«При строительстве церковного купола случаются маленькие чудеса»
Мастер, создавший десятки церковных куполов для храмов в Воронежской области и за её пределами, поделился секретами мастерства
«При строительстве церковного купола случаются маленькие чудеса»
Мастер, создавший десятки церковных куполов для храмов в Воронежской области и за её пределами, поделился секретами мастерства
После революции в России были разрушены десятки тысяч храмов. Церкви стали для большевиков олицетворением старого мира, от которого они стремились как можно скорее уйти. Одни храмы уничтожили физически, другие, уцелевшие, переделали под сельскохозяйственные нужды. Что не успели сделать большевики, доделали в войну фашисты. От многих храмов в стране остались одни руины.
Массовое восстановление церквей началось в 90-х годах прошлого века. Жители сельской глубинки, в том числе и в Воронежской области, часто на собственные средства отстраивали полуразрушенные храмы заново. Стали появляться мастера давно забытых профессий: литейщики колоколов, строители золотых церковных маковок. Корреспонденты «МОЁ!» поговорили с человеком, который сам научился делать купола для храмов и сегодня создаёт их для многих церквей Воронежской области.
Работали за еду
В мастерской, расположенной на территории частного дома 56-летнего жителя Воронежа Владимира Петровича Коротких, стоит настоящий церковный купол — частично обшитый металлическими листами каркас. Через несколько недель эта заготовка превратится в настоящую маковку, блестящую и нарядную. Она отправится в одно из сёл, где с помощью подъёмного крана её установят на храм.
Церковные купола, сделанные руками Владимира Петровича, можно увидеть во всех уголках Воронежской области, а также далеко за пределами нашего региона.
— Под куполом я обычно делаю пояс, — показывает мастер фотографию, на которой изображён купол-луковка, установленный на тонкий обруч. — Благодаря ему создаётся особая игра света. Если видите купол с поясом, значит, моя работа.
Мастером по созданию куполов Владимир Петрович стал достаточно поздно, когда ему было уже в районе 40 лет. Возможно, с этой работой бывший регулировщик аппаратуры на заводе «Электросигнал» никогда бы не познакомился, если бы не череда экономических кризисов 90-х годов, которые привели к упадку на заводе и уходу оттуда части сотрудников, в числе которых был и Коротких. Перебиваясь случайными заработками, мужчина попал на строительство Владимирского храма по улице Транспортной, где работала группа энтузиастов под руководством батюшки Владимира Кириллова. Как говорит герой нашего материала, поначалу работал практически за еду. Дело настолько увлекло, что Владимир остался там на 5 лет. Занимался всем подряд: от помощи по строительству до организации праздничных мероприятий для прихожан.
— Когда для храма пришло время делать купол, пригласили бригаду. И батюшка благословил меня в помощь мастерам. Я учился, мне нравилось. Позже, когда у них появились заказы на купола для других храмов, они предложили мне работать на постоянной основе.
Для строительства купола нужна хорошая растяжка
Церковный купол представляет собой металлический каркас, который, как правило, обшивается деревом или металлом. Создаётся герметичное основание. Оно уже обшивается «чешуёй». Готовый купол (в зависимости от габаритов его вес составляет примерно от 100 кг до нескольких тонн) с помощью подъёмного крана устанавливают на церкви. Бывает, что для этой работы используют вертолёт.
— Работа требует хорошей физической формы, потому что на лесах иной раз надо замирать в одной позе на несколько минут. Иногда даже стоя на одной ноге. И тянуться нужно хорошо. В Воронеже мастер был (к сожалению, уже умер), так он специально йогой занимался, чтобы растяжка была хорошая. В работе это очень помогает. А у меня вот растяжка так себе, приходится леса так и сяк переставлять, — улыбается Владимир Петрович.
Перед началом строительства, говорит мастер, как правило, получают благословение, читают молитву. А во время работы случаются маленькие чудеса.
— Однажды при строительстве купола для храма в Еманче Семилукского района я пригласил в пару знакомого, — рассказывает наш собеседник. — Он согласился поработать бесплатно, но с одним условием: давай, говорит, не будем ссориться, пока работаем. Я согласился. А время выдалось дождливое, дождь лил по 3 — 4 раза в день. И вот нам дождь ни разу не помешал. Часть работы проходит в помещении, и только мы туда заходили, начинался дождь, выходили — он прекращался. Другие бригады, которые в тот момент тоже строили купола, говорили, что работать было невозможно: льёт и льёт, они ничего не успевают. А мы за 3 недели буквально всё сделали — это очень быстро!
Купол как место для творчества
Как говорит мастер, форма купола абсолютно не догма. Она выбирается согласно архитектуре строения.
— Прежде чем выбрать форму купола, надо посмотреть на храм, — рассказывает Владимир Петрович. — Для высокого храма подойдёт вытянутый купол, который подчеркнёт его изящество. Если храм мощный и широкий, вытянутая форма не подойдёт, делаешь купол коренастым, чтобы силу и мощь строения передал.
При создании купола мастер вносит свои детали. Каждый церковный купол — это настоящая авторская работа.
— Вот, например, в проекте написано: «покрыть золотом», — говорит мастер. — Но то, как именно ты будешь покрывать его золотом, — твоё дело. Можно сделать ажурным, изящным, можно в классическом стиле или придать куполу царственный вид. Мне чем и нравится эта работа — тут можно придумывать, быть дизайнером.
Используется ли золото при покрытии куполов?
Для покрытия куполов может использоваться сусальное золото — тончайшие листы, которые наклеиваются на поверхность. Продаётся сусальное золото в виде книжек. Изготавливают эти «странички» так: раскатывают брусок, нарезают его на квадраты и складывают между листами специальной бумаги в стопку. Далее стопка листов с квадратами сусального золота помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрон. То, что получается, и вкладывают в книжку. Тончайшими листами сусального золота обклеивают поверхность купола, создавая впечатление, что он полностью сделан из драгоценного металла.
Но есть и другие материалы для декора куполов. Владимир Петрович достаёт несколько разноцветных металлических листов с отполированной до зеркального блеска поверхностью.
— Это листы нержавейки, на которые нанесено напыление методом электрофореза, — говорит мастер. — Я как-то с одним стоматологом разговаривал, он говорит, что зубные коронки как раз по такой технологии сегодня делают.
Листы доставляют из Донецка, в Воронеже таких не делают. Когда в начале 2000-х стали использовать этот материал, возникла проблема: стоило оставить на поверхности отпечаток пальца — смыть его было уже невозможно. Опытным путём строители куполов выяснили, что помогает в этом случае только одно средство — самогон.
Само совершенство
Почему даже чуждые религии люди засматриваются на купола храмов, объяснил наш собеседник. При создании купола, говорит он, используется принцип золотого сечения. Это природные пропорции, то, что мы понимаем под словом «красиво». Всё это высчитывается на бумаге (Владимир Петрович рисует эскизы ручкой в блокноте и расчёты ведёт тут же). Однако идеальный купол способен создать только опытный мастер, имеющий художественную интуицию.
В ТЕМУ
2905
0
7