Выпуск
от 1 декабря 2020 г.

«Прививка от гриппа давала о себе знать сильнее»

Взять в долг и умереть бомжем-2. ЧАСТЬ III. «Пойдём до конца...

Осложнения от COVID‑19 у детей начинаются после выздоровлени...

Для чего в рядах гаишников ищут козлов отпущения?

Власти пообещали рост тарифов на уровень инфляции

На воронежских дорогах растёт «нетрезвая» аварийность

Новые автобусы и новые маршруты: какие перемены обещает мэри...

Благотворители купят матери-одиночке еще один новый дом

«Вырастила четверых детей, думала, в старости буду жить с ни...

Цирк предлагали построить на Фридриха Энгельса

Из жизни насекомых

За права придётся покататься

«Дамы возмущались, зачем такую развращающую картину поставил...

Лучшие народные новости за неделю!

Город героев: улица Богачёва

«Факел» выбрался из подвала

Семь зимних советов для автомобилистов

Социальный контракт поможет встать на ноги

Свидетельство о рождении можно будет получить в МФЦ

Каламондин — это вам не мандарин!

Ешь и молодей!

«Хлеб в киоске был 30 рублей, стал 35»

Мой двор — моя крепость

«Мне очень важно понять ситуацию самому, поговорить с людьми...

Суд защитил права работников, лишённых зарплаты

Почему машину БМ-13 прозвали «катюшей»?

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

Большинство заболевших COVID‑19 – жители старше 65 лет

Липчане жалуются на суммы за отопление

До расстрела Ульяна Громова успела совершить немало подвигов

Обратная связь: отвечаем на вопросы читателей

9 зимних неприятностей

Растим зелень к столу

Домашний винзавод

«Дамы возмущались, зачем такую развращающую картину поставили»

Фото: Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

«Дамы возмущались, зачем такую развращающую картину поставили»

18 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения нашего земляка, художника Александра Бучкури. Сегодня «МОЁ!» рассказывает о жизни, творчестве и трагической гибели гениального живописца

755 2 1
«Дамы возмущались, зачем такую развращающую картину поставили»
Свободное время

«Дамы возмущались, зачем такую развращающую картину поставили»

Фото: Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

18 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения нашего земляка, художника Александра Бучкури. Сегодня «МОЁ!» рассказывает о жизни, творчестве и трагической гибели гениального живописца

A+

A-

«Свадебный поезд», «Вывод», «Автопортрет» — эти и другие знаменитые работы воронежцы могут увидеть на выставке «Александр Бучкури: ученик и учитель» (12+), которая открылась 19 ноября в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского и продлится до 17 января.Какую картину в 30-е годы прошлого столетия посчитали «неприличной»? Правда ли, что художника однажды чуть не побили крестьяне? Почему 71-летний живописец не смог во время войны эвакуироваться из оккупированного Воронежа? Об этом и многом другом наш сегодняшний материал.Александр Алексеевич Бучкури родился 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии. Его отец был купцом, греком турецкого подданства, отсюда такая необычная фамилия.Рос мальчик в доме отчима, лет с восьми срисовывая портреты писателей из книг и картинки из журналов. Первой натурой юного художника была соседская лошадь. Она прекрасно позировала, только на листе не помещалась.Деревенскую жизнь Александр наблюдал с детства. Слушал, как крестьяне поют песни, видел, как девушки водят хороводы.Тягу к учению и рисованию отчим поощрял. В результате мальчик сильно опережал сверстников по уровню развития. В 12 лет он был репетитором у детей помещиков. А дети порою были старше наставника.Когда Александру исполнилось 14, семья переехала в Воронеж.В 1888 году в городе состоялась выставка Товарищества передвижников, и Бучкури увидел полотна Репина, Шишкина, Крамского. Они привели его в восторг. «Я целыми днями торчал на выставке, пытаясь угадать секрет, как можно писать так хорошо, выразительно, так правдиво!» — вспоминал он потом.В 23 года Александр начал учиться в бесплатной рисовальной школе у Льва Григорьевича Соловьёва.Первая картина, которую мы видим на нынешней выставке, начиная осмотр, «Александр Бучкури за работой в школе». Написана она как раз его учителем Львом Соловьёвым. А чуть дальше — «Портрет Л.Г. Соловьёва». Это уже работа ученика — Александра Бучкури.В рисовальной школе он получил хорошие навы...

«Свадебный поезд», «Вывод», «Автопортрет» — эти и другие знаменитые работы воронежцы могут увидеть на выставке «Александр Бучкури: ученик и учитель» (12+), которая открылась 19 ноября в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского и продлится до 17 января.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Какую картину в 30-е годы прошлого столетия посчитали «неприличной»? Правда ли, что художника однажды чуть не побили крестьяне? Почему 71-летний живописец не смог во время войны эвакуироваться из оккупированного Воронежа? Об этом и многом другом наш сегодняшний материал.

Одарённый ребёнок

Александр Алексеевич Бучкури родился 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии. Его отец был купцом, греком турецкого подданства, отсюда такая необычная фамилия.

Рос мальчик в доме отчима, лет с восьми срисовывая портреты писателей из книг и картинки из журналов. Первой натурой юного художника была соседская лошадь. Она прекрасно позировала, только на листе не помещалась.

Деревенскую жизнь Александр наблюдал с детства. Слушал, как крестьяне поют песни, видел, как девушки водят хороводы.

Тягу к учению и рисованию отчим поощрял. В результате мальчик сильно опережал сверстников по уровню развития. В 12 лет он был репетитором у детей помещиков. А дети порою были старше наставника.

Когда Александру исполнилось 14, семья переехала в Воронеж.

В 1888 году в городе состоялась выставка Товарищества передвижников, и Бучкури увидел полотна Репина, Шишкина, Крамского. Они привели его в восторг. «Я целыми днями торчал на выставке, пытаясь угадать секрет, как можно писать так хорошо, выразительно, так правдиво!» — вспоминал он потом.

В 23 года Александр начал учиться в бесплатной рисовальной школе у Льва Григорьевича Соловьёва.

Первая картина, которую мы видим на нынешней выставке, начиная осмотр, «Александр Бучкури за работой в школе». Написана она как раз его учителем Львом Соловьёвым. А чуть дальше — «Портрет Л.Г. Соловьёва». Это уже работа ученика — Александра Бучкури.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

В рисовальной школе он получил хорошие навыки, но глубокого художественного образования там не давали. В 28 лет Бучкури едет в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

Ученик Репина

Столица очаровывает провинциала. Александр гуляет по Невскому проспекту, крестится на Исаакиевский собор, с трепетом смотрит на здание академии. В своё время сюда приходили Василий Суриков из Красноярска, Виктор и Аполлинарий Васнецовы из-под Вятки, Иван Крамской из Воронежской губернии…

Чуть обжившись на новом месте, Александр Бучкури набирается храбрости и идёт к Илье Репину. Взрослый мужчина, он робеет, как школьник, показывая свои работы знаменитому художнику. Работы, кстати, были не лучшие. Всё же некоторые Репину понравились, и он согласился принять Александра в школу Тенишевой, которой тогда руководил. За год он оценил способности воронежского ученика, и на следующий Александра приняли в Академию художеств в мастерскую Репина.

В музее Академии в Санкт-Петербурге есть картина «Установка модели в мастерской Репина». Среди репинских учеников на ней изображены Александр Бучкури и его будущая жена Васса Епифанова. Познакомились они ещё в рисовальной школе Соловьёва.

Учился Александр хорошо. В табелях стояли пятёрки по анатомии, перспективе и живописи.

В 1904 году он получил официальное звание художника, а в 1905-м на Весенней выставке в Санкт-Петербурге был удостоен премии имени Архипа Куинджи за картину «Похороны». Она хранится в Одесском художественном музее.

В 1907 году супруги возвращаются в Воронеж, и для Бучкури начинается один из самых плодотворных периодов. Он устраивает летнюю мастерскую в селе Подгорное. Там он бывал не раз ещё студентом, рисуя на летних каникулах, но для крестьян всё равно оставался чужим. Они и теперь зовут его «списчиком» (он списывал с них портреты) и однажды чуть было не побили. По селу ходили слухи, что тех, кого рисовал «списчик», будут выселять.

Понемногу подгоренцы привыкли к художнику и охотно ему позировали на выходных в праздничных нарядах.

Таких картин на выставке в музее им. Крамского несколько. Бучкури любил красный цвет. Перед портретом  «Девушки в красной кофте» 1911 года становятся понятны слова исследователей творчества художника, что красный «звучит в его картинах тонко, ярко». 

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Кто такой Сеич?

Кроме картин, на выставке представлены письма Александа Бучкури. Они адресованы его племяннице Елизавете Епифановой. Её портрет в карандаше здесь же.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Письма прекрасно сохранились, а ведь им больше 80 лет! Только чернила чуть выцвели. Для удобства фрагменты некоторых писем распечатаны и лежат рядом.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

В письме от 6 декабря 1936 года художник сообщал, что  «...выставку перенесли в «Спартак». Сегодня мне передавали, что дамы возмущались, зачем такую развращающую картину, как «Вывод», повесили. Ну не всё хорошее слушать, это тоже на пользу. Целую крепко-крепко, твой Сеич».

Что за Сеич, неясно ровно до второй витрины. В ней лежат письма мужа Елизаветы Епифановой Василия Сергеева. В них можно прочитать, что «Сеичем» племянница в детстве назвала Бучкури, не выговорив его отчества Алексеевич.

Из писем Сергеева мы также узнаём, что Сеич умел играть на скрипке и рояле, любил природу и, хотя писал мало пейзажей, очень ими дорожил.

«Вывод», «Завтрак на сенокосе» и «Свадебный поезд»

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

А вот и «развращающая» картина «Вывод». В литературе о творчестве Бучкури её называют одной из важнейших наряду с «Автопортретом» и «Завтраком на сенокосе». Художник писал «Вывод» в различных вариантах около 20 лет и так и не закончил. В основе картины жестокий обычай, существовавший в деревне. Если жена изменяла мужу, он привязывал её раздетую донага к лошади и прогонял через всю деревню. «Развращающая» картина на самом деле об унижении, дикости, жестокости.

«Завтрак на сенокосе» бесследно исчез во время войны, как и многие другие работы Бучкури. Это  было полотно размером 2 на 4 метра. На выставке представлен этюд. На поле, где кипит работа, прибывает старый помещик чай кушать. Бучкури в сатирическом ключе изобразил «паразитическое общество безвозвратно ушедшей в прошлое помещичьей России». 

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Картину в 1933 году купила редакция газеты «Коммуна». Художник сам пришёл в редакцию с «Завтраком», молотком и гвоздями и повесил картину. А потом ещё нет-нет да и забегал «тронуть холст» — исправить, улучшить. Он считал, что заказное полотно налагает на автора большую ответственность.

Нельзя не сказать несколько слов о «Свадебном поезде», телеге из Нелжи и соцсетях.

Эту картину Бучкури написал в 1912 году. Девушку везут на телеге выдавать замуж, её подружки веселы, невеста печальна.

Рядом с картиной — настоящая телега. Её  привезли из парка в Нелже.

Всем любителям соцсетей и фотографий предлагается стать героями «Свадебного поезда». Для этого нужно отсканировать специальный код, попасть в раздел «Маски», переместить героев свадьбы в телегу и сфотографироваться рядом с ними.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Кроме живописи, на выставке представлена графика художника. Эти работы выставляются всего второй раз. Первый — 50 лет назад, на столетие Бучкури.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Такие разные ученики

Выставка продолжается на втором этаже картинами учеников Александра Алексеевича. Ученик Репина, он и сам стал преподавателем. Бучкури давал уроки в рисовальной школе, художественных мастерских, а с середины 1920-х годов в Художественном техникуме.

На выставке также можно увидеть картины Аркадия Васильева, Михаила Лихачёва, Григория Гончарова, Константина Стаховского, Василия Белопольского.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Расстрел

Встречает и провожает посетителей выставки «Автопортрет» Бучкури. Это одна из последних по времени написания картин художника, дошедшая до нас. Она датирована 1941 годом.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Из оккупированного немцами Воронежа 71-летний художник эвакуироваться не смог: жена тяжело болела, не вставая с постели. 5 августа 1942 года Александра Бучкури и Вассу Епифанову расстреляли фашисты...

Кстати

Увидеть Бучкури мы можем не только на «Автопортрете». Мужа-изувера в «Выводе» и кучера в «Свадебном поезде» автор писал с себя.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Если от водохранилища подниматься в центр города по улице Пятницкого, то первая примыкающая слева улочка — Бучкури. Если чуть пройти по ней, то можно оказаться на развилке со Скорняжным переулком. В нём жил художник с семьёй.

Фото Татьяны КОВЕШНИКОВОЙ.

Обогнув этот дом слева, вы пойдёте по улице Бучкури, справа — по Скорняжному переулку

 

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат