Девять кругов на должности почтальона «Почты России»
Корреспондент «МОЁ!» полгода работал в воронежском почтовом отделении и ощутила на себе, как работает эта система
Девять кругов на должности почтальона «Почты России»
Корреспондент «МОЁ!» полгода работал в воронежском почтовом отделении и ощутила на себе, как работает эта система
Мне всегда казалось удивительным, что некоторые люди делают испуганное выражение лица, когда слышат два слова: «Почта России». Увидев на одном сайте, что в почтовое отделение требуется сортировщик писем, я без особых колебаний отправила резюме.
Первый круг: устройство
Перезвонили с главпочтамта мне довольно быстро:
— У нас есть три вакансии: оператор связи, курьер, который возит письма с водителем (работать можно полдня), и сортировщик.
— Давайте попробуем курьером.
— Хорошо, зарплата будет 12 тысяч.
Вакансий на удивление много, а на главпочтамте очередь из желающих устроиться. На одном только инструктаже по технике безопасности сидело человек десять. Там пообещали выдать униформу: две куртки, жилет, несколько пар обуви и главное — шипы на подошву, чтобы не скользила по льду.
— А у меня мама уже несколько лет почтальоном работает — никакую форму ей не выдавали, — заметила одна из кандидаток.
— Не может такого быть, — заверил мужчина, проводивший инструктаж. — Форма должна быть у всех.
Я за полгода работы на почте униформу так и не получила…
Круг второй: служебная почта
В первый день начальница рассказала мне, что я теперь почтальон городской служебной почты, или просто ГСП. Рабочий день у меня не до двух, как я рассчитывала, а до пяти. Но отпроситься можно, к тому же у меня будет два выходных, в то время как у обычных почтальонов — один.
Первую неделю я работала с удовольствием. В мои обязанности входило сортировать письма по адресам, а потом развозить.
«Беги отсюда, девочка!» — такими словами встретил меня водитель Сергей (имя изменено) во время первого выезда. Сначала я искренне недоумевала — почему. Но когда осознала, что на моём участке 180 действующих организаций и в каждую из них я должна отвезти почту, стало несколько не по себе.
Сергей рассказал, что раньше в нашем отделении было не две, а три ГСП, соответственно, три почтальона. «Вам должны платить по полторы ставки, потому что вы закрываете три участка», — возмущался водитель.
На работе я сидела не до пяти, а до восьми часов вечера и всё равно не успевала рассортировать все письма. Мне помогала начальница, другие почтальоны, но почты не становилось меньше.
К счастью, через пару недель мне сообщили, что на это место возвращается девочка, которая работала здесь раньше, а я могу уйти на обычный почтовый участок. Писем там в три раза меньше. Кстати, на размер зарплаты это никак не влияет.
Круг третий: третий участок
Участок № 3 был ничейным в течение нескольких месяцев. Если на ГСП я разносила почту только по организациям, то здесь предстояло работать и с частными письмами. Ещё одно отличие: по адресам надо было ходить пешком. Их показал мне Славик ( имя изменено) — почтальон с соседнего участка. Он проходил у нас альтернативную службу, чтобы не ходить в армию.
В первый день, проводя экскурсию по моим «владениям», Славик с видом знатока рассказывал мне: «Вот здесь можно под забор почту засунуть. В прокуратуру надо ходить каждый день, к «Белому медведю» (так назывался один ЧОП) можно реже. А вот здесь можно заправиться», — и показал на пивнушку довольно криминального вида.
Славик периодически подходил ко мне с вопросом: «Ну как? Не пахнет?» Чтобы не пахло, запивал водку энергетиком, всё-таки находиться на работе пьяным не только неприлично, но и строго запрещено. Однажды признался, что влетел на 12 тысяч, когда разносил пенсии пьяным. Пришлось выплачивать эту сумму из своего кармана.
Писем на обычном участке действительно в несколько раз меньше, чем на ГСП. Но к ним добавляется оформление накладных, разнос квитанций, газет, мелких пакетов и иногда пенсий.
Круг четвёртый: пенсии
Носить пенсии по участку было страшновато: это материальная ответственность, да и пенсионеры попадались разные. Захожу в одну квартиру — кругом грязь, хозяйка производит впечатление сильно пьющей. Соседки рассказали, что в её квартире уже три человека погибли во время алкогольных вечеринок.
Но самый неприятный случай произошёл, когда я выплатила пенсию мёртвому. Пожилая женщина умерла за день до этого. Пенсию я отдала её родственникам. А когда вернулась на почту, мне сказали, что нельзя было так делать, и если деньги сейчас не отдадут, то мне придётся отдать свои. Пришлось возвращаться и забирать уже выплаченную пенсию.
Круг пятый: мелкие пакеты
«Мелкие пакеты — это бонус, — сообщил Славик ещё в мой первый день на участке. — Многие люди за ними просто не приходят, и ты можешь забрать их себе».
«А где прописано это правило?» — удивлённо спросила я, поразившись такому откровенно противозаконному поведению. В ответ он только рассмеялся, а потом добавил: «Каждый десятый пакет — твой. В основном, конечно, ерунда попадается, всякие помады, пудры. Но ничего, пригодится. Можно, например, девушке на Новый год подарки не покупать». Правда потом Славик сказал мне, что он просто пошутил.
Круг шестой: «Российская газета»
Просить у меня бесплатную «Российскую газету» пенсионеры стали чуть ли не в первые дни. От прежнего почтальона остался список адресов, по которым я должна была её разнести, — около полусотни. Газета довольно объёмная, поэтому за один раз её раскидать практически невозможно.
В списке были адреса далеко не всех, кто требовал от меня эту газету. Постоянно приходилось выслушивать претензии: «Нам положено! Почему вы нам не приносите?»
Круг седьмой: квитанции
Квитанции нужно разнести по участку в самый короткий срок. Они приходят не одновременно. Пока дождёшься полного комплекта, на разнос остаётся пара дней. Особенно много проблем в частном секторе: приходится запоминать фамилии людей, чтобы положить квитанции в нужный ящик. Иначе они просто не доходят до адресатов: конфликтные соседи могут не отдать их хозяевам.
«У меня соседка ненормальная. Видно, вы в прошлый раз ей кинули, а она спрятала и целый месяц у себя дома держала», — жаловалась одна женщина.
Но самые большие сложности начинаются зимой. Если в подъездах ещё относительно тепло, то подбирать квитанции на улице у частных домов почти невозможно: дует ветер, бумаги разлетаются, а ты с сумкой бегаешь по снегу и пытаешься их поймать. И если в начале «прогулки» все квитанции сложены по порядку, то спустя пять минут в них уже невозможно разобраться.
Круг восьмой: продажа товаров
Удивительно, но современный почтальон должен не только разносить письма, а ещё и продавать товары. Да-да… Печенье, конфеты, шоколадки, паштеты, а также фирменные авторучки с эмблемой «Почты России». За месяц почтальон должен продать товар на две тысячи рублей.
Все эти продукты стоят дороже, чем в магазинах, поэтому брать их люди не хотят. Почтальоны иногда помогают друг другу или самим себе. То есть покупают дорогие шоколадки на почте, только чтобы выполнить план.
Правда, Славик нашёл способ извлечения прибыли: он продавал шоколадки ещё дороже, чем требовалось, а выручку забирал себе.
— Как тебе это удаётся? — удивлялись другие почтальоны.
— Ну, я прошу бабок: «Купите, пожалуйста, конфеты, а то нас обязали продавать, могут зарплаты лишить», — они и берут.
На что только не пойдешь, чтобы не остаться без зарплаты.
Круг девятый: сортировка
Если предыдущие круги «Почты России», по сути, обязанности современного почтальона, которые прописаны у него в договоре, то сортировка писем по всем участкам в его обязанности не входит.
Однако в нашем отделении сортировщика не было, и его работу выполняли почтальоны, причём бесплатно. Прибавку к зарплате за то, что они фактически делили пустующую ставку, люди не получали.
При этом сами почтальоны в большинстве своём не особенно возмущались и, молча, выполняли эту работу в течение нескольких месяцев. Когда к сортировке попробовали привлечь меня, я сказала: «Бесплатно работать не буду». Славик меня охотно поддержал и тоже отказался сортировать письма. А вот почтальоны постарше тут же стали кричать, доказывая, что мы не выполняем и половины своих обязанностей. К счастью, после нашей со Славиком забастовки в отделение всё-таки прислали сортировщика.
На самом деле о буднях почты можно рассказывать очень долго. Там теряется всё: письма, мелкие пакеты (даже те, которые не успел забрать Славик на подарки своим девушкам). Клиенты недовольны, пишут жалобы, но помочь им ты не можешь. За полгода из отделения помимо меня ушли два почтальона и несчётное количество операторов связи. Остаются только те, кому некуда больше идти: парни, проходящие альтернативную службу, и женщины, которые работают в этом отделении уже много лет.
В тему
8313
3
19