет назад. Николаем I было подписано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 15 августа 1845 года.
148
0
1