№ 38 (1453)
от 20 сентября 2022 г.

«Кормящую мать отправили за решётку, как опасную преступницу...

В чём причина масштабной аварии на канализационном коллектор...

10 жизней Владимира Сунгоркина

Как чиновники и врачи футболят родителей тяжелобольных детей

Не наглецы, а нахалы! «Факел» забивает фаворитам уже пятками

«Скоро нас всех смоет нечистотами»

«После отказа уехать на окраину наша жизнь превратилась в ад...

Воронеж на сдачу

СоцПАКЕТ брать будете?

Порядок в такси наведут за счёт нас, пассажиров

«В ручной работе ценен изъян»

Народные новости за неделю

5 рецептов ленивого плова

Секреты кошачьего туалета

Обратная связь. Белгород

«Кроме как запугать, других целей у них нет!»

На Белгородчине растёт заболеваемость коронавирусом

Белгородцы будут ездить по новым маршрутам

«Цветущее Приосколье» и другие новости Белгорода

О старооскольских родниках ходят легенды

Кто «минирует» наши школы?

Липчане получат новые квитанции на оплату ОДН

Памятники Героям СССР облили краской

Двое липчан умерли от отравления грибами

«Кросс нации» и другие новости Липецка

В чём причина масштабной аварии на канализационном коллекторе в Воронеже

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

В чём причина масштабной аварии на канализационном коллекторе в Воронеже

И может ли подобное повториться в других местах

3364 0 7
В чём причина масштабной аварии на канализационном коллекторе в Воронеже
Городское ЖКХ

В чём причина масштабной аварии на канализационном коллекторе в Воронеже

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

И может ли подобное повториться в других местах

A+

A-

Жители многоквартирных домов часто переживают из-за отсутствия электроэнергии и воды и редко беспокоятся за канализацию. Между тем именно неполадки с канализованием стоков способны за считанные часы превратить жизнь в ад. Что и ощутили на себе с 9 по 13 сентября жители домов и работники магазинов, расположенных в районе памятника Славы. За ликвидацией аварии на канализационном коллекторе, к которому подключены сотни жилых домов, следил без преувеличения весь город. Мы же задали главные вопросы о причинах ЧП директору по производству «РВК-Воронеж» Дмитрию Дедову.

Как устроена воронежская канализация и что рухнуло

Все сети канализации на правом берегу сходятся в магистральный коллектор, который ведёт на правобережные очистные сооружения. Магистральный коллектор — это бывший ручей Голубой Дунай, который «увели» в трубу диаметром 1 840 миллиметров (1,84 метра). В некоторых местах она превращается в широкий коридор, эти места раньше любили диггеры. К магистральному коллектору ведут коллекторы меньшего диаметра.

Один из них и вышел из строя. К разрушившемуся коллектору диаметром 1 000 миллиметров (то есть ровно метр) подключены квартал, ограниченный улицами Хользунова, Шишкова и Московским проспектом, новые кварталы на Шишкова и Ломоносова, районы военного городка и студгородка, микрорайоны Рождественский, Задонье, Хвойный, Дубрава, Лесная Поляна, хутор Ветряк, торговый центр «Град» и даже воронежский аэропорт. Каждые сутки на правобережные очистные сооружения попадает порядка 200 тысяч кубометров стоков. Из них от 25 тысяч до 45 тысяч приносит именно этот коллектор. Масштабы беды понятны.

Важная деталь. В отличие от водопроводных сетей канализационные сети в Воронеже не закольцованы. То есть стоки из всех вышеперечисленных районов невозможно перенаправить куда-то ещё. Они в любом случае попадают в коллектор, который проходит под Московским проспектом.

И вишенка на торте. В отличие от повреждённого водопровода или повреждённой электролинии повреждённую канализацию невозможно отключить, люди продолжают ею пользоваться.

Почему место обрушения долго искали

Днём в пятницу, 9 сентября, в кварталах около памятника Славы начали изливаться канализационные стоки. Перемешанные с водой и бытовой химией фекалии вытекали отовсюду, откуда только возможно, — из смотровых колодцев канализации, из незакрытых ревизионных отверстий на канализационных трубах в подвалах домов, из унитазов, которые расположены в подвальных и полуподвальных помещениях.

 

По словам Дмитрия Дедова, около 13 часов дня пятницы в «РВК-Воронеж» начали поступать единичные заявки. Поначалу аварийные бригады искали засоры на трубах, ведущих к конкретным домам. Но очень скоро жалобы от воронежцев буквально посыпались, и стало понятно, что беда случилась на коллекторе. Именно в этот момент и было перекрыто движение по чётной стороне Московского проспекта.

Инженеры, проектировавшие этот коллектор в советское время, вероятно, не предполагали, что Московский проспект когда-нибудь будет настолько загружен и что любое перекрытие движения здесь будет приводить к катастрофическим пробкам. В итоге коллектор был проложен не на обочине, а непосредственно под проезжей частью проспекта.

На сетях канализации предусмотрены смотровые колодцы. Они и помогли найти место ЧП. Колодец у пирамиды возле памятника Славы был полон стоков, а следующий за ним в сторону автовокзала, наоборот, пуст.

Поначалу, как рассказывает Дмитрий Дедов, предполагали, что это засор, и поэтому коллектор попробовали промыть водой под давлением. Однако с другой стороны «засора» начал вытекать песок. А так как коллектор железобетонный, грунт в него мог попасть только в одном случае — при разрушении трубы.

— Обычно на месте таких разрушений проседает асфальт, поэтому их легко найти, — рассказывает Дмитрий Дедов. — Но асфальт на Московском проспекте, видимо, был уложен очень хорошо, и с ним было всё в порядке. Откапывать 70-метровый участок коллектора — от колодца до колодца — пришлось бы несколько дней. К счастью, нам помогло специальное оборудование, которое помогает искать пустоты в грунте. И точное место обрушения мы нашли.

Почему работы шли четыре дня

Не только подвалы домов, но и все соседние с местом аварии дворы и проезды к вечеру 9 сентября были залиты нечистотами. Так как канализацию отключить невозможно, то стоки продолжали поступать в разрушенный коллектор из сотен домов.

Примерно в полночь удалось запустить перекачивающую станцию. Принцип её работы состоит в том, что место аварии обходят с помощью гибкой трубы от одного неповреждённого конца коллектора до другого. Стоки по этой трубе перекачивает насос. Он спас жителей этого района от продолжения фекального потопа и помог начать ремонтные работы.

По словам Дмитрия Дедова, работы осложняло то, что прямо над местом обрушения канализационного коллектора проходит магистральный водовод. Работать нужно было осторожно — в случае повреждения водовода и без того катастрофическая ситуация стала бы ещё хуже.

И наконец, наш собеседник напомнил, что в понедельник пошёл сильный дождь, который размывал стенки котлована. В итоге участок коллектора длиной 17 метров смонтировали и запустили к обеду 13 сентября. То есть от обнаружения аварии до её ликвидации прошло ровно четверо суток.

Кстати, авария помогла вскрыть упущение городских властей. Оказалось, что только на 500-метровом участке Московского проспекта, от памятника Славы до Беговой, из семи смотровых колодцев канализационного коллектора четыре были наглухо заасфальтированы. Причём кто и когда это сделал — выяснить не удалось. Возможно, это случилось ещё 13 лет назад, при масштабном ремонте Московского проспекта. В итоге, пользуясь перекрытием движения из-за аварии, водоканал заново эти колодцы откопал. Таких колодцев в городе должно быть как можно больше, это помогает быстрее находить места аварий на сетях.

Так в чём же причина ЧП

Точного ответа на этот вопрос в «РВК-Воронеж» не дают. Несколько наших версий Дмитрий Дедов опроверг.

Первая из них сводилась к тому, что коллектор был перегружен. Запущена в эксплуатацию канализационная линия была в 1973 году. При этом почти все районы в списке подключённых к ней построены позже. А был ли коллектор рассчитан на сотни многоэтажек? Дмитрий Дедов утверждает, что да и что в советское время трубу метрового диаметра проложили как раз с расчётом на то, что город будет расти в северном направлении. По словам директора по производству «РВК-Воронеж», даже сейчас у трубы есть резерв в 10 — 15% пропускной способности.

Вторая версия — нагрузка «сверху». По Московскому проспекту сейчас проезжает в разы больше транспортных средств, чем в 1973 году. Однако, как считают в «РВК», нагрузка от транспорта на глубину залегания коллектора не передаётся.

В самой компании придерживаются версии о том, что во время каких-то работ на водоводе проходящий ниже него канализационный коллектор был случайно повреждён. Возможно, железобетон поначалу только раскрошился. А затем порвалось там, где тонко.

Будет ли возмещён ущерб от затопления фекалиями

Расположенный в подвале торгового центра за памятником Славы автомагазин превратился в воняющее болото. У магазина плитки в соседнем здании утонул в нечистотах подвальный склад. Таких примеров много. По словам Дмитрия Дедова, некоторые собственники магазинов уже обращаются в «РВК-Воронеж» с претензиями — с ними будут работать юристы.

Перспективы возмещения ущерба туманны. У «РВК» есть аргумент — подвалы считаются потенциально уязвимым местом при авариях на канализационных линиях, и поэтому владельцы подвальных помещений могли бы установить на свои канализационные выходы обратные клапаны. В этом случае, по словам Дмитрия Дедова, стоки выливались бы только из смотровых колодцев на улице. Хотя, если дойдёт до судов, возможно, владельцы магазинов смогут привести свои контраргументы и какие-то компенсации получить.

Может ли такая авария повториться

Увы, да. Железобетонный канализационный коллектор на Московском проспекте был введён в строй в 1973 году. Нормативный срок его эксплуатации официально ещё не истёк. Правда, до этого момента остался всего год, потому что этот срок составляет 50 лет. Безусловно, бетонные трубы не начинают разрушаться сразу же в день своего пятидесятилетия. Но с каждым годом риски ЧП только возрастают. А в Воронеже есть и куда более старые коллекторы.

Протяжённость канализационных сетей Воронежа — 1 064 километра, из них протяжённость именно коллекторов — порядка 150 километров. По словам Дмитрия Дедова, о большинстве потенциально аварийных участков «РВК-Воронеж» знает, там ведутся или запланированы работы. В нынешнем году работы, как утверждают в водоканале, самые масштабные за всю постсоветскую историю.

«В настоящее время ведётся реконструкция четырех канализационных коллекторов большого диаметра, — сообщили в ответ на наш запрос в «РВК». — Два крупных коллектора реконструируются в Советском районе. Протяжённость трубопровода на ул. Дорожной — 2,1 км, в ходе перекладки диаметр трубопровода здесь увеличен с 800 до 1 000 мм. В настоящее время работы здесь подходят к завершению и ведётся благоустройство. Длина коллектора в микрорайоне Придонской составляет 1,6 км, размер трубопровода специалисты оставили прежним — 900 мм. Работы по обновлению канализационных линий этим летом и осенью также идут в Левобережном и Железнодорожном районах — по ул. Димитрова от ул. Базовой до ул. Серова и по ул. Землячки, ул. Витрука вдоль Ленинского проспекта до ул. 25 Января. Всего будет заменено более 7,5 км коллекторов. В ходе реконструкции используются стальные трубы в качестве футляра с прокладкой внутри высокопрочных труб из стеклопластика; железобетонные трубы с полимерным внутренним покрытием; спиральновитые из высокопрочного полиэтилена».

Несложно подсчитать, что даже с такими ударными по нынешним меркам темпами работ на полное обновление коллекторов потребуется как минимум 20 лет.

О том, как жители улицы Ломоносова больше десяти лет мучаются из-за зловонного запаха, читайте здесь.

КСТАТИ

  • По данным мэрии, эксплуатационный срок основной части водопроводов превышает нормативный срок их эксплуатации, доля ветхих, подлежащих замене сетей высока (54%)
  • В 2020 году в Воронеже завершилась реконструкция главного левобережного канализационного коллектора, протяжённость которого составляет 4,5 километра. Построенный в 1978 году и проходящий вдоль берега водохранилища коллектор находился в аварийном состоянии, его выход из строя грозил оставить без канализации половину жителей левого берега.

Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат