КНИГИ НА ОСЕНЬ: мистика, классика, саморазвитие
Рекомендации участницы воронежского книжного клуба «Читаем вместе»
КНИГИ НА ОСЕНЬ: мистика, классика, саморазвитие
Рекомендации участницы воронежского книжного клуба «Читаем вместе»
«Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…»
(Н.В. Гоголь)
Осеннее настроение я предвкушаю заранее, уже с середины августа начинаю ждать Чуда. — Чуда красоты осенних листьев в городском парке, аромата яблочного пирога с корицей, мягкости теплого свитера, как прикосновение любимых рук. И Чуда чтения, особенно уютного, меланхоличного, неторопливого.
Осенью я не хочу экспериментов. Возвращаюсь к любимым авторам, в истории которых погружаюсь с головой. С ними, задраив люки, ухожу в осеннее подполье.
Ну, а теперь по-порядку.
Каждую осень я перечитываю кого-то из русских классиков, которых оценила, уже значительно повзрослев. Писатель, которого нежно люблю и рекомендую обычно всем — Николай Васильевич Гоголь. Его завораживающий язык, увлекательный сюжет, по-малоросски колоритный, с чудинкой и чертовщинкой, не дадут уснуть и пощекочут нервы. Попробуйте прочесть повесть «Портрет» — отличный образец темной мистики.
В этом году у Гоголя перечитаю и «Мертвые души». Книга — просто кладезь психотипов, фобий и тонкая игра на человеческих пороках. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его».
Прекрасно читаются именно осенним вечером мистические рассказы русских писателей. — «Черный монах» Чехова, «Он (рассказ неизвестного)» Андреева, «Фанданго» и обожаемый мной «Крысолов» Грина.
Окололитературный нон-фикшн не менее интересен. Из моих недавних книжных «открытий» порекомендую Вив Гроскоп «Саморазвитие по Толстому».
В ней англичанка описывает свой опыт прочтения и впечатления от русских классических авторов, знакомство с русской историей и культурой сквозь призму романов Толстого, Достоевского, Пастернака и др. Особенно замечательно, что Гроскоп приехала и осталась жить в России в самые непростые времена, в начале 90-х, и сама честно пыталась примерить на себя «русскость» и извлечь жизненные уроки из произведений классиков.
Книга состоит из 11 глав. Каждая — это часть личной истории писательницы и один соответсвующий роман, в котором она находила либо душеспасительный совет, либо утешение, либо выход из трудного положения. Приведу названия глав. Как относиться к жизни с чувством юмора («Мастер и Маргарита» Булгакова), Как пережить неразделенную любовь («Месяц в деревне» Тургенева), Как преодолеть внутренний конфликт («Преступление и наказание» Достоевского) и так далее...
Гроскоп опровергает утверждение Марка Твена, что «классической называется книга, которую все хвалят, но никто не читает». Ее искренняя любовь и восхищение мощью языка Ахматовой, Гоголя и Толстого необычайно вдохновляют и мотивируют читателя вернуться к позабытым классикам.
Рискну посоветовать не очень известный приключенческо-мистический роман советского путешественника и исследователя Восточной Сибири Г. Федосеева «Злой дух Ямбуя».
Тревожная красота осенней тайги и загадка исчезновения трех ученых на горе Ямбуй увлекут вас за собой на поиски пропавшей экспедиции вместе с главным героем-охотником и группой провожатых эвенков. Здесь даже наличие идеологической пропаганды в совсем незначительных дозах не режет глаз по сравнению с обилием интереснейшей информации о традициях малых народов Сибири, жизни кочевых племен и описаний противостояния человека и природы.
«И невольно подумалось: зачем на этой мудрой земле, где столько красоты, — зло, вражда и смерть?!» («Злой дух Ямбуя»).
Вообще советские авторы сейчас незаслуженно забыты. А напрасно. Поэтому я посоветую еще одну замечательную историю-притчу Чингиза Айтматова, с которой вы забудете непогоду за окном, борясь со стихией вместе с героями книги.
Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» перенесет вас на берег Охотского моря в племя охотников-нивхов, поклоняющихся Воде и Земле.
Айтматов много читал и любил Хэменгуэя. Он не скрывал, что «Пегий пес» — его дань великому писателю и, в частности, повести «Старик и море».
Одиннадцатилетний Кириск с отцом, дядей и старейшиной племени выходит в открытое море на первую в жизни охоту на тюленей. Происходит его инициация как мужчины. В случае удачи Кириск вернется домой уже повзрослевшим добытчиком…
Два дня у меня за окном бушевала настоящая буря, два дня меня накрывало густым туманом вместе с героями повести. А Пегий пес, утес, служивший маяком рядом с родным берегом нивхов, звал домой и обещал спасение. Это история о том, что даже после нашей смерти мы продолжаемся в своих детях и «поем их голосами».
Если уж грустить осенью, то по-английски, когда «печаль моя светла», и книга еще немного горчит в душе после прочтения. Советую все три романа Кадзуо Исигуро «Остаток дня», «Погребенный великан» и «Не отпускай меня».
Послушайте их в начитке замечательного воронежского исполнителя Игоря Князева. За чашкой согревающего чая или по дороге на работу они украсят ваш день и создадут неповторимое осеннее настроение!
Осень невозможно представить без Большого романа, в который можно завернуться, как в одеяло. «Тайная история» Донны Тартт» по-английски размеренна и богата описаниями, словно русская классика.
Первые же строки рисуют картину несчастья: молодой человек сорвался со скалы. Было ли это преступлением или волей самоубийцы? — Писательница задает точку отсчета и тут же разворачивает повествование в сторону прошлого, о котором вспоминает главный герой…
Мы видим историю студенческого кружка в небольшом американском университете. Четыре парня и одна девушка, богатые, раскованные, слегка высокомерные, учатся отдельно от других по особой программе, включающей древнегреческий язык и античную культуру. Выходные они проводят на загородной вилле одного из друзей, и вся завязка происходит как раз в начале осени. Как же прекрасно описана эта их осенняя лень, прогулки на природе, философски разговоры!
Однако, друзья увлекаются экспериментами над собственным разумом и ощущениями, представив себя кастой избранных, жрецов античности, что приводит к череде печальных событий.
От романа невозможно оторваться. Появляется эффект личного присутствия читателя во всех описываемых событиях, когда Тартт мастерски описывает самые простые бытовые вещи, характеры, одежду, природу и первые морозные утренники, когда в саду и на траве уже лежит иней. «Красота редко несет покой и утешение. Напротив. Подлинная красота всегда тревожит».
Герои ищут красоту во всем — текстах античных авторов, природных пейзажах, изысканной одежде и женской неповторимости. Роман богат отсылками к греческим мифам, римскими и греческими цитатами, а к финалу все более напоминает вариацию «Преступления и наказания».
Осенью хочется хотя бы мысленно перенестись в какое-нибудь теплое и прекрасное место, например, в Барселону, с ее неповторимой архитектурой Гауди, музыкой католических храмов и роковыми женщинами. В связи с чем я вспоминаю про цикл из 4 книг Карлоса Руиса Сафона, начинающийся с «Тени ветра».
В первом романе мы знакомимся с юным Даниэлем Семперо и вместе с ним посещаем необычный букинистический магазин, Кладбище забытых книг, где ему попадается в руки книга неуловимого писателя Хуана Карракса. Его другие книги невозможно найти, а за теми, что сохранились, идет смертельная охота. В книге тесно сплетены прошлое и современность, готические мотивы и нечистая сила.
Если вы уже знакомы с этой чудесной прозой и хочется чего-то подобного — побродить по таинственным лабиринтам памяти, по Средневековой Европе, пошуршать ворохом манускриптов, приоткрыть старые книги и разгадать какую-то тайну — вот несколько очень достойных к прочтению книг! «Баудолино» Умберто Эко, «Имя мне — красный» Орхана Памука, «Я исповедуюсь» Жауме Кабре. В последней речь пойдет не о книгах, а о музыке, точнее о загадочной совершенной скрипке, чьи мелодии способны поменять человеческие жизни.
«Книги — они как зеркала: в них лишь отражается то, что у тебя в душе.» ( — «Тень ветра»)
Выбор за вами! Читайте и наслаждайтесь!
Анна ГРЕЧИШНИКОВА,
участница Книжного Клуба, переводчик.
1477
19