Как в Воронеже решали судьбу земли и воли
Как Воронеж стал местом исторических событий, повлиявших на расклад революционных сил в Российской империи
Как в Воронеже решали судьбу земли и воли
Как Воронеж стал местом исторических событий, повлиявших на расклад революционных сил в Российской империи
В Центральный парк после 8-летнего отсутствия вернулся мемориал — гранитная табличка, посвящённая съезду революционной организации «Земля и воля» в 1879 году.
Выгравированный на ней текст гласит: «Здесь в парке летом 1879 года проходил нелегальный съезд всероссийской революционной организации «Земля и воля». В работе съезда участвовали видные революционеры: Георгий Плеханов, Софья Перовская, Александр Михайлов, Андрей Желябов, Вера Фигнер, Николай Морозов».
Восемь лет назад в Центральном парке тоже была табличка с аналогичной надписью. Но другая. Установленная в 1983 году, она требовала реставрации: прямо посередине проходила трещина, выгравированные слова обрамляли зелёные потёки плесени. С началом реконструкции Центрального парка в 2015 году табличку демонтировали, пообещав вернуть на место, как только первая очередь благоустройства будет завершена.
Время шло. Парк открыли для воронежцев, а табличку на место не возвращали. Но горожане о ней не забыли. Активисты писали обращения в органы власти, чтобы пролить свет на судьбу таблички. Как выяснилось, мемориал власти потеряли. В ответе на один из запросов в администрацию города значилось: «Мемориальная доска предположительно утрачена в ходе реконструкции парка по неустановленной причине».
По настоянию общественности решено было изготовить новый мемориал. На смену табличке, которую в начале 1980-х годов изготовил скульптор Александр Кожевников, была сделана новая гранитная доска. По заказу центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» её изготовил воронежский скульптор Виталий Локотков. На прошлой неделе её установили с правой стороны подпорной стены возле искусственного озера Центрального парка.
Расскажем, память о каком мероприятии была увековечена в граните и какую роль оно сыграло в истории России.
Год 1879-й
События, о которых пойдёт речь, происходили в 1879 году. С момента отмены крепостного права в 1861 году прошло уже 18 лет. Крестьяне получили в собственность свои дома, хозпостройки и всё движимое имущество. Но главное крестьянское богатство — земля — оставалось за помещиками. Поля для земледелия предоставлялись не лично крестьянам, а сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк.
Через несколько лет после отмены крепостного права появилось такое понятие, как земельный голод. Реформа лишила крестьян того объёма земли, которой они по факту распоряжались в дореформенное время. В деревнях нарастало недовольство. Правительству даже пришлось создать новый правоохранительный институт — полицейских урядников.
В городах в это время появлялись революционно настроенные люди, объединяющиеся в кружки. В 1879 году в России происходит несколько крупных террористических актов: застрелен харьковский губернатор князь Кропоткин, совершены покушения на киевского губернатора и начальника Третьего отделения (высший орган полиции, занимавшийся сыском и надзором за политически неблагонадёжными гражданами). Но самое резонансное происшествие случилось 14 апреля 1879 года. Коллежский регистратор Александр Соловьёв проник на площадь, где гулял Александр II, и выпустил в него пять пуль. В страхе царь бежал во дворец. Соловьев же был схвачен и повешен. В конце года террористы попытались совершить ещё одно покушение на Александра II, взорвав поезд, в котором, по их предположению, ехал царь. Однако монарха в поезде не было.
«Земля и воля», начавшая свою историю ещё в 1861 году, была одним из самых заметных сообществ революционеров. Её члены мечтали о крестьянской революции, поддерживали жителей деревень в борьбе за землю. Но в 1879 году в организации уже наметился раскол, её члены разделились по взглядам на два лагеря. Одни называли себя деревенщиками (они настаивали на продолжении пропагандистской работы в деревне и возражали против террористической борьбы), другие — политиками, предлагавшими переходить к политической борьбе, включающей террор. После неудачного покушения на императора, которое осуществил Соловьёв, политики стали ещё более радикальными. Часть землевольцев создала внутрифракционную группу «Свобода или смерть!».
Внутренние течения в 1879 году разделили организацию на два движения. Последний её съезд, на котором решилась судьба «Земли и воли», и состоялся в Воронеже.
кстати
Название «Земля и воля» было дано обществу в конце 1878 года, с появлением одноимённого печатного органа; прежнее название — «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников».
Что такое революционные съезды?
Революционные организации состояли на нелегальном положении, их члены были на карандаше у полиции. Поэтому встречаться у кого-нибудь на квартире было небезопасно. Члены революционного кружка «Земля и воля» придумали такую форму встреч: они выезжали в какой-нибудь город и делали вид, что радуются жизни на пикнике.
Вот, к примеру, как выглядел один из съездов партии. Он прошёл летом 1879 года в Липецке, до того как революционеры собрались в Воронеже. Делегаты тогда приехали под видом гуляющих в загородный липецкий лес, нашли там уютную поляну, расселись, приготовили вина и закуску, наполнили стаканы и… приступили к обсуждению вопросов переустройства России.
Примерно аналогичным образом революционеры решили встретиться и в Воронеже.
«Молодые хотели что-то менять»
Изначально Воронеж не рассматривался как город для съезда партии 18 — 21 июня. Встреча должна была состояться в Тамбове. Но эти планы стали известны полиции, и место встречи решено было перенести в Воронеж. В наш город прибыло 19 наиболее активных членов организации, в том числе Георгий Плеханов, Андрей Желябов, Софья Перовская, Александр Михайлов, Николай Морозов, Вера Фигнер, Александр Квятковский.
КСТАТИ
Улица Морозова в Воронеже была названа не в честь революционера-народника. С такой же фамилией в конце XIX — начале ХХ века в России жил и работал выдающийся учёный-лесовод Георгий Морозов. Вот в честь него в 1949 году улица и была названа.
На этом съезде обсуждали, как быть дальше. Воронежский съезд работал четыре дня, с 18 по 21 июня 1879 года. Заседания проводились в разных местах: Ботаническом саду (нынешний Центральный парк), Архиерейской роще (сегодня это улица Юных Натуралистов у Северного моста) и даже в лодках на реке Воронеж. Заметим, что собравшиеся на съезд были очень молодыми людьми. Например, Георгию Плеханову было 23 года, Андрею Желябову — 27, Софье Перовской — 26. Лето, тепло, зелено, у всех собравшихся полно сил и рвения изменить мир к лучшему.
— Возраст за 20 — это по тем временам уже солидно было, — говорит краевед Владимир Елецких. — В эти годы люди были очень активны: учились в университетах, читали Маркса, агитировали. Людей 40-летних тогда уже стариками считали. Молодые хотели что-то делать, менять жизнь, они и объединялись в кружки.
Воронежский съезд… при чём тут собаки
На воронежском съезде рассматривалось много вопросов. Гулявшие по воронежским окрестностям революционеры проголосовали за приём новых членов. В «Землю и волю» формально были включены Желябов, Колодкевич, Ширяев (они присоединились к политикам), а также сторонники деревенщиков Дейч, Стефанович и Засулич.
Затем революционеры приступили к обсуждению землевольческой программы, решали, куда двигаться дальше. Обсуждали программу, спорили, вносили правки. Краеугольным камнем стал вопрос о необходимости террора как способа достижения целей. Самым бескомпромиссным противником в этом вопросе был Георгий Плеханов. Он доказывал, что террор станет дезорганизующим фактором не только в правительстве, но и среди революционеров. По его мнению, даже если этот метод борьбы и «приведёт к перемене лица», то политическая система останется той же.
«Единственная перемена, которую можно с достоверностью предвидеть, — говорил на съезде Плеханов, — это вставка трёх палочек вместо двух при имени Александр» (приход к власти Александра III после Александра II. — «Ё!»).
Не найдя поддержки среди собратьев по организации, Плеханов демонстративно покинул собрание, бросив фразу, которая позже стала исторической: «В таком случае, господа, мне здесь делать больше нечего!» Вера Фигнер бросилась было его удерживать, но её остановили. Никто из деревенщиков не последовал за ними. Плеханова предложили считать добровольно выбывшим.
— Есть такая легенда, — рассказывает Владимир Елецких. — Когда Плеханов шёл на это собрание, а оно проводилось на природе, его покусали собаки. Он шёл через Бринкманский сад и наткнулся на бродячих собак, которые на него напали, облаяли и даже укусили. Так что на собрание он пришёл уже злой, распалённый. А тут уже дебаты ведутся, все спорят. Он послушал-послушал, высказался, а когда его никто не поддержал, встал и ушёл.
Кроме Плеханова, покинувшего собрание, радикально высказался только Андрей Желябов. Но он гнул линию ровно противоположную. Остальные же члены собрания, как пишут историки, высказывались аккуратно. Все видели, что организация готова к расколу, и не желали этого. В результате на съезде была сохранена старая программа, хоть и были приняты кое-какие новые решения.
Воронежский съезд историки назвали бледным. Однако именно он ярко продемонстрировал идейный кризис землевольчества. Ещё до окончания съезда политики стали агитировать деревенщиков, которые колебались между фракциями. Агитационным беседам подвергались Софья Перовская и Вера Фигнер. К закрытию съезда выяснилось, что они уже готовы примкнуть к лагерю политиков.
После Воронежского съезда разногласия между двумя фракциями внутри одной организации обострялись буквально с каждым днём. И через полтора месяца, 15 августа 1879 года, «Земля и воля» разделилась на две организации. Плеханов и деревенщики организовали «Чёрный передел», а сторонники политического террора — «Народную волю».
Как съезд увековечили в названиях воронежских улиц
Фамилии многих революционеров «Земли и воли», собиравшихся в Воронеже летом 1879 года, попали в местные топонимы.
Георгий Плеханов. В его честь 27 августа 1918 года был переименован участок Большой Московской улицы. Пару лет она так и называлась: улица Плеханова, но к 1920-м годам название уже преобразовалось в форму притяжательного прилагательного: Плехановская.
Георгий Плеханов вошёл в историю как видный социалист, основатель и теоретик русской социал-демократии. Заметим также, что юность он провёл в нашем городе, учась в Воронежской военной гимназии (так некоторое время назывался Кадетский корпус).
Вера Фигнер. Её именем названа бывшая главная улица Ближней Чижовки, одна из старейших улиц слободы. Топоним был официально зарегистрирован госсоветом в 1928 году. Веру Фигнер связывает с нашим городом только участие в историческом съезде.
Софья Перовская. В память русской революционерки-народницы улицу возле Акатова монастыря назвали в 1918 году.
Андрей Желябов. Русский революционер-народник, один из организаторов убийства царя Александра II.
Справка
Народничеством называют идеологию, существовавшую в Российской империи в 1860 — 1910-х годах. Народники стояли на позициях сближения интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве и мире. Идеология народничества основывалась на системе самобытности и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Идеологом движения стал Герцен, сформулировавший на рубеже 1840 — 1850-х годов идею русского социализма. В качестве целей назывались, в частности, освобождение крестьян вместе с землёй без всякого выкупа, ликвидация помещичьего землевладения, введение крестьянского общинного самоуправления. Идеи Герцена активно обсуждались в обществе. Народничество стало одним из течений в русской литературе с начала 1870-х годов, ставившее себе задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом. Спор об особенностях русского народного склада почти прекратился после 1905 года. На рубеже 1850 — 1860-х годов в крупнейших городах России действовал ряд студенческих кружков, находившихся под идейным влиянием Герцена. Они занимались пропагандой освободительных идей. «Земля и воля» была одной из таких организаций.
139
0
1