Выпуск
от 2 мая 2023 г.

100-летняя ветеран войны живёт в развалюхе, которая старше е...

Убийство студентки из-за банковской карты: показания подсуди...

Разорить может не жильё, а дорога

Что будет с ценами на продукты летом и осенью

«Нельзя при детях критиковать ЕГЭ»

Ждёт ли воронежцев знойное лето?

Как Воронеж вставал на рельсы

«Во время комы я была между мирами»

Байки бывалой автомобилистки

Ай да Пушкин!

Народные новости за неделю

Сколько ждать ремонтников

Как защититься от произвола коммунальщиков

На языке родных осин

Ассорти из шампиньонов на мангале

Обратная связь. Белгород

В Белгороде начали капремонт многоэтажки, повреждённой авиаб...

«Нам объявили, что ОГЭ будет, но под другим названием»

Что и как будет благоустроено на Белгородчине?

Ревность до добра не доведёт

Пуля в сердце и другие новости Белгорода

«Разгадав замысел врага, Лиманский уничтожил свыше 60 фашист...

Как Липецк отметит День Победы

Судебные приставы обманывали должников

Трамвай в район ЛТЗ не приедет

Оценка гардероба губернатора и другие новости Липецка

«Почта России» заберёт все пенсии липчан

Как Воронеж вставал на рельсы

97 лет могло бы исполниться в этом году воронежскому трамваю. Но 15 апреля 2009 года состоялся его прощальный рейс по улицам нашего города.

1050 0 14
Краеведение

Как Воронеж вставал на рельсы

97 лет могло бы исполниться в этом году воронежскому трамваю. Но 15 апреля 2009 года состоялся его прощальный рейс по улицам нашего города.

A+

A-

Эту статью мы посвящаем светлой памяти самого экологически чистого воронежского транспорта и вкладу, который он внёс, как ни странно, в литературу.Нет, не так. До 1891 года люди передвигались по Воронежу пешком (кто победнее) или в экипажах (кто мог себе это позволить), а то и верхом. Кстати, если посмотрите карту 1866 года, удивитесь, насколько небольшим был Воронеж: он тянулся от слободы Чижовка до нынешнего вокзала «Воронеж-1» (он в то время ещё только строился), площадь Застава была выездом из города. На левом берегу — несколько домиков в районе Придачи, и всё. Но город разрастался, появилась потребность в общественном транспорте. Им стала система конно-железных дорог — сокращённо конка. Её открытие в Воронеже состоялось 23 (11 по старому стилю) августа 1891 года.Конку придумали в России. В 1820 году мещанин Иван Эльманов из Подмосковья изобрёл её прототип, так называемую дорогу на столбах. А вот воплотили идею, несколько доработав, в Америке. В 1828 году на конке люди уже передвигались по городу Балтимору, а в 1832-м — по Нью-Йорку. В Петербурге первая конка встала на рельсы только в 1854-м.В Воронеже конная дорога к началу ХХ века настолько разрослась, что стала возить наших земляков по целым четырём маршрутам. Рельсы, по которым лошади изо всех сил тащили экипажи, набитые людьми, были проложены по центральным улицам города: Большой Дворянской (ныне пр. Революции) и Новомосковской (Плехановской). Условия работы конки регулировались концессионным соглашением, заключённым между городом и частными предпринимателями.Конка обладала массой недостатков. Во-первых, животные уставали, а иной раз и умирали прямо на середине маршрута. Даже если посмотреть на старые фото конок, становится жалко бедных измученных животных, которые в одиночку тащили набитый людьми вагон.Во-вторых, животные — это затраты на ветеринара, закупку, доставку и хранение корма, содержание запасных лошадей. В связи с этим уже в 1912 году воронежские власти стали поднимать вопрос об упразднении конки...

Эту статью мы посвящаем светлой памяти самого экологически чистого воронежского транспорта и вкладу, который он внёс, как ни странно, в литературу.

Вначале была конка

Нет, не так. До 1891 года люди передвигались по Воронежу пешком (кто победнее) или в экипажах (кто мог себе это позволить), а то и верхом. Кстати, если посмотрите карту 1866 года, удивитесь, насколько небольшим был Воронеж: он тянулся от слободы Чижовка до нынешнего вокзала «Воронеж-1» (он в то время ещё только строился), площадь Застава была выездом из города. На левом берегу — несколько домиков в районе Придачи, и всё. Но город разрастался, появилась потребность в общественном транспорте. Им стала система конно-железных дорог — сокращённо конка. Её открытие в Воронеже состоялось 23 (11 по старому стилю) августа 1891 года.

Конку придумали в России. В 1820 году мещанин Иван Эльманов из Подмосковья изобрёл её прототип, так называемую дорогу на столбах. А вот воплотили идею, несколько доработав, в Америке. В 1828 году на конке люди уже передвигались по городу Балтимору, а в 1832-м — по Нью-Йорку. В Петербурге первая конка встала на рельсы только в 1854-м.

В Воронеже конная дорога к началу ХХ века настолько разрослась, что стала возить наших земляков по целым четырём маршрутам. Рельсы, по которым лошади изо всех сил тащили экипажи, набитые людьми, были проложены по центральным улицам города: Большой Дворянской (ныне пр. Революции) и Новомосковской (Плехановской). Условия работы конки регулировались концессионным соглашением, заключённым между городом и частными предпринимателями.

Конка обладала массой недостатков. Во-первых, животные уставали, а иной раз и умирали прямо на середине маршрута. Даже если посмотреть на старые фото конок, становится жалко бедных измученных животных, которые в одиночку тащили набитый людьми вагон.

Во-вторых, животные — это затраты на ветеринара, закупку, доставку и хранение корма, содержание запасных лошадей. В связи с этим уже в 1912 году воронежские власти стали поднимать вопрос об упразднении конки и замены её электрическим трамваем. И в 1913-м план перехода с одного вида городского транспорта на другой был решён. Появился план строительства электрического трамвая. Но в дело вмешались сначала Первая мировая война, затем революция, Гражданская война, и планы по строительству трамвая многократно откладывались.

Открытие трамвая

Первый электрический трамвай прошёл по улицам Воронежа 11 мая 1926 года. На тот момент был создан единственный маршрут. Трамвай отходил от железнодорожного вокзала, шёл по проспекту Революции, огибал Кольцовский сквер, поворачивал на Староконную площадь (часть нынешней пл. Ленина) и по улице Свободы (сегодня Кирова) шёл до остановки «Маслозавод».

Вот как описывал впечатления воронежцев от первого трамвая писатель Владимир Кораблинов в книге «Азорские острова». Кстати, судя по его описанию, центральные улицы города на тот момент покрывала трава. «Но самым ярким и звонким событием года был, разумеется, пуск трамвая. Рассыпая голубые искры и весело треща звоночками, он промчался по тихим, поросшим травкой улицам. Толпы горожан стояли по обочинам тротуаров, с восхищением глядели на сверкающие новенькие красные вагоны «электрической конки», как снисходительно называли трамвай ещё сохранившиеся от царских времен нафталиновые интеллигентные старички в черепаховых пенсне и чёрных крылатках с бронзовыми застёжками в виде львиных морд».

Воронежский трамвай оценил и поэт Владимир Маяковский, приезжавший в наш город с концертом в ноябре 1926-го. По воспоминаниям Владимира Кораблинова, пройдясь по Воронежу, поэт мрачно заметил: «Сплошной восемнадцатый век. Вот разве только трамвай...»

Оккупанты разобрали рельсы на противотанковые ежи

В том же 1926 году была проложена и вторая трамвайная ветка, которая уходила к нынешнему Центральному парку. В 1934 году трамвайное движение соединило левый и правый берега Воронежа, а к началу войны в городе было проложено уже 60 километров трамвайных путей, по которым курсировали 132 вагона.

Трамвай сыграл важную роль в период войны. В городе оставалось мало автомобилей — их забирали для фронтовых нужд. И трамвай стал не только пассажирским транспортом, но и средством для перевозки грузов. После захвата города фашистами рельсы стали разбираться ими для создания противотанковых ежей, призванных остановить движение освободителей. Так что после снятия оккупации Воронежа в 1943 году трамвайного движения в городе уже не было. Однако восстановить его удалось в максимально короткие сроки. Каждый трудоспособный житель должен был бесплатно отработать 100 часов на прокладке трамвайного движения, а комсомольцы — 200 часов. К этой тяжёлой работе привлекли и женщин, и подростков. Вагончики вновь побежали по городу уже 25 мая 1943 года.

После войны в Воронеже работали две системы электротранспорта: трамваи и троллейбусы. Они не конкурировали, а отлично дополняли друг друга. В 1977 году трамвай сменил облик: в наш город доставили вагоны из Чехословакии Tatra T3 — современные, обтекаемой формы, с автоматически открываемыми дверями. Их наверняка помнят люди, заставшие в Воронеже трамвай. Стоимость проезда на трамвае составляла копейки.

А в 1986 году трамвайное движение открылось по второму ярусу Северного моста. Последний раз трамвай прошёл там в 2008 году. Ржавые рельсы до сих пор лежат, их никто не убирал.

Начало конца

Новые трамвайные линии появлялись в городе до начала 90-х. С развалом СССР поставки подвижного состава прекратилась, запчастей не хватало. Транспорт быстро приходил в негодность. Транспортное хозяйство стало убыточным. Во-первых, из-за большого числа льготников, которым полагался бесплатный проезд (правительство не компенсировало транспортным компаниям убытки), во-вторых, из-за зайцев. В 90-х появилось большое количество людей, попавших под сокращение или месяцами не получавших зарплату. Платить за проезд они не могли, поэтому старались хитрить и ездить бесплатно. Немного спасал положение ввод такого новшества, как реклама на вагонах.

В начале 2000-х по Воронежу бегало 284 подвижных состава по 20 маршрутам. Планировалась закупка 40 немецких вагонов. Однако городские власти приняли решение о демонтаже рельсов на Московском проспекте — одной из ключевых линий. Так хотели расширить проезжую часть и избавить эту часть города от пробок.

Постепенно демонтировали рельсы и на других улицах. В 2003 году не стало линии на Ленинском проспекте, в 2004-м уже было нельзя доехать на трамвае в СХИ. Полностью трамвайное движение в Воронеже остановили 15 апреля 2009 года.

Трамвай: реанимация

О том, что в Воронеже вновь может появиться трамвайное движение, да не простое, а скоростное, не раз говорили ещё в 2010-х годах. Например, москвичи предлагали Воронежу проект легкорельсового трамвая, который мог ходить до Шилово. Причём часть маршрута должна была пролегать под землёй. Проект обсуждали, несколько раз к нему возвращались, но потом отклонили. Следующими были японцы, предложившие возродить в Воронеже скоростной электротранспорт на рельсах. Но финансовая сторона вопроса заставила власти отказаться и от этого предложения.

В 2019 году, когда создавался генеральный план развития Воронежа в 2021 — 2041 годах, снова заговорили о скоростном трамвае. Его линии, как тогда предполагалось, могли бы тянуться до аэропорта, а некоторые участки уходить под землю. И в генплане трамвай есть. Как отмечал в одном из интервью мэр Вадим Кстенин, от идеи строительства метро или запуска скоростного трамвая власти Воронежа не отказываются. Хотя позже были озвучены планы о том, что более приоритетным для Воронежа является метробус — скоростной автобус, который едет по выделенной специально для него части дороги.

В ТЕМУ

Легендарный трамвай-кафе

Многие воронежцы помнят эксперимент местных властей сделать трамвай-кафе под названием «Сладкая прогулка», где стояли столики. Это было в 1987 году. Вагончик с надписями «мороженое», «пирожное», «соки» шёл от улицы 45-й Стрелковой дивизии по Московскому проспекту и Кольцовской до улицы Ленина, оттуда выезжал на Северный мост, спускался на Остужева и ехал обратно. Стоимость входного билета составляла 1 рубль 50 копеек. Судя по цене, угощения входили в стоимость билета.

По выходным у трамвая-кафе было шесть рейсов, а в рабочие дни — три. Воронежцы вспоминают, что попасть внутрь могли только редкие счастливчики, потому что часть остановок трамвай почему-то пропускал. Вероятно, из-за того, что за столиками больше не было мест. Так что воронежцам не оставалось ничего другого, как провожать уходящий вдаль трамвай-кафе грустным взглядом. Проработал этот необычный трамвай примерно до 1989 — 1990 гг.

БЫЛО И ТАКОЕ

Как поминали воронежский трамвай

В 2019 году на Северном мосту воронежские общественники провели перформанс «Панихида по трамваю». Собравшиеся художники, журналисты и представители других профессий, в общей сложности 12 человек, нарядившись в чёрные одежды, со скорбными лицами изображали пассажиров несуществующего трамвая и в то же время участников панихиды.

КСТАТИ

Воронежский трамвай в «12 стульях»

Сразу скажем, что это только версия, но распространённая. Многие исследователи творчества писателей Ильфа и Петрова считают, что в романе «12 стульев», в главе «Дышите глубже, вы взволнованны», описано открытие воронежского трамвая в 1926 году. В этой главе Остап Бендер и Киса Воробьянинов попадают в город Старгород и оказываются на празднике в честь запуска первого трамвая.

Дело в том, что оба соавтора работали с начала 20-х годов в газете «Гудок». Открытие трамвайного движения в разных городах было их профильной темой. И Илья Ильф, как считают многие исследователи, мог присутствовать на запуске воронежского электротранспорта.

«12 стульев» называют «романом, склеенным из газетных вырезок», то есть авторы художественно переосмысливали то, что видели сами, выезжая на репортажи. К осени 1927-го, когда вышел роман, уже были запущены бакинский трамвай (8 февраля 1924 г.), ногинский трамвай (2 марта 1924-го), старобельский трамвай (6 июля 1924-го), щегловский трамвай в Макеевке (23 ноября 1924 г.) и воронежский трамвай (16 мая 1926-го). Собственно, эти города наряду с Воронежем и претендуют на звание прототипа Старгорода. В Старобельске Луганской области, кстати, жители даже установили в центре города памятник Остапу Бендеру, застолбив таким образом за городом право называться прототипом Старгорода.

В пользу того, что Старгород — это Воронеж, исследователи приводят такие доказательства. Воронеж, как и Старгород, был в то время губернским городом. Открытие трамвая в романе происходит 1 мая — ближе всех к этой дате был запуск воронежского электротранспорта. О трамвайной линии в Воронеже заговорили в 1912 году, а в «12 стульях» есть фраза: «…Трамвайная станция, постройка которой замерла на фундаменте, была задумана уже давно, ещё в 1912 году, но городская управа проект отвергла».

Доказательств того, что Воронеж — это Старгород, так же немного, как и доказательств, что в романе упомянут какой-то другой город. Исследователи приходят к мысли, что классики создали собирательный образ, но что-то из Воронежа заимствовано наверняка, совпадений много.

СПРАВКА «Ё!»

От ВРТТЗ осталось только название остановки

На пике расцвета трамвайного движения в Воронеже насчитывалось 3 трамвайных депо, более 300 вагонов, 21 маршрут и почти 180 км линий по всему городу. В таком виде хозяйство сохранялось до начала лета 2001 года. Менее чем через 8 лет в движении оставалось с десяток вагонов, одно трамвайное депо и два маршрута. В 2009 году трамвайное движение прекратилось.

Кроме того, в 1974 году в нашем городе заработал ВРТТЗ — Воронежский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, который был построен для обеспечения ремонта и создания спецвагонов трамваев и троллейбусов. С 2005 года на предприятии накопилась огромная задолженность, в конце 2006-го — начале 2007-го завод прекратил существование. Были демонтированы инфраструктура, рельсы, контактная сеть, производственные и административное здания, на территории бывшего завода работал складской комплекс. В настоящее время на месте ВРТТЗ построен жилой комплекс «Цветной бульвар». От некогда крупного предприятия сейчас осталось только название остановки.

КСТАТИ

  • Сразу после открытия, в 1926 году, в городе трамвая воронежцы стали жаловаться на слишком дорогой проезд. Цена тогда составляла 10 копеек. Средняя зарплата была примерно 50 — 70 рублей в месяц.
  • Первое трамвайное депо в Воронеже было построено ещё до революции, в 1913 — 1914 годах. Проект на безвозмездной основе был создан известным городским архитектором Михаилом Замятниным. Депо закрыто с 2003 года, на его месте построен жилой комплекс.
  • Подземный трамвай в России существует в единственном городе — Волгограде. Трамвайная система с элементами метрополитена (её называют метротрам) была открыта в Волгограде 5 ноября 1984 года, маршрут проходит как  над землёй, так и под землёй.

Фото: bvf.ru, img.ttransport.ru, sun9-15.userapi.com.

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат