Лев КОМОВ:
Смерть неизбежна, но красота вечна!
или Отчего заплакал Паустовский
Эта юная красавица уже давно притаилась в одном из тайников моего сердца…
Лев КОМОВ:
Смерть неизбежна, но красота вечна!
или Отчего заплакал Паустовский
Эта юная красавица уже давно притаилась в одном из тайников моего сердца…
…хотя место её постоянной «прописки» — укромный уголок парижского Лувра. Зал итальянской скульптуры ХIV — XIX веков. Несколько ступенек вниз по лестнице и, повернув голову направо, просто невозможно не заметить.
Однако, не только посетители этого гигантского музея, но и опытные экскурсоводы проскакивают мимо обнажённой нимфы, сидящей у большого окна. Торопятся к знаменитым «Рабам» Микеланджело. Или поворачиваются к ней спиной, любуясь прекрасными «Амуром и Психеей» Антонио Кановы.
А мы с Вами подойдем к ней — именно к Ней! — тихонько. И заглянем через Её левое плечо в юное, чистое, но словно затенённое мимолетной досадой лицо. Увидим чуть сдвинутые брови…
…проследим за Её взглядом, устремлённым к левой ступне.
И здесь, рядом с переплетёнными пальцами ноги и руки, потрясающе выполненными итальянским скульптором-философом Лоренцо Бартолини (1777 — 1850 гг), мы наконец поймём причину Её досады: лёгкий укол в ногу. А рядом — незаметный издалека, с первого взгляда ядовитый скорпион…
«Нимфа ужаленная скорпионом», именно так называется это завораживающее творение Бартолини. — Ещё не набравшая силу, не вошедшая в пору расцвета, не принёсшая плодов, но уже обречённая красота. Высшая несправедливость бытия — ещё не осознанная, но уже неотвратимая смерть юности.
Оглушающее соседство прекрасного и ужасного!
Помню, именно сюда, к «Ужаленной скорпионом» повёл я одного высокомерного, давно осевшего в Париже русскоговорящего гида, как будто отбывавшего свою стандартную экскурсию, своих очередных ведомых: получите то, что положено и разойдёмся… Нет, не разошлись. Рассерженный снобизмом экскурсовода, в желании встряхнуть его слежавшиеся за годы экскурсоводческие клише, я предложил ему состязание: кто кого больше удивит? Он — нашу маленькую группку о семи головах, только две из которых можно было назвать бывалыми, или мы его?
Гид такой «наглости» от подопечных явно не ожидал. Сверкнул глазами и со скепсисом на лице отпустил что-то вроде: удивить вздумал? Ну-ну…
А ведь удивил! И пяти минут не потребовалось. Так хороша была«Нимфа»! Гид покивал головой — «да, проскакивал мимо, а напрасно…». И признал было поражение в нашем творческом конкурсе, однако, быстро свёл состязание вничью. Нанёс неотразимый «ответный удар», проведя подробнейшую, блестящую авторскую экскурсию по залу с полотнами Рубенса! Тут уже все мы «сняли шляпы». (А позже, уже между собой хихикали: могут ведь, если захотят!)
В общем будете в Париже, в Лувре, не проскочите мимо!
В двух словах и нескольких снимках расскажу и о другой прекрасной скульптуре, установленной уже на другом берегу Сены, в музее Орсэ. Это — «Эдип в Колоне» работы Жана-Батиста Юга.
Уважаемый читатель! Сейчас вы можете видеть 32% статьи.
Попробуете? Для вас подписка на месяц всего за 1 рубль.
По истечении срока действия промоакции в силу вступит стандартный тариф — 69 руб./месяц. Отключить подписку можно в любое время в личном кабинете.
за полный доступ к новым и архивным материалам при подписке на 1 месяц
за полный доступ к новым и архивным материалам при подписке на полгода
3409
3
7