Выпуск
от 2 ноября 2021 г.

«Хватит обирать нас»: кто именно в гордуме собирается поднят...

Врачи красных зон: «Не только пациенты, но и мы падаем в обм...

Дистанционка сработала. Закончится ли локдаун после 7 ноября

«Переживать такое во второй раз желания нет»

В 2019 году у Александра Завьялова в страшном ДТП погибла же...

Переход на тот свет: воронежцы жалуются на смертельно опасну...

«Факел» горит красным пламенем

«Корона должна быть в голове»

«Переезд от родителей помог мне понять, что я такая, как все...

«За 10 дней пневмония съела 99% лёгких»

Современный иконописец: «Одни люди приходят в храм молиться,...

Получи по тыкве: три осенних рецепта

«Нам выпали непростые времена, и о них стоит рассказать»

Маринованные вёшенки: идеи и рецепты от Юлии Степановой

Овощи, которые не боятся мороза

«Прививку сделала, а QR-код не приходит»

Сдержит ли локдаун распространение инфекции?

Детей чиновников лишат квартир?

«Зимой мы начинаем класть асфальт, а в ноябре — утеплять фас...

«Ночь искусств» в Белгороде пройдёт в онлайн-формате

Аферисты стали слать своим жертвам… повестки

Торговые ряды построил знаменитый архитектор

Обратная связь: когда решится судьба ЦУМа в Липецке?

Как QR-коды изменили жизнь липчан

Дельта-штамм бьёт по детям и беременным

Липецких вандалов остановят видеокамеры?

В село Шовское приезжают паломники из дальнего зарубежья

Обь-кормилица, медведи и клюква

«Хватит обирать нас»: кто именно в гордуме собирается поднять плату за ЖКУ на 25% 

При этом обоснование такого шокирующего повышения тарифов не представлено. Последнее слово теперь за губернатором Александром Гусевым и антимонопольной службой. А у неё, кстати, уже были претензии к тому, как областные власти устанавливают тарифы

4397 0 30
Городское ЖКХ

«Хватит обирать нас»: кто именно в гордуме собирается поднять плату за ЖКУ на 25% 

При этом обоснование такого шокирующего повышения тарифов не представлено. Последнее слово теперь за губернатором Александром Гусевым и антимонопольной службой. А у неё, кстати, уже были претензии к тому, как областные власти устанавливают тарифы

A+

A-

В истории Воронежа есть разные примеры рекордного роста тарифов на коммунальные услуги. Например, в 2010 году отопление и горячее водоснабжение подорожали сразу на 15%. В 2011 году тепло выросло в цене на 12%, а газ на 15%. Но это были те самые «тучные годы». Благодаря подпитываемой высокими ценами на нефть экономической стабильности заработки большинства воронежцев росли даже быстрее, чем тарифы.Сейчас, когда цены повышаются буквально каждый день, а перспективы роста зарплат туманны, казалось, что власти подойдут к вопросу ежегодного увеличения тарифов аккуратно. Однако всё случилось с точностью до наоборот: поставщики ресурсов и мэрия Воронежа настаивают на том, что в течение следующих трёх лет плата воронежцев за коммунальные услуги должна расти ускоренными темпами.Тарифы на коммунальные услуги в России ежегодно повышаются с 1 июля. Но определить их региональные власти обязаны до 1 января наступающего года. У роста тарифов есть предел. Это установленные распоряжением правительства России индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Федерации. То есть тарифы на все услуги региональные власти должны повысить так, чтобы общая плата среднестатистического потребителя выросла в пределах, предусмотренных индексом. Естественно, при условии, что в следующем году потребитель израсходует не больше ресурсов, чем в предыдущем.Для Воронежской области на 2021 год этот индекс установлен в размере 4%. На 2022 год он ещё не устанавливался. Однако из размещённых в открытых источниках материалов к проекту бюджета России на 2022 год следует, что федеральные власти хотят оставить индексы для регионов прежними.Однако в отдельных населённых пунктах и районах главы регионов по закону вправе повысить тарифы так, чтобы рост платы граждан был выше, чем предусматривает индекс. Для этого необходимо, чтобы к руководителю субъекта с этой инициативой обратились депутаты местного представительного органа власти. Депутаты, конечно, могут поднять...

В истории Воронежа есть разные примеры рекордного роста тарифов на коммунальные услуги. Например, в 2010 году отопление и горячее водоснабжение подорожали сразу на 15%. В 2011 году тепло выросло в цене на 12%, а газ на 15%. Но это были те самые «тучные годы». Благодаря подпитываемой высокими ценами на нефть экономической стабильности заработки большинства воронежцев росли даже быстрее, чем тарифы.

Сейчас, когда цены повышаются буквально каждый день, а перспективы роста зарплат туманны, казалось, что власти подойдут к вопросу ежегодного увеличения тарифов аккуратно. Однако всё случилось с точностью до наоборот: поставщики ресурсов и мэрия Воронежа настаивают на том, что в течение следующих трёх лет плата воронежцев за коммунальные услуги должна расти ускоренными темпами.

Кто был инициатором роста тарифов?

Тарифы на коммунальные услуги в России ежегодно повышаются с 1 июля. Но определить их региональные власти обязаны до 1 января наступающего года. У роста тарифов есть предел. Это установленные распоряжением правительства России индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Федерации. То есть тарифы на все услуги региональные власти должны повысить так, чтобы общая плата среднестатистического потребителя выросла в пределах, предусмотренных индексом. Естественно, при условии, что в следующем году потребитель израсходует не больше ресурсов, чем в предыдущем.

Для Воронежской области на 2021 год этот индекс установлен в размере 4%. На 2022 год он ещё не устанавливался. Однако из размещённых в открытых источниках материалов к проекту бюджета России на 2022 год следует, что федеральные власти хотят оставить индексы для регионов прежними.

Однако в отдельных населённых пунктах и районах главы регионов по закону вправе повысить тарифы так, чтобы рост платы граждан был выше, чем предусматривает индекс. Для этого необходимо, чтобы к руководителю субъекта с этой инициативой обратились депутаты местного представительного органа власти. Депутаты, конечно, могут поднять этот вопрос и сами. Но в основном к ним с такой просьбой обращается местная исполнительная власть. А к исполнительной власти перед этим обращаются сами коммунальные предприятия.

В общем, интересная цепочка. С одной стороны, она призвана сделать так, чтобы к росту тарифов были причастны все органы власти. А с другой — размыть между ними ответственность за повышение тарифов. И даже отчасти переложить её на самих граждан. Ведь депутаты — это же избранники народа...

Что предлагалось?

Именно эта цепочка и пришла в действие в Воронеже. К администрации города обратились: ООО «РВК-Воронеж», которому она передала в концессию городское водопроводно-канализационное хозяйство, ПАО «Квадра», в концессию которому были переданы муниципальные котельные и тепловые сети, и ООО «Энерговид», которое в ходе приватизации частично приобрело муниципальные тепловые сети в Отрожке.

После этого мэрия обратилась в городскую Думу с инициативой сверхнормативного повышения общей платы граждан за коммунальные услуги — за счёт опережающего роста тарифов.

В пояснительной записке к инициативе отмечалось, что у «Квадры» тариф на тепло может вырасти в следующем году на 9,6%, у «Энерговида» вообще на 11%. У «РВК-Воронеж» на левом берегу тариф на воду может увеличиться на 4,5%, на канализование стоков — на 7,5% по водоотведению, на правом берегу предполагается заметно — на 15% — увеличить тариф на канализование стоков.

Какое решение приняли на сегодня?

В итоге депутаты Гордумы на заседании 27 октября не единогласно, но всё же приняли следующее решение (процитируем его дословно):

«Обратиться к губернатору Воронежской области А.В. Гусеву с инициативой об установлении предельного (максимального) индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в городском округе город Воронеж на 2022 год, а также об установлении планируемых значений предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2023 — 2024 годы:

  • с 01.07.2022 в размере 9,1% по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре 2021 года;
  • с 01.07.2023 в размере 8,2% по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре 2022 года;
  • с 01.07.2024 в размере 6,6% по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре 2023 года».

О голосующих. Кто же из наших «народных избранников» проголосовал «за» то, чтобы ещё глубже залезть в кошельки воронежцев? 


За: Артем Рымарь («Справедливая Россия»), Александр Чистяков («Единая Россия»), Роман Жогов («Единая Россия»), Андрей Бойко («Единая Россия»), Алексей Золотарев («Единая Россия»), Владислав Новомлинский («Единая Россия»), Вадим Клецов («Единая Россия»), Андрей Зачупейко («Единая Россия»), Олег Черкасов («Единая Россия»), Александр Сысоев («Единая Россия»), Александр Жуков («Единая Россия»), Дмитрий Швецов («Единая Россия»), Александр Чуфинев («Единая Россия»), Игорь Костырев («Единая Россия»), Алексей Пинигин («Единая Россия»), Андрей Соболев («Единая Россия»), Иван Кандыбин («Единая Россия»), Юрий Яковлев (ЛДПР), Дмитрий Крутских («Единая Россия»), Николай Коржов («Единая Россия»). 
Против: Денис Захаров и Андрей Суверин («Справедливая Россия») и Андрей Померанцев и Владимир Дударев (КПРФ).
Не пришли на заседание: Сергей Колиух («Единая Россия»), Сергей Авдеев («Единая Россия»), Юлия Попова («Единая Россия»), Владимир Калинин (КПРФ), Владимир Ходырев («Единая Россия»), Александр Провоторов («Единая Россия»), Сергей Кудрявцев («Единая Россия»), Константин Ашифин (КПРФ), Олег Гуков (КПРФ), Сергей Ковалев («Единая Россия»).

Насколько это разорительно для воронежцев?

Наши несложные расчёты показывают, что, если сложить все запланированные повышения (с учётом наложения процентов на проценты), плата воронежцев за коммунальные услуги через 3,5 года будет на 25% выше, чем сейчас.

Депутатам Гордумы перед заседанием также раздали заключение управления правовой и экономической экспертизы городского парламента, в котором прописано, каким будет максимальное повышение уровня ежемесячной платы в денежном выражении. Выходит, что со следующего отопительного сезона плата за ЖКУ вырастет:

  • для однокомнатной квартиры площадью 35 кв. м, в которой живёт один человек, — на 541,3 руб.;
  • для двухкомнатной квартиры площадью 52 кв. м, в которой живёт два человека, — на 870,6 руб.;
  • для трёхкомнатной квартиры площадью 72 кв. м, в которой проживает 4 человека, — на 1 364 руб.

Суммы впечатляют.

Чем обосновывают повышение?

Формально пока ничем. Дело в том, что в проекте решения Гордумы просто не было экономического обоснования того повышения платы, которое депутаты просят утвердить губернатора. В связи с этим, кстати, свой отзыв на этот проект не смогла дать Контрольно-счётная палата города.

Администрация Воронежа в своём официальном сообщении объяснила инициативу как раз необходимостью выполнять концессионные соглашения с «Квадрой» и «РВК-Воронеж». «Только корректировки тарифов не могут обеспечить притока всех денежных средств, жизненно необходимых для модернизации и перевооружения инженерных объектов, — говорится в сообщении. — Поэтому инвестиции и реконструкции, ремонты сетей и строительство новых мощностей идут уже сейчас — не столько за счет тарифов, сколько за счет «длинных» кредитов, которые привлекаются предприятиями и которые им предстоит возвращать долгие годы. Фактически на безубыточный режим работы «РВК-Воронеж» сможет выйти только к 2028 году, а «Квадра» — к 2030 году».

До этого в течение октября мэрия в своих сообщениях неоднократно упоминала благотворное влияние «Квадры» и РВК на тепловые, водопроводные и канализационные сети. К примеру, городские власти сообщили, что «Квадра» в 2019 году приняла в эксплуатацию объекты имущественного комплекса «Воронежтеплосети» на 15 лет, взяв на себя обязательства инвестировать в его развитие 3,65 млрд рублей. Из них около 2 млрд предстояло направить на реконструкцию сетей, остальные средства — на обновление оборудования ЦТП и котельных. За три года удалось, к примеру, переложить уже 60 километров муниципальных тепловых сетей.

— Такой масштабной замены изношенных магистралей муниципальные сети не видели за все прошедшие 30 лет, — отметил мэр Вадим Кстенин. — Но главный результат не в цифрах, а в качестве услуг для потребителей — на новых сетях перестают случаться аварии, а на тех, которые ещё не получили модернизации, они устраняются максимально оперативно. Нам вместе с «Квадрой» предстоит ещё очень много работы, чтобы привести до края изношенный муниципальный теплоэнергетический комплекс в порядок и сделать его работу устойчивой и бесперебойной.

А всё ли в порядке было с тарифами до этого?

С точки зрения аудиторов, все перечисленные выше аргументы — это всё же красивые слова. На самом деле, как мы выяснили, при каждом повышении тарифов поставщики услуг обязаны предоставить, а департамент государственного регулирования тарифов правительства области проанализировать огромный массив информации о работе поставщиков ресурсов. Вплоть до отчётов о том, сколько денег сотрудники этих организаций потратили и планируют потратить в служебных командировках.

И — надо же такому случиться — именно в случае с «Квадрой» у федеральных органов власти возникли претензии к правительству области. Осенью 2019 года Федеральная антимонопольная служба провела плановую проверку того, как управление по госрегулированию тарифов (позже оно стало департаментом) устанавливало для «Квадры» тарифы на тепло и горячую воду. Проверяющие сравнивали работу управления с алгоритмом, изложенным в постановлении правительства России № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Согласно этому постановлению, как напоминают проверяющие, экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, например, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объёмов полезного отпуска тепловой энергии, а также анализ экономической обоснованности величины прибыли, которую планирует получить предприятие. Однако ничего этого в заключении, на основании которого были повышены тарифы, судя по акту проверки, не было.

Заложенный в тариф объём ремонтных работ, как отмечают проверяющие, должен подтверждаться локальными сметными расчётами, дефектными ведомостями, расчётами потребности материалов на текущий и капитальный ремонты, договорами подряда и т. д. Однако в заключении по тарифам не было и этих документов.

К тем же документам, которые были, у проверяющих также возникли претензии. Например, выяснилось, что областные власти при установлении тарифа на тепло почему-то посчитали, что на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в общей сложности работает 729 человек. А ФАС выяснила, что на самом деле там работало на 128 человек меньше.

Губернатору Александру Гусеву предстояло принять непростое решение. Главе региона явно стоило учесть, что многие воронежцы сейчас в буквальном смысле слова нищают, и внимательно изучить обоснованность расходов, на которые ссылаются поставщики. В прошлом году Александр Гусев, кстати, отказал депутатам, «Квадре» и РВК в сверхнормативном повышении тарифов. И принципиальное решение о повышение платы граждан за услуги ЖКХ всё-таки было принято.

Между тем тысячи воронежцев подписали петицию против резкого повышения цен на услуги ЖКХ, которая появилась на портале change.org 28 октября. Петиция адресована губернатору Воронежской области. Её автор подчеркнул, что в период пандемии стремительно беднеющее население заслуживает не дополнительного угнетения, а поддержки.

ГЛАС НАРОДА

«Хватит дурить граждан»

Что думают о росте тарифов на ЖКУ читатели moe-online.ru

Kuku: «Очередная сверхнаглость и дуриловка! Заставляете граждан, а не муниципалитет инвестировать в частные конторы «РВК-Воронеж» и «Квадра» для ремонта и замены по факту концессии муниципальных сетей водо— и теплоснабжения? Раз гражданин инвестирует — выдавайте акции этих контор, и пусть они выплачивают дивиденды! Хватит дурить граждан!»

Евгений Ушков: «В этом году тарифы ЖКХ выросли на 3,2 — 6,5% в зависимости от региона, теперь еще хотят почти на 10%, а не слишком ли жирно получится? Пусть для начала на эти 10% поднимают з/п в регионе, а затем уже и ЖКХ. Вот что значит не ходить на выборы...»

Romashka03: «В чём смысл инвестиционных программ, если на них «скидываются» граждане-потребители, а не инвестор? Инвестиция в чём выражается?»

Анаконда: «Что ж людей-то так депутаты не любят... Ведь вроде должны заботиться о нас, а на деле — берегут интересы компаний, которые и так нас обдирают. Я не верю, что петиция подействует, но что-то же надо делать...»

Фото: пресс-служба компании «Росводоканал Воронеж».

Главная
Свежий номер
Рубрики
Закладки
Войдите, чтобы добавить в закладки
Чат